Статьи в выпуске: 5

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ СТЕНОК ШАХТНОГО СТВОЛА И ПРОВОДНИКОВ В НЁМ (2024)
Авторы: Литвиненко Николай Валерьевич, ПЫТАЛЕВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ, Якшина В.В., Кулахметов Д.В.

Рассмотрены условия безопасного и эффективного функционирования подъёмного комплекса на месторождениях, разработка которых ведётся подземным способом. Представлена актуальность использования проводников как на отечественных горнодобывающих предприятиях, так и на зарубежных подземных рудниках. Описаны основные элементы армировки шахтных стволов для обеспечения надёжности работы шахтного подъёма. Представлены способы определения пространственного положения проводников, а также условия использования автоматических профилировочных станций. Выделены достоинства и недостатки станций. Выявлен наиболее предпочтительный способ профилировки шахтных проводников исходя из их показателей производительности, длительности выполнения «полевых» и камерных работ. Описана процедура измерений и обработки данных для проверки пространственного положения проводников. Сформулированы требования к станции профилирования шахтных стволов.

Сохранить в закладках
ПРЕДПОСЫЛКИ НЕЛИНЕЙНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗОЛОТОРУДНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ - МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ И КОНЦЕНТРАЦИОННОЕ ЯДРО ОРУДЕНЕНИЯ (2024)
Авторы: Чуприн К.Э., Чубко О.Л., Шамшиев О.Ш., Курманалиев К.З.

Золотокварцевое штокверковое месторождение Джеруй имеет сложное внутреннее строение рудных тел с признаками нелинейности. Статья состоит из двух частей, объединённых общим методическим подходом к существующим принципам разведочных работ и геолого-экономическим (промышленным) оценкам кондиций для разработки месторождения. В первой части статьи рассматривается гипотеза, что месторождение приурочено к купольной структуре гранитоидного батолита, которая привела к образованию дугообразных разломов. Это, в свою очередь, привело к образованию зон разуплотнения в массиве вмещающих пород и аномальных зон трещиноватости, заполненных гидротермальными золотокварцевыми флюидами. Во второй части статьи по контрастности минерализации и содержания золота в рудолокализующих структурах выделены аномальные зоны оруденения, которые морфологически связаны с окварцеванием, и концентрационные зоны, в которых содержание золота значительно выше. Также определена закономерность пространственного размещения рудоконтролирующих штокверковых зон. В целом, месторождение можно представить в виде дискретной системы с входящими закономерно развитыми последовательными подсистемами, которые определяются тектонофизическими условиями формирования и напряженного состояния массива пород на синрудном (дорудном) этапе.

Сохранить в закладках
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АТРИБУТОВ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ В ГОРНОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА ИССЛЕДОВАНИЙ (2024)
Авторы: Бурмистров К.В., Осинцев Н.А.

Актуальность исследования обусловлена сложностью принятия оперативных и стратегических управленческих решений на горнодобывающих предприятиях. Сложность обусловлена наличием множества противоречивых целей и задач, большим количеством факторов, оказывающих влияние на функционирование предприятия, разнообразием критериев оценки вариантов решений. Для принятия решения в таких условиях всё чаще используются методы многокритериального анализа, популярность которых значительно возросла в последние десятилетия. Однако в русскоязычной научной литературе отсутствуют систематические литературные обзоры использования методов многокритериального анализа в горной отрасли. Целью исследования является определение перспектив применения многокритериальных моделей и методов принятия решений - Multi-Criteria Decision-Making (MCDM) в горнодобывающей отрасли на основе обзора современной научной литературы. Выполнен анализ 123 исследовательских и 8 обзорных научных статей, посвящённых использованию многокритериальных методов принятия решений в горной отрасли. Выявлены недостатки существующих обзоров, установлены особенности применения MCDM. Предложена универсальная система параметров (атрибутов в терминах MCDM) многокритериальных моделей в горном деле, которая включает 31 атрибут, сгруппированных в восемь кластеров. Особенностью предлагаемой системы является возможность выполнения комплексного анализа горнодобывающего предприятия и его подсистем (горнотехнической системы, системы вскрытия, системы разработки, системы управления) с учётом особенностей реализации различных многокритериальных методов и моделей. Такое решение позволяет повысить качество выполнения многокритериального анализа и, как следствие, обоснованность принимаемых управленческих решений, учитывающих сложные взаимосвязи технологических процессов, параметров вскрытия, систем разработки. Результаты исследований могут быть использованы специалистами горнодобывающих предприятий, проектных и научно-исследовательских организаций для принятия решений с использованием многокритериальных методов и моделей.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РОССИИ (2024)
Авторы: Колчанов А.Г.

