Статья посвящена организации процесса обучения в вузе в эпоху цифровой трансформации образования. Анализируется процесс внедрения различных инновационных форм обучения. Подчеркивается важность адаптивности и персонализированности содержания образования. Особое внимание уделено концепции фиджитал-обучения (физическое + цифровое обучение), обсуждаются преимущества и перспективы применения данной концепции в образовательном процессе вуза на регулярной основе. Рассматривается восьмиступенчатая система фиджитал-подхода. Предлагается пример комплекса современных цифровых инструментов, применяемого на практике в рамках реализации фиджитал-концепции на базе НГЛУ им. Н. А. Добролюбова.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
Список литературы
1. Аликина Е. В., Аликин М. Ю., Мальцев Д. В. Цифровая грамотность преподавателя языков и перевода как основа медиабезопасности студентов многопрофильного вуза // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2022. Вып. 4 (60). С. 156-170. [Alikina, Elena V., Alikin, Mikhail Yu., & Maltsev, Dmitry V. (2022) Tsifrovaya gramotnost’ prepodavatel’ya yazikov i perevoda kak osnova mediabezopastnisti studentov mnogoprofil’nogo vuza (Digital Literacy of Language and Translation Teachers as the Basis for Media Safety of University Students). LUNN Bulletin, 4 (60), 156-170. (In Russian)]. DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2022-60-4-156-170 EDN: UACXVB
2. Ариян М. А., Валяева Н. Ю. Использование стратегий скаффолдинга и цифровых технологий в процессе обучения студентов-международников иностранному языку // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2022. Вып. 1 (57). С. 122-137. [Ariyan, Margarita A., & Valyaeva, Nadezhda Yu. (2022) Ispolzovaniye strategij skaffoldinga i tsifrovih tehnologij v protsesse obuchenya studentov-mezhdunarodnikov inostrannomy yaziky (Using Scaffolding Strategies and Digital Technologies in Teaching Foreign Languages to Undergraduates Majoring in International Relations). LUNN Bulletin, 1 (57), 122-137. (In Russian)]. DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2022-57-1-122-137 EDN: DUIGAG
3. Валяева Н. Ю. Повышение результативности самостоятельной работы студентов языкового вуза при использовании цифровых ресурсов // VIII Международная научно-практическая конференция “Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества”, XXVII Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки). М.: Издательство “Перо”, 2022. С. 240-243. [Valyaeva, Nadezhda Yu. (2022) Povisheniye rezul’tativnosti samostoyatel’noj raboti studentov pri ispol’zovanii tsifrovih resursov (Improving the Efficiency of Students’ Independent Work in a Linguistic University When Using Digital Resources). In VIII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya “Garmonizaciya mezhnacional’nyh otnoshenij v usloviyah global’nogo obshchestva”, XXVII Nizhegorodskaya sessiya molodyh uchenyh (gumanitarnye nauki) (VIII International Scientific-Practical Conference “Harmonization of interethnic relations in the global society”, XXVII Nizhny Novgorod session of young scientists (humanities)). Moscow: Izdatel’stvo “Pero”, 240-243 (In Russian)]. EDN: ONRGKQ
4. Государев И. Б. К вопросу о терминологии электронного обучения// Человек и образование. 2015. № 1 (42). С. 180-183. [Gosudarev, Ilya B. (2015) K voprosy o terminologii elektronnogo obucheniya (On the Problem of Terminology of E-Learning). Man and Education, 1 (42), 180-183. (In Russian)].
