В современных реалиях все острее встает вопрос о человеке как личности и его ценностях. Из официальных источников все чаще слышны призывы к обретению самосознания и духовности, сохранению традиционных ценностей. В связи с этим высшую степень релевантности приобретает проблема прояснения семантики ценности, причем такой, в котором бы в полной мере была выражена ее социально-онтологическая природа.
В проведенном исследовании ценность представляется как явление с трояким основанием. Выделяется ее внутренняя - трансцендентально-феноменологическая сторона, и внешняя - объективно-идеальная. Обе ипостаси ценности концептуально соединяются через плоскость практической деятельности человека, служащей связью между субъективной и объективной аксиологией.
Таким образом, ценность предстает в трех формах. С одной стороны, она есть ноэматический смысл жизненного мира, о чем пишут Э. Гуссерль и Н. М. Смирнова. В таком виде ценность проявляется в самосознающем аксиологическом Я, включающем иерархически выстроенную активную область субъективных жизненных смыслов (Мое), а также Другого как особый вид внутренней ценности. С другой стороны, ценность может принимать идеальную форму образца, или идеала, способного к отчуждению в объективное социальное пространство. В таком случае она приобретает автономность и самостоятельно приобщается к субъекту, о чем свидетельствуют теории П. Бурдье и А. А. Ивина.
Наконец, с праксеологической точки зрения ценность представляет собой социальный интерес личности, обусловленный мотивом, целью и средствами социального действия как рационально-ценностного поведения человека. Такое понимание ценности освещается в трудах М. Вебера, А. Шюца и Т. Парсонса.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Философия
Исследование аксиологических оснований в социальной философии в современном контексте приобретает все большую значимость. Неслучайно в нормативно-этической теории все чаще отмечается взаимосвязь индивидуального и коллективного: «Разработка коллективного действия ведется путем концептуализации различного рода связей между индивидуальными действиями» [Платонов, 2024, с. 79].
Список литературы
1. Платонов Р. С. Коллективная моральная ответственность: проблема концептуализации // Этическая мысль. 2024. Т. 24. № 2. С. 76-90. DOI: 10.21146/2074-4870-2024-24-2-76-90 EDN: QQJMTE
2. Коваль Е. А., Мартынова М. Д. Трансформация моральных норм и ценностей в эпоху больших данных // Этическая мысль. 2024. Т. 24. № 2. С. 105-119. DOI: 10.21146/2074-4870-2024-24-2-105-119 EDN: TZCVKI
3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / пер. с нем. М.: Республика, 1998. 413 с.
4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Академический Проект, 2009. 489 с.
5. Смирнова Н. М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М.: Канон+; Реабилитация, 2009. 400 с. EDN: YZWYOL
6. Гуссерль Э. Картезианские медитации / пер. с нем. В. И. Молчанова. М.: Академический Проект, 2010. 229 с. EDN: QWYHCN
7. Питерсон Дж. Карты смысла. Архитектура верования / пер. с англ. А. Сучковой. СПб.: Питер, 2022. 768 с.
8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / пер. с фр. В. И. Колядко. М.: АСТ, 2024. 928 с.
9. Штирнер М. Единственный и его собственность / пер. с нем. Б. Гиммельфарба, М. Гохшиллера. М.: АСТ, 2024. 480 с.
10. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / пер. с нем. М.: Мысль, 1974. 452 с.
11. Бажанов В. А., Конопкин А. М. Человек как открытое многообразие (размышление над книгой “Человек как открытая целостность”) // Вопросы философии. 2024. № 1. С. 58-66. DOI: 10.21146/0042-8744-2024-1-58-66 EDN: OGBUTL
12. Зубец О. П. Ральф Эмерсон и Аристотель: опора на себя versus самодостаточность // Этическая мысль. 2024. Т. 24. № 1. С. 48-69. DOI: 10.21146/2074-4870-2024-24-1-48-69 EDN: BJADHU
13. Андрианова Е. В., Давыденко В. А., Худякова Ю. Концепция “жизненного мира” в символическом интеракционизме, феноменологии и прагматиках коммуникативного действия. Ч. 1 // Социальное пространство. 2024. Т. 10. № 1. С. 1-29. DOI: 10.15838/sa.2024.L4L2 EDN: LLBDYI
14. Маслова А. В. Диалог непересекающихся семиосфер в едином пространстве культуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. № 4 (872). С. 163-169. DOI: 10.52070/2542-2197_2023_4_872_163 EDN: SOLERE
15. Бубер М. Я и Ты / пер. с нем. М.: АСТ, 2024. 173 с.
16. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Академический Проект, 2011. 460 с. EDN: QXAADR
17. Porcheddu R. Taking ‘end’ seriously. Some remarks on the relation between Kant’s concept of an end and the end in itself // Философский журнал. 2023. Т. 16. № 2. С. 176-190. DOI: 10.21146/2072-0726-2023-16-2-176-190 EDN: AEWRJJ
18. Вебер М. Понимающая социология / пер. с нем. М. И. Левиной. М.: АСТ, 2021. 480 с.
