ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ДУБНА. СЕРИЯ: НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

Архив статей журнала

АСПЕКТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИППОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ (2024)
Выпуск: № 2-3 (2024)
Авторы: Миронов Михаил Владимирович

Иппологическая терминология представляет из себя масштабную систему, ввиду ряда факторов имеющую интерес для углубленного изучения. В статье приводится обзор некоторых направлений, или аспектов, сравнительного изучения такой терминологии в русском и английском языках. С точки зрения структуры, системы обозначения окрасов лошадей в обоих языках представляют семантические категории. Они разделяют многие принципы своей организации с подсистемами семантического поля «цвет» и могут быть рассмотрены в качестве терминологических систем и лексико-семантических групп. Основная часть статьи посвящена обзору особенностей членов рассматриваемых систем, в том числе их структурной организации, этимологии, словообразовательных возможностей, частотности и сочетаемости.

Сохранить в закладках
РИТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (К ИСТОРИОГРАФИИ ВОПРОСА) (2024)
Выпуск: № 2-3 (2024)
Авторы: Семячко Лидия Николаевна

Статья посвящена методике обучения связной речи на уроках родного языка в школе. Объектом исследования стали материалы раздела «Развитие связной речи», а предметом - возможности их обновления за счет педагогически значимых идей риторики. Автор раскрывает подходы к толкованию термина «риторизация», которым называется процесс, заявивший о себе в конце 90-х гг. ХХ в. и оказавший влияние на методику развития речи.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ БИКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В УСЛОВИЯХ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА (2024)
Выпуск: № 2-3 (2024)
Авторы: Волкова Светлана Борисовна, Константинова Елена Валерьевна

Сегодня изучению билингвизма уделяется много внимания, в результате чего возникают различные подходы к определению самого понятия, типов и видов этого явления. В статье рассмотрен феномен бикультурной личности в условиях естественного и искусственного билингвизма. Естественный билингвизм рассматривался на примере двуязычной семьи. Представлены результаты лингвистического эксперимента, проведенного на кафедре лингвистики государственного университета «Дубна» для описания процесса формирования бикультурного компонента при искусственном билингвизме.

Сохранить в закладках
ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА И СТРАХА В АНТИУТОПИЯХ ДЖОРДЖА ОРУЭЛЛА И ОЛДОСА ХАКСЛИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Мелешко Диана Олеговна, Дмитриева Вероника Сергеевна

Проанализирован набор вербальных и невербальных средств выражения эмоций, выступающих маркерами страха и гнева коммуниканта в антиутопиях Джорджа Оруэлла «1984» и Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». В ходе анализа обнаружена корреляция между силой испытываемой эмоции и объемом средств для их выражения. Для достоверного определения эмоции необходимо учитывать не только вербальные и невербальные средства, но и иные экстралингвистические факторы - контекст, характер коммуниканта, его настроение, происхождение и общий эмоциональный фон, в котором он пребывает.

Сохранить в закладках
ЯЗЫК КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ: МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА, ПОСВЯЩЕННОГО 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И. Б. ШАТУНОВСКОГО (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Волкова Светлана Борисовна, Мелешко Диана Олеговна

В ноябре 2024 года состоялся Круглый стол, посвященный 75-летию со дня рождения известного ученого - Ильи Борисовича Шатуновского. Работы автора, в том числе три монографии, остаются актуальными и по сей день. Преподаватели университета «Дубна», ученики и бывшие студенты И. Б. Шатуновского собрались, чтобы почтить его память, поделиться теплыми воспоминаниями, представить доклады, так или иначе связанные с деятельностью профессора. Темы докладов носили разнообразный характер: некоторые из них были посвящены вкладу И. Б. Шатуновского в развитие теории иронии и речевых актов в русском языке, в исследование фразеологизированных риторических вопросов и изучение лингвистической семантики и прагматики; другие - методическим особенностям преподавания русскоязычных и англоязычных дисциплин и некоторым аспектам лингвистики и филологии, а часть докладов раскрывала вопросы по смежным темам, например, о малых языках русского севера.

Сохранить в закладках