5. Дмитриева Е. Н., Курицына Г. В. Модернизация профессиональной педагогической подготовки учителя иностранного языка в современных условиях // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2021. Вып. 4 (56). С. 108-122. [Dmitrieva, Elena N., & Kuritsyna, Galina V. (2021) Modernizatsiya professional’noy podgotovki uchitel’ya inostrannogo yazyka v sovremennih usloviyah (Modernization of Professional Pedagogical Training of Foreign Language Teachers in Modern Conditions). LUNN Bulletin, 4 (56), 108-122 (In Russian)]. EDN: NIAUUX
6. Лукманова О. Б., Левина Л. М. Чтение лекций по всемирной литературе в режиме распределенного университета: ограничения и возможности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 1 (69). С. 237-246. [Lukmanova, Olga B., & Levina, Ludmila M. (2023) Chtenie lektsij po vsemirnoy literature v rezhime raspredelyonnogo universiteta: ogranichenya i vozmozhnosti (Online Lectures in World Literature within the Framework of Hybrid / Blended Learning: Challenges, Limitations, and Opportunities). Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, 1 (69), 237-246 (In Russian)]. EDN: WYSTEW
7. Мельник А. Д. Роль смешанного обучения в высшем образовании: “первые шаги” студентов к неустойчивой работе и жизни // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 3. С. 506-521.). [Mel’nik, Anastasia D. (2023) Rol’ smeshannogo obucheniya v visshem obrazovanii: “pervie shagi” studentov k neustoichivoi rabote i zhizni (Role of Blended Learning in Higher Education: Students’ “First Steps” to Precarious Work and Social Life). Integration of Education, Vol. 27, 3, 506-521 (In Russian)]. DOI: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.506-52 EDN: AZESCR
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 555; С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/410305_ B_3_15062021.pdf (дата обращения: 30.01.2025) [Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 41.03.05 Mezhdunarodnye otnosheniya: utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 15 iyunya 2017 g. № 555; S izmeneniyami i dopolneniyami ot: 26 noyabrya 2020 g., 8 fevralya 2021 g. (Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor’s degree in the direction of training 41.03.05 International Relations: approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 15 June 2017 № 555; With amendments and additions from: 26 November 2020, 8 February 2021). Retrieved from https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/410305_B_3_ 15062021.pdf (2025, January 30) (In Russian)].
9. Assessment and Learning in Knowledge Spaces (ALEKS): офиц. сайт. URL: https://www.aleks.com/.
10. Christensen, Clayton M., Raynor, Michael, & McDonald, Rory. (2015) What Is Disruptive Innovation? Harvard Business Review, 93 (12), 44-53.
11. Chui, Michael, Manyika, James, & Miremadi, Mendi (2016) Where Machines could Replace Humans and Where they Can’t (Yet). McKinsey Quarterly, 52 (2), 58-69.
12. Collins Dictionary. Retrieved from https://www.collinsdictionary.com/submission/22322/phygital (2025, January 30).
13. Flavin, Michael. (2012) Disruptive Technologies in Higher Education. Research in Learning Technology, 20, 102-111. DOI: 10.3402/rlt.v20i0.19184
14. Frank, Malcolm, Roehrig, Paul, & Pring Ben. (2017) What to Do when Machines Do Everything: How to Get Ahead in a World of AI, Algorithms, Bots, and Big Data. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc.
15. Giovannella, Carlo, & Roccasalva, Giuseppe. (2024) Phygital Learning Ecosystems and Places beyond 2030. ID&A. Interaction design and architecture(s). Retrieved from https://hdl.handle.net/11583/2992827 (2025, January 30).
16. Goretti, Gabriele, Terenzi, Benedetta, Cianfanelli, Elisabetta, Crescenzi, Pierluigi, Colombo, Carlo, & Civitelli, Enrico. (2020) A Phygital Approach to Playful Experience in Learning Process for Kids with Special Educational Needs. In Proceedings of the 12th International Conference on Education Technology and Computers, NY: Association for Computing Machinery, 223-229.
17. Hinchcliffe, Dion. (2017, September 27) The Digital Transformation of Learning: Social, Informal, Self Service and Enjoyable. ZDNET. Retrieved from https://www.zdnet.com/article/digital-transformation-of-learning-social-informal-self-service-enjoyable-mooc-education/ (2025, January 23).
18. MacDonald, Janet. (2006) Blended Learning and Online Tutoring. Aldershot: Gower Publishing.
19. Means, Barbara, Toyama, Yukie, Murphy, Robert, Bakia, Marianne, & Jones, Karla. (2010) Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies. Washington, D.C.: U.S. Department of Education, Office of Planning, Evaluation, and Policy Development.
