Архив статей журнала
В статье рассматривается анализ эффективности нормы, предусматривающей уголовную ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, акцентируется внимание на основных положениях теории «эффективности». Представлены теоретические положения авторитетных ученых, разрабатывающих обозначенную проблематику. Для раскрытия сущности данной темы за основу были взяты критерии эффективности уголовно-правовой нормы, разработанные В. М. Коганом. В рамках статьи описаны результаты эмпирического исследования в виде социологического опроса, проводимого в форме анкетирования. Респондентами выступили 490 правоприменителей, а именно: дознаватели, следователи, сотрудники прокуратуры, судьи. Исследование проводилось в восьми субъектах Российской Федерации, таких как Санкт-Петербург, Москва, Приморский и Ставропольский края, Ростовская, Нижегородская, Свердловская и Новосибирская области. Отмечены иные некриминализованные виды угроз, которые могут оказать воздействие на психическое и социальное здоровье личности. Также авторами использовались статистические данные Главного информационно-аналитического центра МВД России и Судебного Департамента Верховного Суда Российской Федерации. Приведены положения многовекторной теории выбора уголовно-правового воздействия, в зависимости от значимости охраняемых общественных отношений уголовным законом. Выводом статьи обоснованно выдвигается модель оценки эффективности уголовно-правовой нормы, охраняющей общественные отношения, обеспечивающие психическое и социальное здоровье.
Настоящая статья является обзором существующего нормативного регулирования в сфере оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также их аппаратов. В работе рассматривается историческое формирование действующей плановой системы оценки, предпосылки и изменения, произошедшие в 2021 году в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в новой редакции. В статье анализируются преимущества и недостатки настоящей плановой системы, целесообразность и наглядность учитываемых показателей, произошедшие за годы изменения перечней таких показателей, их влияние на принятие взвешенных управленческих решений, рассматриваются введение рейтинговой системы вместо плановой оценки деятельности высших должностных лиц в Российской Федерации, возможные показатели, предполагаемые проблемы, перспективы введения такой системы, а также получаемые преференции и способы стимулирования принятия благоприятных общественно полезных решений. Затрагивается вопрос о недостаточной осведомленности общественности о действующей системе оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, например о частных исследованиях известных рейтингов губернаторов.