Представлены результаты исследования актуального состояния политического образования и просвещения российской студенческой молодежи. Теоретической основой исследования является политико-психологический подход, в рамках которого политическое образование и просвещение рассматриваются как механизмы управляемой политической социализации. Эмпирическую базу исследования составляют материалы опроса проректоров российских вузов по воспитанию и молодежной политике и экспертного опроса среди ученых-исследователей и специалистов-практиков, проведенного в конце 2024 - начале 2025 г. Результаты исследования показывают, что существует потребность в формировании комплексного подхода к реализации образовательных и просветительских программ в вузах, а также в применении инновационных дидактических подходов к их реализации, основанных в том числе на технологиях геймификации.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
Актуальность исследования вопросов политического образования и просвещения российской студенческой молодежи обусловлена рядом обстоятельств.
Список литературы
1. Аманова Л.М. Гражданское воспитание как компонент политической социализации // Вестник Омского университета. 2012. № 3 (65). С. 296-300. EDN: PGKTJZ
2. Белов С.И. Видеоигры - инструмент формирования коллективных представлений о событиях прошлого, настоящего и будущего? // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. 2022. № 1 (5). С. 223-233. DOI: 10.20948/future-2022-20 EDN: QIQXBO
3. Богданов А.В. Игра в политику vs. политическая игра: к постановке проблемы (часть 2) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 470-473. DOI: 10.18500/1818-9601-2020-20-4-470-473 EDN: RCURAA
4. Богданов А.В. Проблема оценки эффективности игровых технологий в рамках формирования политической культуры молодежи в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, № 2. С. 221-225. DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-2-221-225 EDN: ZQBMHM
5. Богданова Е.В. Геймификация современного образования: анализ педагогической практики // Современное педагогическое образование. 2022, № 12. С. 15-19. EDN: AHWEKF
6. Бойко Е.А., Лапкин В.В., Лифанов А.В., Молетотов И.А., Щербинин А.И., Колоткин М.Н., Олех Л.Г., Дубров А.П., Осипов А.Г., Щербинина Н.Г. Проблемы преподавания политических наук. “Круглый стол” СО АПН и НП “Редакция журнала „Полис” в Новосибирске // Полис. Политические исследования. 1997. № 6. С. 114-128. EDN: ESCOWH
7. Бронников И.А., Цыбряева М.В. Политологическое образование в современных российских вузах (2017-2021 гг.) // Дискурс-Пи. 2021. Т. 18, № 4. С. 125-140. DOI: 10.17506/18179568_2021_18_4_125 EDN: XJGGNY
8. Власова О.Ю. Политическое образование в современных европейских государствах // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2012, № 1. С. 88-91. EDN: NNZDDG
9. Глухова А.В. Политическое образование в вузе и воспитание гражданина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021, № 2. С. 34-39. EDN: BAPLCW
10. Голованов В.П. Гражданско-патриотические аспекты современного дополнительного образования // Педагогика: история и перспективы. 2022. Т. 5, № 1. С. 12-22. DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-1-12-22 EDN: FMIPPN
11. Государственная молодежная политика в России: социально-психологические основания и технологии реализации / под общ. ред. С.Ю. Поповой. Москва: Аквилон, 2019. EDN: NWQUBN
12. Гукова И.Н., Бойко Ж.В., Половнева Л.C. Состояние политического образования в современной России: проблемы и пути их решения // Via in tempore. История. Политология. 2021. № 48 (1). С. 238-248. DOI: 10.52575/2687-0967-2021-48-1-238-248 EDN: AZVVXV
13. Гуторов В.А. Политическое образование и университетская традиция // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5, № 4. С. 20-39. EDN: LATQKN
14. Задонская И.А. Роль молодежной политики в формировании ценностных ориентаций современной молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. 2016. Т. 2. Вып. 2. С. 28-33. EDN: WLSSLJ
15. Казьмин В.Н. Проблемы и противоречия системы политического просвещения в стране (1971-1985 гг.): федеральный и региональный компоненты // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 4-3 (64). С. 63-68. EDN: MVGNBB