20. Mikheev, Alexey A., Krasnov, Alex, Griffith, Richard, & Draganov, Mihail. (2021) The Interaction Model within Phygital Environment as an Implementation of the Open Innovation Concept. Journal of Open Innovation Technology Market and Complex, 7 (2), 114. 10.3390/ joitmc7020114. DOI: 10.3390/joitmc7020114
21. Newman, Daniel. Top 6 Digital Trends in Education. (2017, July18) Forbes Social Media. CMO Network. Retrieved from https://www.forbes.com/sites/danielnewman/2017/07/18/top-6-digital-transformation-trends-in-education/2/#28174cd62¢79 (2025, January 15).
22. O’Connell, А. J. (2016, December 16) The Blurry Definitions оf Adaptive vs. Personalised Learning. Educators still use “adaptive” and “personalized” learning interchangeably. Does it matter? Campus Technology. Retrieved from https://campustechnology.com/articles/2016/12/20/the-blurry-definitions-of-adaptive-vs-personalized-learning.aspx (2025, February 4).
23. Sharma, Pete, & Barrett, Barney. (2007) Blended Learning. Oxford: Macmillan.
24. Sumathi, D., Angelin Devakumari, J. (2022) Phygital Approach to Education. In Lawrence, A. S. Arul, & Manivannan, Manickam (eds.) Emerging Trends of Psycho-technological Approaches in Heutagogy. Chennai: Tamil Nadu Open University, 21-22.
25. Taylor, Deborah L., Yeung, Michelle, & Bashet, A. Z. (2021) Personalized and Adaptive Learning. In Ryoo, Jungwoo, & Winkelmann, Kurt. (eds.) Innovative Learning Environments in STEM Higher Education, SpringerBriefs in Statistics. Cham: Springer, 17-34. DOI: 10.1007/978-3-030-58948-6_2
26. PTI. (2022, February 8) 72% study abroad aspirants willing to choose hybrid programmes to save money post-pandemic: Survey. The Economic Times. Retrieved from https://economictimes.indiatimes.com/nri/study/72-study-abroad-aspirants-willing-to-choose-hybrid-programmes-to-save-money-post-pandemic-survey/articleshow/89431110.cms?from=mdr (2025, February 11).
27. Tomlinson, Brian, & Whittaker, Claire. (eds.) (2013) Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. London: British Council.
28. Vate-U-Lan, Poonsri. (2014) Trends and Directions of Technology in Elementary Schools under the Bangkok Metropolitan Administration. In Proceeding of the Fifth TCU International E-learning Conference 2014 “Overcome the Uncertainty of Technology in Education” (2014, 5-6 August). Bangkok: Thailand Cyber University, Office of the Higher Education Commission, 70-74.
29. Vate-U-Lan, Poonsri, Quigley, Donna, & Masouras, Panicos. (2016) Phygital Learning Concept: From Big to Smart Data. The International Journal of The Computer, The Internet and Management (IJCIM), Vol. 24, № SP3, 9.1-9.6.
30. Vate-U-Lan, Poonsri. (2015) Transforming Classrooms through Game-Based Learning: A Feasibility Study in a Developing Country. International Journal of Game-Based Learning, 5 (1), 46-57. DOI: 10.4018/ijgbl.2015010104
Выпуск
Другие статьи выпуска
Хроника открытию конференции “Единение народов России как вызов времени”
Рецензия на книгу: Куликова И. С., Салмина Д. В. Школы и направления лингвистики второй половины XIX-XX века: учеб. пособие / науч. ред. С. А. Крылов. Москва: ФЛИНТА, 2023. 352 с. ISBN 978-5-9765-5237-1
Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических основ организации обучения нескольким иностранным языкам на базе плюрилингвального подхода, применение которого позволяет учитывать взаимосвязь и взаимовлияние языковых систем, формировать языковую идентичность взрослых обучающихся при обучении в корпоративной среде. Цель исследования заключается в обосновании необходимости пересмотра оценочных средств при реализации плюрилингвального обучения, которые сделают возможным должный контроль эффективности усвоения материала и формирования у обучающихся способности использовать различные языки в профессионально-бытовых ситуациях. Методологической основой исследования послужили общенаучные методы - проведены анализ и систематизация научной литературы, обоснованы концептуально-теоретические положения плюрилингвального подхода в обучении взрослых в корпоративной среде. В исследовании конкретизируются требования к оценочным средствам в плюрилингвальном обучении взрослых иностранным языкам, которые должны быть ориентированы на оценку и контроль способностей обучающихся к межъязыковому переключению, анализу стратегий решения коммуникативных задач и выявлению интерференций, в том числе ошибочных. В качестве основных результатов выявлена сложность и необходимость подготовки материалов; неприменимость традиционных тестовых форм для оценки динамичного взаимодействия языков в сознании обучающегося. Отмечается необходимость перевода контроля на более активные методы взаимодействия и оценочные средства. В