Современное понимание противоправного физического насилия требует правового анализа для определения форм его проявления, и их особенностей. Анализ проведен в рамках рассмотрения правонарушения «Побои», предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). Научные представления и судебная практика послужили основанием определения признаков побоев и иных насильственных действий, как административного деликта. Кроме того, был сделан вывод о единственно возможном способе совершения правонарушения данной категории, установлены причины нанесения побоев, что указывает на их отличительные особенности от побоев как преступления, предусмотренного ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Рассматриваемое физическое насилие может быть выражено двумя формами: побоями и иными насильственными действиями. Очевидным выступает тот факт, что побои должны обладать отличительными особенностями, которые не позволят отнести их к числу иных насильственных действий. Для того, чтобы определить признаки рассматриваемых форм насилия, необходимо охарактеризовать само действие. Это возможно сделать, основываясь на мнениях научного сообщества, а также судебных решениях, принятых по делам данной категории.
Список литературы
1. Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Жевлаков Э.Н., Пудовочкин Ю.Е. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М., 2015. С.144. EDN: UKIPIC
Brilliantov A.V., Dolzhenkova G.D., Zhevlakov E.N., Pudovochkin Yu.E. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation: in 2 volumes (item-by-article) / ed. A.V. Diamond. 2nd ed. M., 2015. P.144.
2. Буркина О. А., Демьяненко С. П. Понимание насилия в философии и праве // Онтология и аксиология права: тезисы докладов и сообщений Второй междунар. науч. конф. (октябрь 2005 г.). Омск, 2005. С. 122.
Burkina O. A., Demyanenko S. P. Understanding violence in philosophy and law // Ontology and axiology of law: abstracts of reports and communications of the Second Intern. scientific conf. (October 2005). Omsk, 2005, p. 122.
3. Гусейнов А. А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 36. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. Т. 3. С. 14.
Huseynov A. A. The concept of violence and non-violence // Questions of Philosophy. 1994. No. 6. P. 36. New Philosophical Encyclopedia: in 4 vols. M., 2001. T. 3. P. 14.
4. Дизер О. А. Законодательство Российской Федерации в области охраны общественной нравственности // Административное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 44-46. EDN: TAIDWR
Dizer O. A. Legislation of the Russian Federation in the field of public morality // Administrative and municipal law. 2009. No. 7. P. 44-46. EDN: TAIDWR
5. Ильдимиров Н.М. Понятие “побои” в советском уголовном праве // Правовые вопросы борьбы с преступлениями. - Томск, 1988. С. 43.
Ildimirov N.M. The concept of “beating” in Soviet criminal law // Legal issues of combating crimes. - Tomsk, 1988. P. 43.
6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для работников прокуратуры / под ред. В.В. Малиновского; науч. ред. А.И. Чучаев. М., 2011. С. 72.
Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation for prosecutors / ed. V.V. Malinovsky; scientific ed. A.I. Chuchaev. M., 2011. P. 72.
7. Козаченко И.Я., Сабиров Р.Д. Уголовно-правовое понятие насилия // Уголовный закон и совершенствование мер борьбы с преступностью: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1981. EDN: XWTWXR
Kozachenko I.Ya., Sabirov R.D. Criminal law concept of violence // Criminal law and improvement of measures to combat crime: Interuniversity. Sat. scientific tr. Sverdlovsk, 1981.
8. Коробеев А.И. Преступные посягательства на жизнь и здоровье человека. М.: Юрлитинформ, 2012. 320 с. EDN: QSJDSF
Korobeev A.I. Criminal encroachments on human life and health. M.: Yurlitinform, 2012. 320 p.
9. Родина М.А. Состав административно наказуемых побоев и иных действий насильственного характера // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 77. EDN: ZQJEKP
Rodina M.A. Composition of administratively punishable beatings and other actions of a violent nature // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 5. P. 77. EDN: ZQJEKP
10. Романков А. Н., Букаев Н. М. Насилие как способ совершения преступлений против собственности: монография. Сургут, 2001. С. 21.
Romankov A. N., Bukaev N. M. Violence as a way of committing crimes against property: a monograph. Surgut, 2001, p. 21.
11. Ткаченко В.И. Насилие, не опасное и опасное для жизни и здоровья, как уголовно-правовая категория // Государство и право. 1992. № 12. С. 82.
Tkachenko V.I. Violence, not dangerous and dangerous to life and health, as a criminal law category // State and Law. 1992. No. 12. P. 82.
12. Юрченко И.А. Понятие побоев: анализ судебной практики. Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции: Сборник. - М.: Проспект, 2013. С. 221.
