В статье освещается история возрождения оперы на библейские сюжеты в музыкальном театре Франции XIX века. Особое внимание в работе уделяется историко-культурному контексту периода Великой французской буржуазной революции, погрузившей страну в атеистические воззрения, а также деятельности Наполеона Бонапарта, восстановившего в правах католицизм. Автором раскрывается отношение императора к постановке опер на сюжеты Священного Писания и дается краткая характеристика сочинений, созданных в период его правления, – опер «Иосиф в Египте» Э. Мегюля, «Смерть Адама» Ж. Лесюэра, «Смерть Авеля» Р. Крейцера и «Клятва Иеффая» Дж. Мейербера. В заключении сделаны выводы об особенностях данных произведений и предвосхищении ими принципов жанра французской лирической оперы.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Одной из характерных тенденций европейского оперного искусства XIX столетия стало обращение к религиозной тематике. Вечные сюжеты и нетленные истины, запечатленные на страницах Священного Писания, предстали в новаторском прочтении на сцене романтического музыкального театра. Особое место в претворении библейской истории в опере принадлежит Франции. Именно в этой стране в XIX веке религиозная музыкальная драма прошла сложный путь развития: от «tragédie lyrique religieuse»2, написанной в традициях XVIII столетия, до ведущих музыкально-сценических жанров романтической эпохи – грандиозной «большой» и «лирической» опер
Список литературы
1. Жесткова О.В. Французская большая опера как художественно-эстетическое и социально-политическое явление (1820-1830-е годы): дис. … д-ра искусствоведения. Казань, 2017. 700 с. EDN: ZXUDAX
2. Жесткова О.В. Творчество Дж. Мейербера и развитие французской “большой” оперы: дис. … канд. искусствоведения. Казань, 2004. 258 с. EDN: NOETYZ
3. Калошина Г.Е. Христианская тематика и проблемы жанровой эволюции французской оперы и оратории: от истоков к XX веку // Музыкальная культура христианского мира: материалы Международной научной конференции, Ростов-на-Дону, 17-21 апреля 2000 года. Ростов н/Д: Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, 2001. С. 297-316. EDN: VYVXTV
4. Азарова В.В. Античность во французской опере 1890-1900-х годов. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. 472 с. EDN: SBBKXL
5. Азарова В.В. Интерпретация идей христианства в операх и ораториях французских композиторов XIX-XX веков. “Французская музыкальная драма” В. д’Энди // Philharmonica.International Music Journal. 2014. № 1. С. 80-97. EDN: SMEHDF
6. Mosse G.L. The culture of Western Europe: the nineteenth and twentieth centuries. Boulder: Westview Press, 1988. 430 p.
7. Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: РОССПЭН, 2004. 400 с. EDN: QWHCYD
8. Метель О.В. Проблема происхождения христианства во французской историографии: формирование научного подхода: автореф. дис.. канд. ист. наук. Томск, 2013. 22 с. EDN: ZOVQQH
9. Price R. The Church and the State in France, 1789-1870. “Fear of God is the basis of social order”. London; New York: Palgrave Macmillan, 2017. 341 p.
10. James B. The musical world of Marie-Antoinette: opera and ballet in 18th century Paris and Versailles. Jefferson: McFarland & Company, 2021. 266 p.
11. Josephs H. Opera during the Revolution: Lyric Drama in a Political Theater // The French Review. 1989. Vol. 62, №6. P. 975-984.
12. Darlow M. Staging the French Revolution: cultural politics and the Paris Opera, 1789-1794. Oxford: Oxford University Press, 2012. 421 p.
13. Thompson J.M. The French revolution. New York: Oxford university press, 1945. 591 p.
14. Bloechl O.A. Opera and the political imaginary in old regime France. Chicago; London: The University of Chicago Press, 2017. 286 p.
15. Hunt L. A. Politics, culture, and class in the French Revolution. Berkeley; Los Angeles: University of California Press. 2004. 251 p.
