Противостояние, в котором оказались Россия и Запад из-за конфликта на Украине, явило всему миру очередной, причем беспрецедентный пример политизации мировой энергетики. Политизация энергетики - важное явление в международных отношениях, которое пока не получило должной теоретической проработки.
Цель исследования - комплексное рассмотрение и типологизация основных международных проявлений политизации энергетики как в истории, так и в современных международных отношениях с особым фокусом на «энергетическом противостоянии» России и Запада, возникшем в ходе конфликта на Украине. Теоретически исследование опирается на существующую концептуальную проработку термина «политизация», а также видение международных отношений сторонниками социального конструктивизма и политического реализма. Применяются методы исторического, системного и сравнительного анализа, а также метод аналогии. Автор приходит к выводу, что политизация энергетики, будучи неотъемлемым атрибутом международных отношений за последние 50 лет, может быть скрытой или открытой, умеренной или крайней. Крайняя форма политизации, в отличие от умеренной, предполагает применение «энергетического оружия» в политических целях, что приравнивает ее к энергетической войне. Энергетические войны могут быть ограниченными или полномасштабными; односторонними (безответными), двусторонними или многосторонними. Конфликт на Украине спровоцировал открытую и крайнюю политизацию энергетики, которая после начала специальной военной операции (СВО) приобрела форму полномасштабной, двусторонней энергетической войны. США и их союзники, желая повлиять на российскую политику в отношении Украины, применили в полной мере свое «энергетическое оружие», и Россия ответила тем же, правда, в ограниченном масштабе.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
Политизация энергетики — одна из ключевых международных проблем современности, имеющая прецеденты в истории. Противостояние России и западных государств, спровоцированное украинским конфликтом и усилившееся после начала специальной военной операции (СВО) России на Украине, еще больше обострило данную проблему, которая на сегодняшний день не имеет должной теоретической проработки, хотя периодически затрагивается в научных публикациях.
Список литературы
1. Андрианов В. Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования. Москва: Экономика, 2010. EDN: VRVQJZ
2. Борисова А. Р. Политизация экономики США: от Буша к Трампу // США & Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 7. С. 65-78. ;. DOI: 10.31857/S032120680000016-1 EDN: XZTVWP
3. Боровский Ю. В. Международное измерение энергетической безопасности: Россия и мир (1991-2021 гг.). Москва: Аспект Пресс, 2022. EDN: FXWSHS
4. Боровский Ю. В. Политизация мировой энергетики // Международные процессы. 2008. Т. 6, № 1. С. 19-28. EDN: OHWREZ
5. Боровский Ю. В. Чем движим Запад в своей энергетической политике? // Международные процессы. 2023. Т. 21, № 1. С. 189-211. ;. DOI: 10.17994/IT.2023.21.1.72.4 EDN: HVPKBM
6. Голунов С. В. Энергетические рычаги внешней политики: опыт России и США // Международные процессы. 2021. Т. 19, № 1. С. 56-73. ;. DOI: 10.17994/IT.2021.19.1.64.3 EDN: CESVFR
7. Данилов М. В. Концепт “политизация” в научном и общественно-политическом дискурсе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. Т. 10, вып. 2. С. 92-96. EDN: MUIEOV
8. Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. Москва: Альпина Паблишер, 2023.
9. Ефанов А. А. Политизация спорта посредством медиа: синкретизм социальных институтов // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. T. 10, № 1. С. 130-140. ;. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).130-140 EDN: ZGEUVN
10. Зоткин А. А. Война, политика и мир в трактовке К. фон Клаузевица // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2019. № 2. С. 113-127. EDN: BCYXRG
11. Лебедев В. С. Политизация религии в современном мире: концептуализация проблемы // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11, № 3. C. 192-198. EDN: VXBVXF
12. Лоран Э. Нефть. Ложь, тайны, махинации. Москва: Столица-Принт, 2008.
13. Макаров И. А., Чупилкин М. С. Энергетический Пёрл-Харбор // Россия в глобальной политике. 2021. Т. 19, № 1. С. 38-53. ;. DOI: 10.31278/1810-6439-2021-19-1-38-53 EDN: XZIVCW
14. Мастепанов А. М. Энергетическое сотрудничество стран БРИКС в условиях фрагментации мировой экономики и глобального кризиса // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2024. № 8. С. 42-58. EDN: EYKFRB
15. Саква Р. Сырьевой сектор России: экономика контроля и политика ренты // Неприкосновенный запас. 2010. № 6. С. 112-130.
