В статье рассматривается художественная специфика сборника Э. Н. Успенского «Новые русские сказки». Актуальность работы вызвана наблюдаемым в наши дни повышенным интересом как к творчеству классика отечественной литературы, так и к многочисленным попыткам осовременивания русского фольклора, осуществляемым практически во всех видах искусства, и прежде всего в мультипликации и игровом кино. В сборнике, опубликованном в 2005 году, то есть вышедшем одновременно с первыми мультфильмами про богатырей, созданными на студии «Мельница» и зародившими интерес в массовой культуре к переосмыслению народного творчества, в целом сохраняется сюжетная первооснова народных произведений. Современные мотивы вводятся в сборник путём сравнения объектов прошлого с известными ребёнку реалиями, как правило, по контрасту, без создания постмодернистского коллажа. Автор предполагает, что введение многочисленных описаний и диалогов сделает лаконичный текст сказки более доступным маленькому читателю. В то же самое время, подчёркивая алогизм сказок, вызванный их мифологической первоосновой, Успенский фактически окончательно десакрализует народный текст, делая поступки героев нелепыми, лишёнными смысла. Несмотря на большое количество переизданий, в научной литературе сборник анализируется впервые.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
На протяжении всей жизни Э. Н. Успенский (1937–2018), классик отечественной детской литературы, не только создавал оригинальные произведения, но и стремился при помощи собственной художественной обработки популяризировать книги других авторов, способные вызвать интерес у детской аудитории. Данные тексты крайне слабо изучены литературоведами, в то время как, рассмотрев их художественную специфику и проанализировав ключевые отличия от оригинальных работ, можно сформировать представление об эволюции творческого подхода автора, о его понимании того, что уместно или неуместно в рамках детской литературы.
Список литературы
1. Алексеева М.И. К вопросу об обработке и пересказе русских народных сказок для детей // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2011. № 2. С. 79-90. EDN: OIOETP
2. Ахмедзянова А.Р. Мотив путешествия (женского квеста) и особенности его реализации в русских народных сказках сюжета СУС № 432 “Финист - ясный сокол” // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 12. С. 3703-3708. EDN: VGTECY
3. Захаров Е.З. Камов и Успенский [Электронный ресурс]. URL: https://www.ruscircus.ru/encyc?func=text&sellet=%CA&selword=2186(датаобращения31.01.2025).
4. История создания мультфильма “Дядюшка Ау” [Электронный ресурс]. URL: http://www.uspens.ru/bn/istorija-sozdanija-multfilma-djadjushka-au.php (дата обращения 31.01.2025).
5. Карпенко К.Е. Миф о клиповом мышлении. Мнимые дефекты учеников // Учительская газета. № 37. 2023.
6. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В 3 т. Т. 3. М.: Наука, 1985. 510 с.
7. Роман С.Н. Идейно-художественное своеобразие повести Э.Н. Успенского “Вниз по волшебной реке” // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 167-172. EDN: VGGMJQ
8. Структура волшебной сказки / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик, Д.М. Сегал. М.: РГГУ, 2023. 237 с. EDN: WPMDYT
9. Успенский Э.Н. Все-все-все сказочные истории. М.: АСТ, 2021. 478 с.
10. Успенский Э.Н. Новые русские сказки [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/work111132(датаобращения01.02.2025).
11. Яковлев М.В. Россия 80-90-х годов // Русская литература XIX века. 1880-1890. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 5-42.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Пьеса Евгения Шварца «Кукольный город» (1938) занимает особое место в наследии одного из крупнейших советских детских писателей и драматургов. Будучи предназначена для кукольного театра и отличаясь предельным разнообразием как персонажей, так и амплуа, она продолжает эстетику экспрессионизма и с трудом поддается однозначному воплощению на игрушечной сцене. Актуальность статьи состоит в определении места этой пьесы в освоении темы кукол отечественной литературой. Новизна статьи заключается в том, что впервые эта пьеса рассмотрена в контексте философских поисков эпохи, а именно, стремления выработать непротиворечивое понятие о бытии, которое можно распространить и на живое, и на искусственное тело. Пьеса Евгения Шварца не относится к типу «театр в театре», несмотря на то, что куклы в ней играют в куклы, напротив, она перекликается с тогдашней социальной реальностью. К пьесе оказывается применим аппарат изучения античного диалогического экфрасиса, пьеса сопоставляется с другими вариантами кукольных городов от древности до наших дней, а также с пьесой-сказкой Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» (1940), изначально предназначенной для кукольного театра и тоже представляющей кукольный город. Экзистенциальные и утопические мотивы в этой сказке оказываются еще сильнее, тогда как «Кукольный город» оказывается необходимой связкой между авангардным пересмотром привычного статуса тела и привычных социальных отношений и экзистенциальными поисками в мировой философии.
Цель данного исследования состоит в описании основных лингвокультурологических особенностей концепта «дружба» в языковой картине мира на материале древнерусской литературы. Дружба как морально-этический аспект человеческих взаимоотношений неоднократно становилась темой изречений «знаменитых мужей древности» и библейских книг. В паремиях как ценностно-маркированных высказываниях, отражающих поведенческие доминанты нации в целом, тема дружбы также активно развивалась. Именно в них часто повторяется мысль о преданности и взаимовыручке друзей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, а также о предпочтении старого друга новому. В пословицах, поговорках и изречениях, как показало настоящее исследование, очень чётко сформулировано морально-этическое отношение членов социума к дружбе, в них находят своё отражение нравственные нормы и стереотипы поведения, фиксируются особенности этнического мировидения. Дружба как социально-психологический феномен особенно важна для русской лингвокультуры в силу одной из основных особенностей характера русского человека - готовности прийти на помощь другу, иногда даже через самопожертвование. Основными критериями истинной дружбы в русской культуре считаются духовная близость, доверительные отношения, взаимовыручка, общность интересов. Несмотря на то, что понятие дружбы трансформировалось на протяжении столетий, основы её понимания, заложенные русским народом в древние века, остаются актуальными и по сей день, при этом некоторые суждения могут отражать несколько архаичные взгляды.