Актуальность совершенствования проектирования карьерных автомобильных дорог вызвана не только высокой стоимостью и материалоёмкостью их строительства (ширина дорог доходит до 35-40 м, а толщина конструкций - до 3.5- 4.0 м), которые могут составлять 25-30% от общей стоимости добычи полезных ископаемых, но и значительными затратами в случае дорожно-транспортных происшествий. Институтом «Промтрансниипроект» в период с 1970 по 2015 годы были проведены экспериментальные и теоретические исследования по определению основных компонентов тензора напряженно-деформированного состояния в различных климатических условиях бывшего СССР. В статье приведена классификация автомобильных дорог на открытых горных разработках, принятая в России: ширина дорог, рекомендуемый расчётный самосвал, нагрузочные характеристики различных самосвалов и коэффициенты их приведения к расчётному самосвалу. Изложены принципы расчёта дорожных конструкций. В результате проведённых исследований разработана методика расчёта дорожных конструкций, которая позволила сократить капитальные затраты на строительство автомобильных дорог на 15-20%. Предлагаемая методика может быть использована при проектировании внутриплощадочных и межплощадочных автомобильных дорог на открытых горных разработках. Для ускорения процесса проектирования необходимо разработать программу для ЭВМ.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЖЕСУТОЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАРКОМ МОДУЛЬНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ГОРОДСКИХ РЕГУЛЯРНЫХ МАРШРУТАХ (2024)
Авторы: АЗЕМША СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, Янкович С.Ю.

Параметры пассажиропотока на маршруте регулярного городского общественного пассажирского транспорта (ГОПТ) являются основополагающими при организации данного вида транспортной работы. В частности, величина пассажиропотока на маршруте определяет количество и вместимость пассажирских транспортных средств (ПТС), а также интервалы их движения и период работы. Основная проблема заключается в том, что величина пассажиропотока не является постоянной и может меняться ежедневно в зависимости от дня недели, месяца года и иных факторов, влияющих на транспортную подвижность населения. В то же время на практике количество ПТС, работающих на маршруте, их вместимость и интервалы движения изменяются в зависимости от типа дня недели (будний/выходной) и сезона (летнее/зимнее расписание). Такой подход к планированию и организации работы ГОПТ зачастую приводит к избытку провозных возможностей по сравнению с имеющейся мощностью пассажиропотока. В свою очередь это ведёт к неоправданному увеличению себестоимости работы ГОПТ. Поэтому создание условий, при которых провозные возможности ПТС будут максимально приближаться к величине пассажиропотока, позволит повысить окупаемость работы ГОПТ. Одним из возможных способов обеспечения соответствия вместимости ПТС фактическому пассажиропотоку является организация работы ГОПТ с использованием составов модульных ПТС. Суммарная вместимость таких ПТС при выполнении каждого рейса на каждом маршруте может увеличиваться (уменьшаться) путём прицепки (отцепки) модулей. Регулирование вместимости модульных ПТС основано на мониторинге пассажиронапряжённости на каждом рейсе каждого маршрута и прогнозировании пассажиронапряжённости для распределения имеющегося парка составов модульных ПТС на эти рейсы. Целью исследования является оценка экономической эффективности ежесуточного прогнозирования пассажиронапряжённости на каждом рейсе каждого маршрута с дальнейшим назначением на рейсы состава модульных ПТС оптимальной вместимости. Результаты расчётов показали, что использование составов модульных ПТС позволяет повысить окупаемость работы на исследуемом оборотном рейсе на 39% (с 79.8% до 110.6%), а также снизить себестоимость выполнения такого оборотного рейса на 41% (с 7.74 у. е. до 4.59 у. е.). Реализация предлагаемой схемы организации работы городского пассажирского транспорта в гор. Гомеле, основанной на использовании составов модульных ПТС, позволит сэкономить порядка 2.38 млн у. е. в год.

Сохранить в закладках