16. Семёнов В. Л. Влияние санкций США на экономику Венесуэлы // США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. № 1. С. 53-66. ;. DOI: 10.31857/S2686673022010047 EDN: LMRGZR
17. Сидорова Е. А. Энергетика России под санкциями Запада // Международные процессы. 2016. Т. 14, № 1. С. 143-155. ;. DOI: 10.17994/IT.2016.14.1.44.11 EDN: VXDXGD
18. Симония Н. А. Нефть в мировой политике // Международные процессы. 2005. Т. 3, № 3. С. 4-17. EDN: OHWPUL
19. Скороходова О. Н. Эпоха великих потрясений: энергетический фактор в последние десятилетия холодной войны. Москва: АСТ, 2021.
20. Чернявская В. Е. Политизация истории как стратегия создания новой государственной идентичности: лингвистический анализ // Политическая лингвистика. 2013. № 4. С. 85-90. EDN: RSOTGF
21. Batzella F. Slowly but Surely? Assessing EU Actorness in Energy Sanctions Against Russia // Energy Policy. 2024. Vol. 192. Art. 114233. ;. DOI: 10.1016/j.enpol.2024.114233 EDN: BABRLX
22. Bobba G., Hubé N. COVID-19 and Populism: A Sui Generis Crisis // Populism and the Politicization of the COVID-19 Crisis in Europe / ed. by G. Bobba, N. Hubé. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2021. P. 1-16. DOI: 10.1007/978-3-030-66011-6_1
23. Bourbeau P. The Securitization of Migration: a study of movement and order. London: Routledge, 2011. ;. DOI: 10.4324/9780203829349 EDN: WPBVKP
24. Buzan B., Wæver O. Regions and Powers: The Structure of International Security. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. DOI: 10.1017/CBO9780511491252
25. Chen Yangyang, Jiang Jiexin, Wang Lei, Wang Ruisong. Impact Assessment of Energy Sanctions in Geo-Conflict: Russian-Ukrainian War. Energy Reports. 2023. Vol. 9, P. 3082-3095. ;. DOI: 10.1016/j.egyr.2023.01.124 EDN: MTWWDJ
26. Grigas A. The New Geopolitics of Natural Gas. Cambridge: Harvard University Press, 2017. DOI: 10.2307/j.ctv253f7jj
27. Henderson J. Does Russia Have a Potent Gas Weapon? // The Palgrave Handbook of the International Political Economy of Energy / ed. by T. van de Graaf, B. Sovacool, A. Ghosh, F. Kern, M. Klare. London: Palgrave Macmillan, 2016. P. 461-486. DOI: 10.1057/978-1-137-55631-8_19
28. Laryš M. Russia’s Potential for Weaponization of Gas Supplies After the Re-Invasion of Ukraine // Energy Policy. 2024. Vol. 191. Art. 114195. ;. DOI: 10.1016/j.enpol.2024.114195 EDN: JTGBKV
29. Luft G., Korin A. Realism and Idealism in the Energy Security Debate // Energy Security Challenges for the 21st Century / ed. by G. Luft, A. Korin. Santa Barbara: Praeger, 2009. P. 335-349. DOI: 10.5040/9798400646119.ch-023
30. Palonen K. Four Times of Politics: Policy, Polity, Politicking, and Politicization // Alternatives. 2003. Vol. 28, no. 2. P. 171-186. DOI: 10.1177/030437540302800202
31. Rodríguez-Fernández L., Carvajal A. B. F., Ruiz-Gómez L. M. Evolution of European Union’s Energy Security in Gas Supply During Russia - Ukraine Gas Crises (2006-2009) // Energy Strategy Reviews. 2020. Vol. 30. Art. 100518. ;. DOI: 10.1016/j.esr.2020.100518 EDN: OUQVUH
32. Sassi F. The Geopolitics of the EU - Russia Gas Trade: Reviewing Power in International Gas Markets // The Handbook of Energy Policy / ed. by F. Taghizadeh-Hesary, D. Zhang. Singapore: Springer, 2023. P. 33-67. DOI: 10.1007/978-981-19-6778-8_2
33. Vaganova O. V. Russia and Sanctions // Research Result. Economic Research. 2022. Vol. 8, no. 1. P. 4-11. ;. DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-1 EDN: OWPZWW
34. Venn F. The Oil Crisis. London: Routledge, 2002. DOI: 10.4324/9781315840819
35. Wells C. The UN, UNESCO and the Politics of Knowledge. London: Palgrave Macmillan, 1987. DOI: 10.1007/978-1-349-08409-8