В статье анализируется рассказ И. А. Новикова «Юда разбойник» (1912) в сопоставлении с фольклорным первоисточником - белорусской сказкой, опубликованной Е. Р. Романовым. Поставлена цель выявить авторскую стратегию переработки фольклорного материала. Решены следующие задачи: охарактеризовать фольклорный сюжет и его отражение в художественной литературе; выявить отступления Новикова от первоисточника и соотнести с литературным контекстом; определить художественный и содержательный вектор авторских изменений. Установлено, что положенный в основу произведения сюжет является вариантом народной легенды о двух великих грешниках. Новиков следовал сюжету первоисточника, но дополнил его отдельными этнографическими и художественными деталями, авторскими описаниями и отступлениями. Живописные и сатирические элементы перекликаются с традициями Н. В. Гоголя и В. И. Даля. Также Новиков создал в произведении образ повествователя, речь которого близка к народно-поэтическому сказу и отражает современную писателю тенденцию к формированию орнаментальной прозы. Это сближает художественные поиски Новикова с экспериментами А. Белого, А. М. Ремизова и Е. И. Замятина. В рассказе Новикова выявлены черты сходства с предшествующим и современным литературным контекстом, а также отражение идей Серебряного века, в том числе неортодоксальное понимание религиозной веры.
В статье рассматривается проблема воплощения иррационального начала как эстетического принципа В. В. Набокова, реализованного в ранней прозе и осмысленного им в лекциях по литературе. Этот принцип определяется как модернистской парадигмой, так и иррационально-игровым миропониманием В. В. Набокова. В статье раскрывается отношение В. В. Набокова к «здравому смыслу», который он призывал нивелировать из сферы искусства. Посредством иррационального начала В. В. Набоков развенчивал реалистическое искусство с его утилитаризмом и пристрастием к «жизнеподобию». Литературная игра является ключевым компонентом поэтики исследуемого материала. Русский художник трактует феномен игры, согласуясь с хейзинговским положением о том, что игра - это священнодействие. В. В. Набоков в игровой манере деконструировал языковые шаблоны предшествующей литературы; был нацелен на создание языка новой эстетики, предназначенного исключительно для сферы искусства. В своем раннем творчестве русский писатель транслирует идею о том, что единственный возможный путь познания мира проходит через иррациональное в человеческой психике, именно поэтому в центре внимания оказывается герой шизоидного типа личности.
В этом смысле русского писателя можно считать одним из основоположников театра абсурда, демонстрирующего изображение мира с точки зрения абсурдного сознания.
Статья посвящена обзору взаимоотношений Максима Горького и Саввы Морозова на общественно-политическом, социокультурном и психологическом фоне жизни России рубежа XIX-XX веков. В статье широко используются как документальные материалы (воспоминания современников, статьи и книги историков и литературоведов), так и художественные тексты, в первую очередь - итоговый роман Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». Научная новизна статьи состоит, в частности, в рассмотрении противоречивых и до сих пор в значительной степени не изученных взаимоотношений писателя и промышленника на фоне житейской и деловой этики староверия, в лоне которой вырос Савва Морозов. Богатый материал для размышлений даёт и история взаимоотношений главных героев перманентного конфликта, которым были жизнь и гибель промышленника-мецената и общего для всех - при всей разности их судеб - стремления порвать со средой, их породившей, что проявилось, в частности, в отношении всех этих персонажей (супруги Морозовы, Горький, Андреева, Красин) к своему исконному, изначальному имени и фамилии. Не менее показательным для понимания сокровенных пружин и особенностей, двигавших этими людьми, может быть сопоставительное изучение дошедшей до нас скупой и часто искажённой ими самими и их современниками биографической информации и того, как их характеры и судьбы отразились в романе «Жизнь Клима Самгина».
Интерес к творческому наследию Е. И. Замятина со стороны современных литературоведов остается достаточно устойчивым. При этом аспектами большинства исследований традиционно являются роман-антиутопия «Мы», специфика орнаментальной прозы писателя, некоторые иные. О самом сборнике писателя «Лица», включившем литературные портреты современников Е. Замятина и его статьи о литературе, работ крайне мало. Выйдя впервые в 1955 году в Нью-Йоркском издательстве имени Чехова, книга сразу же обратила на себя внимание ведущих литературные критиков Русского зарубежья, получила благожелательные отзывы. Однако год спустя Г. Ада-мович призвал на примере «Лиц» пересмотреть то, что ранее принималось без проверки. Ранее, в 1920-х критик отмечал «блестящую литературную форму» замятинских очерков, их особую стилистику, указал, одним из первых, на главную их особенность - воссоздание психологического образа героя. Теперь, в 1956-м г., анализируя «Лица» с позиций культурного поля современности, Г. Адамович был резок и беспощаден в своих заключениях и шел вразрез с традиционным взглядом на замятинскую публицистику. В 1967-м г. «Лица» будут переизданы, затем войдут в мюнхенское собрание сочинений Е. Замятина. К очеркам, лекциям, статьям писателя станут активно обращаться журналы Русского зарубежья. Все это подтверждает несомненную значимость публицистического наследия Е. Замятина. Однако хотелось бы вспомнить Г. Адамовича, попытавшегося, хотя и не очень удачно, отойти от испытанных, привычных оценок наследия русской классики ХХ века, в частности, замятинского творчества, освоить некие новые ориентиры постижения литературы.
