Статьи в выпуске: 6

ФЕНОМЕН СОВЕТСКОГО: ИСТОЧНИКИ, РЕАЛИЗАЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГИ: НИКОЛЬСКИЙ С. А. СОВЕТСКОЕ. ИДЕЯ И ПРАКТИКА. М.; СПБ.: ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ИНИЦИАТИВ, 2023. 392 С.; НИКОЛЬСКИЙ С. А. СОВЕТСКОЕ. ФИЛОСОФСКОЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ. М.; СПБ.: ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ИНИЦИАТИВ, 2024. 322 С.) (2024)
Авторы: Тульчинский Григорий Львович

Советский опыт вызывает все больший интерес как в России, так и за рубежом. Переходя от политических и публицистических обсуждений, внимание исследователей всё чаще обращается к социально-философскому и философскоантропологическому анализу, который способен раскрыть современные социально- культурные практики.. Примером такого обстоятельного анализа является данная работа С. А. Никольского, представленная в двух книгах, содержание которых удачно дополняет друг друга. Автор демонстрирует, что советское - это не случайный исторический феномен, а результат глубоких процессов в российской культуре, питавшихся сочетанием насилия и покорности, возникших в ходе исторического развития страны. Насилие и покорность возникли в результате гражданской войной, коллективизации, идеологии классовой борьбы, подкрепленной репрессиями. Насилие наполняет исконный апофатизм властной волей. Покорность обусловлена состоянием выживания, концентрацией на сиюминутных бытовых проблемах. Вместе они образуют гремучую смесь безответственной нетерпимости.

Сохранить в закладках
HOMO ECOLOGICUS: ПОНЯТИЯ, ДИСКУРСЫ, ПРАКТИКИ (2024)
Авторы: Гредновская Елена Васильевна, Емченко Евгения Павловна, Соломко Дмитрий Витальевич

Введение. В статье поднимается проблема категориального выражения формирования и поддержания экологического мировоззрения человека, ориентированного на установление гармоничных отношений человека с развивающимся технологическим и цифровым миром. Проработка содержательного наполнения исследуемых терминов отражена в анализе современного научного и публичного дискурсов и материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современные материалы и методы решения экологических проблем постиндустриальной агломерации », в частности, секции «Гуманитарные основания природосберегающей деятельности ».

Цель. Уточнить смысловое содержание понятий «экологическое мировоззрение», «экологическое сознание», «экологичное мышление», «экологичность» в современном научном и публичном дискурсах. В публикационной представленности этих терминов на базе ключевых тезисов докладов участников гуманитарной секции экологической конференции. Изучается научная востребованность, междисциплинарное заимствование терминов.

Методы. Методологические основания исследования статьи связаны с анализом указанных понятий, их смысловых и семантических акцентов в научном дискурсе, на основе докладов конференций, а также экориторики в интернет-пространстве. Научная новизна. Уточнено содержание терминов «экологическое мировоззрение», «экологическое сознание», «экологичное мышление», «экологичность» в теоретическом научном и современном публичном дискурсах в их корреляции с научными междисциплинарными практиками дискуссионных площадок конференции.

Результаты. В публичном интернет-пространстве оформилось дискурсивное поле, которое можно тематически обозначить как «экологизация цифровизации», согласно которому новейшие диджитал технологии способны предупреждать и решать некоторые экологические проблемы. Кроме того, можно утверждать, что термины «экологическое сознание» и «экология сознания» означают не только бережное отношение к природным ресурсам, но и ответственность за свои действия и позитивное отношение к миру в форме проактивного мышления (вместо реактивного), основанного на мировоззренческих установках экогуманизма и холизма.

Выводы. С середины прошлого столетия в отечественной и зарубежной философской и научной литературе отмечается необходимость активного формирования экологического мировоззрения, выраженного в сохранении и воспроизводстве ценностей заботы человека о природе, обществе, культуре и самом себе. Сегодня в условиях обострения экологических рисков, их научных и публичных обсуждений, поисков способов нивелирования таковых актуализируется вопрос изменения парадигмы мышления и деятельности современного человека в пользу заботливого, бережного и ответственного отношения к себе и окружающему миру. В этой связи в рассмотренных дискурсах наблюдается востребованность ментальных установок и повседневных практик, в которых проэкологическая активность проявлялась бы в качестве атрибутивного свойства человека экологичного (homo ecologicus). Смысловое поле интернет-пространства по экотематике коррелирует с научными междисциплинарными дискурсами дискуссионных площадок конференций, также отражая тем самым семантическую востребованность новых категорий в разнообразных дискурсах и научных практиках.