36. Yergin D. The Quest: Energy, Security, and the Remaking of the Modern World. New York, NY: Penguin Press, 2011.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Южная и Центральная Азия имеют тысячелетнюю историю взаимодействия, которая включает эпоху империй и соперничества великих держав. Неудачи США в установлении мира в Афганистане демонстрируют важность региональной инициативы по урегулированию ситуации в этой стране. Авторы подчеркивают значимость выдвигаемых узбекским руководством идей, которые могут способствовать налаживанию многоплановых отношений между странами Южной и Центральной Азии. Методологической основой исследования является геополитическая концепция Х. Макиндера, смысл которой заключается в выделении северо-восточной части Евразии в качестве особого и значимого пространства - Хартленда. Узбекистан за последние годы зарекомендовал себя как ответственный региональный актор, выполняющий взятые на себя обязательства. Центральная и Южная Азия обладают демографической взаимодополняемостью, которая может изменить правила игры для народов Евразии. Авторы приходят к выводу, что у Узбекистана есть все шансы привлечь внимание международного бизнеса, поскольку он располагает дешевой рабочей силой и достаточными возможностями для того, чтобы стать евразийским деловым центром. Сегодня Ташкент стоит на пороге нового этапа своего участия в мирном процессе в Афганистане. Предыдущие предложения, хотя и были приемлемыми, не получили широкой международной поддержки и адекватного информационного и политического продвижения внутри страны. Установлено, что эволюция стратегии Узбекистана свидетельствует о четком намерении активно участвовать в урегулировании конфликта и последовательной реализации позиции страны по этому вопросу. Каким бы ни был будущий сценарий развития ситуации в Афганистане, Узбекистан по-прежнему будет заинтересован в минимизации негативных последствий событий в соседней стране и продолжит играть важную роль в процессе урегулирования ситуации. В свете развивающихся событий Узбекистану следует продолжить афганскую стратегию, своевременно адаптируя ее к меняющимся региональным и международным реалиям. Узбекистан, с одной стороны, стал полноценным региональным лидером, предлагая своим соседям самим обсуждать и решать вопросы взаимодействия. С другой стороны, благодаря гибкому подходу Ташкент пытается избежать конкуренции и развеять опасения своих соседей по поводу возросших амбиций страны.
На саммите 2021 г. в Брюсселе главы государств и правительств стран Организации Североатлантического договора (НАТО) одобрили План действий по изменению климата и обеспечению безопасности, поставив амбициозную, по мнению экспертов, цель - сделать Альянс ведущей организацией в сфере экологической безопасности, способной разрабатывать адекватные адаптационные меры, чтобы снизить влияние климатических изменений на безопасность. Исследование посвящено рассмотрению основных проблем, с которыми сталкивается Альянс при реализации двух треков своей климатической политики. Несмотря на значительную роль стран - членов НАТО в формировании международной климатической повестки, вклад организации в глобальный климатический дискурс долгое время оставался ограниченным. Автор подвергает сомнению эффективность действий блока в борьбе с изменением климата, поскольку они направлены не на смягчение последствий изменения климата, а на адаптацию к нему. Изучив потенциал применения возобновляемых источников энергии в НАТО, автор приходит к выводу о недостаточной разработанности инновационных технологий, а также об инфраструктурных и логистических проблемах их внедрения. Страны Альянса намерены перейти к устойчивой энергетике и отказаться от энергоносителей из России, что потенциально может привести к еще большей зависимости от поставок редкоземельных металлов из Китая. На основе методов качественного и количественного анализа обосновано, что климатическая повестка не соответствует реальным действиям блока, который увеличивает военные расходы и поставки вооружений на Украину. Новые страны - члены Альянса, Швеция и Финляндия, которые лидируют в реализации целей устойчивого развития ООН, также готовы увеличить национальные показатели выбросов парниковых газов за счет участия в НАТО и наращивать расходы на оборонную сферу в соответствии с требованиями Альянса. Таким образом, хотя НАТО хочет стать первой международной военно-политической организацией, политика которой направлена на снижение влияния климатических изменений именно на безопасность, действия и цели Альянса остаются дискуссионными. По мнению автора, международные негосударственные экологические акторы будут усиливать давление на НАТО, призывая к более существенным климатическим действиям.
