Архив статей журнала

Алексей Степанович Хомяков и парижский протоиерей Иосиф Васильев как участники межконфессиональных дискуссий об объединении церквей (2024)
Выпуск: № 2 (12) (2024)
Авторы: Карелина Л. А.

В XIX веке вопрос об объединении Западных и Восточных церквей поднимался разными сторонами, но его решения найдено не было. В то же время произошел ряд резонансных смен вероисповеданий, как священнослужителей, так и мирян. В начале столетия граф де Местр, находившийся на службе в России, активно развивал идею подчинения Восточных Патриархатов Римскому престолу. В 1843 году перешел в католичество и вступил в орден иезуитов князь Иван Сергеевич Гагарин. В 30-х в Англии возникло Оксфордское движение, представители которого после безуспешной попытки сблизиться с Римским престолом искали возможности объединиться с Русской Православной Церковью. Англиканский дьякон Пальмер пытался присоединиться к Русской Православной Церкви, но в результате перешел в католичество. В 1863 году выдающийся католический церковный историк аббат Рене Гетте стал русским православным священником о. Владимиром. После принятия Первым Ватиканским Собором в 1870 году догмата о папской непогрешимости возникло старокатолическое движение, и начались богословские дискуссии по согласованию католического и православного вероучения. Роль Алексея Степановича Хомякова в межконфессиональных дискуссиях хорошо изучена: он полемизировал с русским иезуитом князем Иваном Сергеевичем Гагариным и другими представителями романизма и протестантизма, принимал деятельное участие в судьбе дьякона Пальмера. Его современник — протоиерей Иосиф Васильевич Васильев на протяжении двадцати лет служил в Париже и находился в непосредственном личном общении со многими богословами западных вероисповеданий. В 1858 году отец Иосиф посетил А. С. Хомякова в его имении Богучарово. В предлагаемом материале встреча богослова-мирянина и парижского протоиерея рассматривается в связи с их предыдущей и последующей деятельностью в диалоге с представителями западных вероисповеданий, а также общем контексте межконфессиональных дискуссий середины XIX века.

Сохранить в закладках
А. С. Хомяков в философской переписке Трубецких (2024)
Выпуск: № 2 (12) (2024)
Авторы: Белькинд Георгий Григорьевич

Настоящая статья написана по материалам доклада, представленного на Межрегиональной конференции, посвященной 220-летию со дня рождения А. С. Хомякова (Тула, 18 мая 2024 года). Анализируя текст философской переписки Е. Н. и С. Н. Трубецких, автор обращает внимание на те положения, которые свидетельствуют о глубоком понимании братьями философских трудов А. С. Хомякова, имя которого служило для них знаком определенной религиозно-философской позиции. В статье делается ряд выводов, в том числе относительно проецирования идеи соборности на теорию сознания.

Сохранить в закладках
Хомяков в истории русской мысли (2024)
Выпуск: № 2 (12) (2024)
Авторы: Козырев Алексей Павлович

В статье отмечается универсальность личности А. С. Хомякова и разнообразие его трудов; особенный акцент делается на его роли в развитии русского общественного сознания и философской мысли. Анализируя наследие А. С. Хомякова, автор обращается к понятиям героизма и подвижничества, делая вывод, что именно понятие подвига свойственно славянофильству, соединившему в себе веру, знание, волю и любовь. В статье подчеркивается современность и своевременность идей А. С. Хомякова для общества наших дней — как русского, так и западного. Ключевые слова: А. С. Хомяков, славянофильство, подвижничество, героизм, русская религиозная философия.

Сохранить в закладках
Философское понимание идеи целостности личности в воззрениях Ю. Ф. Самарина (2024)
Выпуск: № 2 (12) (2024)
Авторы: Савина Любовь Викторовна

Целостность личности была одним из центральных понятий в философии славянофилов. Само понятие «целостность личности» в философии обозначало концепцию, которая отражает идею о том, что личность должна быть цельной, единым целым, гармонично функционирующим организмом. Это означает, что все аспекты личности, такие как мысли, чувства, поведение, должны быть согласованы и интегрированы в единую систему ценностей и убеждений. Целостность личности подразумевает также глубокое понимание себя, своих потребностей и целей, а также умение принимать решения и действовать в соответствии с этими знаниями. Она является основой для развития моральности, этики и духовности.

Изучение философского наследия Ю. Ф. Самарина может помочь понять особенности русской религиозной философии XIX века, ее связь с историческими событиями и социальными изменениями. Также это может быть полезно для понимания современных тенденций в литературе и культуре России.

Сохранить в закладках
Истоки феномена самобытности в духовной культуре России (2024)
Выпуск: № 2 (12) (2024)
Авторы: Репин Дмитрий Александрович

Формирование феномена самобытности духовной культуры России рассматривается в контексте вхождения и дальнейшего бытования русского общества в Православии. Автор подчеркивает, что самобытность является не только понятием культуры, но и принципом бытия народа. В статье проводится анализ самого понятия «самобытность», выявляются его значения в разные периоды бытования русского языка. Автор обращается также к понятиям сакрального пространства (имея в виду его духовный смысл), этнокультурных форм и своеобразия человека в его религиозно-философском понимании.

Сохранить в закладках