В статье рассматривается вопрос о времени литературной деятельности значительного христианского богослова Леонтия Иерусалимского, который известен как автор двух полемических трактатов «Против монофизитов» и «Против несториан». Вопрос точной датировки сочинений Леонтия имеет существенное значение для понимания логики христологических дискуссий в Византии в VI–VII столетиях. До недавнего времени в патрологической науке существовал консенсус относительно времени жизни Леонтия Иерусалимского, считавшегося автором эпохи св. императора Юстиниана I Великого. Однако в 2001 г. немецкий исследователь Дирк Краусмюллер предложил гипотезу, согласно которой Леонтий был автором более позднего времени, литературную активность которого следует отнести к началу VII в. Гипотеза Д. Краусмюллера нашла своих сторонников, но не получила всеобщего признания. В статье предпринята попытка проверки гипотезы немецкого патролога. Автор исходит из убеждения, что при датировке древних текстов богословского содержания, особенно поврежденных и интерполированных, каковыми являются христологические трактаты Леонтия Иерусалимского, богословские аргументы безусловно должны иметь преимущество перед аргументами стилистического и исторического характера, поскольку путем умышленных или неумышленных интерполяций можно внести в текст произведения те или иные анахронизмы, затрудняющие его точную датировку, однако практически невозможно фальсифицировать культурно-исторический, в том числе и богословский контекст, в котором произведение создавалось. В статье приводятся семь богословских аргументов (не считая ряда косвенных доводов исторического характера), свидетельствующих в пользу традиционной датировки литературной деятельности Леонтия Иерусалимского второй четвертью VI в. В то же время нет ни одного собственно богословского аргумента, подтверждающего точку зрения Д. Краусмюллера. Таким образом, гипотеза последнего не выдерживает богословской проверки. В результате автор приходит к выводу, что богословское содержание трактатов Леонтия Иерусалимского свидетельствует, скорее, в пользу их традиционной датировки, то есть отнесением их ко второй четверти VI в.
The article examines the time of literary activity of the famous Christian theologian Leontius of Jerusalem, who is known as the author of two polemical treatises “Against the Monophysites” and “Against the Nestorians”. The question of the exact dating of Leontius’s works is essential for understanding the logic of Christological discussions in Byzantium in the 6th — 7th centuries. Until recently, there was a consensus in patrology regarding the time of life of Leontius of Jerusalem, who was considered the author of the era of St. Emperor Justinian I the Great. However, in 2001, German scholar Dirk Krausmüller proposed a hypothesis according to which Leontius was an author of a later time, whose literary activity should be attributed to the beginning of the 7th century. D. Krausmüller’s hypothesis found its supporters but has not yet received universal recognition. The article attempts to test the hypothesis of the German patrologist. The author proceeds from the conviction that when dating ancient texts of theological content, especially damaged and interpolated ones, such as the Christological treatises of Leontius of Jerusalem, theological arguments should certainly have an advantage over stylistic and historical arguments, since by means of intentional or unintentional interpolations it is possible to introduce into the text of the work certain anachronisms that complicate its exact dating, however, it is practically impossible to falsify the cultural and historical, including theological, context in which the work was created. The article presents seven theological arguments (not counting several indirect arguments of a historical nature), testifying in favor of the traditional dating of the literary activity of Leontius of Jerusalem to the second quarter of the 6th century. At the same time, there is not a single theological argument that confirms the point of view of D. Krausmüller. Thus, the hypothesis of the latter does not stand theological verification. As a result, the author concludes that the theological content of the treatises of Leontius of Jerusalem testifies, rather, in favor of their traditional dating, that is, their attribution to the second quarter of the 6th century.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
В 2001 году немецкий исследователь Дирк Краусмюллер опубликовал статью, в которой он попытался доказать, что Леонтий Иерусалимский, автор двух полемических трактатов — «Против монофизитов» и «Против несториан», — жил в первой трети VII века [см. Krausmüller, 2001. С. 637–657]1.
In 2001 German researcher Dirk Krausmüller published an article in which he ventured to prove that Leontius of Jerusalem, an author to whom two polemical treatises — “Against the Monophysites” and “Against the Nestorians” — are ascribed, lived in the first third of the 7th century [see Krausmüller, 2001. P. 637–657]1.
Список литературы
1. Анастасий Антиохийский. Молитва III о божественном домостроительстве, то есть воплощении [Молитва III о божественном домостроительстве, то есть воплощении]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 89 (1865), кол. 1335B-1348D. (В Ручье).