В статье рассматривается проблема различного восприятия героями романа звуков и запахов довоенного и военного времени. При этом делается определенный акцент на сравнительно-сопоставительном анализе изменений в восприятии слухо-обонятельных впечатлений, полученных в разные периоды жизни героев произведения. Описание услышанных звуков дается с точки зрения психологических особенностей человека в тот или иной период, когда звуковой фон становится дополнительным источником определения духовно-нравственного состояния личности героев. Исследование опирается на детальный текстологический анализ, который сопровождается пояснениями и комментариями, проливающими дополнительную ясность в вопросе функционирования разнообразных звуковых оттенков, представленных в романе. Центральным в исследовании становится внутренний мир человека, спокойно жившего в мирное время, наслаждавшегося всеми его красками и внезапно оказавшегося в условиях боевых действий, когда переворачивается все сознание человека, ломается его восприятие. Именно восприятие звуков и запахов косвенно показывает, насколько люди меняются в условиях реальных боевых действий по сравнению с мирной обстановкой. Различные звуки войны воспринимаются по-новому, а привычные звуки прежней мирной жизни приобретают другую окраску и тональность, становясь яркими признаками изменившегося уклада жизни. Запахи, приближаясь по своей силе к натуралистичности, тоже становятся знаковым явлением для характеристики происходящего и отражают в основном контраст между мирным и военным временем. Все это в совокупности создает особый колорит романа Б. Васильева «В списках не значился».
В статье представлены примеры индивидуальных траекторий произвольного воспроизведения испытуемых, которые были получены в двух сериях лонгитюдного эксперимента (2009-2020 гг.). В эксперименте использован авторский метод исследования произвольного воспроизведения, предполагающий определение качественной специфики и объема припоминания и наложение индивидуальных траекторий показателей произвольного воспроизведения. Индивидуальные траектории произвольного воспроизведения обусловлены продуктивностью запоминания с опорой на функциональные механизмы мнемических способностей, эффективностью запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам мнемических способностей, уровнем реализации мнемических действий, наличием регулирующих механизмов мнемических способностей, уровнем развития интеллекта, уровнем развития мотивации мнемической деятельности, а также уровнем понимания оригинала и картиной имеющихся знаний испытуемых. Мнемические действия, как совокупность ассоциативно-ориентировочных, аналитико-синтетических и контрольно-оценочных действий, являются инструментами актуализации. Характер оригинала связан с объемом и качеством его припоминания. Действие объективных факторов эффективности произвольного воспроизведения (длительности периода между запоминанием и воспроизведением, объема и специфики материала, условий запоминания и воспроизведения) всегда преломляется через субъектные (уровень развития интеллекта и мнемических способностей) и субъективно-личностные (уровень развития регулирующих механизмов мнемических способностей, мотивации, понимания материала) характеристики.
Статья посвящена изучению различий в уровне эмпатии студентов 18-20-летнего возраста с разными уровнями субъективного переживания состояния одиночества. В исследовании приняли участие 120 человек (22 юноши и 98 девушек). Выборка сформирована из обучающихся 1-3 курсов ГГТУ. Диагностика состояния одиночества осуществлялась с помощью теста Д. Рассела, М. Фергюсона. Исследование эмпатии проводилось с помощью опросника И. М. Юсупова. Студенты отличались преобладанием низкого уровня одиночества и высокого уровня эмпатии. Корреляционный анализ позволил выявить связь между субъективным переживанием состояния одиночества и уровнем развития эмпатии. У субъектов с высоким уровнем одиночества преобладал очень высокий уровень эмпатии. У испытуемых с низким уровнем одиночества диагностирован средний уровень эмпатии. Посредством использования статистического критерия было установлено, что показатели одиночества в группах с низким и средним, низким и высоким, средним и высоким уровнями значимо различались. Показатели эмпатии в группах с очень высоким и высоким, высоким и средним, средним и очень высоким уровнями значимо различались. Показатели эмпатии в группах с высоким и средним, средним и низким, высоким и низким уровнями субъективного переживания одиночества значимо различались. В работе сделан акцент на необходимости своевременного устранения выявленной тенденции проявления высокого уровня эмпатии в группе молодежи с высоким уровнем субъективного переживания одиночества.
Автор анализирует необходимость допрофессиональной педагогической подготовки, влияющей на качество отбора и дальнейшей подготовки кадров. В статье раскрывается понятие «психолого-педагогическая культура», компоненты психолого-педагогической культуры. Особое внимание автор уделяет раскрытию ценностно-смыслового компонента психолого-педагагогической культуры личности, отмечая, что он является системообразующим в формировании и развитии данного вида культуры. Цель данной работы состоит в создании модели ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры. В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, проведенного в 2023-2024 годах в г. Барнаул Алтайского края. В исследовании приняли участие 324 школьника 10-11 классов, обучающихся по психолого-педагогической направленности или другим видам. Для всестороннего изучения ценностно-смыслового компонента были проведены следующие методики: 1) «Система жизненных смыслов» (В. Ю. Котляков), 2) «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев, в адаптации Е. Н. Осина, Н. В. Кошелевой), 3) Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД) Е. Б. Фанталовой, 4) Ценностный опросник (Ш. Шварц, в адаптации Н. М. Лебедевой), 5) Диагностика ценностных ориентаций подростков (В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина), 6) «Самоактуализационный тест» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз), 7) Мини-эссе «Мое отношение к педагогической профессии». По результатам факторного анализа, проведенного с опорой на первичные данные, были выделены 15 факторов, включенных в состав ценностно-смыслового компонента. В статье представлена итоговая модель ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников.