19. Шюц А., Парсонс Т. Теория социального действия: переписка / пер. с англ. А. М. Корбута. М.: Элементарные формы, 2021. 224 с.
20. Ивин А. А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении. М.: Проспект, 2022. 352 с.
21. Pareto V. The мпк! and society. Vol. I. New York: Harcourt, Brace & Co., 1935. 497 p.
22. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с. EDN: QOECDF
23. Бурдье П. Структура, габитус, практика / пер. с фр. Н. А. Шматко // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 44-59. https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-gabitus-praktika?ysclid=m5b36nlskx606802955. EDN: OJWQLH
24. Шульга Е. Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии. М.: ИФ РАН, 2004. 173 с. EDN: SUPGUF
25. Момджян К. Х. Ориентационные и мотивационные детерминанты общественного сознания // Философский журнал. 2024. Т. 17. № 4. С. 5-22. DOI: 10.21146/2072-0726-2024-17-4-5-22 EDN: OEWFSP
26. Никифоров А. Л. Какое будущее ждет человечество? // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 3. С. 82-95. DOI: 10.21146/2072-0726-2021-14-3-82-95 EDN: WMKVWV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью работы является рассмотрение философии пола, как она представлена у В. В. Розанова. Главным образом это будет достигнуто посредством обращения к антропологическому феномену, названному Розановым «людьми лунного света» или «средним полом», «третьим полом». Автор исходит из гипотезы, согласно которой в основе философствования Розанова находится антропологическая проблематика, именно антропологические взгляды определяют его онтологию и теологию. Главным философским методом исследования в данной статье, сконцентрированной вокруг трудов Розанова, является герменевтика. Кроме того, в статье задействованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез и аналогия. Так, например, проводится сопоставительный анализ с другими историософскими построениями русской философии рубежа XIX-XX веков, в рамках которых эсхатологическая тема неотделима от метафизики пола и любви. В результате автор приходит к выводу, что в основе конфликта В. В. Розанова с христианством (сначала историческим, а потом как таковым) лежит его тенденция к отрицанию догмата о грехопадении, который в христианской антропологии является существенным наравне с идеей о богоподобии человека.
В исследовании изложены новые взгляды на особенности процесса концептуализации личного успеха в сознании и восприятии членов современного социума. Особое внимание уделено анализу особенностей процессов дефинирования и предикативной атрибуции успешности в современном ее понимании. По результатам исследования выделены и проанализированы основные факторы влияния на действующие механизмы символизации и последующей концептуализации образа индивидуальной успешности в общественном сознании и восприятии. В заключение рассматривается неизбежное для современной высокотехнологической эпохи информационной культуры расщепление процесса концептуализации успеха и одновременное его протекание в объективной реальности внешнего мира, а также в виртуальной реальности, предлагающей альтернативные типы символизации успешности в рамках возможностей сетевой экранной культуры.
Статья посвящена философскому анализу формирования личности в суфийской традиции кадирийского тариката. Автор рассматривает основные принципы и положения, которые лежат в основе понимания сущности человека с точки зрения суфийской традиции, а также анализирует влияние этих идей на жизнь последователей тариката. Особое внимание уделяется роли духовных практик и их значению в процессе самосовершенствования человека, а также рассмотрению концепции богопознания как высшей цели человеческого существования. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что формирование личности в суфизме представляет собой уникальное сочетание философских и религиозных идей, которое оказывает глубокое влияние на мировоззрение и образ жизни последователей этого направления.
Самоидентификация личности является неотъемлемой частью становления человека. Культура играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая чувство защищенности и сплоченности посредством идентификации с другими. В традиционном обществе человек получает необходимую информацию и навыки в процессе взросления, становясь частью культуры, но не всегда может четко определить качественные характеристики своей культуры. В условиях глобализации процесс самоопределения приобретает осознанный характер. Происходит столкновение своего и чужого, культурные границы становятся истонченными и размытыми. Избыточность информации о чужом позволяет современному человеку производить отбор культурных образцов. В результате современный человек меняется, формируя новый тип личности, адаптированный к глобальным вызовам и культурному многообразию.
Последняя неделя марта была насыщена конференциями и форумами в Москве, посвященными очертаниям образования будущего. Актуальность тематики понятна: современное образование (и среднее, и высшее) нуждается в переформатировании, все заинтересованные структуры ищут новые форматы. Таковой стала очередная Международная конференция ICMED’ 2025 (International Conference on Modern Education Development) «Образование будущего и будущее образования». Конференция стала официальным мероприятием Десятилетия науки и технологий в РФ, сопредседателями которой уже долгое время являются доктор психологических наук, почетный член РАО Д. Б. Богоявленская и доктор философских наук, кандидат физикоматематических наук А. О. Карпов, основатель программы «Шаг в будущее» (с 1991 года), Президент Российского молодежного политехнического общества.
