В статье актуализирована проблема становления профессионального самоопределения школьников в современных социально-экономических реалиях, связанных с нестабильностью современного общества. Обусловлена необходимость уточнения принципов становления профессионального самоопределения, обозначена необходимость опоры на принципы гуманистической направленности, незавершимости, природосообразности, вариативности, культуросообразности, принадлежности к профессиональному сообществу становления профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях в связи с изменчивостью профессиональной среды и «распространением нигилистического умонастроения, распространяющегося, в том числе, и на педагогические смыслы формирования субъекта труда» [20, с. 127]. В свою очередь, обозначенные принципы являются первоначальными основаниями протекания становления профессионального самоопределения, которые служат основой для организации эффективной практической деятельности специалиста (разработки педагогических технологий, создания условий) в рамках профориентационной работы в общеобразовательных организациях.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
В Указе о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года регламентирована необходимость «обеспечить функционирование эффективной системы выявления, поддержки, развития способностей, талантов детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию» [18]. Актуальность исследования проблемы профессионального самоопределения связана с трансформацией профессиональной действительности. По данным Всемирного экономического форума (2023), 44 % ключевых навыков специалистов изменятся к 2027 году [11]; согласно исследованию IFTF, 85 % профессий, которые будут существовать в 2030 г. [11], еще не изобретены, что напрямую влияет на подходы к профориентации в условиях общеобразовательных организаций.
Список литературы
1. Caza B. The construction of professional identity / B. Caza, S. Creary // Perspectives on Contemporary Professional Work. - Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2016. - Pp. 259-285.
2. Reissner S. Manifestations of professional identity work: an integrative review of research in professional identity formation / S. Reissner, E. Armitage-Chan // Studies in Higher Education. - 2024. - Vol. 49. - Iss. 12. - Pp. 2707-2722. - URL:. DOI: 10.1080/03075079.2024.2322093
3. Александрова, Ю. Ю. Перспективы развития и риски деформации профессиональной идентичности в условиях “цифровизации” трудового процесса / Ю. Ю. Александрова, Е. В. Миронова, Е. В. Камнева. - Текст: непосредственный // Организационная психология. - 2023. - Том 13. - № 4. - С. 213-235. EDN: XXSVAE
4. Самоопределение в культуре как результат эмоционального проживания ситуаций ценностного выбора на основе личностного потенциала / Е. А. Александрова, О. Н. Дмитриева, М. И. Кабанова, А. В. Раева. - Текст: непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2023. - № 1. - С. 7-18. EDN: ROAOJS
5. Антонова, М. В. Система пропедевтической подготовки младшего школьника к будущему выбору профессии: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Антонова Марина Владимировна. - М., 2023. - 37 c. - Текст: непосредственный. EDN: MFYWMO
6. Аскин, Я. Ф. Принципы в системе философского знания / Я. Ф. Аскин. - Саратов: Принцип развития, 1972. - С. 3-22. - Текст: непосредственный.
7. Засмолина, Н. П. Культура самоорганизации подростков: становление в воспитании / Н. П. Засмолина, Т. А. Ромм. - Текст: непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2023. - № 2. - С. 26-34. EDN: XYIPFL
8. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - М.: Академический Проект, 2003. - 336 с. - Текст: непосредственный. EDN: QXGPCR
9. Климов, Е. А. О нелинейности процесса профессионального становления / Е. А. Климов. - Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. Психология. - 2007. - № 3. - С. 102-108.
10. Мудрик, А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 472 с. - Текст: непосредственный. EDN: TQQSTL
11. Основные выводы отчета “Будущее рабочих мест 2023”. - URL: https://csi.kz/expertise/futureofjobs_report_2023 (дата обращения: 01.03.2025).
12. Пряжников, Н. С. Основы организации и планирования профориентационной работы в школе / Н. С. Пряжников. - Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 4. - С. 85-94.
13. Пряжников, Н. С. Психология нестабильности: учебно-методическое пособие / Н. С. Пряжников. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2021. - 277 с. - Текст: непосредственный.