16. Pranchиre J.-Y. L’autorité contre les lumières: la philosophie de Joseph de Maistre. Genève: Librairie Droz, 2004. 472 p.
17. Chaillou D. Le fantastique а l’Opéra de Paris sous Napoléon Ier // reutzer R. La mort d’Abel. San Lorenzo de el Escorial; Venezia: Ediciones Singulares; Palazzetto Bru Zane, 2012. Р. 44-52.
18. Кротов А.А. Наполеон Бонапарт и религия // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. № 92. С. 59-75. EDN: SLTLOZ
19. Letellier R.I. The Bible in Music. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2017. 579 p.
20. Meyer S.C. Carl Maria von Weber and the Search for a German Opera. Bloomington: Indiana University Press, 2003. 253 p.
21. Champonnois C. Le Mйlange Du Sacrй Et Du Profane Dans Les Livrets De Tragйdies Lyriques Du Librettiste Nicolas-Franзois Guillard (1752-1814) // Quкtes Littйraires. 2013. № 3. P. 48-57. DOI: 10.31743/QL.4604
22. Lamy F. Jean-François Le Sueur, 1760-1837: Essai de contribution l’histoire de la musique française. Paris: Fischbacher, 1912. 152 p.
23. Chaillou D. Napoléon et l’opéra, la politique sur la scène (1810-1815). Paris: Fayard, 2004. 543 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рамках статьи осуществляется анализ творчества Чжоу Луна в контексте обновления жанровой стилистики фортепианной музыки Китая рубежа XX-XXI веков. Начиная с 1950-х годов в творчестве китайских композиторов стала заметна тенденция к воплощению в музыке народных мелодий и фольклорных элементов всех регионов и национальностей Китая. Однако стремление к развитию новых тенденций было прекращено вследствие допущенных ошибок в годы Культурной революции. Новые поколения китайских композиторов, начиная с 80-х годов XX века, были вовлечены в создание индивидуального стиля современной китайской музыки, чтобы исправить эти ошибки
В статье культура рассматривается как совокупность репрезентаций конвенциальной картины мира, в отношении которой есть понимание общего смысла. Новизна исследования заключается в том, что единство культурных форм описано с точки зрения теории игр. С помощью понятия «фокальная точка» показано, что конструирование смыслов в культуре является одним из факторов успешного взаимодействия людей.
Огромное влияние на эти взаимодействия оказывают визуальные репрезентации культурных смыслов, выступающие предметом исследования. Они вытесняют привычные практики и конструируют смысловой контекст восприятия реальности.
В статье приводятся аргументы в пользу того, что фильмы кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского – это запечатленная в звукозрительных образах музыка. Предмет исследования – средства создания музыкального хронотопа фильмов А. Тарковского – рассматривается с позиции цивилизационной теории. Авторы приходят к выводу, что творчество режиссера снимает ряд противоречий во взаимодействии русской и западноевропейской цивилизаций, имеющих общий фундамент. Творчество Тарковского христоцентрично, и этот стержень во многом проявляется именно через музыку. Хронотоп фильмов Тарковского, по мнению авторов, является феноменом музыкальной европейской культуры – общей для России, Восточной и Западной Европы.
