Архив статей журнала
Целью пилотного исследования стало выявление проблем, дефицитов и условий обеспечения готовности педагогов-психологов к эффективной профессиональной деятельности по психологической поддержке обучающихся с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающихся детей в инклюзивной школе. Методы исследования представляли собой инструменты самооценки готовности и способности к психолого-педагогическому сопровождению в условиях инклюзивного образования, разработанные на основе компетентностного и деятельностного подходов, которые включали в себя 4 опросника: отношение к инклюзии, намерение реализовать инклюзивные практики, рефлексия трудностей и самоэффективность в реализации инклюзивных практик. Общий объем выборки составил 89 респондентов, которые представляли собой имеющих высшее образование педагогов-психологов инклюзивных школ из 5 регионов России. Ответы на вопросы анкеты собирались дистанционно через систему «Anketolog». Выполнялась описательная статистика по опросникам (M±SD), проводились проверка на нормальность распределений ответов по опросникам по критерию Колмогорова‒Смирнова и корреляционный анализ по Спирмену. Исходя из средних значений баллов по ответам определялся рейтинг ответов по опросникам «Эффективность» и «Трудности». Анализ результатов ответов на утверждения опросников показал умеренную положительную корреляцию между всеми опросниками, кроме опросника трудностей, где имела место отрицательная корреляция, что соответствует результатам ранее проведенных исследований по аналогичным опросникам. Практически у всех респондентов наблюдается положительное отношение к идее инклюзии и позитивная самооценка своей готовности и способности к реализации психолого-педагогической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями. Отношение педагогов-психологов к трудностям реализации инклюзии в школе, выраженное значением 2,714, соответствует превалирующему выбору ответов по ликертовской шкале между «Не определился» (3 балла) и «Скорее не согласен» (2 балла), что отражает преимущественно несогласие респондентов с наличием трудностей в своей работе, включая несогласие с отсутствием поддержки администрацией школ. Таким образом, в условиях поддержки школами педагоги-психологи проявляют положительное отношение к инклюзии и оценивают свою эффективность по сопровождению обучающихся на высоком уровне.
В современном мире происходят глобальные социальные трансформации, влияющие на человека. Это влияние может негативно сказываться на представителях подрастающего поколения – студенческой молодежи, не обладающей личностной и социальной зрелостью, находящейся в процессе профессионального становления. Проблема исследования заключается в выявлении ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. В статье представлен обзор научных работ с 2019 по 2023 годы с использованием электронных библиографических баз данных РИНЦ и Scopus. Было проанализировано более 70 научных статей с результатами теоретических и эмпирических исследований проблемы ресурсов психологической безопасности человека в напряженной социокультурной среде. В проанализированных исследованиях респондентами были жители, проживающие на территориях с особыми условиями, в ситуации военных конфликтов; молодежь, обучающаяся в условиях напряженной социокультурной среды. На основании результатов систематического обзора предложена теоретическая модель, включающая внешние и внутренние ресурсы психологической безопасности студенческой молодежи в напряженной социокультурной среде. В качестве ключевых внешних ресурсов определены особенности социализации студентов и ресурсы образовательной среды. В качестве внутренних – когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект, выступающие как основные ресурсы для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие и обеспечения психологической безопасности студентов. Предложенная теоретическая модель может служить основой для разработки программ психологического сопровождения студентов. Перспективы исследования могут быть представлены в контексте эмпирической верификации теоретической модели. Портал психологических изданий PsyJournals. ru — https://psyjournals. ru/journals/psyedu/archive/2024_n2/Baeva_Laktionova_et_al [Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования — 2024. Том 16. № 2]
В современном мире происходят глобальные социальные трансформации, влияющие на человека. Это влияние может негативно сказываться на представителях подрастающего поколения – студенческой молодежи, не обладающей личностной и социальной зрелостью, находящейся в процессе профессионального становления. Проблема исследования заключается в выявлении ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. В статье представлен обзор научных работ с 2019 по 2023 годы с использованием электронных библиографических баз данных РИНЦ и Scopus. Было проанализировано более 70 научных статей с результатами теоретических и эмпирических исследований проблемы ресурсов психологической безопасности человека в напряженной социокультурной среде. В проанализированных исследованиях респондентами были жители, проживающие на территориях с особыми условиями, в ситуации военных конфликтов; молодежь, обучающаяся в условиях напряженной социокультурной среды. На основании результатов систематического обзора предложена теоретическая модель, включающая внешние и внутренние ресурсы психологической безопасности студенческой молодежи в напряженной социокультурной среде. В качестве ключевых внешних ресурсов определены особенности социализации студентов и ресурсы образовательной среды. В качестве внутренних – когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект, выступающие как основные ресурсы для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие и обеспечения психологической безопасности студентов. Предложенная теоретическая модель может служить основой для разработки программ психологического сопровождения студентов. Перспективы исследования могут быть представлены в контексте эмпирической верификации теоретической модели. Портал психологических изданий PsyJournals. ru — https://psyjournals. ru/journals/psyedu/archive/2024_n2/Baeva_Laktionova_et_al [Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования — 2024. Том 16. № 2]