2. Анастасиус Синаита. Начальник дороги [путеводитель по правильному пути] / Под ред. K.- Х. Утеман. Turnhout; Левен: Brepols, 1981 (Собрание христиан, греческая серия; 8), 247, 455 стр. (В Ручье).
3. Монах Антиох. Проповедь 130 [Проповедь 130] Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 89 (1865), кол. 1841A-1849B. (В Ручье).
4. Басдекис А. Христология Леонтия Иерусалимского: Невод Логосов. Мюнстер: Вильгельмсбургский университет, 1974, Bd. 1, 22, 103 с.
5. Беневич Г.I. Вступление. Леонтий Иерусалимский, Теодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. Политические труды. Краснодар, 2011, с. 6-24, 165-172. (По-русски).
6. Беневич Г.I. Леонтий Иерусалимский. Православная энциклопедия, 2015, том II. 40, стр. 546-554. (По-русски).
7. Брейди М. Параллельные патриархальные свидетельства и их нюансы - Леонс и Жан-Марон. Нубия И христианство. Кельн: Dinter, 1987, стр. 3-16.
8. Кирилл Александрийский. Святая Троица [О Святой Троице] [сомнения]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 77 (1859), кол. 1119A-1173D. (В Ручье).
9. Вселенский собор В Константинополе (Вселенский Собор в Константинополе, состоявшийся при Юстиниане). Эд. J. Штрауб. Берлин: Вальтер Де Грюйтер, 1971 (Журнал Вселенских Соборов; 4). Том. 1. Xxviii, 286 с. (В Ручье).
10. Делл’Оссус С. О кальцедонизме. Леонардо по необходимости. РИМСКИЕ издания, 2003, 194 с.
11. Эфраим Антиох. Апология Халкидонского собора перед Господом и Иоанном [Апология Халкидонского собора перед Господом и Иоанном]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 103 (1900), кол. 988С-1008А. (В Ручье).
12. Надгробная речь В Александрии. Против еретиков Севера И Тимофея [Снова Север и Тимофей, еретики]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 103 (1900а), кол. 940B-949D. (В Ручье).
13. Надгробная речь В Александрии. Против Феодосия и Севера [Снова Феодосий и Север]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 103 (1900b), кол. 949D-953A. (В Ручье).
14. Надгробная речь В Александрии. Инвективная речь [Invective speech]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 103 (1900с), кол. 953A-956D. (В Ручье).
15. Евстафий Монах. Письмо к Тимоти Схоластику о двух натурах, стоящих перед Севером [Письмо к Тимоти Схоластику о двух натурах Северуса]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 86. I (1865), кол. 901C-941B. (В Ручье).
16. Зарегистрирован на имя: Жюльен Б. Анонимное предание о Святой Троице приписывается святому Кириллу Александрийскому. Научное исследование религии, 1961, том II. 49, нет. 2, стр. 188-211.
17. Зарегистрирован на имя: Жюльен Б. Анонимное предание о Святой Троице, приписываемое святому Кириллу Александрийскому / исследования по религиозным наукам, 1961, том Ii. нет. 3, стр. 386-405.
18. Джордж Писида. Против Нечестивого Севера Антиохийского [Снова нечестивого Севера Антиохийского]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 92 (1865а), кол. 1621A-1676B (В Ручье).
19. Джордж Писида. Поход Императора Ираклия против Персов. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 92 (1865b), кол. 1197A-1260A (В Ручье).
20. Грей П. Оборона Халкидона На Востоке (451-553) Лейден: Брилл, 1979, 191 с.
21. Грей П. T. R. Вступление. Леонтий Иерусалимский. Монофизиты: Свидетельства святых и застенчивость. Эд. транс. P. T. R. Серый. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2006, стр. 1-43.
22. Гриллмайер А. Христос в христианской традиции (Константинопольская Церковь) P. Дю Серф, 1993, Т. Ii/2, 746 с.
23. Этот Хайнталер. Джон Индианс, философ и богослов из Александрии. Гриллмайер А. Господи Иисусе, я Глаубен дер Кирхе. Фрайбург-им-Брайсгау; Базель; Вена: Гердер, 1990, Bd. II/4, сс. 109-149.
24. Хелмер С. Дер Невшалкедонизм: Учение, вера в бога и верность его догматическим принципам. Бонн: Рейнский университет имени Фридриха Вильгельма, 1962, 280 с.
25. Иоанн Дамаскин. О ересях из сборника, откуда они взялись и как они появились [сборник ересей, откуда они взялись и как они появились.]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 94 (1864), кол. 678A-780D. (В Ручье).
26. Иоанн Кесарийский. Главы 17 против монофизитов [главы 17 снова монофизиты]. Те работы, которые остаются [те работы, которые остаются]. Эд. M. Ричард. Turnhout; Левен: Brepols, 1977 (Собрание христиан, греческая серия; 1), стр. 61-66. (В Ручье).