Анализируется научная дискуссия, развернувшаяся вокруг опубликованной в 2022 г. книги нигерийского философа и ученого Олуфеме Тайво «Против деколонизации: серьезный подход к африканской акторности», в которой был сформулирован новый подход к трактовке феномена деколонизации. Рассмотрено содержание публикации, выделены ее ключевые идейно-философские смыслы, а также исследована дискуссия вокруг работы О. Тайво в англо-американском научном сообществе. Последний раздел статьи посвящен критике монографии и выявлению ее «политической миссии», которая состоит в констатации необходимости противодействия тренду «деколонизации современности», набирающему силу во многих странах Африки южнее Сахары. Автор применяет интеллектуальный анализ текстовых данных (TDM) к монографии О. Тайво, а дискурс-анализ позволяет проанализировать характер дискуссии вокруг работы нигерийского философа. Делается вывод, что монография О. Тайво стала реакцией на серию революций и переворотов в Западной Африке, приведших к выходу таких стран, как Нигер, Буркина-Фасо, Мали и др., из-под французского неоколониального влияния. Возникший тренд на освобождение африканских стран от неоколониальной зависимости и неспособность бывших метрополий остановить данный процесс потребовали от западного научного сообщества срочной разработки идейной платформы, утверждающей необходимость сохранения прежнего неоколониального порядка. О. Тайво в своей монографии представляет такой идеологический концепт. Его суть сводится к тезису о том, что, когда африканские колонии обрели государственность, они стали независимы и деколонизация была завершена. Дальнейшая деколонизация, именуемая в книге «деколонизация современности», вредна и разрушает комплексное историко-культурное наследие, необходимое африканцам для развития. Как следствие, риторика «деколонизации современности» нелегитимна и должна быть прекращена.
К настоящему моменту уже произошло полноценное осознание того факта, что глобальные процессы цифровизации, начавшиеся примерно во второй четверти ХХ в., привели к коренному переосмыслению теоретико-методологических основ современных конфликтов, а также политической практики в области обеспечения международной безопасности. Современный виток стратегической конкуренции, в котором постсоветское пространство выступает одной из основных арен международного противоборства, характеризуется повсеместным использованием комплекса гибридных методов воздействия на противника, в котором информационно-психологический компонент занимает одно из центральных мест. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на сегодняшний день является единственным механизмом обеспечения коллективной безопасности на постсоветском пространстве, поэтому активизация совместных усилий государств-членов в области обеспечения безопасности в информационно-психологической сфере является одним из приоритетов деятельности организации.
Цель исследования - выявить место и роль информационно-психологического компонента в системе коллективной безопасности на уровне ОДКБ, а также сформулировать теоретико-методологическую платформу для повышения политического статуса данных вопросов в Повестке деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ (ПА ОДКБ) на ближайшие годы. Помимо общенаучной методологии (анализ, синтез, индукция, аналогия) автор опирался на специальные методы и подходы (контент-анализ, критический дискурс-анализ, анализ документов, информационный и неофункциональный подходы). Наряду с официальными документами, российскими и зарубежными научными публикациями по теме исследования автор использовал рабочие материалы заседаний Экспертно-консультативного совета при ПА ОДКБ, членом которого он является. Предложен комплексный взгляд на формирование и обособление информационно-психологического компонента коллективной безопасности на уровне ОДКБ, а также впервые предложен анализ информационно-психологической безопасности в ракурсе текущей Повестки деятельности ПА ОДКБ. Выявлена роль информационного фактора в современных условиях стратегической конкуренции. Определены теоретические контуры информационно-психологической безопасности и дано авторское определение данному понятию. Исследованы информационно-психологические аспекты обеспечения коллективной безопасности на уровне ОДКБ. Представлены результаты анализа вопросов, касающихся обеспечения информационно-психологической безопасности в текущей Программе деятельности ПА ОДКБ. В 2025 г. завершается Программа деятельности ПА ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств-членов на 2021-2025 гг. Проведенное исследование способствует разработке проектов законотворческих инициатив для внесения в Программу деятельности ПА ОДКБ на 2026-2030 гг.
