Архив статей журнала
Статья посвящена осмыслению и оценке изменений, происходящих в самоидентификации молодых людей под воздействием новых медиа, особенно в региональном аспекте. Потребность в такой оценке видится особенно актуальной в национальных регионах, в частности, в свете происходящих и происходивших в 2023–2024 гг. трагических событий в Республике Дагестан. Произошедшее отчасти связано с искажениями в восприятии информации, которые обусловлены социокультурными и конфессиональными особенностями, специфическими условиями полиязычной и поликультурной среды. Перенос массовой и социальной коммуникации в сеть, помимо объективных возможностей для укрепления социальных связей, привел к целому ряду проблем. Их решение автор видит в сфере образования и воспитания, а именно в локальной адаптации образовательных практик в зависимости национальной и конфессиональной принадлежности, соизмеримости знаний с современными требованиям, роли региональных (национальных) лидеров мнений как источников практически значимых знаний. Учитывая высокую восприимчивость дагестанской молодежи к распространяемой в новых медиа и социальных сетях информации, автор предлагает актуализировать интеллектуальную и воспитательную работу с молодёжью, создавая тем самым основу для адекватной самоидентификации молодых людей, говорящих на различных языках и имеющих социокультурные различия. Одним из решений может быть появление образовательных и интеллектуальных площадок, способствующих созданию и развитию мировоззренческих основ молодежи в целях приобщения к истории, образованию, науке и культуре Дагестана.
Статья посвящена теоретическому осмыслению коммуникации молодежи в пространстве цифровых платформ, популярность которых многократно повысилась после пандемии 2020-2022 годов и связанного с ней продолжительного локдауна. Это привело к трансформации процессов взаимодействия в различных социальных группах, но в авангарде пользователей и создателей платформ и сетевых сообществ оказалась молодые люди в силу своей высокой социальной активности, относительно высокой цифровой грамотности и гибкости в принятии инноваций. Для операционализации основных тенденций коммуникации молодежи на цифровых платформах в статье используется понятие «вовлеченность» в теоретико-методологической трактовке И. Гофмана и предложенной им концепции ритуала взаимодействия (interaction order). Анализ статистических данных и недавних научных публикаций, посвященных цифровым практикам молодежи, позволил выявить следующие значимые, на взгляд авторов, процессы. Во-первых, значительный рост популярности в молодежном сегменте закрытых платформ (Discord, Telegram) может свидетельствовать о стремлении пользователей к взаимодействию вне навязанной в социальных сетях публичной самопрезентации, но к таким сервисам, в которых можно «быть самим собой», что можно охарактеризовать как цифровой бэкстейдж (Гофман), способствующий формированию «реальной идентичности» без непосредственной привязки к публичной самопрезентации онлайн. Во-вторых, ощущение изоляции или FOMO (fear of missing out / страх упустить что-то важное), в целом свойственное молодым людям в процессе социализации, хотя и способствуют вовлечению в коммуникативные практики онлайн, не преодолеваются одним лишь участием в сетевых сообществах даже при высокой активности пользователей, что может быть выражено как парадокс «одиночества в сети» (Вишневский). В целом, цифровые платформы способствуют вовлечению молодежи в сетевые формы взаимодействия, и собственно процесс социализации в значительной мере перенесен онлайн. Понимание структуры цифровых взаимодействий молодых людей может основываться на концепциях И. Гоффмана (представление себя другим; эссе об организации повседневного опыта), при этом уже сегодня опыт коммуникативных практик молодежи дает основания говорить о качестве вовлеченности с позиций формирования «реальной идентичности» и создания в процессе повседневного коммуникативного опыта устойчивых социальных связей.