27. Император Юстиниан. Эдикт о линии веры против трех глав [эдикт о правильной вере, снова три главы]. Догматическое учение Юстиниан. Hrsgs. R. Альбертелла, М. Амелотти, Л. Сообщения с тегом “е”. Шварц). Милан: Джуффре, 19732, стр. 130-168. (В Ручье).
28. Краусмюллер Д. Леонтий Иерусалимский, богослов седьмого века. Журнал теологических исследований, 2001, том II. 52, нет. 2, стр. 637-657.
29. Лэнг У.M. Иоанн Индийский и споры вокруг Халкидона в VI веке: Исследование и перевод Арбитра. Издательство Peeters Publishers, 2001, том II. 50.
30. Леонтий Византийский. О сектах [о разделениях]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 86. II (1865), кол. 1193А-1268А (В Ручье).
31. Леонтий Иерусалимский. Против монофизитов [Снова монофизитов]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 86. II (1865a), кол. 1769-1901А (В Ручье).
32. Леонтий Иерусалимский. Несториане И Несторианки Несторианками. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 86. I (1865b), кол. 1399A-1768B. (В Ручье).
33. Леонтий Неаполитанский. Жизнь С. Симеон Сали Исповедник [Житие св. Симеон Сальский, исповедник. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 93 (1865), кол. 1669А-1748А (В Ручье).
34. Лун Х. фургон. Кирилл Александрийский. Компания Уайли Блэкуэлла. Эд. K. Парировать. Чичестер (Западный Суссекс): Уайли Блэкуэлл, 2015, стр. 170-183.
35. Лоф Ф. Леонтий фон Бизанц и один из старейших книголюб христианской церкви. Лейпциг: I.C. Хинрикс, 1888, род. Iii, 317.
36. Лаут А. Христология На Востоке От Халкидонского собора до Иоанна Дамаскина. Далам - Оксфордский справочник по христологии. Олег сказал, что Франческа Аран Мерфи и Трой А. Стефано, 2015, стр. 139-153.
37. Лурье В. История Византийской Философии. Период становления. - Санкт-Петербург: Аксиома, 2006. - 553 с. (По-русски).
38. Макдональд Дж.L. Христологические труды Юстиниана. Католический университет Америки, 1995, 374 с.
39. Максимус Признался. Письмо 12-е к Иоанну камергеру о справедливых постановлениях Церкви Божьей и против Строгих еретиков [Послание 12-е к Иоанну камергеру о правильных постановлениях Церкви Божьей и снова против Строгих еретиков]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 91 (1865а), кол. 460A-509B. (В Ручье).
40. Максимус Признался. Послание 13-е к преосвященному Петру, короткая речь или книга, посвященная догматам Севера [Послание 13-е к преосвященному Петру, короткая речь или книга, снова о догматах Севера]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 91 (1865b), кол. 509B-533A. (В Ручье).
41. Максимус Признался. Послание 15-е об общем и особом, то есть о сущности и ипостаси, или лице, Косьме диакону Александрийскому [письмо 15-е об общем и особом, то есть о сущности и ипостаси, или лице, Косьме диакону Александрийскому]. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 91 (1865с), кол. 544C-576D. (В Ручье).
42. Максимус Признался. Теология и политика 7. Догматика для морских диаконов [Богословские и полемические брошюры 7. Догматический взгляд На Морского дьякона. Куртка J.- П. и Эд. Греческая патрология, № 91 (1865d), кол. 69B-89C. (В Ручье).
43. Мейендорф И. Имперское Единство И Христианские Разногласия. Церковная История И Восточно-Христианский Мистицизм. М.: ИНСТИТУТ ДИК; Изд-во ПСТБИ, 2000. 13-270. (По-русски).
44. Мейендорф И. Иисус Христос в Восточно-Православном Богословии. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000, 318 с. (По-русски).
45. Моэлли Ч. “Монофизиты” Леонса Иерусалимского. Богословские журналы Льюиса, 1951, т. 27, стр. 472-482.
46. Оксиюк М. Теозащитная полемика. Богословский сборник, 1999, № 2, с. 18-40. (На русском языке).
47. Памфил Теолог. Diversorum capitum seu difficultatum solutio [Решение различных вопросов или трудностей] / под ред. Дж. Х. Деклерка. Тёрнхаут: Бреполс, 1989 (Corpus Christianorum, Series graeca; 19), стр. 127–261. (На греческом языке).