16. Касамара В.А., Сорокина А.А., Муравицкая М.Э. Проблемы гражданской компетентности российских школьников: разработка теоретической модели // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2023. № 2. С. 39-59. DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-39-59 EDN: XYVOWC
17. Квитко С.В. Идейно-политическое воспитание учащейся молодежи (1920-1930-е гг.) // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2003. № 6. С. 114-122. EDN: KWOEKT
18. Ключарев Г.А., Трофимова И.Н. Несколько “уроков” теории и практики гражданского образования // Полис. Политические исследования. 2016. № 1. C. 175-191. DOI: 10.17976/jpps/2016.01.12 EDN: VEBMZB
19. Коваленко В.И. Политическая наука и политологическое образование в России: состояние и перспективы // Pro Nunc. Современные политические процессы. 2011. Т. 10, № 1. С. 13-18. EDN: OZMPZX
20. Коваленко В.И. Политическая наука и политологическое образование в России и Московском университете // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2009. № 1. С. 4-9. EDN: KVCQRN
21. Коршунова О.С. Политическое воспитание и его сущностные характеристики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 4. С. 118-122. EDN: MUJWHT
22. Кошкин А., Жидких В.А., Новиков А.В. Политическое образование в экономическом вузе: проблемы и перспективы // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2018. № 4. С. 28-38. DOI: 10.21686/2413-2829-2018-4-28-38 EDN: UWOCQR
23. Ланцова И.В., Корнилова Г.И. О статусе политического образования в национальном исследовательском университете // Вестник ИрГТУ. 2013. № 7 (78). С. 285-289. EDN: QUUKML
24. Летуновский П.В. К вопросу о политическои образовании в современной России: опыт и перспективы // Этносоциум. 2023. № 6. С. 29-36. EDN: DQYIDF
25. Милованов М.Ю. Проблема трансляции гражданско-патриотических ценностей в истории отечественного просвещения // Историко-педагогический журнал. 2022. № 4. С. 52-65. EDN: TMMMJI
26. Нигматуллина Т.А. Гражданское образование в России: состояние, проблемы, перспективы // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2023. № 1 (70). С. 55-67. DOI: 10.37492/ETNO.2023.70.1.003 EDN: KOTGCQ
27. Палитай И.С. Методология политико-психологического исследования массового политического сознания в трансформирующихся обществах // Политическая наука. 2016. Специальный выпуск. С. 193-203. EDN: YFOZFV
28. Политическое образование в современной России и в мире: материалы III Съезда Российского общества политологов, Москва, 10-12 сентября 2018 г. / под общ. ред. А.Ю. Шутова, С.Г. Еремеева, В.И. Якунина, И.И. Кузнецова. Москва: Издательство Московского университета, 2020. 418 с.
29. Радаев В. Миллениалы: как меняется российское общество. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 c.
30. Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование / Ю.А. Зубок (ред). Белгород: Эпицентр, 2022. 360 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-382-9.2022 EDN: TENQIH
31. Самсонова Т.Н. О становлении политической субъектности российской молодежи в процессе политической социализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 7 (51). С. 18-24. DOI: 10.24158/spp.2018.7.2 EDN: XUFDYL
32. Селезнева А.В. Российская молодежь: политико-психологический портрет на фоне эпохи. Москва: Аквилон, 2022. 288 с.
33. Суслов А.Б. Развитие гражданского образования: европейский опыт // Образование и наука. 2012. № 9. С. 117-128. DOI: 10.17853/1994-5639-2012-9-117-128 EDN: PGQFHF
34. Хроменков П.Н. Избирательный процесс и задачи политического просвещения в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 5-2. С. 14-24. EDN: QAOTCD
35. Чихарев И.А., Столетов О.В. Политические профессии и образовательные стандарты: российский опыт // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2017. № 1. С. 66-76. EDN: ZDDCAV
36. Шестопал Е.Б. Введение в рубрику. Человеческое измерение политики // Полис. Политические исследования. 2013. № 6. С. 6-7. EDN: RNENAR
37. Шестопал Е.Б. Политическая социализация и ресоциализация в современной России // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2005. № 4. С. 48-69. DOI: 10.30570/2078-5089-2005-39-4-48-69 EDN: MLINDR
38. Щербинин А.И. Вхождение в политический мир (теоретико-методологические основания политической дидактики) // Полис. Политические исследования. 1996. № 5. С. 136-145. EDN: ESCNMN
39. Щербинин А.И. Политическое образование: теория, история и практика. Томск, 1997. 128 с.