качестве перспективных предложено внедрение проектных, ситуационных и ролевых заданий, которые позволят моделировать реальные коммуникативные ситуации с привлечением нескольких языков и удовлетворят идеям плюрилингвального обучения взрослых. Обосновывается необходимость развития системы многоуровневого контроля, с выявлением и отслеживанием не только лексико-грамматических навыков, но и личностных новообразований (языковая идентичность и ценностное отношение к изучаемым языкам и культурам). Представлена расширенная структура контроля плюрилингвального обучения взрослых иностранным языкам. Теоретическая значимость работы определяется уточнением принципов плюрилингвального обучения и организации контрольно-оценочной деятельности, что вносит вклад в развитие современной лингводидактики и андрагогики. Практическая значимость полученных результатов заключается в применимости сделанных выводов и представленных примеров оценочных инструментов в корпоративном обучении взрослых при реализации плюрилингвального подхода.
Статья исследует роль текстовой деятельности в процессе формирования функциональной грамотности (далее ФГ) обучающихся старшей школы. Раскрывается понятие функциональной грамотности как комплекса умений, необходимых для успешного взаимодействия в разных сферах человеческой жизни и текстовой деятельности (далее ТД) как средства их формирования. ФГ рассматривается не только как умение правильно читать и понимать тексты, но и как способность взаимодействовать с информацией, в форме восприятия, анализа, осмысления, интерпретации, выражения своего отношения к ней и принятия аргументированных решений. Особое внимание уделено работе с текстами на структурно-семантическом и содержательно-смысловом уровнях на основе умений быстрого извлечения информации и работы с ней. Процесс формирования ФГ на основе ТД представлен как целенаправленная деятельность в рамках методической системы, включающей как теоретико-методологические, так и практические составляющие. В статье предложены методы и приемы ТД, использование которых приводит к формированию умений ФГ. Раскрытие этих методов и приемов представляется важным для практической реализации вышеупомянутой методической системы. Кроме того, представлена взаимосвязь между умениями ФГ и видами текстовой деятельности.
Статья посвящена выявлению особенностей индивидуального стиля театрального критика и кинокритика Татьяны Владимировны Москвиной. Исследование представляет собой анализ регулярно повторяющихся в рецензиях языковых единиц и особенностей их функционирования с точки зрения прагматики и семантико-стилистических особенностей. Цель работы - проанализировать идиостилистические особенности рецензий Т. Москвиной 2020-2022 гг. в «Аргументах недели», отражающих культурные события в российском кинематографе, литературной, театральной и музыкальной сферах. С точки зрения методологии статья представляет собой целостное исследование с применением описательного и семантико-стилистического методов, включающее функционально-прагматический и контекстуальный анализ. Работа вносит определенный вклад в российскую медиакритику, представляя собой целостный анализ индивидуального речевого стиля Т. Москвиной. В ходе исследования были проанализированы частотные языковые единицы и специфические признаки, организующие индивидуальный стиль критика. Установлено, что рецензии Т. Москвиной содержат большое количество экспрессивно-оценочных единиц, которые являются эффективным способом выражения авторской позиции и оказания воздействия на аудиторию. Для усиления нужного впечатления о явлении используются средства языковой выразительности. Наиболее частотными средствами являются эпитет, метафора, гипербола, сравнение. Яркой приметой идиостиля Т. Москвиной является метафора «детишки», подразумевающая под собой новое поколение деятелей искусства. Размышления на эту тему являются идейным центром многих рецензий. Доминирующим компонентом с точки зрения роли в семантико-стилистической организации текста является ирония. В критических откликах встречаются просторечные элементы, разговорная лексика, инвективы. Такого рода словоупотребление не противоречит нормам политкорректной вежливой коммуникации, а подчинено общей идее рецензии, зачастую это ироническая модальность повествования. В исследовании выявляется специфическая черта авторского стиля Т. Москвиной - оценка киногероев и литературных героев как представителей нации, отражающих лучшие черты русского народного характера. Персонажи могут иронически уподобляться народным героям. Как специфическая черта отмечается интертекстуальность, особое внимание уделяется фразам, измененным Т. Москвиной с целью расстановки необходимых смысловых акцентов.