Поражение разных объектов как гражданского, так и военного назначения в современных вооруженных конфликтах реанимирует дискуссию о разграничении гражданских и военных объектов в действующих международных инструментах в международном гуманитарном праве (МГП). В современных реалиях, с одной стороны, наличие тяжелой артиллерии не является преимуществом без современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые могут обеспечить превосходство одной из сторон конфликта, в частности в контексте концепции сетецентричных войн, подразумевающих единую систему управления войсками, эффективное использование спутников для выявления дислокации войск противника и т. д. С другой стороны, информационное пространство стало полноценным театром военных действий, где проводятся информационные и кибероперации, направленные на снижение боевого духа противника, создание социальной напряженности и парализацию работы критически важных информационных ресурсов. Наличие продвинутых систем связи, Интернета и спутниковых данных является безусловным преимуществом в современных конфликтах, но осложняет разграничение характеристик гражданского и военного объекта, особенно в условиях, когда один и тот же объект может служить для гражданских и военных целей.
Цель исследования - проанализировать трудности, возникшие в определении гражданского объекта в контексте развития информационно-коммуникационных технологий в связи с их двойным использованием как в гражданских, так и в военных целях применительно к современным конфликтам. Авторы приходят к выводу, что определение гражданского объекта, как представляется в МГП, усложняется в условиях развития информационно-телекоммуникационных технологий ввиду своего двойного назначения. Несмотря на то, что современные положения международного права защищают гражданские объекты, развитие ИКТ «размывает» критерии их определения в условиях современных вооруженных конфликтов.
Мировая валютно-финансовая система как форма организации международных валютно-финансовых отношений призвана обеспечивать рамочные условия для беспрепятственного обмена между странами товарами, услугами и капиталами с целью поддержания устойчивого экономического роста. В настоящее время функциональность международного валютного стандарта подвержена воздействию обусловленных ростом геополитической напряженности дезинтеграционных процессов в мировой экономике и мировых финансах.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать основные институциональные аспекты фрагментации мировой валютно-финансовой системы с учетом их влияния на трансформацию мировой финансовой архитектуры. Методологически исследование опирается на историко-логический и системный подходы, позволившие установить, что текущий кризис международных отношений - это форма проявления глобального противоборства между действующим и потенциальным лидером мировой экономики за контроль над основными сферами корпоративного бизнеса в условиях современных технологических трансформаций. Обсуждаются такие основные тенденции, характеризующие фрагментацию мировой валютно-финансовой системы, как институциональная дисфункциональность, блоковое противостояние между текущим и формирующимся финансово-экономическими центрами, дедолларизация международных резервов и цифровизация международных расчетов. Обосновано влияние этих тенденций на трансформацию мировой финансовой архитектуры, которая проявляется в кризисе институциональных основ мировой валютно-финансовой системы и хаотичной реорганизации международных валютно-финансовых отношений под влиянием процессов цифровизации. Определены такие причины институциональной дисфункциональности мировой валютно-финансовой системы, как снижение роли Международного валютного фонда (МВФ) в качестве кредитора последней инстанции и утрата государственного контроля над ростом денежной массы в мировой экономике. Рассмотрены факторы, объясняющие мотивацию центральных банков в диверсификации структуры официальных валютных резервов. Особое внимание уделено проблеме введения цифровых валют центральных банков как метода противодействия асимметричному использованию доллара США на международном уровне и способа повышения международной финансовой стабильности. Сделан вывод, что изменение в мировой финансовой архитектуре позиций доллара США как ключевой международной ликвидности зависит от усилий стран мирового большинства в создании системной альтернативы действующему международному валютному порядку на основе передовых финансовых технологий.
Актуальность изучения исламистского терроризма обусловлена его не снижающимся с начала 2000-х гг. деструктивным влиянием на национальную и глобальную безопасность, а также на диалог между западными и восточными, в частности мусульманскими, обществами. Исламистский терроризм закрепляет укоренившиеся предрассудки в отношении ислама и мусульман, демонизирует их, препятствуя конструктивному взаимодействию сообществ, исповедующих разные религии, и установлению отношений, основанных на взаимном доверии.
