Архив статей журнала
В статье выявлено использование наиболее оптимальных технологий внедрения цифровых сервисов в сферах туризма и гостеприимства. Крайне важно, эффективно внедрять IT-технологии на предприятиях группы сервиса, а именно, сферы туризма и индустрии гостеприимства в эпоху цифрового развития общества. Ведь предоставления качественных услуг в этих сферах улучшает качество и уровень жизни населения, влияя на улучшение производственных показателей их деятельности и многое другое. В данной статье обозначены преимущества использования цифровых технологий в повышении цифровой активности потребителей услуг сферы туризма и гостеприимства и эффективность работы предприятий группы сервиса. Описаны факторы, влияющие на принятие решения туристов при проведении времени досуга и отдыха населения с учетом цифровых технологий. Исследованы скорости передачи данных в гостиницах и на предприятиях общественного питания, в сравнении с данными по все РФ. Сделаны соответствующие выводы о внедрении цифровых сервисов на предприятиях группы сервиса, что подтверждается эффективностью функционирования предприятий сферы туризма и индустрии гостеприимства.
Сформированный в России рынок e-travel претерпел масштабную трансформацию, которую обусловили динамика потребления услуг сферы гостеприимства, переориентация спроса из-за геополитических угроз на внутренний туризм, уход из-за санкций крупных зарубежных онлайн-сервисов, повышение цифровых компетенций и доверия населения к отечественным онлайн-сервисам. Развитие рынка e-travel способствует повышению уровня удовлетворенности потребителей, упрощает операционные процессы в средствах размещения: бронирования, регистрации заезда, управления запросами гостей и обслуживания номеров.
Туризм в Российской Федерации в настоящее время динамично развивающаяся отрасль, обладающая высоким мультипликативным эффектом, обеспечивая загрузку и смежных отраслей экономики. Существует огромное количество различных туристических направлений, перечень которых постоянно расширяется, учитывая потребительские предпочтения населения. В статье представлены теоретические и практические аспекты проведения анкетирования в сфере туризма. Рассмотрены основные этапы проведения опроса: составление анкеты, проведение анкетирования, обработка полученных результатов. Проведенное анкетирование позволило определить пол, возраст туристов, их уровень доходов и средних размер суточных расходов во время туристической поездки; способы организации отдыха; наиболее привлекательные направления для отдыха и его продолжительность. Также туристы выделили препятствия и ограничения, с которыми столкнулись во время туристической поездки по региону. Полученная информация полезна как для представителей реального сектора экономики (туроператоров, турагентов и др.), так и для специалистов республиканских органов исполнительной власти, в том числе для выявления приоритетных направлений и определения первоочередных задач по развитию туризма в регионе.
В статье выделены культурные и исторические особенности Иркутской области: озеро Байкал, историческое наследие, декабристское наследие, этнокультурное разнообразие, православное наследие. Проведен анализ отражения культурных и исторических особенностей региона в сфере предоставления услуг размещения Иркутской области. Предложены меры, направленные на расширение возможностей использования историко-культурного наследия региона в сфере предоставления услуг размещения для повышения привлекательности и конкурентоспособности туристкой инфраструктуры и туристского продукта, привлечения новых туристов и стимулирования социально-экономическое развитие региона.
Республика Узбекистан имеет богатый опыт развития туристской индустрии. Успешные практики развития туризма, используемые в Республике Узбекистан, могут быть адаптированы в регионах Российской Федерации. Особое внимание в статье уделено стратегиям, позволившим Узбекистану значительно увеличить туристический поток и диверсифицировать туристический продукт. В статье проанализированы меры государственной поддержки отрасли, среди которых внедрение системы электронных виз, упрощение процедур регистрации для иностранных туристов и развитие туристской инфраструктуры. Представлен опыт создания свободных туристских зон, например, «Чарвак», с особым налоговым и таможенным режимом, что может быть релевантным для территорий с высоким туристским потенциалом. Развитие халяль-туризма в регионах Российской Федерации, обладающих богатым исламским наследием, представляет собой перспективное направление для стимулирования экономического роста и укрепления культурных связей. В частности, регионы, с исторически сложившимися мусульманскими общинами, такие как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, а также регионы Северного Кавказа, обладают значительным потенциалом для привлечения туристов, ориентированных на соблюдение норм ислама. Представляет интерес и опыт Узбекистана в развитии гастрономического туризма, включая организацию фестивалей национальной кухни и создание тематических туристических маршрутов. Адаптация данных практик требует учета региональных особенностей и культурного контекста.
В статье проанализированы изменения показателя «длительность пребывания в коллективных средствах размещения» в период с 2010 по 2023гг. в РФ и по федеральным округам. Определена взаимосвязь длительности пребывания с целью пребывания, типом средств размещения, инфраструктурой средств размещения, целевой аудиторией и используемыми каналами бронирования. Выделены причины и установлены последствия сокращения длительности пребывания туристов в средствах размещения РФ.
Статья посвящена исследованию глэмпинга как современного направления в экологическом туризме. Рассмотрена сущность понятия «глэмпинг», определены его преимущества и недостатки. Осуществлен сравнительный анализ глэмпинга и кемпинга по основным критериям. Определены современные тенденции развития глэмпинга в России. Осуществлен SWOT-анализ условий и перспектив становления глэмпинга в Республике Крым. Обобщена информация о наиболее популярных глэмпингах Крыма. Обоснована необходимость осуществления комплекса мер по развитию глэмпингов на территории Крыма. Разработана дорожная карта реализации концепции развития глэмпинг-туризма в Республике Крым.
Рост туристского спроса по внутренним направлениям способствует развитию туристского предложения и обуславливает трансформации в процессах обслуживания. Цифровые сервисы способствуют расширению коммуникационных возможностей и доступа к сформированному предложению в сфере туризма, обладают определенными социальными и экономическими преимуществами электронных продаж и дают синергетический эффект для развития сферы туризма регионов и страны в целом. Перспективы цифровых сервисов в туризме связаны с дальнейшим внедрением сквозных технологий и совершенствованием процессов обслуживания туристов.