Архив статей журнала

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АФГАНИСТАНЕ (2025)
Выпуск: № 2 (18) (2025)
Авторы: ХАЙ УДИН Ш.У., Червова Альбина Александровна, Смирнова Ольга Анатольевна

В статье рассматривается процесс становления и развития системы общего среднего образования в Афганистане, изучению которого в российской научно_педагогической литературе уделено недостаточно внимания. Система общего среднего образования Афганистана насчитывает несколько периодов, начиная с 3-7 века до нашей эры, когда было распространено учение Брахманы. Один из этапов, который приходится на 10-е века нашей эры, характеризуется распространением ислама через арабских мусульман. Особый период длился с начала 18 до конца 19 века, когда в 1875 году в Кабуле были созданы школы в полусовременной форме. Одним из последующих важных периодов являлся приход в Афганистан граждан СССР (1978-1992 гг.), когда в обществе началась ликвидация безграмотности. В настоящий период происходит бурное развитие как среднего, так и высшего образования после окончательного прихода эмирата Талибан в 2022 году. Общее среднее образование учащихся от начальной школы до окончания среднего общеобразовательного учреждения включает в себя четыре этапа. В Афганистане учебный год в государственных школах обычно начинается 21 марта, в день праздника Навруз. Система оценивания в афганских школах основана на стобалльной шкале. Общая оценка складывается из нескольких компонентов: посещаемость, выполнение домашних заданий, работа в классе, результаты экзаменов и зачетов. Для перехода в следующий класс учащийся должен набрать не менее 40 баллов из 100. Если этот порог не достигнут, ученик остается на второй год. В Афганистане образование и обучение предназначены не только для детей, подростков и молодежи, но и для неграмотных и малообразованных взрослых, разработана система ликвидации безграмотности среди них. Целью Министерства образования Афганистана является обеспечение страны необходимой рабочей силой. Об этом, в частности, сказано во второй статье Закона Министерства образования, утвержденного в 2007 году.

Сохранить в закладках
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У НОРМОТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2025)
Выпуск: № 2 (18) (2025)
Авторы: Родионова Юлия Николаевна, Янбухтина Марина Александровна

В статье приводятся данные, полученные в результате экспериментального изучения развития грамматического строя речи у нормотипичных детей и детей с ОНР старшего дошкольного возраста. В центре внимания исследования было изучение словоизменения, суффиксального способа образования имен прилагательных, имитация и самостоятельное составление предложений по сюжетным картинкам. Результаты изучения грамматического строя речи представлены в сравнительном аспекте.

Сохранить в закладках
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АФГАНИСТАНЕ (2025)
Выпуск: № 2 (18) (2025)
Авторы: Червова Альбина Александровна, ХАЙ УДИН Ш.У., Керемли Ниджат Вахид оглы

В статье рассматривается становление и развитие системы высшего образования в Афганистане, начало которой положено 1 ноября 1932 года с открытием медицинского факультета в Кабуле, что было необходимо в связи с низким уровнем медицинского обслуживания населения в этой стране и нехваткой медицинских кадров высокой квалификации. Высшее образование в Афганистане опиралось на состояние общего образования, которое осуществлялось при буддийских и исламских школах, а также мечетях, впоследствии они превратились в современные колледжи. В Афганистане учащиеся, получившие законченное среднее образование, поступают в университет через Kankor (Конкур) – национальный вступительный экзамен. В Афганистане существуют 165 высших учебных заведений, одобренных Министерством высшего образования, из которых 39 являются государственными и 126 – неправительственными, где обучается около 400 тысяч студентов. Эти показатели невелики по сравнению с европейскими и российскими вузами, что открывает большие перспективы для привлечения афганских студентов в нашу страну.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2025)
Выпуск: № 2 (18) (2025)
Авторы: БЕЛИКОВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Статья посвящена одной из широко обсуждаемых проблем педагогической науки и образовательной практики - развитию навыков самопрезентации у младших школьников. Понятие «самопрезентация» и ее сущность раскрывается в многочисленных работах зарубежных и отечественных ученых, однако единого мнения в отношении структуры самопрезентационных навыков и способов их развития не сформировалось. На основе теоретического анализа в статье раскрыта структура навыков самопрезенатции и предложен диагностический инструментарий для их измерения. Одним из самых результативных средств развития навыков самопрезентации у младших школьников является исследовательская деятельность. Она содействует развитию критического мышления, коммуникативных навыков, формирует уверенность в себе, повышает самооценку, развивает способность к рефлексии. Представленные в статье программа и алгоритм позволяют успешно решать задачи развития навыков самопрезентации у младших школьников в процессе исследовательской деятельности.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2025)
Выпуск: № 1 (17) (2025)
Авторы: Еремеева Ольга Александровна, Газизова Фарида Самигулловна

Актуальность предпринятого в данной статье исследования обусловлена тем, что в системе практико-ориентированных заданий, разработанных в целях обеспечения коммуникативного взаимодействия школьников, не всегда уделяется внимание возможностям приема межъязыковых сопоставлений. Между тем такой прием наиболее эффективен при изучении родного и первого иностранного языков. Он также способствует актуализации межпредметных связей. Межъязыковые сопоставления обеспечивают такое коммуникативное взаимодействие, которое позволяет школьникам видеть взаимосвязь между изучаемыми языками, что способствует повышению их мотивации, формирует у детей навыки критического мышления, поскольку они учатся рассуждать о различиях и сходствах, выстраивать логические связи и делать обоснованные выводы. С помощью игры можно снять психологическое утомление, ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у детей организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

Сохранить в закладках