48. Патрология. Восточные отцы церкви от Халкидонского собора (451 г.) до Иоанна Дамаскина (+ 750 г.). Под ред. А. ди. Берардино. Кембридж: James Clarke & Co Ltd, 2006, 701 с.
49. Ричард М. Леонтий Иерусалимский и Леонтий Византийский. Mélanges de Science Religieuse, 1944, т. 1, с. 35–88.
50. Соколов В. Леонтий Византийский. Его жизнь и литературное творчество. Попытка создания церковно-исторической монографии. Леонтий Византийский: Сборник исследований. Москва: Центр библейско-патрологических исследований, «Империум Пресс», 2006, с. 10–458. (На русском языке).
51. Софроний Иерусалимский. Синодическое послание Сергию [Epistola synodica ad Sergium]. Миigne J.-P., ed. Patrologia Graeca, № 87. III (1865), стлб. 3148А-3200С. (На греческом языке).
52. Тимофей, пресвитер Константинопольский. О принятии еретиков [De receptione haereticorum]. Миigne J.-P., изд. Patrologia Graeca, № 86. I (1865), стлб. 11-74B. (На греческом языке).
53. Утеман К.-Х. Введение. Анастасий Синаит, начальник пути. Тёрнхаут: Бреполс, 1981 (Corpus Christianorum Series Graeca; 8), стр. XXI-CCXLVII.
54. Антиохийский А.I. Иерусалимский спор с тритеитом. Traditio. 1981, т. 37, с. 79–108. (На греческом языке).
55. Веше К. П. Христология Леонтия Иерусалимского. Монофизит или халкидонит? Свято-Владимирские богословские чтения, 1987, т. 31, с. 65–95.
56. Уикхем Л.Р. Леонтий Иерусалимский. Против монофизитов. Свидетельства святых и апории. Журнал богословских исследований, 2007, № 58, ч. 1, с. 327–331.
1. Anastasius Antiochenus. Oratio III de divina oeconomia, id est incarnatione [Oration III on the divine economy, that is, the incarnation]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 89 (1865), cols. 1335B-1348D. (In Greek).
2. Anastasius Sinaita. Viae dux [Guide along the Right Path] / Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout; Leuven: Brepols, 1981 (Corpus Christianorum, Series graeca; 8), CCXLVII, 455 p. (In Greek).
3. Antiochus Monachus. Homilia 130 [Homily 130]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 89 (1865), cols. 1841A-1849B. (In Greek).
4. Basdekis A. Die Christologie des Leontius von Jerusalem: Seine Logoslehre. Münster: Wilhelms-Universität, 1974, Bd. 1, XXII, 103 s.
5. Benevich G.I. Introduction. Leontius of Jerusalem, Theodore Abu-Qurra, Leontius of Byzantium. Polemical Works. Krasnodar, 2011, pp. 6-24, 165-172. (In Russian).
6. Benevich G.I. Leontius of Jerusalem. Orthodox Encyclopedia, 2015, vol. 40, pp. 546-554. (In Russian).
7. Breydy M. Les Attestations patristiques parallèles et leurs nuances chez les ps-Léonce et Jean Maron. Nubia et Oriens Christianus. Cologne: Dinter, 1987, pp. 3-16.
8. Cyrillus Alexandrinus. De Sacrosancta Trinitate [On the Holy Trinity] [dubia]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 77 (1859), cols. 1119A-1173D. (In Greek).
9. Concilium Universale Constantinopolitanum sub Justiniano habitum [The Universal Council of Constantinople held under Justinian]. Ed. J. Straub. Berlin: Walter de Gruyter, 1971 (Acta Conciliorum Oecumenicorum; 4). Vol. 1. XXVIII, 286 p. (In Greek).
10. Dell’Osso C. Il calcedonismo. Leonzio di Bisanzio. Roma: Edizioni VIVERE IN, 2003, 194 p.
11. Ephraem Antiochenus. Apologia concilii Chalcedonensis ad Domnum et Ioannem [Apology of the Council of Chalcedon to Domnus and John]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 103 (1900), cols. 988С-1008А. (In Greek).
12. Eulogius Alexandrinus. Contra Severum et Timotheum haereticos [Against Severus and Timothy, the heretics]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 103 (1900a), cols. 940B-949D. (In Greek).
13. Eulogius Alexandrinus. Contra Theodosium et Severum [Against Theodosius and Severus]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 103 (1900b), cols. 949D-953A. (In Greek).
14. Eulogius Alexandrinus. Invectiva oratio [Invective speech]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 103 (1900c), cols. 953A-956D. (In Greek).
