В статье рассматривается содержание философского принципа антропоцентризма в сопряжении с экологическими проблемами современности. Безусловная актуальность последних, исходящая от них возможная угроза существованию человечества привели, в частности, к критике идеи антропоцентризма и появлению неатропоцентристских форм мировоззрения: натуроцентризма, экоцентризма, нон-антропоцентризма и т. д. Однако сложившаяся в мировом дискурсе ситуация фактического отвержения антропоцентризма со стороны нон-антропоцентристских движений, философии «глубинной экологии», а также в контексте обсуждения потенциальных возможностей искусственного интеллекта, по мнению авторов, таит неменьшие угрозы человеческому существованию, поскольку сегодня поиск возможных путей и способов решения многочисленных проблем современного мира и ответственность за результаты и последствия любых предпринятых действий целиком и полностью ложатся на плечи центрального элемента мироздания - человека.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Философия
Антропоцентризм в истории философии сформировался как теоретическая позиция, как принцип, отражающий отношение человек — природа, ЧеловекВселенная. По словам П. П. Гайденко, антропоцентризм — это «…философская и мировоззренческая ориентация, при которой человек рассматривается как центр мироздания, как начало бытия и знания, как автономный творец, не имеющий над собой ничего высшего» [3].
Список литературы
1. Аристотель. Политика / перевод С. А. Жебелева. Москва: Академический проект, 2015. 318 с. Текст: непосредственный.
2. Безвесельная З. В. Принципы и перспективы Глубинной экологии // Право и практика. 2021. № 2. С. 232-236. Текст: непосредственный. EDN: NMQAUF
3. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. URL: https://royallib.com/read/gaydenko_p/istoriya_novoevropeyskoy_filosofii_v_eyo_svyazi_s_naukoy.html#20480 (дата обращения: 29.01.2025). Текст: электронный.
4. Йонас Г. Принцип ответственности. Москва: Айрис-Пресс, 2004. 480 с. Текст: непосредственный. EDN: QOCUMZ
5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собрание сочинений. Изд. 2. Москва: Политиздат, 1955. Т. 3. 689 с. URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/1845/german_ideology/02.htm (дата обращения: 29.01.2025). Текст: электронный.
6. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека / перевод Л. Брагиной // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 томах. Т. 1. С. 506-514. Текст: непосредственный.
7. Нэсс А., Мейляндер П. Менталитет будущего / перевод с норвежского Златы Кононовой // Карельский экологический журнал “Зелёный лист”. Петрозаводск, 2013. № 3. С. 36-39. Текст: непосредственный.
8. Пеннер, Р. В. От субъектности к агентности в социальных и гуманитарных дискурсах XXI века / Р. В. Пеннер // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2022. - Т. 22, № 4. - С. 393-397. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-393-397 EDN: AFURMA
9. Платон Теэтет // Платон. Собрание сочинений: в 4 томах. Москва: Мысль, 1990- 1994 / общая редакция А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса и А. А. Тахо-Годи. URL: https://plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/Losev/plato0205.pdf (дата обращения: 27.01.2025). Текст: электронный.
10. Попова О. В. Анималистический поворот в философии и биоэтике и кантианская линия в защите прав животных // Философский журнал. Philosophy Journal. 2023. Т. 16, № 2. С. 78-95. Текст: непосредственный. EDN: TQIZIY
11. Рамирес Дж. Животные, промышленные фермы и католическое социальное учение. URL: https://www.scu.edu/ethics/focus-areas/bioethics/resources/faith-seeking-food/(дата обращения: 25.01.2025). Текст: электронный.