В данной работе воссоздана сакральная традиция середины ушедшего столетия. Актуальность обращения к тематике настоящего исследования вызвана имеющимся интересом автора к поминальному ритуалу, бытовавшему в небольших сельских поселениях родного региона в прошлом веке. Объектом статьи является траурный обычай семейного цикла. Целью работы выступает реконструирование поминальной традиции 50-60-х годов XX столетия в поселке Высоком Таловского района Воронежской области, нашедшей отображение в народной речи и картине мира диалектоносителей. В ходе исследования применялись методы: интервьюирования, анализа и описания. В итоге на страницах научного сочинения сценарий поминовения показан как траурное действо из нескольких этапов: чтение заупокойной молитвы в память о почившем в начале церемонии; трапеза за столом (поминовение яйцом и хлебом, прием обрядовой горячей еды, мясного, молочного и других блюд, выпечки, напитков); чтение заупокойной молитвы и молитвы за здравие семьи умершего после приема обрядовой пищи, которую готовили из продуктов натурального хозяйства. В картине мира высочан нашли выражение: отзывчивость на беду и горе односельчан, сочувствие несущим траур, добродетель и милосердие, участливость в жизни окружающих, сохранение существующих десятилетиями элементов сакральности и атрибутов ритуальности как духовной культуры. В самобытном мировоззрении сельских людей заключена семейная обрядность. Сделан вывод: традиция поминовения, отраженная посредством южнорусского диалекта, закреплена в местных законах и являлась своеобразной святыней. Правила поведения и нормы скорбного ритуала складывались годами, прежде чем приняли определенный формат. Траурный обычай выступал частью народной картины мира, в которой велика роль представителей старшего поколения. В новых реалиях XXI века в поминальном обряде поселка происходит трансформация. Новизна изыскания состоит в том, что в нем описан интереснейший траурный ритуал жителей небольшого сельского поселения Воронежского края. Практическая ценность работы заключается в том, что собранными свежими диалектными сведениями можно пополнить материалы российского проекта «Лексический атлас русских народных говоров», а также Центра региональных лингвистических исследований при Воронежском государственном педагогическом университете.
Настоящая статья посвящена рассмотрению места постредактирования машинного перевода в производственном переводческом процессе, подходов к осуществлению профессионального постредактирования, требований к личности постредактора и основных принципов и методов формирования профессиональной личности постредактора в процессе обучения постредактированию на основе коммуникативно-функционального подхода к переводу. Авторы утверждают, что постредактирование не следует рассматривать как отдельный этап производственного процесса; это деятельность, интегрированная в структуру деятельности отдельных субъектов процесса, в том числе и постредактора. В статье предлагается новое понятие - профессиональное мышление постредактора, предполагающее способность учитывать назначение конечного переводческого продукта с точки зрения заказчика, определять необходимую глубину постредактирования, соотносимую с тем уровнем качества, которое необходимо заказчику. Основой формирования профессионального мышления постредактора является профессиональное переводческое мышление. Соответственно, обучение постредактированию рассматривается как этап, следующий за этапом обучения собственно переводу; оно строится на основе компетенций, уже приобретенных студентами. Основные принципы формирования компетенций постредактора - следование коммуникативно-функциональному подходу и учет реалий деятельности постредактора, а также рекомендаций, содержащихся в международных стандартах ISO. В статье предлагаются определенные формы работы, которые могут использоваться в рамках обучения разным видам постредактирования.
