Архив статей журнала

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ, ИЛИ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Константинова Людмила Анатольевна, Тарасова Елена Николаевна, Прокопьева Татьяна Аркадьевна

В статье анализируются проблемы межкультурных взаимодействий, предлагается инновационная методика подготовки иностранцев к полноценному меж-культурному диалогу, адекватному межличностному общению на неродном для них русском языке. Подчеркивается, что тексты устного народного творчества (былины и сказки), представляющие собой кладезь национальной мудрости, средоточие «духа народа», способны «погрузить» индивида в определенный фрагмент «картины русского мира». Однако без специальной лингвокультурологической адаптации под руководством преподавателя-русиста они не могут адекватно восприниматься, а тем более интерпретироваться инофоном.

Сохранить в закладках
ОПЫТ АНАЛИЗА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УЧЕБНИКЕ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВОВ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 6 (2024)
Авторы: Никитина Любовь Андреевна

В подготовке будущего учителя актуальными являются не только знания о содержании предметного обучения, но и владение способами и средствами анализа методического сопровождения учебника в организации его изучения с детьми. Умение «читать» учебник предполагает со стороны учителя извлечение информации о предмете («что предстоит изучить?»), способов методического оснащения («как организовать изучение?»), возможностей вовлечения детей в процесс учения («как построить взаимодействие?»). Тем самым будущие педагоги учатся строить диалог с учебником, отвечая на основные вопросы методики: «чему?», «зачем?», «как?» и «почему?». Особую значимость приобретает в этом случае изучение методического сопровождения учебников по литературному чтению, поскольку на уроке предстоит организовывать не только чтение произведения, но и вовлечение детей в диалог. Анализ методического сопровождения в учебнике становится образовательным средством, когда будущие педагоги не просто «считывают» учебно-методический материал, а сами пробуют выполнить задания за детей, обосновывая при этом их назначение и форму представления, в процессе чего открывают методические приемы организации диалога. В этом отношении анализ учебного пособия М. П. Воюшиной «Литературное чтение» учебно-методического комплекта «Школа диалога» позволил вовлечь будущих учителей в открытие и изучение специфики методической организации диалогового обучения.

Сохранить в закладках