В статье приведены результаты исследования феноменологии преодоления трудной жизненной ситуации при помощи метода интервью. Нарративные методы исследования позволяют выявить довольно тонкую феноменологию трудной жизненной ситуации. Длительность преодоления трудной жизненной ситуации зависит как от специфики стрессовой ситуации, так и от адаптивных возможностей личности - от ее возможности привлекать разного рода ресурсы для преодоления. В преодолении трудной жизненной ситуации сосуществуют как осознанные стратегии совладающего поведения, так и неосознаваемые/полуосознаваемые психологические защиты. На всем протяжении переживания трудной жизненной ситуации эффективно действуют интрапсихические механизмы неосознаваемой психики. Действие их становится очевидным «по итогу», поскольку сам процесс защиты, вследствие его «свернутости» в бессознательном, отследить сложно. Проведено эмпирическое исследование преодоления трудной жизненной ситуации с участием 18 взрослых людей в возрасте от 58 до 80 лет. Исследование проводилось в форме нарративного интервью с элементами феноменологического интервью. Результаты интервью подвергались контент-анализу для выявления обобщений в особенностях трудных жизненных ситуаций, а также способов их преодоления. Большая часть трудных жизненных ситуаций, описываемых респондентами, не поддавалась быстрому разрешению. Среди ведущих способов эмоционально-ориентированного копинга можно отметить: молитву, отвлечение, занятия творчеством (у женщин - кулинарию, вязание, шитье; у мужчин - электронику), обращение к социальному ресурсу (с целью «выговориться»), обращение к прежнему опыту успешного совладания.
Институт семьи в настоящее время переживает новый этап развития. В сложных политических, социально-экономических условиях современности переосмысливаются многие ценности, которые традиционно связывали с семьей. Феномен родительства находится в центре не только общественного внимания, но и государственного. Показательно то, что в план основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года семьи в 2024 г. был включен целый ряд мероприятий по укреплению ответственного родительства, в том числе непосредственно связанные с просвещением родителей. В настоящее время система родительского просвещения в нашей стране продолжает совершенствоваться. В связи с этим может быть интересен зарубежный опыт организации просвещения родителей. В статье рассматриваются различные организационные модели родительского просвещения, которые в зарубежных странах доказали на практике свою жизнеспособность и эффективность. Просвещение родителей в разные исторические периоды осуществлялось и осуществляется в настоящее время по-разному, отвечая вызовам времени, однако можно выделить несколько общих моделей. Они могут применяться в разных сочетаниях, иметь точки соприкосновения, трансформироваться в некие гибридные модели. Современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии активно применяются в родительском просвещении, делают его более доступным для родителей из разных слоев общества, разнообразным по содержанию и форме. Инновации в сфере просвещения родителей по широкому кругу проблем воспитания и развития детей вызывают неизменный интерес как у специалистов, так и у самих родителей.
В статье раскрыты различные аспекты адаптации младших дошкольников к условиям детского сада как феномена, направленного на привыкание ребенка к новой системе социальных условий, отношениям, потребностям, видам деятельности. Организация комфортного адаптационного процесса в период поступления в детский сад оказывает огромное значение на дальнейшее физическое, психическое, эмоциональное состояние ребенка. Рассматривая процесс адаптации младших дошкольников к условиям детского сада, были обобщены научные исследования по данному вопросу и резюмирован практический опыт. Уточнено определение адаптации с позиции младшего дошкольного возраста; рассмотрена система самоорганизации детей в процессе адаптации и проанализированы факторы, способствующие и мешающие адаптации младших дошкольников к условиям детского сада. Путем анализа публикаций и собственного опыта общения с педагогами выявлены симптомы низкой и высокой адаптации ребенка в детскому саду на физиологическом, психологическом, социальном уровнях, актуализировано значение моделирования среды дошкольной образовательной организации, прокомментированы основные задачи и определены принципы организации процесса адаптации: близость родственника, последовательная организационная подготовки к переходу в детский сад, заблаговременное привлечение к ситуациям и видам деятельности, удобная логистика, игровая деятельность.
В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по формированию предметных результатов младших школьников при изучении морфологии русского языка. Изучено понятие «предметные результаты», его связь с универсальными учебными действиями. Предметные результаты достигаются обучающимися в процессе изучения дисциплины. Рассмотрена последовательность изучения знаменательных частей речи по учебникам русского языка УМК «Школа России», их потенциальные возможности по формированию предметных результатов младших школьников. Проанализированы внутрисистемные связи между различными разделами русского языка. В статье указаны наиболее эффективные формы и методы формирования предметных результатов младших школьников при изучении наиболее употребительных частей речи: имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Обучение умению пользоваться словами этих лексико-грамматических групп предполагает работу над точностью их употребления в зависимости от ситуации, темы и стиля текста. На основе практического опыта приведены примеры занимательных игр, наиболее эффективно способствующих формированию предметных результатов у младших школьников при изучении морфологии. Сделан вывод об эффективности использования занимательных, наглядных, интерактивных, игровых форм в процессе формирования системы предметных научных знаний о русском языке.
В статье рассмотрены теоретические и прикладные аспекты адаптации детей с особыми образовательными потребностями к условиям среднего профессионального образования. Адаптационный период может существенно повлиять не только на становление профессионала и успешность в профессии, но и на дальнейшую социализацию и самореализацию обучающихся. В ходе проведенной работы выявлены и охарактеризованы основные индикаторы, отражающие специфические особенности адаптации к условиям инклюзивной среды, с учетом современной ситуации. Представлены результаты пилотного исследования, осуществленного в сентябре-октябре 2024 года в Профессионально-экономическом колледже ГГТУ. В эксперименте приняли участие 24 педагога, 8 обучающихся с особыми образовательными потребностями (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной системы) и 12 родителей. Анализ полученных данных позволил поставить задачи по развитию более эффективной системы адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями к условиям инклюзивной среды в организациях СПО: организация курсов повышения квалификации для педагогических кадров, разработка и реализация программы социально-педагогического сопровождения адаптационного процесса, создание информационного курса, формирование развивающей среды. Полученные данные можно будет экстраполировать на учреждения среднего профессионального образования Московской области.
