Статьи в выпуске: 6
В последние годы агропромышленный комплекс Российской Федерации демонстрируют уверенный рост и является одним из драйверов экономического развития страны. Отечественный агропромышленный комплекс сумел не только обеспечить национальную продуктовую безопасность государства, но и стал крупнейшим мировым экспортером продовольствия. В рамках Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года обозначено, что для повышения эффективности агропромышленного комплекса необходима его цифровая трансформация. Цифровые решения в агропромышленном комплексе поспособствуют устойчивому развитию отрасли, модернизируют бизнес-процессы и обеспечат конкурентоспособность отрасли с учетом текущих внешнеполитических и экономических рисков. В статье проанализировано современное состояние развития аграрного сектора экономики Российской Федерации, обозначены основные региональные лидеры по производству сельскохозяйственной продукции, а также определены главные импортеры российской продукции агропромышленного комплекса. Авторами проведена характеристика основных типов цифровых решений, которые используются в производственных процессах и управлении в агропромышленном комплексе страны. Выявлены ключевые направления совершенствования агропромышленного комплекса в условиях цифровизации.
Исследование посвящено современным аспектам развития автомобильного туризма в России. Автором рассмотрена сущность автомобильного туризма, определены цели его развития в современных условиях. Представлена классификация видов автомобильного туризма по различным критериям. Выявлены преимущества автомобильного туризма, определяющие его популярность среди путешественников. Методом PEST-анализа определены факторы развития автомобильного туризма. Осуществлен детальный анализ факторов, оказывающих сдерживающее и стимулирующее воздействие на автотуризм в России. Представлена характеристика современных тенденций развития автомобильного туризма в России. Уделено внимание информационному обеспечению автотуризма и роли цифровых платформ в повышении уровня безопасности и комфортности автомобильных путешествий. Автор приходит к выводу, что в современных условиях автотуризм является одним из растущих трендов в развитии внутреннего туризма в России.
В настоящее время можно говорить о совместной реализации ряда тенденций развития экономики (переход к платформенной модели, цифровая трансформация, ESG-трансформация, сервисизация и т. д.). Однако взаимосвязь этих тенденций в существующей литературе изучена в недостаточной степени. Цель данной статьи заключается в выявлении взаимосвязи платформенной и сервисной трансформации. Показано, что платформенная модель соответствует природе услуги и возникающих в ходе ее предоставления экономических отношений. Платформенный формат позволяет устранить проблемы, характерные для индустриальной модели сферы услуг. Благодаря этому платформенная трансформация способствует улучшению доступа населения к услугам и росту сферы услуг. Сформулировано предположение, что платформа является естественной формой функционирования сервисного предприятия. Показано, что изменение характера трудовых отношений, происходящее в настоящее время, связано с необходимостью обеспечить соответствие природы этих отношений специфике сервисной экономики.
Вопросы развития человеческих ресурсов в стране заставляют значительную часть научного сообщества определять необходимые факторы и направления совершенствования их качества. При этом все сильнее обнажается проблема высоких темпов сокращения населения и оттока научных и квалифицированных кадров. Для ее решения требуется создание солидного фундамента экономики знаний на территориях и необходимая мотивация трудового резерва. В рамках выполнения настоящей работы использованы данные официальной российской статистики и сформирован перечень индикаторов, выражающих непосредственно величину человеческого ресурса, а также его активность. При этом в качестве объектов исследования выбраны регионы четырех федеральных округов РФ, наиболее и наименее мощных (по критерию ВРП): Центрального, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного. Полученные результаты говорят о существенном количественном сокращении трудового потенциала практически во всех регионах и необходимости разработки и реализации на федеральном уровне дополнительных программ по улучшению демографической обстановки. Принимая во внимание обнадеживающую динамику средней продолжительности жизни, в работе сделан вывод о том, что в стране отсутствует расширенное воспроизводство населения в 2010-2022 гг.: на фоне увеличения первого показателя произошел рост нагрузки на работоспособную часть людей на 15-20%. Результаты проведенного исследования доказывают, что функционирование регионов в пределах одной страны не характеризуется одинаковыми показателями развития. Естественно, наличие значительных дисбалансов в освоении трудовых ресурсов только усугубляет экономические, демографические, социальные и институциональные проблемы и существенным образом «подавляет» динамику и ритм жизненно-важных процессов. Поэтому принципиально важным является учет и максимальный контроллинг тенденций освоения человеческого актива, а также выявление факторов, инициирующих дисбалансы на территориях. В этом плане возможно использование как комплекса оценочных методик, так и обновление какой-то одной рядом необходимых параметров.
В условиях перехода к цифровому технологическому укладу цифровая трансформация экономик отдельных регионов имеет большое значения для обеспечения их социально-экономической эффективности и конкурентоспособности. Для разработки стратегии цифровой трансформации региона необходимо ясное теоретическое понимание природы этого процесса. Однако в существующей литературе единое определение цифровой трансформации региона отсутствует. Целью статьи является анализ природы цифровой трансформации экономики региона. При проведении исследования мы опирались на публикации по проблемам цифровой трансформации и использовали общенаучный метод анализа и синтеза. В работе представлено видение цифровой трансформации региональной экономики как ее переход к функционированию в виде цифровой (киберфизической) экосистемы, доступ к которой открыт для всех физических и юридических лиц региона. При этом проведение цифровой трансформации региональной экономике должно проводиться совместно с цифровой трансформации национальной экономики, что обеспечит единство моделей функционирование экономических систем страны на разных уровнях.
Статья посвящена исследованию экономического развития города Севастополь в первой половине XIX века. Цель данного исследования заключалась в характеристике ключевых особенностей экономического развития города Севастополь перед Крымской войной (1853-1856 гг.) и их значимости в современных условиях. Для этого в статье была исследована структура и динамика численности населения города. Было выявлено, что в структуре населения Севастополя в 1850 году доля военного населения составляла более 80%. При это наблюдалась положительная динамика прироста численности населения за счет межрегиональных миграционных процессов. Также в статье были изучены условия труда и жизни населения города, проанализированы особенности развития сельского хозяйства, среди которых были выявлены непривычный для населения климат, дефицит пресной воды и плодородных почв. В результате, растениеводство было в основном представлено садоводством и виноградарством, которые развивались в пригородах города. Что касается животноводства, то его развитие осложнялось высокой ценой фуража. В промышленности Севастополя первой половины XIX века основными отраслями были судоремонт и судостроение. В связи с тем, что местное сельскохозяйственное и промышленное производство не могло полностью покрыть потребности города в товарах первой необходимости, большая часть товаров была привозной. Удаленность города от других регионов России, закрытие Севастопольского торгового порта в 1804 году и карантинные мероприятия в 1820-х гг. затрудняли поставки товаров и способствовали усилению дефицита, спекуляциям и росту цен в городе. Таким образом, как показывает история развития Севастополя, в экономике города должна быть заложена способность быстрой ее адаптации под требования военного времени. Для решения этой задачи необходимо учитывать, в том числе, выявленные в статье особенности, которые продолжают оставаться актуальными.