Yurchenko I.A. The concept of beatings: an analysis of judicial practice. Criminal Law: Development Strategy in the 21st Century: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference: Collection. - M.: Prospekt, 2013. P. 221.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования. Организатор преступления входит в структуру института соучастия, при этом в уголовном праве, как юридической науке и отрасли права, данное понятие и его разграничение с другими соучастниками имеет решающее значение и как следствие, в эволюционном процессе юридических понятий оно приобрело репутацию наисложнейшего. Определение понятия «организатор преступления» позволит раскрыть значимые, стабильные и прочные связи между событиями и действиями. Через указанное понятие, учитывая закономерности и направленность действий, возможно достижение единообразия в оценке события в целом и квалификации действий соучастников преступления в частности.
Реализация права на обжалование ряда действий и решений в уголовном судопроизводстве имеет важнейшее значение для охраны и обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса. Несмотря на то, что действующее уголовно-процессуальное законодательство весьма детально определяет особенности совершения конкретных действий и принятие решений в рамках следственной и судебной деятельности, на практике достаточно часто встречаются ситуации, создающие угрозы нарушения прав различных участников уголовного разбирательства. Институт обжалования действий и решений имеет важнейшее практическое значение не только для участников уголовного судопроизводства, но и для уполномоченных следственных и судебных органов, поскольку в процессе обжалования качественным образом совершенствуется их деятельность, в той части, где встречается распространение противоправного поведения. Целью представленного исследования выступает анализ последних изменений уголовно-процессуального законодательства, касающихся сроков и порядка обжалования ряда действий и решений. Авторы приходят к выводу о том, что уголовно-процессуальное законодательство является одним из наиболее динамично развивающихся в настоящее время, что объективно обусловлено необходимостью обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства с учетом современных реалий организации и осуществления правосудия и обращения в органы государственной власти. Акцентируется внимание на своевременности и справедливости увеличения отдельных сроков обжалования действий и решений в уголовном судопроизводстве, что с одной стороны объективно обусловлено загруженностью судебных органов и необходимостью увеличения времени их рассмотрения жалоб, с другой стороны - значимостью подготовки апелляционных жалоб, что также требует гораздо большего времени, чем определялось законодательством ранее. Отмечается оправданность уточнения и совершенствования отдельных процессуальных аспектов обжалования в уголовном судопроизводстве.
Цель исследования. В статье рассматриваются вопросы о совершенствовании законодательства и подзаконных правовых актов об ответственности за контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными правовыми договорами Российской Федерации. На основе изучения действующего уголовного законодательства, а также ряда подзаконных правовых актов, научных трудов посвященных вопросам экологической безопасности и материалов оперативно-следственной практики делается вывод о противоречивости отдельных правовых положений и необходимости их устранения. В частности предлагается включить кабаргу (moschus spp.), женьшень настоящий (Panax ginseng C. A. Mey) и гриб мацутакэ (гриб рода Рядовка (Tricholoma) семейства Рядовковые (Tricholomataceae) в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
В данной работе описана очень актуальная на данный момент и действительно большая проблема - преступность несовершеннолетних и связанные с ней как теоретические вопросы и аспекты, так и практические. Рассказывается о том, что преступность несовершеннолетних обуславливает как развитие всей преступности в целом на несколько лет вперёд, так и работу законодательства по борьбе с преступностью как на данный момент, так и в будущем. Детерминируются основные актуальные проблемы являющиеся составляющими для указанного вопроса. Обуславливаются пути борьбы с данным видом преступности, а также возможности её устранения. В данной работе рассказывается об опасностях преступности несовершеннолетних, а также об итогах её процветания, рассказывается о том, к чему она может привести как на социальном, так и на государственном уровне в целом. Также отдельное внимание в работе отведено путям зарождения преступности несовершеннолетних и её обуславливающим детерминантам, которые из года в год расширяют свой круг. Говорится об объемности данной проблемы на данный момент, а также актуальности как её самой, так и борьбы с ней. Стоит вопрос о полноценном и многогранном регулировании данной проблемы путем привлечения различных общественных институтов. В данной работе детерминируются конкретные тенденции и проблемы свойственные на данном этапе времени молодёжной преступности и преступности несовершеннолетних.