Сохранить в закладках
ОБРАЗ ВРАГА В МЕЖДУНАРОДНОМ МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОПАГАНДЫ (2024)
Авторы: Двойненко Максим Олегович, Беседин Михаил Дмитриевич

Введение. Политическая пропаганда является неотъемлемой частью современной сферы коммуникации, в рамках которой политические акторы транслируют свою интерпретацию реальности и влияют на общественные массы. Образ врага наиболее доступно объясняет, кто такие «МЫ» и что важно для конкретного актора, а также кто такие «ОНИ» и чем они опасны. При этом в политическом дискурсе нет единства в интерпретации понятия «враг». Представления о нем могут быть институализированы или же существовать вне институционального поля и транслироваться средствами массовой коммуникации (СМК). В этой связи целесообразно выделить два больших направления пропаганды: глобалистский и антиглобалисткий.

Цель. В данной статье на основе дискурсанализа и структурно-функционального анализа исследуется образ врага в современном дискурсе политической пропаганды, его виды и сюжетные направления, формирующиеся в медийном пространстве. Научная новизна исследования. В статье обобщаются пропагандистские характеристики образа врага в глобалистском и антиглобалистком политическом дискурсе. В рамках глобалистской пропаганды выявлена склонность конструировать образ врага в медийном пространстве посредством придания субъектности неодушевлённым явлениям и событиям после объявления их врагом. Здесь наравне с государством, как основным субъектом политической пропаганды, действуют и неправительственные организации, фонды, которые создают и транслируют свой образ врага, способствуя его последующей институциализации. В рамках антиглобалисткой пропаганды субъектом, создающим и институализирующим образ врага, выступает только государство. Все остальные акторы лишь подхватывают или опровергают данный дискурс.

Результаты. В статье предложен подход к анализу образа врага в глобалистском и антиглобалистком дискурсе пропаганды и инструменты его формирования.

Выводы. В статье рассмотрены глобалистский и антиглобалисткий направления формирования образа врага в масс-медийном пропагандистском дискурсе. Выявлена значимость образа врага в политической коммуникации для приверженцев любых политических взглядов. Фиксируется ряд отличий. В рамках антиглобалисткого подхода дискурсивный конструкт образа врага институционализируется и транслируется на уровне государства. Сторонники антиглобалисткого подхода транслируют свой дискурс опираясь на доктрины, стратегии и законы, зафиксированные государством. В рамках глобалистского подхода образ врага формируется на базе придания субъектности под влиянием общественного мнения с последующей институционализацией «новой нормальности» преимущественно через массовую культуру и гражданское неповиновение.

Сохранить в закладках
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИМИДЖА ПОЛИТИКОВ (2024)
Авторы: Музалевская Юлия Евгеньевна

Введение. Условия комфортной коммуникации в обществе послужили основой стремления человека к самовыражению, составляющему необходимое впечатление о нем, т. е. к образу-представлению, получившему определение имидж.

Цель имиджа - выход в практическую сферу для достижения статуса в социуме. Эстетико-психологическая основа имиджа выражает визуальные проявления духовного здоровья личности, выводит бессознательные образы на сознательный уровень. Овладение механизмом эффективного воздействия внешнего облика является актуальным, поскольку необходимо всем, а особенно политическим лидерам.

Методы исследования. Для осуществления анализа использованы следующие методы: сравнительно-исторический, осмысливающий формирование имиджа в историческом процессе; историко-эстетический, дающий представление об имидже в ретроспективе; психологический, определяющий психолого-эмоциональные закономерности имиджа; ассоциативный, позволяющий понять восприятие политика публикой на бессознательном уровне; семиотический, обращенный к знаковой системе костюма как части имиджа. С социологической точки зрения раскрываются потребности общества в определенном типе политика.

Цель статьи. Изучить особенности построения имиджа и роли его эстетического аспекта в общей оценке образа лидера. На примере образов В. В. Путина, В. В. Жириновского, В. И. Матвиенко проанализировать возможность усиления позитивного имиджа, конструируемого сознательно и целенаправленно. Новизна исследования. В результате анализа имиджа руководителей прошлого и современности выявлено коренное отличие художественного образа вестиментарной моды от уникальной конструкции имиджевого образа. Сформулировано определение сути имиджа политического деятеля. Дана оценка применения военного и светского костюмов в создании образа руководителя страны.

