Архив статей журнала
Статья раскрывает смысловую структуру курса «Основы российской государственности» и показывает его значение для формирования мировоззрения и представления о своей стране у современной молодежи. В центре рассмотрения находится пятиэлементная модель мировоззрения (человек-семья-общество-государство-страна) как концепция «я-идентичности» современного россиянина. Отмечено значение системного момента в виде пяти элементов в качестве отличительной особенности российского мировоззрения в сравнении с англо-саксонской моделью, где преобладает трехэлементная модель. Показано, что российская система ценностей опирается на пентабазис, при этом аксиологическое содержание взаимосвязи его элементов формируется на основе таких цивилизационных констант как созидание и развитие, любовь и доверие, согласие и сотрудничество, сила и ответственность, единство многообразия. Представлена авторская методика преподавания пентабазиса. Метод моделирования «коммуникативной ситуации» строится на основе «Сократической беседы», где преподаватель предлагает студенту пройти собственный путь от первичной «я-идентичности» (человек) к самоопределению себя в рамках страны через «я-идентичности» семьи, общества и государства. Основная задача заключается в том, чтобы студент с помощью беседы с учителем сам реконструировал пятиэлементную модель мировоззрения и актуализировал «я-идентичности» человека, семьи, общества, государства и страны в качестве собственных, а в ходе последующих обсуждений и рефлексии в качестве универсальных категорий. Изучение пятиэлементной модели мировоззрения представлено как интерактивное ментальное упражнением, которое, при правильной методологии преподавания, выполняет функцию системной организации мировоззрения и развития мышления у студента.
Статья посвящена критическому анализу феноменов «культура» и «цивилизация», а также концепта «Русский мир», социокультурной и цивилизационной идентичностям как структурных компонентов формирующейся новой общественной и государственной идеологии «Россия - государство-цивилизация». Показывается актуальность и необходимость в современных исторических, социальных, культурных, религиозных, политических, международных реальностях, глобальных вызовов и столкновения цивилизаций начала формирования государственной идеологии в постсоветской России. Констатируется, что данный процесс поиска основание новой идеологии России основывается на соответствующих указах Президента Российской Федерации и целях внутренней и внешней политики России. Особенно делается акцент на обеспечение государственной, социальной, культурной безопасности всех сфер жизни современного российского общества, связанных с чёткими ориентирами развития России на сохранение традиционных национальных культурных ценностей и духовных инвариантов российского общества. Отдельный анализ дан современного состояния и формирования культурной и цивилизационной идентичности, и их роли в процессе существования и развития государства. Показана историческая связь, противоречивые поиски и преемственность в русской философской, политической, культурной мысли проблематики поиска цивилизационной, культурной идентичности и противостояния Западной цивилизации и его ценностям. Особая роль отведена раскрытию исторического значения, места и роли православного христианства и Русской православной церкви в процессе культурно-национальной и цивилизационной идентичности и истории русского государства и общества. Обозначены имплицитные противоречия и внутренние конфликты феноменов «культура» и «цивилизация» в структуре современного идеологического, политического, социального и культурного поля.
В статье представлен ретроспективный анализ проблемы выбора Россией цивилизационных путей развития в исторической перспективе, которая постоянно возникает в ее историческом контексте при движении в будущее. И в связи с этой, постоянно возникающей проблемой, автор видит способ ее решения в выявлении идентичности и цивилизационного кода России. Значительное внимание уделяется тому факту, что в последний период времени в силу различных причин и обстоятельств Россия, вновь оказавшись на историческом перепутье, делает крен в сторону углубления своей национальной независимости, социокультурного своеобразия и цивилизационного сближения с Востоком. На этом пути возникают опасности отрыва России от многих стран, усиления конфронтации с западной цивилизацией. Альтернативой такому пути развития, по мнению автора, является превращение России в духовный, культурный и цивилизационный мост-посредник между Западом и Востоком и ее качественная трансформация в Востоко-Запад, представляющая собой синтез западной и восточной культуры и цивилизации, с сохранением своей относительной культурно-цивилизационной особости. Именно в выполнении Россией миссии духовно-культурного моста-посредника между Востоком и Западом и превращении в результате этого в синтез Востоко-Запада со своей национальной спецификой представляется ее цивилизационный код. В этой связи в формировании образа будущего России мы не должны связывать свою историческую перспективу с поиском своей цивилизационной идентичности с западным или восточным векторами развития. Лишь на основе глубокого осознания своей культурной самоидентичности мы можем проектировать цивилизационное будущее нашей страны, не игнорируя при этом аккумуляцию всего самого ценного из цивилизационного опыта Запада и Востока. Также как успешное вхождение в будущее и уверенное продвижение в нем будет во многом зависеть от гармоничного совмещения позитивных традиций прошлого с творческим созидательным потенциалом новаций настоящего. Традиционализм в России не должен явно превалировать над новациями и инновациями, выхолащивая из них созидательную энергию, а выступать в качестве благоприятной предпосылки для их реализации. В этом во многом видится залог успешного будущего России.