В работе приводятся результаты исследования, которое посвящено изучению отношения к логотипу «Год семьи – 2024» в России в контексте популяризации семейных ценностей и анализа ценностно-смысловых ориентаций молодежи. Раскрывается роль социально-психологических факторов в обеспечении соответствия и уникальности социорекламного продукта внутренним ожиданиям и установкам целевой аудитории. В статье показано, что личностные ценностно-смысловые установки респондентов в рамках отношения к изображению и их различия во внутренних приоритетах определяют выбор оценок в предпочтениях элементов, составляющих образа логотипа. Исследование позволило выявить, что убеждение в стремлении достигать эмоциональной насыщенности и продуктивности жизни, «любви», ориентироваться на счастье окружающих и переживанию прекрасного в природе и искусстве проявляется в одобрении образа большой и дружной семьи, названии кампании и ее цветовых решений. Отрицательное отношение к логотипу было выявлено у людей с доминирующими ценностями «познание» и «свобода», и стремлением полностью контролировать события своей жизни, что проявляется в несогласии с утверждением создавать семью, как на изображении, в неприятии идеи о том, что семья должна быть такой же большой и слогана «Нам есть куда расти». Авторы поднимают вопрос о том, каким образом формируется отношение к инструментам популяризации семейных ценностей и какова должна быть форма и содержание коммуникаций, взаимодействия, информационно-психологического сопровождения общественных кампаний, проводимых в рамках социальной и семейной политики, когда особое значение приобретает понимание социально-психологических закономерностей в повышении эффективности технологии Public Relations и информационно-коммуникативной практики. Полученные выводы расширяют представления о существующих возможностях управления общественным мнением, выстраиванием взаимоотношений общества и государственных структур, в условиях актуальных изменений в социальных процессах, информационно-цифровых факторах, влияющих на общественного сознание в процессе социализации молодых людей, их включенности в сфере защиты семьи и сохранения семейных ценностей страны.
Реализация современных социокультурных проектов предполагает различные форматы и платформы для потребления информации, начиная от телевидения и заканчивая стриминговыми сервисами. Особенно важным представляется изучение включенности молодежи различных регионов в социокультурное проектирование в его современной модификации – медиапроекты. За теоретикометодологическую основу данной статьи взяты интегральный подход к изучению культуры П. А. Сорокина и системный подход к изучению общества Т. Парсонса, а также теории изучения масс-медиа М. Маклюэна, Р. Дебре и других авторов. Медиапроекты как разновидность социальных проектов представлены с точки зрения их систематизации и реализации в регионах (Курская и Челябинская области, г. Санкт-Петербург). В статье представлены данные авторского эмпирического исследования включенности молодежи в региональные медиапроекты, на основе которых сделаны соответствующие выводы и рекомендации. Подчеркивается активная позиция молодежи региона по отношению к реализации медиапроектов различной направленности, с одновременным расширением пространства социокультурного проектирования.
Культура повседневности формирует ценности и смыслы человеческой жизни. С целью получения данных о месте и роли цифровой среды в жизни современных студентов было проведено анкетирование. Опрос охватывал составляющие жизни студентов, которые связаны с учёбой, взаимоотношениями с близкими людьми, повседневными делами, интересами и увлечениями. Теоретико-методологическими подходами к рассмотрению культуры повседневности молодёжи и коммуникации в цифровой среде выступают системный и комплексный. Специфика исследования выявила необходимость применения причинно-следственного анализа изучаемых явлений. Изменяя форматы взаимодействия с близкими людьми, официальными структурами, образовательными организациями, цифровая среда формирует новую культуру повседневности. При этом очевидно, что вслед за изменением форм коммуникации будет изменяться и содержание, ценности этого взаимодействия. Результаты исследования могут быть применены в философии, культурологии, педагогике.
Статья посвящена вопросу профессиональных ценностных ориентаций специалистов по связям с общественностью в контексте формирования и управления общественным мнением и в условиях новых социальных вызовов. Медиапространство личностного становления широкого круга медиаспециалистов связано с определенными профессиональными рисками. Высокий уровень медиаактивности современной молодежи, в том числе студенческой, в свою очередь, лишь повышает уровень этих рисков. Так, соответствующие отрицательные последствия сопряжены с возможным возникновением профессиональной деформации, нарушением психоэмоционального состояния специалиста (профессиональное выгорание и др.), дестабилизацией его системы ценностных ориентаций. Анализ теоретического и эмпирического материала, в том числе некоторые результаты авторского исследования на тему медиаграмотности будущих специалистов по связям с общественностью, свидетельствуют о наличии определенных опасений в отношении понимания и сформированности у будущих медиаспециалистов профессиональных ценностных ориентаций. Специалисты по связям с общественностью принимают непосредственное участие в формировании и наполнении информационного пространства и его повестки, оказывают значительное влияние на настроения в обществе и социальную действительность, на предпочтения и взгляды целевой аудитории. Результаты исследования позволяют авторам утверждать, что в современных условиях актуальность создания системы развития профессиональных ценностных ориентаций специалистов по связям с общественностью, учитывающей новые риски современной социальной действительности, приобрела острую необходимость. Подобная система должна быть направлена на создание безопасного информационного пространства, защищенного от фейковой и заведомо ложной информации, негативных манипуляций общественным сознанием.