15. Eustathius Monachus. Epistola ad Timotheum Scholasticum de duabus naturis adversus Severum [Epistle to Timothy Scholasticus on the two natures against Severus]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 86. I (1865), cols. 901C-941B. (In Greek).
16. Fraigneau-Julien B. Un traité anonyme de la Sainte Trinité attribué à saint Cyrille d’Alexandrie. Recherches de scienses religieuses, 1961, vol. 49, no. 2, pp. 188-211.
17. Fraigneau-Julien B. Un traité anonyme de la Sainte Trinité attribué à saint Cyrille d’Alexandrie // Recherches de scienses religieuses, 1961, vol. no. 3, pp. 386-405.
18. Georgius Pisida. Contra impium Severum Antiochiae [Against the impious Severus of Antioch]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 92 (1865a), cols. 1621A-1676B. (In Greek).
19. Georgius Pisida. De expeditione Heraclii Imperatoris contra Persas [On the expedition of Emperor Heraclius against the Persians]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 92 (1865b), cols. 1197A-1260A. (In Greek).
20. Gray P. The Defence of Chalcedon in the East (451-553). Leiden: Brill, 1979, 191 p.
21. Gray P. T. R. Introduction. Leontius of Jerusalem. Against the Monophysites: Testemonies of the Saints and Aporiae. Ed., trans. P. T. R. Gray. Oxford: Oxford University Press, 2006, pp. 1-43.
22. Grillmeier A. Le Christ dans la tradition chrétienne (L’Église de Constantinople au VIe siècle). P.: Du Cerf, 1993, T. II/2, 746 p.
23. Hainthaler Th. Johannes Philoponus, Philosoph und Theologe in Alexandria. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg im Breisgau; Basel; Wien: Herder, 1990, Bd. II/4, ss. 109-149.
24. Helmer S. Der Neuchalkedonismus: Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffes. Bonn: Rheinischer Fridrich-Wilhelms-Universität, 1962, 280 s.
25. Ioannes Damascenus. De haeresibus compendium unde ortae sint et quomodo prodierunt [A compendium of heresies, from where they arose and how they came about.]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 94 (1864), cols. 678A-780D. (In Greek).
26. Iohannes Caesariensis. Capitula XVII contra Monophysitas [Chapters XVII against Monophysites]. Opera quae supersunt [The works that remain]. Ed. M. Richard. Turnhout; Leuven: Brepols, 1977 (Corpus Christianorum, Series graeca; 1), pp. 61-66. (In Greek).
27. Justinianus Imperator. Edictum rectae fidei adversus tria capitula [Edict of right faith against Three Chapters]. Drei dogmatische Schriften Iustinians. Hrsgs. R. Albertella, M. Amelotti, L. Migliardi (post E. Schwartz). Milan: Giuffre, 19732, pp. 130-168. (In Greek).
28. Krausmüller D. Leontius of Jerusalem, a theologian of the seventh century. The journal of theological studies, 2001, vol. 52, no. 2, pp. 637-657.
29. Lang U.M. John Philoponus and the Controversies over Chalcedon in the Sixth Century: a Study and Translation of the Arbiter. Peeters Publishers, 2001, vol. 50.
30. Leontius Byzantinus. De sectis [On the divisions]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 86. II (1865), cols. 1193A-1268A. (In Greek).
31. Leontius Hierosalymitanus. Contra Monophysitas [Against Monophysites]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 86. II (1865a), cols. 1769A-1901A. (In Greek).
32. Leontius Hierosalymitanus. Contra Nestorianos [Against Nestorians]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 86. I (1865b), cols. 1399A-1768B. (In Greek).
33. Leontius Neapolis. Vita S. Symeonis Sali Confessoris [The Life of St. Symeon of Sali, Confessor]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 93 (1865), cols. 1669A-1748A. (In Greek).
34. Loon H., van. Cyril of Alexandria. The Wiley Blackwell companion to Patristics. Ed. K. Parry. Chichester (West Sussex): Wiley Blackwell, 2015, pp. 170-183.
35. Loofs F. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1888, Bd. III, 317 s.
36. Louth A. Christology in the East from the Council of Chalcedon to John Damascene. Dalam The Oxford Handbook of Christology. Diedit oleh Francesca Aran Murphy and Troy A. Stefano, 2015, pp. 139-153.
37. Lurie V. History of Byzantine Philosophy. Formative Period. Saint-Petersburg: Axioma, 2006, 553 p. (In Russian).
38. Macdonald J.L. The christological works of Justinian. The Catholic University of America, 1995, 374 p.
39. Maximus Confessor. Epistola 12 ad Ioannem cubicularium de rectis Ecclesiae Dei decretis, et adversus Severum haereticum [Epistle 12 to John the chamberlain concerning the right decrees of the Church of God, and against Severus the heretic]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 91 (1865a), cols. 460A-509B. (In Greek).