40. Щербинин А.И. Что же будет с Родиной и с нами? Предвзятые заметки о российской политической науке и проблемах политического образования // Полис. Политические исследования. 2003. № 4. С. 169-174. DOI: 10.17976/jpps/2003.04.17 EDN: ESCXMN
41. Яров С.В. “Политическое воспитание” как средство формирования нового человека: система комсомольского просвещения в 1921-1924 гг // Нестор. 2005. Т. 7. С. 315-322. EDN: YLGUWV
42. Oakshott M. Rationalism in Politics. London: Methuen, 1962.
43. Van Deth J.W., Abendschon S., Vollmar M. Children and politics: an empirical reassessment of early political socialization // Political Psychology. 2011. Vol. 32, no. 1. P. 147-174. DOI: 10.1111/j.1467-9221.2010.00798.x
44. Volodenkov S.V., Fedorchenko S.N., Belov S.I., Karlyavina E.V. The Russian political elite and power image constructing peculiarities in contemporary video games (on the Metro Exodus materials) // Praxema. Journal of Visual Semiotics. 2024. Vol. 2, no. 40. P. 57-78. DOI: 10.23951/2312-7899-2024-2-57-78 EDN: JYOENH
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современная стадия элитогенеза утверждает ведущую роль внутри элитарного соперничества в качестве источника общественных трансформаций. В этом смысле маневры и политические игры элитарных группировок являются наиболее мощными триггерами масштабных инноваций и политически целесообразных проектов в современных государствах. При этом актуальные формы осуществления правящими кругами своего функционала связаны не столько с институциональными, сколько с коалиционными формами политического доминирования, складывающимися на пересечении интересов различных элитарных групп, сочетания их статусных и неформальных связей. При этом неизменным остается преимущественный рост их управленческих компетенций по сравнению с населением, что создает предпосылки для усиления непрозрачности действий по принятию решений и распределению ресурсов. В этом контексте возникает исследовательская задача, предполагающая выяснение актуальных последствий этих тенденций, причем как для динамики самого правящего слоя, так и отношений государства и общества. Использование сетевых подходов и структурно-функциональных методов исследования позволяет констатировать, что уже сегодня коалиционные «игры» в правящем классе демонстрируют не только корректировку политических проектов или идейно-политические компромиссы при обновлении государственных стратегий, но и сигнализируют о структурном самообновлении правящих кругов, выводящих на историческую арену более автономные (пост)элитарные сообщества, контролирующие ключевые механизмы распределения ресурсов, но при этом утрачивающие ответственность перед обществом. Используемые ими неформальные методы влияния на цели государственной политики усиливают внутренние размежевания правящих кругов, одновременно повышая латентный характер разработки государственной политики и увеличивая дистанцию между государством и обществом.
В сфере game studies малоизученным остается потенциал настольных игр в политическом просвещении, а также смысловые и методические ограничения. Выводы, полученные в ходе исследования настольных игр, могут быть экстраполированы на цифровую геймификацию и деловые игры, но с учетом того, что каждый из этих методов имеет свои особенности. В качестве примеров приводятся концепции Discussion à Visées Démocratique et Philosophique современного философа М. Тоцци и «философии для детей» М. Липмана как инструменты воспитания демократически-ориентированного гражданина. Игровые технологии являются эффективными инструментами политического просвещения ученика и взращивания в нем определенных демократических ценностей. Однако внедрение настольных игр в образовательный процесс осложняется рядом ограничений. Среди основных проблемных мест выделяются упрощение моделируемых процессов для легкого входа в игру; ограничения, связанные с игровой механикой; сложность создания компонентов и интерфейса игры; оценка эффективности игры в вопросе политического просвещения. Для эффективного использования потенциала геймификации в политическом просвещении автор предлагает форсировать переход на практический этап становления игровых методов в отечественном образовании.