12. Naess A. Superficial and Deep, Long-Term Ecological Movements. Inquiry (Oslo). 1973; 16: 95-100.
13. Washington H., Piccolo J., Gomez-Baggethun E. et al. The Trouble with Anthropocentric Hubris, with Examples from Conservation. Conservation. 2021; 1: 285-298. Available at: 10.3390/conservation1040022 (accessed 25.01.2025). DOI: 10.3390/conservation1040022(accessed25.01.2025) EDN: MQEHBV
14. White L. Historical Roots of Our Ecologic Crisis? Science. 1967; 155(3767): 1203-1207. EDN: IDDIDJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются проблемы возведения Бурятского участка БАМа. Анализируются основные мотивы сооружения трассы, превращения ее во всенародную стройку, формы и методы вовлечения в число строителей представителей всех национальных и социально-классовых общностей и групп страны. Обсуждаются социальные, духовно-нравственные проблемы бамовцев, включение научных подразделений Бурятии в решение производственных и социально-культурных вопросов в местах возведения трассы. Показана практика возведения на БАМе городов, поселков городского типа, забота об их благоустройстве, бережное отношение к экологии рассматриваемой местности. Все это создается совместными усилиями россиян.
В статье представлен анализ социальных задач современной модельной библиотечной сети. В основе рассуждений авторские оценки трансформации общественных стратегий, определивших динамику социальных институтов. В фокусе внимания авторов примеры моделей выгод включенности модельной библиотечной системы в социальные практики: формирование повестки развития культуры как основы национальной безопасности, повышение управляемости работы с различными категориями граждан, дополнительные ресурсы для решения текущих административных задач в регионе, развитие сельских территорий через развитие человеческого потенциала во взаимодействии с учреждениями культуры, повышение туристической привлекательности регионов, разработка концепции развития музеев в широком партнерском взаимодействии, интегрированная модель формального и неформального образования в сетевом взаимодействии с учреждениями культуры. Обоснованы значительные потенции модельной библиотечной сети в создании и развитии условий для повышения индекса приверженности населения к территории проживания.
Статья посвящена рассмотрению такого современного направления социально-философского анализа как техногуманизм с точки зрения обоснования его в качестве современного вида мировоззрения. В статье указывается, что техногуманизм может выступать как «новая форма гуманизма» на текущем витке научно-технического прогресса. Через технику и технологии у человека формируются возможности проявлять любовь к себе, своей природе, свободе и ответственности, самосовершенствованию. Сформированный в эпоху Возрождения классический гуманизм посредством техники и технологий возрождается в новом, неизученном еще, качестве. Техногуманизм как мировоззрение человека XXI в. захватывает все большее количество людей и получает распространение среди больших общностей. Также в статье рассматриваются возможные отдельные направления общей мировоззренческой системы техногуманизма. Выделено пять направлений: техносоциоцентризм, техноиндивидуализм, технонатурализм, технотрансцендентализм, технокоммунитаризм. Техносоциоцентризм ориентирует человека на ценности социального взаимодействия через научно-технический прогресс. Техноиндивидуализм формирует пространство для обращения к индивидуальной природе человека благодаря новейшим технике и технологиям. Технонатурализм создает предпосылки к возврату первозданного облика планеты Земля с использованием новейших технологий. Технотрансцендентализм показывает возможные выходы человека за границы материального благодаря таким технологиям. Технокоммунитаризм намечает перспективы построения утопического социального мира. Границы статьи не позволяют полностью представить каждое направление, но позволяют обозначить возможность их возникновения при должном академическом философском интересе.
В статье осуществляется анализ осмысления проблемы архаизации в современном социально-гуманитарном дискурсе России. Отмечается активность обсуждения данного феномена на самых разных уровнях: от авторских блогов в сети Интернет до монографических работ в академических изданиях. Большинство исследователей придерживаются критической позиции, ими утверждается невозможность осуществления модернизационных преобразований в силу средневекового характера самого государства с сырьевой экономикой и особым вниманием к архаичным культурным ценностям. Автор работы подчеркивает важность исследований, в которых предпринята попытка осуществить методологический анализ процессов архаизации и увидеть ее диалектическую взаимосвязь с процессами модернизации. Отстаивается точка зрения об утрате актуальности прямолинейной западной модели модернизации и возможности будущих трансформаций российского социума с использованием потенциала архаических оснований и стратегий.
