Статьи в выпуске: 3

ПОДГОТОВКА К ВЫХОДУ НА ПЕНСИЮ КАК ПРОЦЕСС: ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ (2024)
Авторы: ЕМЕЛЬЯНОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА, ВИКЕНТЬЕВА ЕВА НИКОЛАЕВНА

Актуальность исследования обусловлена сложностью переживания выхода на пенсию, необходимостью его ментального освоения, конструирования прогнозов и планов.

Цель: изучение феноменов, характеризующих людей предпенсионного возраста, в зависимости от их нахождения на том или ином этапе планирования выхода на пенсию. Гипотеза. Феномены «стратегии проактивного совладания» и «долгосрочная ориентация личности» связаны с процессом пенсионного планирования. Социально-демографические факторы (уровень образования, наличие в семье иждивенцев) значимы в планировании пенсионного перехода. Участники: 202 респондента в возрасте 43–63 года (муж. = 49%; жен. = 51%), работающие, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Методы (инструменты): для изучения психологического времени личности использована краткая версия стэндфордского опросника временной перспективы «Zimbardo Time Perspective Inventory» (Ф. Зимбардо в адаптации Т. А. Нестика); проактивного совладания – «Проактивный копинг» (Proactive Coping Inventory) (Е. Грингласс в адаптации Е. П. Белинской, А. В. Вечерина, Е. Р. Агадуллиной); процесса планирования выхода на пенсию – «Шкала процесса планирования выхода на пенсию» («The Process of Retirement Planning Scale» (Дж. Г. Нуна, К. Стивенс и Ф. М. Альпасс).

Результаты. Выявлены значимые различия в выраженности проактивного совладания на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Подготовка к выходу на пенсию». Ориентация на будущее значимо менее выражена на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Решение о начале подготовки». Временная перспектива респондентов, находящихся на этапе «Решение о начале подготовки», значимо отличается от других групп фатализмом в восприятии настоящего. Возраст желаемого выхода на пенсию значимо превышает возраст планируемого выхода на пенсию. Выявлена значимость социально-демографических характеристик в пенсионном планировании. Основные выводы. Этап «Решение о начале подготовки» характеризуется фатализмом респондентов при восприятии настоящего. Фактор «проактивное совладание» проявляется на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Подготовка к выходу на пенсию». Социально-демографические показатели свидетельствуют о значимости наличия в семье иждивенцев, а также уровня образования предпенсионера в планировании пенсионного перехода. Практическая значимость. Данные могут быть реализованы в практике психологического консультирования предпенсионеров.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА (2024)
Авторы: Воскрекасенко Ольга Александровна, СЕРГЕЕВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА

Актуальность исследования. Профессионализм будущих офицеров проявляется в таком качестве, как умение адаптироваться к быстро изменяющимся новым обстоятельствам, к смене условий и предъявляемым требованиям, связанным с прохождением военной службы. Значимость педагогического сопровождения адаптации курсантов в условиях военного вуза определяется требованиями к повышению качества профессиональной подготовки кадров – будущих офицеров Вооруженных Сил РФ – для эффективного решения задач, связанных с выполнением профессиональных обязанностей и боевой службы.

Цель: обобщение и демонстрация разнообразия подходов к определению сущности понятия «адаптация курсантов», прослеживание тенденции к его трактовке в контексте специфики взаимодействия курсанта и ориентированного на военно-профессиональную подготовку реального образовательного пространства военного вуза, определение в отношении курсантов этапов прохождения и содержания педагогического сопровождения их адаптации в указанном учреждении.

Методы: аналитический, в связи с изучением литературы по теме; теоретический синтез, в связи с обобщением и демонстрацией подходов к понятию «адаптация курсантов», объяснением разнообразия его трактовок учёными; описательный, в связи с фиксацией этапов и содержания педагогического сопровождения.

Результаты. Показаны сущность, особенности, слагаемые и проблемы адаптации курсантов к условиям военного вуза. Предложены этапы (диагностический, преобразовательный) и содержание педагогического сопровождения адаптации курсантов в условиях военного вуза. Для успешной диагностики на первом этапе рекомендованы к реализации на практике соответствующие методы, методики, опросники. На втором преобразовательном этапе педагогическое сопровождение адаптации курсантов предложено осуществлять с учётом выделенных составляющих адаптационного процесса: психофизиологической, социально-психологической, учебно-профессиональной, служебно-функциональной и культурно-бытовой. Основные выводы: для реализации требований к качеству профессиональной подготовки кадров – будущих офицеров Вооруженных Сил РФ – предлагается содержание поэтапно реализуемого педагогического сопровождения в начальный период освоения ими учебно-профессиональной деятельности. Практическая значимость определяется возможностью использования в образовательной деятельности военного вуза.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (2024)
Авторы: КОВАЛЬ ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА, ЯСВИН ВИТОЛЬД АЛЬБЕРТОВИЧ

Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС начального общего образования, в которых зафиксированы метапредметные образовательные результаты, включающие овладение такими навыками сотрудничества, как: определение цели совместной деятельности и путей ее достижения, распределение ролей, взаимный контроль, оценка собственного поведения и поведения окружающих, конструктивное разрешение конфликтов.

Цель: определение характеристик образовательной среды, в которой учащиеся демонстрируют высокий уровень навыков сотрудничества. Гипотеза: предполагается, что учащиеся демонстрируют более высокий уровень навыков сотрудничества в среде, предоставляющей возможности для их свободной активности, самостоятельного выбора, опоры на личностные интересы, независимости суждений и поступков, структурированной и психологически безопасной, т. е. удовлетворяющей потребности ребенка в автономии, компетентности и связанности с другими. Участники: четвероклассники (N = 1384) и управленческие команды из 37 общеобразовательных школ в 21 регионе РФ. Методы (инструменты): для оценки навыков сотрудничества использован инструмент мониторинга «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация), разработанный в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, содержащий задания сценарного типа в компьютерной форме; характеристики среды определялись посредством методик векторного моделирования и оценки количественных параметров образовательной среды (В. А. Ясвин).

Результаты. Показана связь уровня сотрудничества учащихся с типами среды, выделенными на основе шкал «свобода–зависимость» и «активность–пассивность», а также количественными параметрами среды.

Выводы. Определены характеристики среды, связанные с высоким уровнем навыков сотрудничества в начальной школе: преобладание активных и свободных типов среды, структурированность, безопасность, широта и интенсивность. Практическая значимость. Управленческим и педагогическим командам образовательных организаций может быть рекомендовано учитывать полученные результаты при выборе приоритетов проектирования и организации личностно-развивающей среды.

Сохранить в закладках