Архив статей журнала
Социальное явление наемничества развивается многие столетия, но в XX-XXI веках оно приобрело новое измерение в результате появления частных военных и охранных компаний (ЧВК/ЧВОК). Их участие в конфликтах - от войн эпохи деколонизации в Африке и впоследствии в Афганистане, Ираке, Ливии вплоть до специальной военной операции на Украине - носило и носит весьма масштабный характер и создает новые правовые прецеденты. Классическая Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.) не справляется с задачей международно-правового регулирования деятельности разросшихся ЧВК, поскольку она создавалась для пресечения индивидуального наемничества, а не корпоративного бизнеса по оказанию частных военных и охранных услуг. В последние десятилетия наметились противостояние и конкуренция механизма саморегулирования ЧВК (Инициатива Монтрё и Кодекс поведения компаний), с одной стороны, и разработанного в ООН проекта юридически обязывающей Конвенции ООН о ЧВК, с другой стороны. В данной статье анализируются и обсуждаются принципы регулирования, заложенные в проект Конвенции ООН.
Специальные военные операции связаны с установлением особого правового режима на определенной территории или в отношении определенных действий, а также с особой деятельностью коллективных субъектов и воинских должностных лиц. Трудности международно-правовой и правоприменительной концептуализации порождают различные формы юридического понимания феномена СВО. В статье рассматриваются взаимосвязанные концептуальные, правовые и институциональные аспекты специальных военных операций, в т. ч. применительно к специальной военной операции (СВО) РФ на Украине на разных этапах правового регулирования. В плане дифференциации предмета правового регулирования отмечено, что СВО уже регулируется более чем 30 федеральными законами и подзаконными актами, и данный перечень продолжает пополняться. Выявлена специфика формирования специального законодательства по СВО, образующего отдельную предметную область российского права. Специализация законодательства сначала проявилась на уровне отдельных правовых норм (например, порядка награждения в зоне СВО) и субинститутов (денежное и социальное обеспечение ее участников, порядок частичной мобилизации и т. д.) с последующей оптимизацией и интеграцией правового регулирования в единый правовой институт СВО. Также рассмотрены проблемы правового регулирования военного противоборства в киберпространстве и на море, актуализированные в условиях СВО. Сделан вывод о том, что особенности общественных отношений, подлежащих регламентации в случае СВО, требуют пересмотра некоторых правовых норм и внесения изменений в метод правового регулирования, поскольку сложившиеся к настоящему моменту правовые механизмы не всегда функционируют эффективно.