Результаты. Исследования имиджа политиков показывают, что наиболее успешным становится лидер, обладающий природной харизмой, нуждающейся в соответствующем визуальном оформлении. Визуальный образ обладает символичностью, способной выступить средством легитимизации политической власти. Выявлена необходимость дальнейшего изучения знаково-символической системы внешнего облика.

Выводы. Имидж руководителя страны, созданный эстетическими средствами, воплощает образ, доступный для понимания его избирателями, способный вызывать на бессознательном уровне положительные эмоции окружающих, поднимающий авторитет его обладателя и доверие к нему. В широком смысле имидж дает представление о целой эпохе и смене цивилизационных парадигм.

Сохранить в закладках
НАРРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ (2024)
Авторы: Богданова Вероника Олеговна

Введение. В зарубежных и отечественных исследованиях присутствует устойчивый научный и практический интерес к изучению субъектности, однако недостаточно представлены методы и приёмы, способствующие ее развитию на ценностно-смысловом уровне. В рамках данного исследования рассмотрены нарративные практики, которые являются эффективными способами развития субъектности. Нарративные практики направлены на осмысление прошлого опыта, развитие способности к целеполаганию и создания положительного настроя на будущее.

Цель. Раскрытие потенциала использования нарративных практик для развития субъектности.

Методы. В исследовании применяется сравнительный анализ философской и психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований. Новизна исследования. В работе расширено представление о нарративных практиках. Показано разнонаправленное влияние нарративных практик на развитие субъектности человека.

Результаты. Под субъектностью понимают свойство субъекта быть агентом действия. Субъектность служит условием самореализации личности, определения траектории развития, планирования жизнедеятельности в соответствии с выбранной системой ценностей. Развитие субъектности возможно через применение нарративных практик. Под нарративными практиками понимаются антропоцентрические подходы, представляющие собой совокупность приемов, направленных на осмысление и интерпретацию структуры, содержания и смысла жизненных историй.

Выводы. Нарративные практики оказывают положительное влияние на развитие субъектности, поскольку формируют осознанное и деятельностное отношение человека к миру и самому себе. В качестве нарративных практик могут выступать дневниковые записи, автобиографии, повествования с элементами исповеди, метод деконструкции доминирующих дискурсов. Они позволяют организовать жизненный опыт, определить систему ценностей, ставить цели, подбирать способы их осуществления, чувствовать себя автором собственной жизни.

Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА: ЦЕННОСТИ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ И ПУТИ ЗАЩИТЫ (2024)
Авторы: КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

Введение. Усложнение современного мира вызывает у человека информационную перегруженность и желание автоматизировать и упростить все эти процессы. Такая реакция является закономерным ответом психики, которая стремится не допустить чрезмерных нагрузок. При этом данной естественной защитной реакцией манипулируют силы, имеющие возможность контролировать информацию и преследующие собственные узконаправленные цели. Так появился и развился феномен информационных войн.

Цель. Рассмотрение информации в качестве способа негативного воздействия в рамках информационных войн современности.

Методы. В работе был использован аксиологический подход, раскрывающий важность изучения войны не только с материалистических позиций, но и с духовных, ценностных; метод систематизации позволил рассмотреть на первый взгляд разрозненные явления и события как части единой системы; с помощью структурно-функционального метода был всесторонне изучен феномен информации и выявлены ключевые механизмы его влияния на человека и общество. Новизна исследования. В работе изучены те аспекты информации, которые позволяют использовать ее и в позитивном направлении, и в негативном. Автором приводятся актуальные данные, касающиеся информационных войн, и анализируется вовлеченность современной России во все эти процессы. Информационная война рассматривается с позиции преимущественно аксиологического подхода, при этом исследуются возможности влияния новых видов информационных войн на процессы изменения ценностных ориентиров и духовных традиций. Также раскрывается значимость идеологемы «западные ценности» в контексте информационной войны, которая представляет собой новый этап в длительном процессе цивилизационного противостояния.

Результаты. Информация исследована как философская категория, выделены ее функции и прочие характеристики. Представлены различные подходы к изучению информационной войны. Выделены отличительные признаки информационной войны как разновидности войн нового поколения. Особое внимание уделено раскрытию аксиологии информационной войны, а также способам противодействия информационной агрессии.

Выводы. Успешное общество в XXI веке должно уметь использовать новейшие технологии для сохранения своей уникальности, самобытности, национальной идентичности для противостояния информационным войнам современности.

Сохранить в закладках