40. Maximus Confessor. Epistola 13 ad Petrum illustrem, oratio brevis seu liber, adversus dogmata Severi [Epistle 13 to the illustrious Peter, a short speech or book, against the dogmas of Severus]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 91 (1865b), cols. 509B-533A. (In Greek).
41. Maximus Confessor. Epistola 15 de communi et proprio, hoc est, de essentia et hypostasi, seu persona, ad Cosmam diaconum Alexandrinum [Letter 15 on the common and the particular, that is, on the essence and hypostasis, or person, to Cosmas the deacon of Alexandria]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 91 (1865c), cols. 544C-576D. (In Greek).
42. Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica 7. Tomus dogmaticum ad Marinum diaconum [Theological and polemical pamphlets 7. Dogmatic tome to Marinus the deacon]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 91 (1865d), cols. 69B-89C. (In Greek).
43. Mejendorf I. Imperial Unity and Christian Divisions. Church History and Eastern Christian Mysticism. Moscow: Institute DI-DIK; PSTBI Publishing House, 2000, pp. 13-270. (In Russian).
44. Mejendorf I. Jesus Christ in Eastern Orthodox Theology. Moscow: PSTBI Publishing House, 2000, 318 p. (In Russian).
45. Moeller Ch. Textes “monophysites” de Léonce de Jérusalem. Ephemerides Theologicae Lovanienses, 1951, vol. 27, pp. 472-482.
46. Oksijuk M. Theopaschite controversy. Theological collection, 1999, no. 2, pp. 18-40. (In Russian).
47. Pamphilus Theologus. Diversorum capitum seu difficultatum solutio [The solution of various questions or difficulties]. Ed. J. H. Decklerck. Turnhout: Brepols, 1989 (Corpus Christianorum, Series graeca; 19), pp. 127-261. (In Greek).
48. Patrology. The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus (+ 750). Ed. A. di. Berardino. Cambridge: James Clarke & Co Ltd, 2006, 701 p.
49. Richard M. Léonce de Jérusalem et Léonce de Byzance. Mélanges de Science Religieuse, 1944, vol. 1, pp. 35-88.
50. Sokolov V. Leontius of Byzantium. His life and literary works. An attempt at a church-historical monograph. Leontius of Byzantium: Collection of studies. Moscow: Center for Biblical and Patrological Studies, Imperium Press, 2006, pp. 10-458. (In Russian).
51. Sophronius Hierosalymitanus. Epistola synodica ad Sergium [Synodical Epistle to Sergius]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 87. III (1865), cols. 3148А-3200С. (In Greek).
52. Timotheus presbyterus Constantinopolitanus. De receptione haereticorum [On the reception of heretics]. Migne J.-P., ed. Patrologia Graeca, no 86. I (1865), cols. 11-74B. (In Greek).
53. Utheman K.-H. Einleitung. Anastasii Sinaitae Viae dux. Turnhout: Brepols, 1981 (Corpus Christianorum Series Graeca; 8), ss. XXI-CCXLVII.
54. von Antiochien A.I. Jerusalemer Streitgespräch mit einem Tritheiten. Traditio. 1981, vol. 37, pp. 79-108. (In Greek).
55. Wesche K.P. The Christology of Leontius of Jerusalem. Monophysite or Chalcedonian? St. Vladimir’s Theological Quartely, 1987, vol. 31, pp. 65-95.
56. Wickham L.R. Leontius of Jerusalem. Against the Monophysites. Testemonies of the Saints and Aporiae. Journal of Theological Studies, 2007, no. 58, Pt. 1, pp. 327-331.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ современных концепций трансформаций природы человека в свете традиционных духовных и религиозных учений. Современность рассматривается в свете христианских в своих истоках идей эпохи Возрождения. Развитие рациональных представлений о природе человека связано с развитием медицины как практики помощи человеку в восстановлении душевно-телесной гармонии и здоровья, а также с общенаучной установкой на рационализацию знаний о человеке. Новейшие медицинские технологии в мировоззренческих аспектах пересекаются с идеологическими установками трансгуманизма как учения, представляющего человеку абсолютную свободу в телесном и духовном самоопределении. Духовная традиция подчеркивает, что все аспекты телесности человека связаны с его идентичностью, с самосознанием, с «Я». В этом смысле медицинское вмешательство — это возможное нарушение естественного хода вещей, отказ человека от идеи предопределения. Учитывая, что ни духовные учения, ни медицинская этика не имеют однозначных ответов в конкретных экзистенциальных ситуациях нравственного выбора человека, внимание исследователей, экспертов и пастырей в решении и интерпретации нравственных вопросов, возникающих в связи с развитием новейших медицинских технологий, должно быть сосредоточено именно на нравственном выборе человека.