В статье выборочно представлены результаты теоретического и прикладного исследования по развитию диалогической речи старших дошкольников средствами современных сюжетно-ролевых игр. В теоретическом плане выявлены основы речевого развития детей с использованием игровой деятельности, определены отличительные черты диалога дошкольников. С учетом современных тенденций автором сформулирован сложный алгоритм организации сюжетно-ролевой игры с возможностью развития диалогической речи. Представлены результаты опроса воспитателей дошкольных образовательных организаций - участников Круглого стола городского округа Орехово-Зуево Московской области в количестве 215 респондентов, показавшего наиболее популярные сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста; проблемы, связанные с речевым развитием детей в процессе диалога; специфические особенности выбора тематики игр в зависимости от гендерных особенностей, отсутствия навыков для самостоятельного усложнения сюжетно-ролевой игры. В ходе исследования было выявлено, что диалогическая речь наиболее эффективно развивается с использованием усложнений в играх и творческого развития сюжета в них. Сделан вывод о необходимости продолжения работы по развитию диалогической речи средствами современных сюжетно-ролевых игр не только в отношении старших дошкольников, но и детей более младшего возраста.
В статье представлены результаты анализа дидактического потенциала профессиональной самореализации будущего педагога в условиях развивающего пространства профессиональной подготовки, обеспечивающего смыслотворчество студента и творческой самореализации как основы осознания перспектив личностного самосовершенствования в профессионально-педагогической деятельности. Раскрыты различные подходы исследователей к обоснованию особенностей профессиональной самореализации будущих педагогов, объединяющих базовые характеристики, самореализации личности в условиях ориентации на самосовершенствование профессионально-педагогической деятельности. Это позволило раскрыть механизм профессиональной самореализации будущих педагогов в совокупности мотивов, ценностей, личностные смыслов и способностей самоактуализирующейся личности. В результате исследования установлено, профессиональная самореализация будущих педагогов может быть обусловлена перспективами профессионального становления, которые трансформируются в профессиональное будущее в рамках развивающего пространства профессиональной подготовки, представленного структурно-содержательной моделью профессиональной самореализации будущего педагога, обеспечивающей студенту роль субъектной регуляции профессионального самосовершенствования. Профессиональное самосовершенствование представлено как сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня будущим педагогом собственной профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и собственной программой развития, что становится возможным в условиях квазипрофессиональной и профессиональной деятельности в процессе практической подготовки.
В данной статье представлено актуализированное обоснование вопроса необходимости разработки детальных методических рекомендаций для подключения FVP-квадрокоптера и аппаратуры управления. Поставлена задача по созданию для учителя простого и понятного алгоритма подключения FVP-квадрокоптера и аппаратуры управления, повышающего эффективность урока. Для решения задачи проведено исследование содержательных линий ряда учебно-методических пособий и обобщен практический опыт, который показал, что заявленный вопрос является одной из проблемных областей в методической подготовке учителей общеобразовательных школ к профессиональной деятельности в области беспилотных авиационных систем. Проведена декомпозиция инвариантного модуля «Робототехника» раздела «Беспилотные летательные аппараты» Федеральной рабочей программы основного общего образования «Труд (Технология)» (для 5-9 классов образовательных организаций), определившая в качестве методической основы исследования практическую деятельность обучающихся по управлению беспилотным устройством с помощью пульта управления или мобильного приложения. Работа содержит описание разработанного методического алгоритма, который включает обзор моделей квадрокоптеров и аппаратуры управления, пошаговые рекомендации по подключению передатчика и приёмника, профессиональную терминологию. Методический алгоритм состоит из нескольких этапов: настройка пульта для подключения; настройка приёмника и подключение к квадрокоптеру через ноутбук (смартфон); создание новой модели на аппаратуре управления.
В статье рассматривается вопрос о формировании портфолио студента по методикам обучения математике и информатике, которое позволяет преподавателю провести мониторинг достижений обучающихся, оценить сформированность профессиональных компетенций. Обучающимся портфолио помогает осуществлять рефлексию и самооценку, продемонстрировать результат своей деятельности. Выделены задачи включения портфолио в учебный процесс: отслеживание динамики индивидуального развития, оценка компетенций, активизация познавательной деятельности, построение индивидуального образовательного маршрута и систематизация методического материала. На основе анализа педагогической литературы, требований образовательных стандартов, анкетирования обучающихся определены принципы формирования портфолио: наполнение «от компетенций», добровольности, системности, практико-ориентированности, разноплановости, критериально-ориентированности. Предложена структура портфолио. Основным компонентом портфолио студентов-будущих педагогов математики и информатики является раздел «Портфолио работ». Для его наполнения предложены задания по методикам обучения математике и информатике. Разработаны рекомендации по включению портфолио в учебный процесс. Описан подход к оцениванию портфолио. Приведены примеры критериев для оценки некоторых заданий. Данное исследование представляет как теоретический интерес, связанный с совершенствованием модели оценивания профессиональных компетенций, так и практическую значимость, так как может быть использовано в деятельности преподавателей и разработчиков образовательных программ.