Интерес к культурным героям средневековья ныне переживает масштабный взлет. Режиссеры XXI века решают сверхзадачи их приближения к массовой аудитории. Научная новизна статьи определяется выявлением путей, способов, механизмов и стилистических рамок актуализации средневекового материала. Использованы контекстный подход, герменевтический и образно-стилистический методы. Автор статьи приходит к выводам, что фильм «Король Артур» вписывается в пространство постмодернизма, в нем представлено новое видение рыцарства, понятий долга и чести. Музыка Ханса Циммера позволяет расставить акценты, обозначить образные сферы, связи между героями. Антуан Фукуа и Ханс Циммер показали, что культурное прошлое обладает многоуровневым потенциалом воздействия на настоящее средствами искусства
Статья посвящена изучению вопроса развития декоративно-прикладного искусства и его актуальности в современном пространстве искусства. Проводится ретроспективный анализ этапов становления скульптурной (объемной) живописи, ее симбиоза с классической живописью и скульптурой. Раскрывается поэтапно процесс ведения работы над интерьерным панно в технике «скульптурной живописи». Дается анализ возможности ее дальнейшего развития в самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства, открывающее новые горизонты и выстраивающее новые взаимодействия между утилитарностью и искусством
Предметом исследования стало состояние книжной графики в Сталинграде в довоенный период. В статье определен круг художников, сотрудничавших в 1935–1941 годах со Сталинградским книжным издательством. Рассмотрены издания, оформленные художниками П. Ф. Гречкиным, П. П. Быковым, А. П. Быковым, К. К. Дмитриевым, П. П. Островским, П. Сысоевым.
Предметом исследования является музыка Ван Липина к тел евизионному сериалу «Сон в красном тереме» (1987), вплоть до настоящего времени сохраняющая популярность в Китае. В российском сегменте музыкознания творчество композитора почти не изучено, что предопределяет актуальность и новизну настоящей работы. Авторы приходят к выводу, что музыка Ван Липина отвечает драматургическим особенностям сериала. Композитору удалось полноценно раскрыть характеры и чувства героев сериала, показав их во вневременном контексте.
В статье рассмотрена трактовка ударных инструментов в творчестве Б. И. Тищенко, особое внимание уделено поздним сочинениям – «Данте-симфониям». Б. И. Тищенко обладал ярко выраженным тембровым слышанием, и семантика тембров для него была важна с самого начала композиторского пути, на что явно указывает его оригинальная оркестровка Первого виолончельного концерта, где существенная роль принадлежит ударным. В дальнейшем творчестве трактовка этой группы получила достаточно определенную семантическую нагрузку как воплощение идей разрушения, смерти и страданий. Отчасти она сохранилась и в поздних опусах, однако в них ударные инструменты применяются более разнообразно, нагружаются более широкими смыслами.
В современном академическом музыкальном искусстве Крыма творчество композитора Эльвиры Эмир занимает значительное место. Представленное симфоническими, камерно-инструментальными, камерно-вокальными сочинениями, хоровой и театральной музыкой, оно показательно своей национальной характерностью и оригинальностью музыкальной стилистики. В своих творческих решениях Э. Эмир обращается к стилевым моделям романтизма, импрессионизма, неофольклоризма.
В музыковедческой литературе недостаточное внимание уделено индивидуальному стилю Э. Эмир в аспекте ладогармонического фактора. В настоящей статье предпринята попытка раскрыть самобытный интонационный мир вокальных сочинений автора во взаимосвязи национального ладового колорита и современного гармонического языка
В статье на историческом материале рассматриваются музыкальные традиции Южного Урала в разрезе общего и особенного. Исходя из методики «регион через города», автор рассматривает Магнитогорск как характерный для региона тип индустриального моногорода. В статье показано, что для южноуральского ареала характерно отсутствие исторически сложившихся музыкальных традиций, “Актуальные проблемы искусствоведения” но наличествует ускоренный характер их формирования. Постулируется одновременность строительства города в материальном и художественном смыслах, сформировавшая специфические взаимоотношения городского социума и искусства. Автор обнаруживает корреляцию между моноспецификой города и его музыкальной культурой, показывает сопряженность и автономность традиций любительского и профессионального творчества, подчеркивает особую роль музыкально-образовательных учреждений в развитии музыкального пространства региона. В заключение делается вывод о том, что активно формирующиеся в настоящее время музыкальные традиции обеспечивают Южному Уралу потенциал развития на основе современных культурных стратегий
Данная статья посвящена опере «Лю Ху-лань», написанной в 1950 году композиторами Вэй Фэн и Лю Ляньчи. Практически неизвестная европейскому и российскому музыкознанию, она вызывает большой исследовательский интерес. В центре оперы, являющейся образцом историко-героического жанра, находится один из главных образов китайской культуры середины XX века, актуальных времени мощного революционного подъема китайского народа: девочки-революционерки Лю Ху-лань, подвиг которой сыграл важную роль в развитии идей патриотизма и гражданственности в общественном сознании Китая 1950-х годов
В статье анализируются вопросы взаимообусловленности двух взаимосвязанных сфер современных культурных индустрий – культурного туризма и музейных индустрий. Раскрывается трансформация современных музейных индустрий в условиях развития процессов цифровизации, превращения музеев в многопрофильные центры хранения артефактов прошлого, образования, просветительства и организации досуговых практик и пространств, которые являются важным системообразующим элементом современного культурного туризма, значимым ресурсом развития человеческого капитала и городского развития малых городов.
