Статья: ФЕНОМЕН РЕФЛЕКСИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЭТАПАХ ПРАКТИК
Введение. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающейся «Я-концепции») является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие всех акмеологических аспектов профессионализации человека: образовательного, профессионального и креативного. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение феномена рефлексии профессионального опыта курсантов образовательных организаций МВД России.
В данной статье раскрывается сущность и значение рефлексии на этапах практик курсантов, предлагается внедрение рефлексивной карты их готовности к практике, даются рекомендации по развитию рефлексии.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение философских, теоретико-методологических и психолого-педагогических исследований, контент-анализ учебных планов и программ, методических комплексов практик), эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, метод самооценки) и статистические методы (качественный и количественный анализ результатов).
В качестве основных методик использованы методика А. В. Карпова и В. В. Пономарёвой и T-критерий Стьюдента. На основе анализа полученных данных уровня рефлексивности у обучающихся 3-5-х курсов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя и Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова низкий уровень рефлексивности был выявлен у 25,1 % респондентов 3-х курсов, средний уровень рефлексивности выявлен у 60,5 %, высокий уровень рефлексивности отмечен у 14,4 % опрошенных. Сравнивая показали рефлексивности в динамике на примере 4-го и 5-го курсов, можно видеть закономерную положительную динамику.
В дополнительном исследовании, респондентами которого стали те же курсанты 4-го курса, была предложена рефлексивная карта готовности к прохождению практики. После прохождения практики курсанты подготовили рефлексивные отчеты, итоги были обсуждены на предметно-методической секции кафедры, даны соответствующие рекомендации каждому из них. В данной выборке респондентов низкий уровень развития рефлексивности нивелирован, кроме того, значительно вырос средний и высокий уровни.
Результаты. Введение рефлексивной карты готовности курсанта-практиканта и более тщательный рефлексивный анализ на всех этапах практик значительно увеличивают показатели рефлексивности и могут быть предложены для внедрения в практическую подготовку будущих правоохранителей.
Информация о документе
- Формат документа
- Кол-во страниц
- 1 страница
- Загрузил(а)
- Лицензия
- —
- Доступ
- Всем
- Просмотров
- 5
Информация о статье
- ISSN
- 2071-8284
- EISSN
- 2949-1150
- Журнал
- ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
- Год публикации
- 2024