Цель исследования состоит в апробации методики балльной оценки террористической активности исламистских групп с привлечением эмпирических данных о количестве терактов, совершенных исламистами в 2000-2020 гг., и жертв этих атак. На основе Глобальной базы данных о терроризме и авторской выборки из 155 группировок, транслирующих исламистскую идеологию, выделено три этапа развития исламистского терроризма, подтверждено наличие прямой пропорциональной связи между количеством терактов и числом жертв в них, а также проанализирована география террористической деятельности исламистов. Методологически исследование опирается на сочетание двух подходов - изучения терроризма как политического явления и как формы религиозной манифестации, а сами исламистские террористические группировки рассматриваются как политические проекты, только маскирующиеся под сообщества, преследующие религиозные цели. Установлено, что теракты 11 сентября 2001 г. не оказали существенного влияния на активизацию терроризма исламистов в отличие от дестабилизации Ирака, который стал еще одной площадкой для подготовки террористов наряду с Афганистаном. Количественный анализ позволил установить, что Ближний Восток и Северная Африка ошибочно воспринимались как «эпицентр» исламистского терроризма в 2000-2020 гг., поскольку в 2000 г. первое место по числу терактов занимала Юго-Восточная Азия, а в 2003, 2005-2013 и 2018-2020 гг. лидером по этому показателю была Южная Азия. Обозначены возможности и ограничения предлагаемой методики, описаны перспективы ее дальнейшего применения в научных исследованиях исламистского терроризма.
Проанализированы природа современных конфликтов и перспективы адаптации систем коллективной безопасности в условиях становления полицентричного мирового порядка. В качестве ключевых выступили такие факторы, как гибридизация конфликтных взаимодействий в современном мире, актуализация цивилизационного подхода в практической международной политике, а также легитимность, в той или иной мере присущая коллективным действиям.
Цель исследования - дать ответ на вопрос, сохранится ли в будущем за международными организациями роль регуляторов и страховочных механизмов от новых глобальных конфликтов. В числе задач - охарактеризовать международный контекст, формирующий и одновременно отражающий изменения в природе конфликтности, выявить ключевые изменения в природе современных конфликтных взаимодействий, а также определить новые требования к системам коллективной безопасности в условиях полицентричного мира. Параметры рассматриваемой проблемы определяются тем, что природа конфликтов существенно трансформировалась за последние полвека и продолжает меняться, в то время как изменения в базовых принципах существования международных организаций либо не происходят вовсе, либо представляют собой достаточно скромные попытки определить приемлемые для мирового сообщества форматы. Именно этот разрыв выступает в качестве одной из ключевых проблем современной мировой политики, отражающих структурные изменения в системе международных отношений. В качестве методологической базы исследования наряду с системным анализом был привлечен триадический подход, позволяющий определять комплексные характеристики тех или иных явлений. Применение триадического подхода с целью определения характеристик современных конфликтов (путем «сопряжения» феноменов стратегии, суверенитета и гибридности) и систем коллективной безопасности в условиях полицентризма (используя триаду «цивилизация - коллективные действия - безопасность») позволило определить основные параметры изменений природы современных конфликтов в переходный период и требования к системам коллективной безопасности в новых международно-политических реалиях, а также наметить контуры новых подходов к анализу международной обстановки с учетом современных глобальных потрясений.
В центре внимания исследования - феномен «культа безопасности», пока не получивший должного рассмотрения в науке о международных отношениях. Цель и новизна работы заключается в восполнении этого пробела и теоретическом осмыслении данного явления с точки зрения международной политики. Ключевое внимание уделяется вопросу происхождения культа безопасности, которое связывается с процессом расширения трактовки безопасности в политической практике и исследовательской литературе. В ходе работы автор обращался к конструктивистскому, герменевтическому подходам, а также историографическому анализу. Материалами для исследования послужили два направления научных изысканий, отразивших тенденцию к расширительной трактовке безопасности: стратегические исследования и исследования проблем мира. Автор приходит к выводу, что расширение трактовки безопасности, наблюдаемое с 1960-х гг., внесло невольный вклад в становление культа безопасности в международной политике. Его главной особенностью является постепенное распространение практик безопасности, связанных с воспроизводством и конструированием общественных страхов на все сферы жизни человека и общества. В перспективе принимаемые меры безопасности еще больше подстегивают беспокойство и конфликтность в международных отношениях, приводя к дальнейшему усилению этих мер, отмене базовых принципов либерализма и превращению избыточного контроля в часть обыденной политической жизни. В современных условиях культ безопасности складывается из ряда взаимосвязанных тенденций: расширения трактовки безопасности, обострения глобальных геополитических противоречий, медиатизации публичной политики и деятельности «профессионалов безопасности». Указанные тенденции в совокупности могут оказывать долгосрочный эффект на политическую жизнь современных обществ, выходя за рамки текущих геополитических противоборств. В заключении приводится ряд примеров проявления культа безопасности в современной политической практике. Констатируется многообразие проявлений данного феномена в международной жизни, а также необходимость дальнейших изысканий по данной теме.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/