Статья посвящена изучению проблемы экстремизма среди молодежи. Установлено, что экстремизм понимается в обществе, как противоправные асоциальные действия, проявляющиеся в насилии, агрессии, нетерпимости к другой идеологии, национальности, образу жизни. Понятие «экстремизм» многогранно и многофакторно. Истоки экстремизма разнообразны, проявляются в ксенофобии, экстремальности, конфликтности, в деструктивности. Молодежный экстремизм выступает наиболее опасным проявлением экстремизма. Выявление экстремистских склонностей среди молодежи становится актуальной задачей профилактической работы в образовательных учреждениях. Цель проведенного исследования заключалась в диагностике диспозиций насильственного экстремизма, а также выявлении отношения респондентов к изучаемой проблеме. В статье представлены результаты мониторинга склонности к насильственному экстремизму среди студентов и магистрантов. Отмечено, что пятая часть респондентов допускают агрессивное поведение в своей жизни. Определено, что у 29% студентов и 9% магистрантов зафиксирована высокая степень выраженности к экстремистскому поведению. Выявлено, что 5% студентов и 10% магистрантов одобряют действия экстремистских организаций. Сделан вывод о том, что формирование толерантных убеждений и устойчивых ценностно-духовных взглядов будет способствовать выработке навыков самоконтроля и антиконфликтного поведения у студентов, а также развитию антиэкстремистских ценностей, направленных на превенцию возникновения экстремистских склонностей в молодежной среде.
В статье исследуются вопросы применения дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ) при обучении грамматике английского языка в старших классах. Осмысляется важность требований, предъявляемых к процессу организации внедрения ДОТ. Устанавливается следующее противоречие: несмотря на требования ФГОС СОО использовать средства информационных и коммуникационных технологий для самостоятельной работы с информацией, собственно процесс обучения самостоятельной работе на уроках до сих пор не отлажен из-за отсутствия у учителя четкого алгоритма организации уроков с использованием ДОТ. До сих пор процесс внедрения в урок ДОТ носит хаотичный характер, у учителей нет четкого механизма внедрения в урок заданий с использованием ДОТ. Это касается обучения всем языковым аспектам, в том числе и грамматическому. Цель статьи состоит в презентации вариантов грамматических заданий с применением ДОТ на основе УМК Starlight 10, использование которых позволит учителю спланировать урок с учётом технических возможностей классной комнаты, разнообразить процесс изучения грамматических правил, активизировать самостоятельную работу обучающихся, сформировать у них чувство ответственности за ожидаемый результат. Конкретные задачи заключаются в анализе современных электронных ресурсов, позволяющих отрабатывать грамматические правила по темам УМК Starlight 10, подборе заданий с учетом тематики УМК. Согласно нашей гипотезе, предлагаемые задания позволят осуществить интеграцию ДОТ в классно-урочный учебный процесс по изучению грамматики английского языка и сделать его максимально полезным для развития самостоятельности обучающихся.
В статье рассматриваются возможности использования статистических сборников Российской империи в рамках преподавания локальной истории в школе. Подчеркивается важность изучения локальной истории для формирования у обучающихся знаний о прошлом малой родины и чувства патриотизма, отмечается наличествующий, несмотря на значимость изучения локальной истории, недостаток специализированных учебников и методических пособий. В этом контексте в статье предлагается использовать статистические сборники Российской империи как ценный источник информации о губерниях, уездах и волостях. Полнота информации, содержащаяся в статистических сборниках, позволяет педагогам использовать их как теоретическую базу урока по локальной истории. Также в статье описаны широкие возможности применения статистических сборников как средства организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся. Работа со статистическими сборниками позволяет ознакомить обучающихся с демографической ситуацией, состоянием промышленности и сельского хозяйства, уровнем грамотности и другими аспектами социально-экономического развития региона. Материалы данной статьи могут быть использованы педагогами при подготовке к урокам по локальной истории XIX-XX вв. В дальнейшем перечень заданий, представленный в статье, может быть использован при разработке учебно-методических пособий по локальной истории.
Статья посвящена исследованию проблемы педагогического сопровождения в условиях учебных центров. Педагогическое сопровождение в современных условиях как система подчиненных определенной цели действий педагога, направлено на обеспечение образовательного процесса. С позиций ретроспективного анализа рассмотрены подходы современных исследователей к педагогическому сопровождению, его сущности, основным характеристикам и трансформации дефиниций. Это позволило определить термин «профессионально важные качества» как компоненты профессиональной пригодности, личностные особенности, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач в практическом применении. В анализе специфических особенностей педагогического сопровождения сделан особый акцент на железнодорожную отрасль. Термин «сопровождение» представлен с учетом разнообразия его трактовок с различных научных позиций. Проблема педагогического сопровождения в условиях учебных центров связана с формированием и дальнейшим развитием у обучающихся профессионально значимых, необходимых именно в этой отрасли, качеств. Рассмотрены современные исследования о наличии доминантных качеств и специфических особенностей педагогического сопровождения в соответствии с ними, для различных видов профессиональной деятельности. Прокомментированы недостатки развития данного процесса на современном этапе: недостаток ресурсов, кадров, недостатки в содержании учебных дисциплин. Сделан вывод о необходимости дальнейшей разработки данной темы.