Сегодня компьютерные игры перестают быть исключительно средством досуга или эскапизма, а игровое пространство все чаще политизируется. Обозначенный процесс связан с тенденциями роста числа и расширения демографии пользователей, формированием альтернативных пространств социальной коммуникации, в том числе поверх национальных границ, а также появлением и выработкой у пользователей новых поведенческих паттернов и передач ценностей через игровой процесс. Выделяются две особенности современного политического участия граждан: все более востребованное взаимодействие с «новыми медиа» для отправки запроса политической системе через двухуровневую модель коммуникации, а также увеличение количества «театральных практик» в политике. В работе делается вывод, что компьютерные игры, как уже неотъемлемая часть метавселенной, позволяют множить пространства реального и виртуального, тем самым становясь эффективным и востребованным инструментом политики. Метавселенные потенциально усиливают конфликтность в обществе благодаря сокращению физической дистанции и последующей прямой коммуникации представителей различных социальных групп, игровой элемент и условность «нереального» мира формирует иную этику коммуникации без ограничений реального мира, а также создаются условия для реализации нетипичных в традиционном пространстве форм поведения. Это актуализирует гипотезу, что со временем игровые площадки начнут активнее модерировать деятельность пользователей в компьютерных играх. Структурно политическое участие в компьютерных играх не отличается от обычного, его целью точно так же является завоевание и удержание власти в оффлайн-государстве.
Видеоигры - значимый инструмент воздействия на процессы трансформации массового сознания посредством интерактивных символов и нарративов. Выявлены и систематизированы политические образы России, встроенные в их структуру, а также разработаны стратегические подходы к превенции информационных рисков и оптимизации социально-политических коммуникаций. В качестве эмпирического материала исследования рассмотрены зарубежные видеоигры, выпущенные в период с 2014 по 2024 г. и содержащие прямые референции к событиям, происходящим на территории Украины. Методология представленной статьи основана на синтезе нарративного, семиотического и дискурс-анализа игровых аннотаций, алгоритмического изучения игровых механик, экспертных оценок и лонгитюдного мониторинга. Выявлена значительная трансформация репрезентации конфликта в видеоигровом пространстве. До 2014 г. украинский сегмент зарубежной игровой индустрии сохранял культурную и тематическую связь с постсоветским пространством, однако в последующие годы вектор нарративов сместился в сторону формирования антагонистического образа России. В играх, выпущенных после 2022 г., зафиксировано систематическое внедрение антироссийских символов, что свидетельствует о превращении видеоигр в действенный инструмент информационного противостояния. В качестве стратегического ответа на данные вызовы авторами предложена целостная программа развития российской игровой индустрии. Она включает ряд ключевых инициатив: создание грантовых программ, ориентированных на разработку патриотически направленных игровых проектов; интеграцию образовательных элементов в игровые механики; расширение международного сотрудничества в рамках БРИКС и ШОС, а также правовое регулирование политического контента в видеоиграх. Комплексная реализация данных мер направлена на укрепление цифрового суверенитета России в условиях современной геополитической турбулентности.
В современном мире взаимодействие государства и гражданина происходит в условиях новой цифровой реальности, часто в контексте геймификации. Актуальность проблемы связана с тем, что в процессе цифровизации происходит трансформация всех сфер государственной политики. Проводимая в Российской Федерации политика по сохранению духовно-нравственных ценностей в том числе в области современных культурных инициатив становится плацдармом для возникновения новых проектов в различных области компьютерных игр. При этом можно предположить, что в этом контексте не только присутствуют, но и присутствовали разработки, связанные с традиционными мотивами и ценностями, характерными для российской культуры. Цель исследования - рассмотрение основных ценностных нарративов в современной российской игровой индустрии. В качестве объекта исследования выступают игры, созданные в России. Предмет - такие проекты, как «Atomic Heart», «Чёрная книга», «Смута», «Русы против ящеров» и будущий выпуск «Гардарики». Методом исследования является критический дискурс-анализ. Основной акцент сделан на изучении мотивов, связанных с фольклорной традицией и ценностных нарративов.