В статье рассматриваются воздейственный потенциал и целевые установки некоторых манипулятивных коммуникативных стратегий и тактик в фатическом речевом взаимодействии. Под фатическим речевым общением понимается общение, имеющее целью само общение, а не обмен фактической информацией между говорящим и слушающим. Предметом исследования выступают вопросно-ответные диалогические единства. Цель исследования – проанализировать модели языковой демагогии в фатической диалогической вопросно-ответной коммуникации, реализованные в русской речи. Использована методика комплексного дискурс-анализа диалога, в том числе имплицитных составляющих его интенциональной области и пропозиционального содержания. Материалом исследования являются вопросно-ответные единства, извлеченные из Национального корпуса русского языка. Объем исследованного корпусного материала - 218 контекстов. Рассматриваются такие модели языковой демагогии, как ассерция, маскирующаяся под пресуппозицию, воздействие при помощи речевых импликатур, возражение под видом согласия, противопоставление «видимой» и «подлинной» реальности, игра на референциальной неоднозначности, использование манипулятивной стратегии de re, «магия слова». Показано, что данные модели актуализуются в русском диалогическом дискурсе посредством таких языковых средств, как игра на многозначности, использование метафор, наведение ложной оценочности, скрытое сравнение или противопоставление, манипуляция экспрессивными средствами, парономазия, мена темы и ремы, инверсия, аномальный сочинительный ряд, номинализация и пр. Установлены определенные тенденции в плане национально обусловленных особенностей реализации указанных моделей, а именно тяготение к определенной безапеляционности, при которой адресату достаточно бесцеремонно навязываются некие суждения и мнения, причем в такой форме, которая не предполагает их возможного обсуждения. Делаются выводы о том, что общим признаком рассмотренных моделей языковой демагогии является наличие тех или иных нарушений принципа кооперации под видом его соблюдения, которые характеризуются игнорированием интересов инициатора диалога.
В статье исследуется русский языковой менталитет на пословичном материале, посвященном культурно значимому концепту ЖИЗНЬ. Строится полевая модель, репрезентирующая стереотипные представления русских о жизни. Создание модели (инварианта) употребления данной единицы в паремиологии начинается с анализа ее семантики, особенностей функционирования в народной речи. Сопоставляются ценностные суждения, зафиксированные в устойчивых выражениях, семантико-структурной организации паремий. Построенная лексико-семантическая модель раскрывает культурно-этническое содержание семантемы, стереотипы ее употребления. Паремии репрезентируют жизнь как божественный дар, которым мы дорожим и который бережем. Человек должен жить для других людей. Беречь свою репутацию. Быть тихим, скромным. В паремиях жизнь раскрывается как сложный путь, когда человек ежедневно учится на своих и чужих ошибках, бесценном опыте, преодолевая трудности, преграды, собственные страхи. Для человека важно прожить жизнь осмысленно, творя добро, принося пользу. Без цели невозможна полноценная жизнь. Беззаботная и бесцельная жизнь - пуста. Нужно жить настоящим, не жалеть о прошлом, смотреть в будущее. Целью жизни не могут быть материальные богатства. Свою жизнь нужно посвятить добру, правде, красоте, познанию окружающего мира и самого себя. А значит, нужна цель высокая, ведущая по пути добра и справедливости. Жизнь скоротечна, летит словно стрела, поэтому надо быть мудрым, ценить каждый миг, не тратить драгоценное время на пустые занятия. Не нужно откладывать на потом то, что можно сделать сегодня. По жизни нужно идти с надеждой и оптимизмом.
В статье предлагается краткий обзор тематики научных исследований по вопросам подготовки устных переводчиков в Китае и принципов и методик обучения устному переводу в Китае и России. С опорой на монографии китайских авторов на английском языке и монографии российских авторов на русском языке сформулированы основные тенденции, сходства и различия в китайской и российской традициях. Затрагиваются, в частности, следующие вопросы: сочетание тематического подхода к обучению устному переводу и обучения навыкам; определение переводческих компетенций в китайских и российских исследованиях; необходимость одновременного интенсивного изучения иностранного языка и техники устного перевода; уровень рабочего иностранного языка, с которым можно начинать обучение устному переводу. Рассмотрены особенности подготовки устных переводчиков, продиктованные требованиями национальных (локальных) рынков переводческих услуг - в частности, специфика обучения последовательному переводу в программах подготовки устных переводчиков и необходимость переводить последовательно и синхронно как с иностранного языка на родной, так и с родного на иностранный. Отмечается внимание к лингвистическим особенностям устного перевода в комбинации с китайским языком, затрагиваются вопросы обучения устных переводчиков, для которых китайский язык не является родным, и подготовки устных переводчиков, имеющих иное (нелингвистическое) базовое образование; вопросы использования утвержденных учебников, эталонных переводов и корпусов устного перевода. В русле современных тенденций в обучении можно говорить о профессионализации устного перевода, интеграции навыков и компетенций, внимании к моделированию реальной переводческой деятельности в процессе обучения. Описаны перспективные направления развития дидактики устного перевода, актуальные как для китайской, так и для российской системы профессиональной подготовки устных переводчиков.