14. Рогачева, О. В. Факторы и мотивы профессионального самоопределения / О. В. Рогачева. - Текст: непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2024 - № 3. - С. 51-58. EDN: FYSBHR
15. Ромм, Т. А. Горизонты и границы воспитания / Т. А. Ромм. - Текст: непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Том 2. - № 1 (36). - С. 75-82. EDN: YGSZCJ
16. Ромм, Т. А. Приобщение к ценностям: стратегия и тактика современного воспитания / Т. А. Ромм. - Текст: непосредственный // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сборник статей II Международной научно-практической конференции (18-19 апреля 2024 года). - Кострома: КГУ, 2024. - С. 257-259. EDN: LPKBGP
17. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2013. - 576 с. - Текст: непосредственный.
18. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года” // КонсультантПлюс: официальный интернет-портал правовой информации. - URL: https://clck.ru/3LUG2e (дата обращения: 01.03.2025).
19. Черных, А. Т. Становление профессионального самоопределения в образовательных организациях / А. Т. Черных. - Текст: непосредственный // Педагогическое образование: традиции и инновации, пространство и возможности: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию педагогического образования в Арзамасе (г. Арзамас, 19-20 ноября 2024 года). - Арзамас: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2024. - С. 265-267. EDN: DJNWXQ
20. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся: методические подходы / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Е. О. Черкашин. - Текст: непосредственный // Воспитательная работа в школе. - 2018. - № 3. - С. 122-127.
21. Социально-педагогическое сопровождение гражданского самоопределения будущего и начинающего педагога в системе непрерывного образования: коллективная монография / М. В. Шакурова, Ю. В. Кудинова, О. В. Неценко [и др.]. - Воронеж: ВГПУ, 2024. - 220 с. - Текст: непосредственный. EDN: MKDYWS
22. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Летний сад, 2000. - 415 с. - Текст: непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Процесс перехода от «традиционности» к «современности», интерпретируемый как модернизация, играет важную роль в новой и новейшей истории всех промышленно развитых государств. Промышленная политика XIX - начала XX вв. составляла основу ранних теорий модернизации и играла важную роль в истории экономического и социального развития страны. Это обусловлено государственными мерами в достижении целей в области преодоления отставания от ведущих держав, ускорения перехода от традиционного аграрного к индустриальному обществу. В статье рассмотрены научные взгляды на природу промышленной политики, раскрыты основные ее направления и достижения, сделан вывод о значительных успехах в модернизации промышленности XIX - начала XX вв. Это обусловлено фактом достигнутых лидирующих позиций страны в производстве угля, нефти и металла, формирования фундамента для дальнейшего устойчивого развития экономики.
В статье анализируются практики обращения к предшествующему опыту в один из переломных для отечества периодов 1917-1919 гг. Осознание такой необходимости у вовлеченных в противостояние сторон появилось тогда отнюдь не сразу. Оказавшаяся у власти группировка РСДРП(б), в отличие от оппонентов, имела возможность опираться на сформулированные ранее программные установки, что в условиях революционного кризиса и являвшейся его отражением Гражданской войны предоставляло немалые преимущества. Из-за отсутствия предварительно составленной идеологической платформы организаторы белого движения на Юге России ставку делали на разрабатывавшиеся и частично осуществлявшиеся ранее реформы. Реализация и эффективность задействовавшихся ими мотивирующих воздействий остается неизученной. С учетом допустимого объема в представляемом исследовании рассмотрены лишь наиболее значимые аспекты. Использовавшиеся же результативные и неудачные подходы, по мнению автора, актуальны и при устранении современных представляющих опасность для российской государственности угроз.
В предлагаемой статье, подготовленной на базе архивных и опубликованных материалов, предпринимается первая в отечественной историографии попытка реконструкции досоветского этапа биографии талантливого кубанского педагога и общественного деятеля В. С. Бедного. Автором устанавливаются приблизительное время рождения и сословная принадлежность Василия Сидоровича, освещаются обстоятельства и условия службы педагога в Бесленеевской, Переправной и Ярославской станицах Майкопского отдела. Особое внимание уделяется подвижничеству Бедного в период Русско-японской и Первой мировой войн, а также его деятельности в качестве председателя правления Ярославского кредитного товарищества. Текст публикации сопровождается уникальными фотографиями, любезно предоставленными автору Н. Б. Капотиной. Статья может быть полезна, в первую очередь, профессиональным историкам, занимающимся изучением развития народного образования на территории Кубанской области в конце XIX - начале XX вв., и литературоведам, разрабатывающим биографию сына Василия Сидоровича - русского советского писателя Б. В. Бедного.
