Архив статей журнала
Введение. Приводятся официальные статистические данные, подтверждающие актуальность темы исследования, подчеркивается ее теоретическая и практическая значимость. Делается краткий экскурс работ ученых-процессуалистов, ранее изучавших отдельные аспекты данной проблематики; анализируется зарождение основ обеспечения безопасности в отечественном уголовно-процессуальном праве, в связи с чем перечисляются базовые документы, содержащие соответствующие нормы.
Цель исследования. На основании изучения теоретических и нормативных аспектов по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства; ретроспективного анализа наиболее значимых изменений, положительно отражающихся на правоприменительной деятельности, осуществить оценку действующего законодательства и аргументировать пути его совершенствования.
Методологическая основа исследования. При проведении исследования применялись частнонаучные методы: формально-логический, сравнительно-правовой, системного анализа. Кроме того, в процессе написания статьи проводился социологический опрос следователей и дознавателей территориальных органов внутренних дел. Осуществлялось доктринальное толкование отдельных правовых норм, регулирующих вопросы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
Результаты исследования. Аргументируется необходимость дополнения частью 3.1 статьи 11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях определения места хранения постановления (определения) о применении мер безопасности; увеличения размера выплат единовременных пособий членам семьи погибшего (умершего) защищаемого лица, а также увеличения единовременных пособий самому защищаемому лицу в случае причинения вреда его здоровью; изменения названия статьи 16 Федерального закона № 119 О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства с выделением в ней частей 1 и 2, содержащих поводы и основания для применения мер безопасности.
Вывод. Автором проанализировано зарождение и развитие института обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, сделан вывод о необходимости дальнейшей оптимизации действующего законодательства, усиления социальных гарантий, процессуальных и внепроцессуальных особенностей обеспечения безопасности анализируемой категории лиц.
Рассматриваются приоритетные направления работы правоохранительных органов, связанные с особенностями организации и осуществления контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса.
Топливно-энергетический комплекс является ключевым сектором экономики, поскольку обеспечивает энергией различные отрасли промышленности и бытовые потребности граждан. Поэтому безопасность и надлежащая организация контроля на объектах этого комплекса имеют стратегическое значение для общества.
Обобщены особенности организации и осуществления контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса, и определены приоритетные направления работы правоохранительных органов в данной сфере. В основе исследования лежит анализ существующих методов и подходов к контролю, а также выявление основных угроз и рисков, связанных с безопасностью в данной отрасли. В частности, раскрывается сущность работы правоохранительных органов, направленной на предотвращение и раскрытие террористических актов, которые могут угрожать безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, на борьбу с экономическими преступлениями, предупреждение аварий и катастроф, а также обеспечение личной безопасности персонала.
Рассмотрены вопросы организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса. Проведен анализ обобщенной практики государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности топливно-энергетического комплекса на примере Воронежской области в период с 2021 по 2023 год.
Вносятся предложения по конкретизации деятельности правоохранительных органов и сосредоточению усилий в указанных приоритетных направлениях работы для обеспечения безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса. Анализ и реализация приведенных рекомендаций помогут снизить уровень рисков и повысить безопасность в данной отрасли, что окажет положительное влияние на экономику, экологию и общество в целом.