Вопрос пропаганды идей и смыслов в компьютерных играх находится в центре внимания исследователей. Однако интеграция социальных повесток в игровой процесс приобретает более масштабный характер, что требует внимательного анализа. Изучение данного явления, определение его причин и возможных последствий представляет интерес для политологического анализа, так как позволяет оценить перспективы использования игровых платформ для формирования повестки для игровой среды, трансляции и инкорпорации определенных идей и взглядов в более мягких формах в отличие от пропаганды. Для понимания сути компьютерных игр и их значения в жизни общества использовался коммуникативный подход Г. М. Маклюэна. Теория повестки дня, предложенная М. Маккомбсом и Д. Шоу, дала возможность выявить причины появления в компьютерных играх «повестки» и проанализировать коммуникационные каналы, посредством которых для игрового сообщества актуализируются вопросы репрезентации меньшинств и их ценностей. Обнаружено, что использование компьютерных игр в целях открытой пропаганды конкретных идей, установок или действий для массовой аудитории, неэффективно, так как при отсутствии заинтересованности аудитории такое воздействие встречает сопротивление, которое проявляется в отказе от игровой продукции. Для того чтобы транслировать конкретные идеи, необходимо либо опираться на уже существующие паттерны, сформированные не только под воздействием игрового опыта, либо делать это на таком высоком идейно-технологическом уровне, чтобы игровое комьюнити не отторгло данный продукт. При этом степень влияния на сознание игрока будет значительно ниже. В отличие от узконаправленных игр пропагандистского характера игры с «повесткой» смогли потрясти гейм-сообщество и актуализировать заданную проблематику. Вызванная установками отдельных западных стран, DEI-повестка мало кого оставила равнодушным в мировом игровом сообществе. В сети не утихают дискуссии по данному вопросу, что отражает ценностный конфликт.
Для изучения образов будущего в сознании молодежи в контексте обращения к произведениям массовой культуры оправданно использование проективного подхода. Методология работы выстраивается на основе сочетания элементов сравнительного и структурного анализа. Сделан вывод о том, что одним из наиболее перспективных ресурсов изучения образа будущего в сознании молодежи являются видеоигры. Однако их применение в рамках исследований требует использования проективного подхода и высокого уровня нативности. Также желательно использовать кейсы сюжетных видеоигр с нелинейным алгоритмом прохождения. Допустимо использование и кейсов экшн-произведений, однако лишь в случае игр, обладающих развитым описанием игровой вселенной и ее ключевых персонажей, охватывающим, помимо прочего, описание интересов, ценностей, устремлений и целей действующих лиц.
Цель исследования - выявление наиболее важных подходов и перспектив государственной политики в сфере видеоигр. В качестве методологической оптики автор обращается к принципам критического дискурс-анализа академических работ, сравнительного анализа кейс-стади и приема сценариотехник. Среди наиболее значимых направлений государственной видеоигровой политики автором выделены либеральный, консервативный и гибридный подходы. Кроме того, акцентируется отличие активной видеоигровой политики от ее реактивного варианта. Выявленные подходы, проблемы, перспективы и аспекты актуализируются с точки зрения значимости для задач государственной политики современной России. Также предпринята попытка концептуализации ойкуменной модели государственного суверенитета. Обоснована важность сотрудничества государства, представителей разработчиков и сообщества игроков в регулировании индустрии и рынка видеоигр. Перспективы и риски такого взаимодействия обозначены через авторское осмысление феномена политической индустрии. Для понимания перспектив трансформации российской государственной видеоигровой политики определены базовые сценарии ее развития.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/