В статье анализируется российская пограничная политика на Северном Кавказе после ликвидации Крымского ханства, борьба с которым долгое время являлась консолидирующим фактором в русско-горских отношениях. Выясняются причины постепенного обострения конфликта между местными народами и имперской администрацией. Дается оценка движения шейха Мансура и влияния на него внутренних и внешних факторов. Демонстрируется роль военно-политической угрозы со стороны Персии, активизировавшей тенденцию на сближение части местных правителей с Россией, в которой они видели естественного союзника и покровителя в борьбе с внешней угрозой. Показаны постепенная трансформация политических подходов официального Петербурга в отношении населения края и переход от политики дипломатических договоров к силовым методам воздействия.
Целью статьи является экспериментальная апробация модели воспитания гражданственности подростков в общеобразовательных учреждениях на основе социально-педагогического наследия К. И. Подымы (1946-2013), чья активная гражданская, социально-педагогическая деятельность пришлась на вторую половину 60-х годов прошлого столетия - нулевые годы нашего века. Педагогическая апробация данной модели осуществлялась с помощью программы внеурочной деятельности «Клуб «Шхуна добрых дел» в МБОУ гимназии № 4 г. Новороссийска. Базовой основой программы явилась концепция гражданско-патриотического воспитания подростков и юношества К. И. Подымы, включающая в себя элементы коммунарской методики И. П. Иванова и педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика. Экспериментальная проверка модели гражданско-патриотического воспитания подростков на основе социально-педагогического наследия К. И. Подымы подтвердила ее эффективность. Полученные данные позволяют прогнозировать возможность внедрения педагогической модели воспитания гражданственности подростков на основе духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К. И. Подымы в систему школьного образования с целью эффективного формирования и укрепления духовно-нравственных, гражданско-патриотических ориентиров подрастающего поколения.
Статья посвящена анализу состояния гражданско-патриотического воспитания молодежи в контексте современных социально-педагогических вызовов. Актуальность статьи определяется наличием серьезных противоречий в гражданско-патриотическом воспитании молодежи, обусловленных доминированием в настоящее время инструментально-технологической основы российского образования над его идеальной, духовно-нравственной сферой. В качестве предмета исследования анализируется продолжение идей педагогики общей заботы И. П. Иванова, педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика в социально-педагогическом наследии К. И. Подымы и разработка на этой основе собственной авторской (К. И. Подымы) концепции гражданско-патриотического воспитания подростков и юношества. Данная концепция с успехом применялась К. И. Подымой в 60-90-е годы прошлого столетия в деятельности созданного им в Новороссийске литературно-патриотического клуба для подростков и юношей «Шхуна ровесников». Авторы рассматривают педагогическое наследие К. И. Подымы в аспекте преемственности для современной социально-педагогической практики воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающих поколений, актуальное в контексте идей суверенизации страны и опоры на ценностные основания российской культуры.
Статья посвящена анализу советской системы архивного образования как уникального социально-культурного феномена, сформировавшегося на пересечении научных, образовательных и идеологических практик. Рассматриваются ключевые аспекты подготовки архивных кадров в СССР, включая цели, методы обучения, достижения и ограничения системы. Особое внимание уделяется институциональной структуре, сочетанию теоретической и практической подготовки, а также идеологической составляющей образовательного процесса. Автор исследует влияние советского опыта на современные практики подготовки специалистов в области архивного дела, подчеркивая как преемственность (сохранение методических наработок, организационных моделей и научных школ), так и трансформацию системы (отказ от идеологизации, расширение международного сотрудничества, внедрение цифровых технологий). На основе анализа историографии и источниковой базы делается вывод о жизнеспособности профессионального ядра советской модели, доказавшей свою эффективность и адаптивность к новым условиям. Статья представляет интерес для исследователей в области архивоведения, истории образования и культурной политики.
Недостаток социальной зрелости современной молодежи является предметом научного диспута на протяжении последних десятилетий. Рассматривая данную проблему применительно к студенчеству, авторы статьи определяют возможные факторы формирования социальной зрелости и агенты педагогических рисков, препятствующих изучаемому процессу. В ходе проведенного мониторинга определяются основные направления волонтерской деятельности, являющиеся стимулирующими для процесса формирования социальной зрелости студентов. Также, опираясь на полученные в ходе диагностического исследования результаты, авторы статьи предлагают структурировать программы волонтерской деятельности, организуемой органами студенческого самоуправления в определенном порядке.