В статье рассматривается экзистенциальное измерение политического в концепциях Макса Вебера и Карла Шмитта. Анализируется, как Вебер и Шмитт понимают политическую реальность через призму расколдовывания мира и конфликта, выявляя различия в их подходах к природе власти, рациональности и ценностей. Анализ экзистенциального измерения политического в концепциях Макса Вебера и Карла Шмитта позволяет выявить два фундаментально различных ответа на проблему утраты политического смысла в условиях модерности. Если Вебер констатирует разочарование мира и фрагментацию ценностей, превращая политику в сферу конкурентной борьбы за власть в рамках рационально-административных структур, то Шмитт предлагает альтернативное решение - реполитизацию смысла через экзистенциальное различие между другом и врагом. В отличие от веберовского релятивизма, который делает политику ареной субъективных предпочтений, шмиттовская концепция утверждает, что политика укоренена в коллективной идентичности и неустранимом конфликте. Статья показывает, что политическая экзистенциальность у Шмитта не является идеологической апологией конфликта, но служит инструментом осмысления природы политической жизни, где смысл и ценности приобретают объективный статус через коллективные обязательства, что позволяет по-новому взглянуть на вызовы современной политической теории, связанные с кризисом легитимности, суверенитета и демократического порядка.
В статье представлен анализ дефиниций концепта «мягкая сила» с позиций силового, инфлюентного, технологического, конструктивистского, инструментального, ресурсного, романтического подходов. Обоснована потребность развития социально-философского анализа феномена в силу его перспективности как в теоретическом осмыслении, так и в ревитализации дипломатических принципов применения ненасильственных методов и технологий влияния. С позиций социально-философского анализа внесены коррективы в семантическое поле понятия. «Мягкая сила» понимается как стратегический ресурс государства, организации или группы, который выражен комплексом ненасильственных методов и технологий влияния, реализуемых с целью обеспечить расположение объекта воздействия в свою пользу и требующих определенных материальных и нематериальных затрат. Авторами акцентировано внимание на значительной перспективности диалоговой формы «мягкой силы» в современном политическом дискурсе.
В статье предпринята попытка рассмотрения базовых антропоцентрических идей русского космизма как одного из самых оригинальных и перспективных направлений отечественной философской мысли, как важного источника вдохновения для современных исследователей и мыслителей в области экологии и философии. В частности, утверждается, что экофилософия, во многом базирующаяся на идеях русского космизма, подчеркивает неотделимость человечества от космического дома - Земли, что отличает ее от типичной западной философской мысли. В рамках экофилософии человек рассматривается не как простой гражданин биосферы, а как биосоциодуховное существо, обладающее мыслью, волей и творческим началом, что позволяет ему не просто адаптироваться к окружающей среде, но и активно приспосабливать условия к своим нуждам, осознавая свое воздействие на природу и имея возможность корректировать его. Идея экофутурологии как раздела экофилософии состоит в осознании созидательной и природосохраняющей миссии человека. Человек должен осознать свою ответственность перед жизнью, стать активным субъектом, способным творить и конструировать будущее не только для себя, но и для всей планеты. Это требует изменения в мышлении, взгляда на природу как на дом, на место жизненной силы, о котором нужно заботиться. Экофутурология предлагает новый образ мышления, где человек уже не рассматривается как пассивная единица, а как часть обширной жизненной сети, как садовник космогенеза, искатель смысла, трансцендентное человечество, способное преобразить мир в прекрасное и изящное произведение искусства.
Издательство
- Издательство
- БГУ
- Регион
- Россия, Улан-Удэ
- Почтовый адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- Юр. адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- ФИО
- Дамдинов Алдар Валерьевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- univer@bsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (301) 2297170
- Сайт
- https://bsu.ru