Архив статей журнала
Действующая Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. не решила ряда стоящих в данной сфере задач. Высоким остается уровень дифференциации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, их бюджетной, и инфраструктурной обеспеченности. Не обеспечен равный для граждан доступ к гарантированным государством услугам. Действующие механизмы размещения производительных сил и расселения населения зачастую носят несистемный характер. Кроме того, к настоящему времени существенно изменились внешние и внутренние условия раз - вития экономики и социальной сферы страны. В состав Российской Федерации вошли четыре новых региона. Концентрация населения и объектов инфраструктуры в крупнейших городских агломерациях мешает преодолению региональных диспропорций. Актуальной остается задача обеспечения единства правового, экономического, финансового, социального, культурного и образовательного пространства. Остро стоит вопрос продолжающегося сокращения численности населения тер - риторий Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также Арктической зоны Российской Федерации. Недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры ограничивает потенциал регионов, сдерживает решение задач по повышению связанности территории страны. Поэтому задача по сглаживанию межрегиональных диспропорций посредством максимально полного раскрытия собственного потенциала регионов и муниципальных образований, по созданию комфортной среды жизнедеятельности граждан на всей территории страны имеет стратегическое значение. На это направлен проект разрабатываемой Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. В статье предпринята по - пытка ответить на вопрос: насколько новый вариант Стратегии способен решить накопившиеся в данной сфере проблемы?
Формирование стратегии пространственного развития России пред - полагает полноформатный учет «тектонических сдвигов» в современном мироустройстве и связанных с ними геополитических ориентиров и вызовов. Цель статьи – инвентаризируя разноаспектные проявления учета геополитического фактора в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», а также в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года», высветить сохраняющиеся проблемные области в отечественном стратегировании пространственного развития, а также перспективные направления его коррекции с учетом динамики глобальных изменений. Акцентирована, в частности, необходимость обеспечения сочетания доминирующих ныне централистских (обще - федеральных) подходов с существенно большим учетом региональной (муниципальной) специфики, а также этногеографического фактора. Показана геополитическая целесообразность сочетания сдвига на Восток и Юг с обеспечением фактической многовекторности пространственного развития России. Обоснована необходимость смещения акцента с геостратегических территорий в пользу полимасштабного проблемно-целевого районирования, увязанного с расширением и уплотнением сети опорных населенных пунктов, идентифицируемых в т. ч. в связи с этногеографическими особенностями и геополитическими интересами страны.