Архив статей журнала

ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ДИНАМИКИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ЗАЩИТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ НАУЧНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МЫШЛЕНИЯ ЗА ПЕРИОД С 1980 ПО 2022 Г.) (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Зверев Сергей Михайлович

Замысел работы состоял в преодолении противоречия между большим массивом диссертационных исследований во времени и отсутствием необходимых методологических средств их анализа и обобщения. Он был реализован комплексным анализом статистических результатов раскрытия специфики динамики роста психолого-педагогических знаний о мышлении, объективированных в текстах диссертационных исследований. Методом параллельной периодизации однокачественной динамики показателей временных рядов диссертационных защит были получены соответствующие количественные итоги. Базой исследования стали 592 исследований мышления, извлеченных из 21 886 диссертационных работ за период с 1980 по 2022 гг. Результаты исследования. Динамика была осмыслена кумулятивным процессом накопления научных знаний и охарактеризована формальным развертыванием исследований мышления. Выявлен феномен одновременности диссертационных защит во времени. Она характеризуется совокупностью компонентов естественного и искусственного процессов, обусловливающих их рост. Естественный компонент предопределен теоретико-познавательными предпочтениями субъектов научной деятельности. Искусственный компонент зависит от политико-экономических и социально-психологических факторов воздействия. Проведен анализ их влияния на характер динамики защит диссертаций. Проявлено более 80 видов мышления с характеристиками особенностей их тематической направленности. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования правомерно считать одним из критериев квалификации и оценки динамики процессов роста научных знаний, планирования и координации программ исследований научными и проектными организациями. Они могут послужить для ориентации научных и педагогических работников в основных тенденциях развития научного гуманитарного знания.

Сохранить в закладках
О ФАКТОРАХ И МЕХАНИЗМАХ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОАНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Зверев Сергей Михайлович

Используя достижения разных антропологических «измерений» образования в социально-гуманитарном познании, в статье впервые представлена содержательно-смысловая трактовка факторов как побуждающих причин процесса развития антропологического знания об образовании человека и механизмов, приводящих его в действие. Факторы развития антропологических знаний об образовании человека характеризуются: а) субъектностью как ценностно-смысловой конструктивной позицией человека, определяющей его познавательно-преобразующую нацеленность на создание нового знания; б) методологической рефлексией, содействующей развитию антропологической аксиоматики и уточнению инструментальных средств познания, обуславливающей критическое переосмысление антропологических представлений об образовании человека, а также усовершенствование средств и способов познавательно-преобразующей деятельности; в) влиянием научно-технологического прогресса, обуславливающего направленность развития гуманитарно-антропологических знаний преодолевать разрывы между достижениями научного прогресса и эффективностью превращать их в инновационный образовательный продукт; г) социально-политическими и социокультурными причинами, побуждающими создавать новые научные знания, отвечающие растущим вызовам современности и предопределяющие эффективность их практической реализации в сфере образования. Разнообразие механизмов развития антропологического знания представлено описанием методов: заимствования смысловых значений из других систем знаний; наследования; обогащения предметно-тематического содержания; интеграции; категоризации; комплексного развития знаний в контексте системного представления об уровне развития современного образования. Выдвигается условие для его поступательного совершенства. Дается оценка перспектив создания целостного гуманитарно-антропологического знания об образовании человека.

Сохранить в закладках