В «Армянской книге канонов», кодифицированной впервые католикосом св. Йовханнэсом III Одзнеци (717–728), под № 42 числятся девять «Канонов святого собора, созванного в Феодосиополе, который ныне зовется городом Карин». В преамбуле протокола говорится об армяно-романо-византийском совместном соборе, состоявшемся по велению императора Юстиниана и под председательством армянского католикоса Сахака. Со времен патриарха Константинопольского ААЦ Магакии (1896–1908) в научных кругах бытует мнение о том, что речь идет о католикосе Сахаке III Дзорапореци (677–704) и императоре Юстиниане II (685–695, 705–711), так как два правила из девяти якобы не были актуальными в более ранние эпохи. А подготовивший в 1964–1971 гг. критическое издание «Армянской книги канонов» В. А. Акопян, в виду полного отсутствия сведений о «Канонах святого собора, созванного в Феодосиополе…», в раннесредневековой литературе, а также своеобразного определения догматов православия в преамбуле его Акта, впервые заявил о «поддельном оригинале» данного документа. Однако анализ тех же двух правил, непрямые ссылки на три из девяти правил в грамоте Степаноса, епископа Сюникского (ум. 735 г.), адресованной в Антиохию, анализ контекста преамбулы Синодального акта, наконец косвенные упоминания в двух нарративных источниках сведений о созыве подобного собора, позволили автору не только доказать их аутентичность. Как наглядно продемонстрировано в статье, «Каноны святого собора, созванного в Феодосиополе…», вполне могли быть приняты под председательством католикоса Сахака II Улкеци (534–539) и по велению императора Юстиниана I Великого (527–565) в 534 или 535 гг. Дело в том, что определение догматов православия в них полностью соответствовало духу так называемого в церковной литературе «непредвиденного» богословского указа Юстиниана Великого 533 г.
Данная статья исследует исторические тексты древней философии и трудов отцов церкви с целью демонстрации преемственности их мысли и установления основы для диалога как непрерывного процесса человеческого самопознания. В центре внимания находится концепция человека, выраженная через триаду «тело-душа-дух», и ее преобразование в рамках христианской антропологии. Исследование прослеживает эволюцию этих категорий от платоновского трипартизма и аристотелевского гилеморфизма до их синтеза и переосмысления у таких мыслителей, как Ириней Лионский, Ориген, Григорий Нисский и Августин. Автор утверждает, что, хотя патристическая мысль и заимствовала философские категории эллинизма, она подчинила их библейскому откровению, стремясь сохранить целостность и единство человеческой личности, созданной по образу Божию. Статья предлагает методологию, которая является одновременно исторической и конструктивной: исторической в генеалогическом прослеживании идей и конструктивной в стремлении переосмыслить эти инсайты в контексте современных антропологических вызовов. Основной тезис заключается в том, что патристическая антропология, с ее акцентом на единстве личности, динамике нравственной свободы и ориентации на обожение (theosis), предлагает богатый ресурс для продуктивного диалога с современной психологией. Этот диалог может обогатить обе дисциплины: психология может найти в теологической традиции глубину онтологического понимания человека, а теология — интегрировать эмпирические инсайты о человеческой природе. В заключение автор призывает к открытому, междисциплинарному разговору, основанному на принципах смирения, любознательности и взаимного уважения, который способствовал бы более целостному и интегрированному пониманию человеческой личности.
Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ генезиса и трансформации системы духовного образования России на протяжении Синодального периода. На основе системного изучения нормативно-правовых актов, опубликованных источников и архивных материалов реконструирована целостная картина ее становления и развития. Зародившись вместе с первыми просветительскими организациями, духовные учебные заведения изначально выполняли ключевую функцию подготовки кадров для Русской православной церкви. Принципиальный этап их институционализации связан с царствованием Петра I, законодательно закрепившего основы государственной политики в данной сфере. Принятый «Духовный регламент» (1721 г.) определил порядок создания и содержания духовных школ при архиерейских домах и монастырях, которые, будучи ориентированы на детей церковнослужителей, имели закрытый характер. Заложенные Петром I основы в последующий период получили последовательное развитие: наблюдался количественный рост духовных учебных заведений, а их выпускники получили приоритет при замещении вакансий в Синоде. Важнейшей вехой стала реформа 1808 г., законодательно оформившая многоуровневую структуру духовного образования. На протяжении XIX в. уставы духовно-учебных заведений неоднократно пересматривались. Целями этих корректировок являлись: расширение социального состава учащихся, диверсификация карьерных траекторий выпускников, а также усиление административного контроля, что было реакцией на распространение революционных настроений в студенческой среде. Финальной значимой новацией стал Устав православных духовных академий 1910 г., направленный на повышение образовательного уровня воспитанников путем расширения учебных программ. Однако системная реформа так и не была реализована.