В данной статье рассматривается создание и развитие электронного образовательного ресурса «Алгоритмизация глагольного словоизменения», который нацелен на формирование и совершенствование навыков иностранных учащихся в области морфологии русского языка. В процессе разработки онлайн-курса автором был сделан акцент на те его элементы, которые способствуют более глубокому пониманию и освоению тематики: схемы, таблицы, задания, дифференцированные по уровням владения русским языком как иностранным. В работе описана история создания электронного образовательного ресурса, дан обзор практики его использования, приведены рекомендации по улучшению курса в связи с перспективами его развития. Кроме того, рассматриваются возможные направления дальнейшего совершенствования онлайн-курса, такие как расширение функционала ресурса и снабжение его новым наглядно-иллюстративным материалом, что обеспечит его актуальность и практическую ценность в условиях цифровизации образования. Немаловажно, что в статье приводятся авторские методические разработки, касающиеся алгоритмизации спряжения, а также рассматриваются некоторые теоретические аспекты данной проблемы (например, формализация словоизменения глаголов, модели которых нередко смешивают). В заключении даны чёткие выводы по вопросам развития электронных образовательных ресурсов по словоизменению.
В предлагаемой статье исследуется акмеологические признаки эффективности современных педагогических технологий. Целью статьи является рассмотрение на примере педагогической технологии проектного типа в университетском образовании акмеологической природы педагогического проектория и его потенциала в формировании профессиональных ценностных ориентиров в рамках Педагогического клуба Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Для достижения поставленной цели методом контент-анализа, аналитического обзора литературы, нормативно-правовых источников и образовательной практики определяется сущность педагогического проектория, его потенциал в образовательном процессе университета, принципы организации, место в Программе студенческого педагогического клуба «Ступени мастерства», технологические отрезки в структуре педагогической технологии проектория в профессионально-педагогическом образовании в университете. Предложенные особенности портрета поколения «зуммеров» рассмотрены в применении к аспектам проектирования, как вида учебной и квазипрофессиональной деятельности в университете. Согласно нашей рабочей гипотезе, технология проектной деятельности, на примере Педагогического проектория, способствует формированию профессиональных ценностных ориентиров у будущих педагогов и акмеологическому вектору роста профессионализма и развития профессиональной компетентности у студентов в университете. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что на основе полученных ранее результатов, идея проектной деятельности в студенческом клубном объединении обновлена новыми видами заданий и их решения в педагогическом проектории.
Данная статья посвящена проблеме обучения пунктуационной стороне иноязычной речи учащихся 10 и 11 классов средней общеобразовательной школы. Актуальность обучения англоязычной пунктуации представляется значимой, поскольку для эффективного решения коммуникативных задач в процессе письменного речевого общения важно уметь не только применять знаки препинания, но и адекватно их воспринимать при чтении. Методы исследования представлены анализом научно-методической литературы, обобщением и интерпретацией полученных данных. В рамках исследования проведен анализ учебных и учебно-методических пособий по методике обучения английскому языку с целью определить сущность пунктуационных навыков, их место в структуре умений письменной речи. Представлен анализ современных УМК, которые используются в 10 и 11 классах, отражающий обучение этому феномену. Особое внимание уделяется принципам пунктуации, лежащим в основе русской и английской пунктуационных систем. В статье приведены значимые в лингводидактическом отношении результаты лингвистических исследований, раскрывающих взаимосвязь пунктуации и интонации, пунктуации и синтаксиса. Проведенное исследование позволяет автору сделать вывод о необходимости обучать не только расставлять знаки препинания, а также читать с опорой на знаки препинания.
Решение задач - важнейший вид учебной деятельности, в процессе которого обучающимися усваивается предметное содержание учебных дисциплин, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления. В основе реализации задачного подхода в обучении лежит методика решения задач, которая имеет определяющую значимость в формировании мыслительных умений. В работе рассматривается взаимосвязь между многомерным и вариативным мышлением и операциями причинно-следственного анализа. Многомерное мышление проявляется в способности разрешать проблемную ситуацию, определяя и выстраивая взаимоотношения между элементами соответствующей задачной модели. Вариативное мышление проявляется в способности находить разнообразные варианты решения задачных ситуаций. Основное внимание в статье уделяется вопросу конструирования обратных задач. Обратная задача - важный инструмент в различных областях науки и техники. Она позволяет получить информацию о скрытых процессах и закономерностях на основе выходных данных. Постановка и решение обратной задачи как продуктивные преобразования, связаны с изменением задачной структуры, и характеризуются высоким уровнем сложности. Делается вывод о том, что задачи обратной структуры должны быть включены в процесс обучения как яркий пример интеллектуального творчества. Приведены примеры составления обратных задач. Задача о робототехническом устройстве «манипулятор» (вычисление углов по заданному положению рабочего органа манипулятора и известной схеме его кинематики) и задача о получении коэффициентов гармоник с целью синтеза звука инструментов (получение сигналов с помощью ряда Фурье с соответствующими коэффициентами).
Актуальность представленной статьи определяется активным интересом преподавателей-лингвистов к поиску новых образовательных возможностей и решений на занятиях РКИ, особенно в китайской аудитории. Педагоги, работая с современными китайскими студентами в России или за границей, сталкиваются с проблемами погружения иностранных учащихся в аутентичную языковую среду. Одним из наиболее эффективных способов такого погружения, а значит, и развития, совершенствования у студентов различных составляющих русского языка, среди которых особое место занимает знание о культуре народа, способствующее обучению активной, адекватной и эффективной межкультурной коммуникации, является российская аудиовизуальная культура, и в частности, кинофильмы. Новизна статьи обусловлена установкой на комплексный подход к анализу аудиовизуального материала: так, в статье описываются возможности, которые предоставляет лингвокультурологический, а также культурологический, проблемный и семиотический анализ кинокартин. Кроме того, новизна статьи исходит из самого выбранного материала - фильма «Волшебный портрет», - в котором явно и ярко проявляет себя двукультурность, двунаправленность этого кино - ориентированность одновременно на русского и китайского зрителя, что порождает двойную оптику восприятия. Лингвокультурологический, а также культурологический, проблемный и семиотический анализ этого фильма направлен на достижение китайскими учащимися глубокого понимания как смысла и поэтики, так и присутствующих в картинах коммуникативных ситуаций, с проявленными в них лексическими и стилистическими элементами, которые знакомят студентов с различными аспектами общественно-политической, экономической, культурной, религиозной, бытовой русской и китайской жизни прошлого и настоящего.