В статье анализируется роль социального знания в формировании языковых вариаций. В качестве материала рассматривается система современного немецкого языка, характеризующаяся одним из наиболее разнообразных составов вариантных форм в индоевропейской семье языков. В отличие от традиционного подхода к систематизации форм языка, в основу которого положены региональные, социальные и ситуативные источники варьирования, актуальным направлением в языкознании становится социокогнитивное рассмотрение языкового вариционизма. В результате включения механизмов мышления в сферу лингвистики в центре внимания оказываются процессы взаимодействия социокогнитивного знания и формирования вариантных форм языка. Прикладной модус работы заключается в рассмотрении конкретных социально отмеченных форм существования языка с учетом отдельных когнитивных доминант их вариативности, что позволяет говорить о возможности выделения особого направления в науке о языке - вариационной лингвистики. Целью статьи является анализ теоретических положений, лингвистических терминов и существующих языковых форм, передающих социальные смыслы. В ней рассматриваются вопросы моделирования социального знания о языке и формирования социокогнитивного подхода к изучению региональных форм языка. Использование в качестве основы региональных языков - диалектов / наречий / говоров - позволяет по-новому взглянуть на систему форм языка, имеющую наиболее богатую историю изучения.
Рассматривается специфика лингвокультурологической парадигмы анализируемой языковой личности с ментальными особенностями при включенности субъекта в общество. Предложена авторская интерпретация культурной картины индивида в процессе его социализации как конструкта, представленного иерархией когнитивно-социальных парадигм в динамике, обусловленных решающим событием в жизни субъекта - операцией по увеличению интеллекта. Согласно антропоцентрическому подходу языковая личность идентифицируется на вербально-семантическом, тезаурусном и мотивационном уровнях. На мотивационном уровне увеличение рациональной составляющей субъекта определяется как основной стимул развития индивида с умственной отсталостью и как неотъемлемый фактор его включенности в социум. На тезаурусном уровне идентифицируется специфика функционирования концептуальных признаков социализации, интеллекта и вектора коммуникативной направленности общения. Выдвигается гипотеза о том, что низкая социализация индивида как при минимальной, так и при высокой рациональной составляющей интеллекта объясняется дисбалансом умственного и эмоционального компонентов интеллекта анализируемой языковой личности. Коммуникативное и речевое поведение индивида обусловливается коммуникативными стратегиями и речевыми тактиками. Обращение к кооперативным / некооперативным стратегиям и тактикам регулируется вектором коммуникативной направленности общения, изменение которого сопровождается сменой коннотативного знака соответствующих стратегий и тактик. Выявляется специфика функционирования коммуникативных стратегий и тактик с различной оценкой в процессе эволюции индивида. Выдвигается гипотеза о том, что возможна также интерпретация адресантом (обществом) стратегий и тактик анализируемой языковой личности с позитивной оценкой как некооперативных. Применительно к современной общественно-экономической формации, и англоязычному социуму в частности, затрагивается проблема социализации человека, детерминируемая очевидным предпочтением индивидом виртуального общения реальному как барьером для социального функционирования человека. Виртуальная коммуникация не способна сделать индивида социально значимым. Статья имеет междисциплинарный характер, написана на стыке лингвистики, социологии и психологии.
Издательство
- Издательство
- НГЛУ ИМ. Н.А. ДОБРОЛЮБОВА
- Регион
- Россия, Нижний Новгород
- Почтовый адрес
- 603155, Нижегородская обл, г Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул Минина, д 31А
- Юр. адрес
- 603155, Нижегородская обл, г Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул Минина, д 31А
- ФИО
- Никонова Жанна Викторовна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- nikonova@lunn.ru
- Контактный телефон
- +7 (831) 4361575
- Сайт
- https://lunn.ru/