ISSN 2658-3186
Язык: ru

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архив статей журнала

ПОЛИТИКА И МЕТАФИЗИКА В РОМАНЕ ФИЛИПА К. ДИКА «ЧЕЛОВЕК В ВЫСОКОМ ЗАМКЕ» (2025)
Выпуск: Т. 9 № 1 (2025)
Авторы: Вихрова Ксения Александровна

В статье проводится анализ романа американского фантаста Филипа Киндреда Дика «Человек в высоком замке» (1962) сквозь призму политической и метафизической проблематики. Несмотря на то, что творческое наследие Дика привлекает пристальное внимание литературных критиков и широкого круга читателей, оно остается сравнительно мало изученным, что свидетельствует об актуальности настоящего исследования. В романе «Человек в высоком замке» Дик создает альтернативную реальность, в которой нацистская Германия и Япония одержали победу во Второй мировой войне. Писатель не ограничивается реконструкцией политической истории и задает философские вопросы о сущности реальности, судьбе и человеческой свободе. Цель исследования заключается в анализе функционирования политического и метафизического компонента в поэтике романа Ф. Дика «Человек в высоком замке», для чего автором статьи были применены историко-литературный и структурный методы, позволившие провести анализ поэтики романа в свете выбранной проблематики. Автор публикации приходит к выводу, что концентрация писателя на исследовании совокупности политических и философских проблем приводит к многочисленным критическим сравнениям с идеями выдающихся мыслителей; политика пронизывает жизни персонажей Ф. Дика, которые, сталкиваясь с давлением тоталитарных режимов, вынуждены принимать происходящие ужасы как неизбежность; политическая реальность проникает в самую ткань повседневности, влияя на моральные и экзистенциальные решения героев романа. Взаимодействие между политическими и метафизическими темами раскрывается через характерные для творчества Дика философские мотивы, такие как идеи неоплатоников, гностиков и экзистенциалистов. Роман «Человек в высоком замке» является примером произведения, в котором политические и философские идеи органично переплетаются, формируя поэтику романа.

Сохранить в закладках