В данной статье рассматривается методический потенциал мультимодального рекламного текста с интерактивным компонентом, представленным в виде QR-кода, и его использование на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ). Объектом исследования является интеграция QR-кодов в рекламные материалы, что позволяет создать многослойный контекст для изучения языка. Мультимодальные тексты, объединяющие визуальные, вербальные и аудиовизуальные элементы, способствуют более глубокому восприятию информации и активизации учебного процесса. Статья анализирует преимущества использования QR-кодов в образовательной практике, включая доступ к дополнительным ресурсам и возможность интерактивного взаимодействия студентов с материалом. Рассматриваются примеры грамматических тем, подходящих для применения на занятиях по русскому как иностранному (РКИ) в полиэтнических группах с уровнем владения языком B1 и B2 (ТРКИ-I и ТРКИ-II соответственно). Описываются методические приемы работы с мультимодальными рекламными текстами, которые помогают развивать навыки критического мышления, межкультурной коммуникации и языковой компетенции у учащихся. Также рассматриваются примеры заданий, направленных на активизацию речевой деятельности студентов и углубление их понимания социокультурных аспектов языка. В заключение подчеркивается необходимость внедрения мультимодальных подходов в преподавание РКИ для повышения мотивации и эффективности обучения.
В статье рассматривается региональный компонент содержания образования в подготовке будущих педагогов. Цель статьи - актуализация возможностей регионального компонента в подготовке будущих педагогов с учетом требований современной жизни. Автор подчеркивает большой воспитательный потенциал регионального компонента. Сегодня необходимо новое поколение педагогов, способных реагировать на изменения и новые условия профессиональной деятельности.
Анализ практики и собственный преподавательский опыт показывает, что будущие педагоги часто не готовы к существующей педагогической действительности, что создает трудности вхождения в профессию. Представленные положения могут стать проблемным полем для дальнейшего научного обсуждения использования регионального компонента содержания образования в подготовке будущих педагогов дошкольного образования.
При написании статьи автором использовался теоретический и сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы, анализ собственного педагогического опыта, проектирование, наблюдение, прогнозирование.
Новизна исследования заключается во включении регионального компонента содержания образования в процесс подготовки будущих педагогов, обобщении и систематизации актуальных для региона идей, раскрытии конструктивных элементов регионального педагогического опыта и условий их использования в современном образовании.
Практическая значимость отражает возможность применения регионального компонента содержания образования в подготовке будущих педагогов.
В статье представлены результаты теоретического и прикладного исследования по развитию графомоторных навыков у младших школьников. Изучение научной литературы по данному вопросу показало, что в большинстве современных работ формирование и развитие графомоторных навыков осуществляется в рамках коррекционной педагогики, в работе с детьми, имеющими речевые, ментальные нарушения. Практика же, напротив, нацеливает на необходимость формирования данного вида навыков также у детей с нормотипичным развитием. Автором проанализированы исследования в области развития графомоторных навыков у детей, дана критическая оценка теоретическим и современным прикладным исследованиям в данной области. В статье представлены результаты работы кафедры по внедрению эффективных технологий развития графомоторных навыков младших школьников, которая осуществлялась в образовательных организациях городского округа Орехово-Зуево Московской области. Охарактеризованы наиболее эффективные технологии, используемые в 2023-2024 годах в первых классах общеобразовательных школ с охватом 227 испытуемых. Особо представлена работа с родителями первоклассников, направленная на развитие графомоторных навыков в условиях семьи, совместной деятельности детей и взрослых. Сделан вывод о необходимости продолжения начатого исследования в области развития графомоторных навыков у младших школьников.
В статье исследуется проблема чтения как важнейшего условия формирования опыта мыследеятельности. Регулярное чтение развивает мыслительные способности человека, учит думать, анализировать, оценивать информацию, накапливая и формируя необходимый в условиях инновационного развития опыт мыслительной деятельности. В статье рассматриваются формы работы, позволяющие сформировать условия, при которых чтение станет не просто обязательным занятием, а увлекательным и желанным процессом для каждого человека. Отмечаются большие перемены, происходящие в сфере культуры и задачи, которые ставит общество перед будущими специалистами данной сферы с учётом быстроменяющейся ситуации. Рассматривается роль формирования навыка регулярного чтения у будущих специалистов сферы культуры, т. к. именно они влияют на формирование культурных смыслов, способствуют сохранению культурных и духовных ценностей страны, формируют информационную культуру личности и прививают любовь к чтению. Цель статьи - определить значимость регулярного чтения для формирования опыта мыслительной деятельности, а также выявить пути интеграции чтения в образовательный процесс для повышения эффективности подготовки будущих специалистов. Согласно нашей гипотезе, регулярное чтение студентов - это не просто развлечение, а процесс, влияющий на развитие мыслительных процессов и формирование опыта мыследеятельности. Основным результатом исследования является вывод о том, что именно регулярное чтение является ключевым условием развития всех мыслительных процессов и формирования необходимого опыта мыслительной деятельности.
Издательство
- Издательство
- ГГТУ
- Регион
- Россия, Орехово-Зуево
- Почтовый адрес
- 142611, Московская обл, г Орехово-Зуево, ул Зеленая, д 22
- Юр. адрес
- 142611, Московская обл, г Орехово-Зуево, ул Зеленая, д 22
- ФИО
- Скударева Галина Николаевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mo_ggtu@mosreg.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ggtu.ru/