Аксиологический аспект ретрансляции культурного кода в креативных индустриях рассмотрен в исторической ретроспективе. Трактуя креативные индустрии как естественное продолжение развития массовой культуры индустриального общества, авторы статьи отмечают, что, получив первоначальное институциональное оформление в Англии конца 1990-х годов, данная модель социокультурного развития сфокусировала в себе ценности общества потребления, которые в глобализированной форме продвигались коллективным Западом в мировом сообществе. При таком подходе ретрансляция культурного кода предстает не более, чем игровая стилизация, являющаяся инструментом продвижения региональной идентичности, формально имеющей признаки этнографической атрибутики, вуалирующей глубинные характеристики ценностей коллективного Запада. В условиях построения многополярно мира, когда признается суверенитет и значимость национальных государств, ретрансляция культурного кода в креативных индустриях основывается на традиционных культурных ценностях, что подтверждает китайский и российский опыт построения и развития креативных индустрий, охарактеризованный авторами статьи
В данной статье авторы рассматривают эволюцию коммуникации и, в первую очередь, ее культурологические аспекты в ситуации постмодерна. Проблематика и актуальность данной статьи видится авторам прежде всего в том, что классические модели культурологического, семиотического и философского осмысления феномена коммуникации подвергаются детеоретизации в парадигме постмодернизма. Обращение к эволюции самого понятия коммуникации, культурологический подход к данному процессу, представляет научную новизну, поскольку позволяет расширить возможные направления исследований в данной сфере на поле отечественного культурологического знания. Исследование построено на методе сравнительного анализа, что позволяет читателю аргументированно сопоставить классические теории коммуникации с широкой палитрой навязываемых социуму постмодернистских концепций, в которых сама человеческая коммуникативная бытность выступает в качестве симулякра
В статье впервые рассматривается семантика детских рисунков ленинградцев 1940-х гг., включающих христианские символы. В рамках исследования применяются методы искусствоведческого анализа и исторический подход. В результате исследования сделаны выводы, что христианские символы в детских рисунках подвергались заметной трансформации, что было обусловлено историческим контекстом, в котором религиозная тема была под запретом. Однако представленные примеры детских рисунков являются свидетельством преемственности художественных традиций, формой освоения и передачи культурного опыта.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением культуры и мифологии в культурологических исследованиях. Через символическую концепцию культурогенеза показывается формирование смыслообразующих мифологем, влияющих на стереотипы смыслообразования. Механика восприятия действительности человеком культуры рассматривается в ее связи с динамикой мифологии. Рассматриваются концептуальные построения исследователей, связывающих темы мифологии и мифологизации с основами мировоззрения и сознательной рефлексии. Делается вывод о том, что при исследованиях в области внутренней стороны культуры необходимо учитывать схематику концептуализации реальности человеком
Историческая память – это способность сохранять и передавать образы прошлого, информацию о ключевых событиях и наиболее значимых исторических деятелях. Она включает в себя не только сами события и пережитый опыт, но и их эмоциональную окраску, оценки. Такая коллективная память о прошлом своего народа является основой формирования национальной идентичности, позволяющей сохранить и приумножить уникальность и богатство российской цивилизации
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/