Статья посвящена анализу библейского термина «Сын человеческий», прослеживая его эволюцию в иудейской и раннехристианской традициях. Исследуется употребление этого выражения в книге пророка Даниила, апокалиптических текстах эпохи Второго Храма (1 Енох, 4 Ездры, Прем, 2 Вар) и евангельском корпусе. Основной тезис статьи заключается в том, что термин «Сын человеческий» задолго до возникновения христианства был глубоко укоренён в иудейской апокалиптической традиции как мессианский образ, связанный с эсхатологическим судом, наказанием нечестивых и спасением праведных. В Дан 7:13 «Сын человеческий» предста- ёт как небесная фигура, получающая власть от Бога, которая более поздней апокалиптической иудейской традиции наделяется функциями Божественного суда и избавления верных. В Евангелиях Иисус использует этот термин для указания на Свое мессианство, обращаясь к существующей традиции, известной Его слушателям. В статье критикуется теория, согласно которой «Сын человеческий» в Евангелиях является лишь арамейской идиомой, и утверждается, что этот термин во время проповеди Иисуса имел устойчивые мессианские коннотации. Тем самым, в статье предлагается комплексный взгляд на историческое и богословское значение этого термина в ветхозаветной, иудейской апокалиптической и новозаветной традициях.
Несмотря на то, что Кавказская Албанская церковь является одной из древнейших христианских церквей мира, основанной по преданию в результате проповеди апостолов и их учеников и оформившейся как автокефальный, т. е. вполне самостоятельный, религиозный институт в IV в., ее история в период после арабских завоеваний Южного Кавказа вплоть до нового времени мало изучена. Скрупулёзная работа с разрозненными сведениями и отрывочными сообщениями источников позволяет вписывать страницу за страницей в историческую летопись христианского прошлого Азербайджана. Одним из новых источников по данной теме стала обнаруженная в 1991 г. в библиотечных архивах Болонского Университета топографическая карта из коллекции восточных рукописей графа Луиджи Фердинандо Марсильи, изготовленная в Константинополе в 1691 г. Автор документа — интеллектуал, дипломат, исследователь и путешественник XVII в. Иеремия Челеби сообщает ценнейшие сведения о структурах католикосатов Эчмиадзина, Гянджасара, Киликии и Ахтамара, обозначив на своей карте важнейшие города, географические объекты, епархиальные центры, монашеские обители, святилища и паломнические места. Благодаря четко очерченным границам и цветовым меткам мы в точности идентифицируем объекты, обозначенные на карте, принадлежностью к тому или иному религиозному центру. Карта содержит информацию о епископских кафедрах, монастырях, скитах и паломнических маршрутах на территории исторического Азербайджана, находившегося в то время в составе Сефевидской империи. В данной статье мы классифицируем данные источника, касающиеся основных паломнических маршрутов и мест поклонений Гянджасарского католикосата в XVII в.
Статья посвящена определению роли нарративной и литературно-риторической стратегии автора Послания к Евреям в исследовании паренетических текстов, играющих важное, а порой и ключевое значение в богословии этой книги. Особое внимание обращено на отрывок Евр. 6:4–6, являющийся фундаментом для доктрины спасения разных христианских деноминаций и, как следствие, предметом богословских баталий на протяжении многих веков. Анализ существующих источников, посвященных изучению Послания к Евреям в целом, а также паренетических отрывков в отдельности, показал, что выводы исследователей в отношении главной темы, структуры, отдельных дискурсов и текстов зачастую сильно отличаются. Выявлено множество разных подходов и методов, используемых различными авторами в работе над Посланием и паренетическими текстами. Показано, что оценке влияния роли нарративов и литературно-риторических методов толкования не было уделено пристального внимания. Предлагается при работе с Посланием учитывать нарративы как больших, так и встроенных дискурсов, а также литературно-риторические приемы, в совокупности со структурным и грамматико-лексическим анализом, что позволит более точно понять эти тексты и в отдельности, и в контексте всего Послания. Исследование текста Евр. 6:4–6 предложенным методом позволило получить более точные результаты и получить ответы на вопросы: кому адресован этот паренетический текст; кто есть отпадшие; почему их нельзя обновлять покаянием?
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______