В статье рассматриваются нормативные требования к должностям профессорско-преподавательского состава, которые обуславливают формирование методической культуры; анализируются дефиниции и компонентный состав понятий: «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура», «методическая культура»; предлагается авторское содержание понятия «методическая культура преподавателя».
Рассматриваются внутренние основания процесса достижения успеха в сфере образования как для педагога, так и для обучающегося. В качестве таких оснований выступают произвольная и сознательная активность, способы ее саморегуляции, духовность, нравственные ценности. Исходным и завершающим пунктом выступает личностная автономия. Она характеризует успех личности на пути обретения самостоятельности, способности к самотворчеству, умение вести диалог. Для педагога успехом является само стремление к педагогическому творчеству, сознательный отказ от рутины. Больше шансов на педагогическое творчество дает высшее образование. Однако школьная педагогика также знает достижения ряда педагогов-новаторов. Одной из важнейших предпосылок успешности личности в образовательном процессе выступает здоровье - как физическое, так и духовное. Успех или неуспех в учебе самым тесным образом связаны со словом педагога, обращенного к своему собеседнику в учебном диалоге.
В статье рассматриваются особенности формирования организаторской компетентности будущих педагогов в системе вузовского студенческого самоуправления. В работе представлена авторская модель развития организаторской компетентности будущего педагога в системе вузовского студенческого самоуправления, описаны ее ключевые компоненты и их содержание. Также в статье рассматриваются подходы к пониманию сущности студенческого самоуправления, описана его структура, принципы организации и существующие модели его построения, в рамках которых могут быть созданы организационно-педагогические условия для развития организаторской компетентности.
В настоящее время разработка эффективных инструментов культурно-просветительской работы по патриотическому воспитанию молодого поколения является крайне актуальной. Целью этой работы является повышение общей культуры и патриотического просвещения студентов в образовательной среде вузов, где крайне важно создавать условия для гармоничного включения молодежи в общественную жизнь и построения ответственных взаимоотношений с окружающими. Статья посвящена важности изучения гражданско-патриотического воспитания в системе образования, которая определяется, прежде всего, пересмотром его сущности, разработкой инновационных подходов и созданием организационно-педагогических условий для повышения результативности патриотического воспитания в учебных заведениях. Кроме того, культурно-просветительская деятельность играет важную роль в личностном развитии студентов, способствуя формированию у них понимания и принятия моральных и духовных ценностей. Это, в свою очередь, побуждает их к самоопределению, мотивирует участвовать в социально-культурной активности и помогает в формировании устойчивой жизненной позиции, характеризующей глубокое уважение как к себе, так и к окружающим, а также к жизни в общем ее смысле.
Современная система среднего профессионального образования (далее СПО) находится в процессе активной модернизации, что обусловлено необходимостью подготовки компетентных специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи в динамично меняющихся условиях. Гибкость и мобильность образовательного пространства, создаваемого в современных профессиональных образовательных организациях, внедрение инновационных механизмов и передовых практик позволяют достигать высокого качества подготовки будущих специалистов, оперативно отзываться на запросы работодателей, ориентиры государственной образовательной политики и ожидания потребителей услуг. В данной статье рассматриваются подходы к определению понятия «образовательные технологии», определена модель организационно-педагогических условий внедрения вариативного подхода в использовании образовательных технологий в системе среднего профессионального образования.
Исследуется система базовых ценностей подрастающего поколения, в частности дошкольников. Автор анализирует эти базовые ценности как барьеры для негативной информации, разрушающей личностную автономию и личностное сознание дошкольников. Выдвигается идея использования позитивной ценностной информации как для формирования педагогических компетенций воспитателей, так и для самих дошкольников в виде специфических медиакейсов. Автор делает вывод о том, что главной базовой ценностью выступает формирующаяся личность ребенка. Несомненно, ребенок становится личностью, формируется в процессе нормативных кризисов, позитивно влияющих на личностный рост. Классический подход к становлению личности дошкольника дополняется у автора собственной концепцией, основанной на идее раннего становления личности в ходе социализации ребенка в информационном обществе. Утверждается значимость объединения усилий государства, системы образования и семьи для проведения воспитательной политики, ориентированной на образ будущего общества.
Издательство
- Издательство
- АГПУ
- Регион
- Россия, Армавир
- Почтовый адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- Юр. адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- ФИО
- Нижник Евгений Алексеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rektoragpu@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 3733560
- Сайт
- http://www.agpu.net/