В ноябре 2024 года в Институте философии РАН прошли ежегодные XXIV Фроловские чтения, которые стали традицией нашего философского сообщества. На этот раз они были посвящены теме «Новый гуманизм: сохранить человека в мире глобальных опасностей и угроз». Известный российский философ, академик РАН И. Т. Фролов (1929–1999) при жизни выступал организатором науки, объединявшим лучшие умы для обсуждения проблем человека и гуманизма, всегда говорил и писал, что ключом к будущему являются не технологии, какими бы интеллектуальными они ни были, а сам человек [Фролов, 2025].
Считается, что клиповое мышление, о котором все чаще стали говорить в последние годы, является тем признаком, который отличает представителей поколения Z от других поколений. В научной и околонаучной литературе весьма распространено мнение, что у молодых людей под влиянием цифровых технологий произошли необратимые когнитивные изменения, которые, в свою очередь, требуют перестройки методики обучения в пользу еще большей цифровизации, геймификации и визуализации. Однако излишнее внедрение цифровых и игровых технологий в образовательный процесс приводит лишь к усилению негативных проявлений клипового мышления, что влечет за собой изменения в мировоззрении человека и кризис самоопределения. В этом случае именно образование и выбор правильных методов обучения способны нивелировать негативные проявления клипового мышления и антропологического кризиса.
В статье исследуется особенность формирования древнеиндийских городов как отражение религиозно-философского мировоззрения. Междисциплинарный анализ включает в себя историческое рассмотрение проблемы формирования городов в контексте исторических и культурных ценностей; философское (историко-философское, онтологическое, эстетическое, социокультурное) рассмотрение проблемы формирования образа города в соответствии с мировоззренческими и онтологическими установками. Результаты междисциплинарного подхода позволили выявить, что в основе градостроительства Древней Индии содержались религиозно-философские идеи брахманизма и индуизма. Планировка, социальная структура и архитектура древнеиндийских городов являлись символическими и священными актами, направленными на создание гармоничного и целостного пространства, отраженного в ведических канонах.
Цель статьи - сравнительный анализ философских взглядов М. Хайдеггера и А. Бадью на сущность техники. Объектом анализа выступили идеи указанных философов относительно сущности техники. Предметом исследования стала техника. Компаративный подход позволил авторам выявить единые и различные основания при анализе сущности техники. Техника связана с существованием человека. М. Хайдеггер утверждает, что техника как вызов субъекту может пониматься и как опасность, и как спасение. Опасность техники, по М. Хайдеггеру, заключается в инструментально-механическом понимании феномена, которое закрывает, прячет истинный смысл техники. Авторы приходят к выводу, что если угроза человеку рассматривается М. Хайдеггером как вызов его изначальной человечности, которая никак не связана с его субъективной познавательной деятельностью и инструментальным способом ее воплощения в технике, то для А. Бадью идея подобного забвения бытия техники и его опасность нивелируются. Техника может представлять угрозу в той степени, в которой угрозу представляет капитал, который видоизменяет и подменяет бытие сущим. В итоге техника как вид сущего становится частью множественного бытия капитала, которому отводится решающая роль в реализации власти над современным человеком.
Статья посвящена рассмотрению проблемы правомерности квалификации этического знания в качестве научного. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, серьезной востребованностью в современном социальном существовании этических ориентиров, как морального, так и нравственного характера, а с другой стороны, вариативностью статуса этики в системе научного знания. Для определения причин создавшейся ситуации в статье рассматривается динамика взглядов на исторические трансформации предмета этики, особенности отношения к нравственной деятельности и моральным идеям в разные исторические эпохи. Особое внимание уделяется обстоятельствам появления самого термина «этика» и специфике его трактовок в ряде специальных трудов (Аристотель, П. Абеляр, Б. Спиноза, Н. Гартман). Выделяются современные варианты толкования термина «этика»: наука о морали и нравственности; философское учение о морали как форме общественного сознания; аналог понятия «мораль»; синоним терминов «мораль» и «нравственность»; в качестве равноценного понятию «этикет»; в виде отдельных авторских теоретических построений, исследующих мотивацию поведения человека, специфику отношений между людьми и их жизненные ориентации, обосновывающие наиболее целесообразные формы совместного сосуществования; моральные теории и философские течения конкретных исторических периодов; системы практических, прикладных междисциплинарных теоретических построений, касающихся поведения людей в социальных и природных сферах бытия; профессиональные моральные кодексы; нормативные требования, связанные с обеспечением безопасности различных видов деятельности. Осуществляется соотношение общих представлений о сути, признаках, критериях и функциях любой науки с аналогичными параметрами, характерными для этики. Оцениваются претензии современной этики на статус теоретической научной системы.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/