Актуальность. Зарождение, становление и дальнейшее развитие прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в качестве самостоятельного научного направления продиктовано, прежде всего, возникновением в Российской Федерации самостоятельного оперативно-розыскного права. Именно оно определило необходимость не только официального, но и неофициального доктринального (научного) толкования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в качестве самостоятельного вида, выделения его в самостоятельное правовое направление. Постановка проблемы. Статья посвящена анализу существенных проблем историко-правового осмысления организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в Российской Федерации. В статье рассмотрены историко-правовые аспекты надзорной деятельности прокуратуры России в отношении оперативно-розыскной деятельности. Анализируется соотношение историко-правового понимания целей и задач прокурорского надзора в целом с предметом и пределами этого вида надзора на основе научного историко-правового понимания правовых норм различных правовых институтов. Намечены пути обеспечения законности в оперативно-розыскной деятельности через призму комплексного и расширенного понимания сущности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью на различных этапах ее формирования с учетом целей и задач в их взаимосвязи. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью в Российской Федерации рассматривается как неотъемлемое, самостоятельное, достаточно обособленное направление прокурорских функций. Цель исследования. На основе анализа накопленного опыта и существующих научных подходов к прокурорскому надзору за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел охарактеризовать его и выделить историко-правовые аспекты прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации. Методы исследования: диалектика, герменевтика, анализ, контент-анализ (при подборе и изучении материала по теме); сравнительно-правовой (при изучении правовых явлений и теорий нормативных правовых актов). Результаты и ключевые выводы. В результате проведенного исследования, на основе анализа практики и литературы в сфере прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в авторской редакции изложены историко-правовые аспекты надзорной деятельности прокуратуры России в соотнесении с оперативно-розыскной деятельностью; описаны выводы по соотношению историко-правового понимания целей и задач прокурорского надзора, в целом, с предметом и пределами данного его вида, исходя из научного историко-правового осмысления юридических норм различных правовых институтов; очерчены пути обеспечения законности в оперативно-розыскной деятельности через призму комплексного, расширенного понимания сущности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью на различных стадиях его формирования, учета целей и задач в их взаимосвязи. Сделан и обоснован авторский вывод о целесообразности выстраивания системного и последовательного сочетания функций, как правоохранительной, так и правозащитной, в том числе и потому, что необходимость прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности не общими, а специальными, отраслевыми средствами надзора и контроля определяется ее спецификой.
В настоящее время остро стоит проблема рецидивной преступности, что обусловлено социально-экономическими проблемами, с которыми сталкиваются лица, освободившиеся из мест лишения свободы. Для преступлений, которые совершают рецидивисты, характерна повышенная общественная опасность, поскольку зачастую уровень подготовки к ним значительно выше, нежели к преступлениям, совершаемым лицами впервые. В этой связи наряду с поставленными перед органами уголовно-исполнительной системы целями наказания, не менее значимой является реализация функций, направленных на оказание помощи осужденным в ресоциализации и социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. Большое значение в решении таких проблем играет ресоциализация и социальная адаптация осужденных, эффективная реализация которых способствует противодействию рецидивной преступности. В статье отмечается актуальность и значимость института пробации, регламентированного на законодательном уровне в феврале 2023 года, что представляется важным шагом на пути формирования эффективного механизма ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
В статье анализируется возможность использования криминалистической характеристики преступлений как элемента информационной основы методики поддержания государственного обвинения. В последние годы появилось значительное количество теоретических работ и практических руководств, авторы которых полагают ее использование в этом качестве безусловно необходимым. В то же время есть достаточные основания не соглашаться с подобными мнениями. Криминалистическая характеристика изначально разрабатывалась как совокупность сведений о типичных обстоятельствах совершения преступлений отдельных видов на определенном уровне абстракции. Она может быть принята в качестве исходного материала для выдвижения версии о лице, совершившем преступление без очевидцев. Обращение к ней целесообразно только при отсутствии сколь-либо полезной информации, на основе которой возможно выдвижение приемлемой версии об этом лице, определение путей и средств ее исследования. Данное обстоятельство практически устраняет необходимость обращения к криминалистической характеристике прокурора - государственного обвинителя. Он восстанавливает картину преступления, в рассмотрении уголовного дела о котором предстоит участвовать, на основании изучения его материалов, устанавливающих подлинные, но не вероятно существующие обстоятельства запрещенного уголовным законом деяния, инкриминированного обвиняемому. Более правильным является использование им на данном этапе типовой криминалистической методики расследования преступлений соответствующего вида для выяснения вопроса об исчерпывающем использовании органом расследования процессуальных и иных средств для обеспечения всесторонности, полноты и объективности досудебного производства по изучаемому уголовному делу. К данному выводу позволяют прийти не только результаты анализа научных работ и практических руководств, но также материалов практики прокурорского надзора в досудебном уголовном судопроизводстве и поддержания государственного обвинения. Они свидетельствуют о недопустимости попыток механического перенесения методов, средств, приемов следственной криминалистики, используемых при установлении и изобличения совершивших преступления лиц, на стадию судебного разбирательства, в рамках которого прокурор - государственный обвинитель осуществляет их уголовное преследование в иных правовых условиях. Это вовсе не исключает использование определенных криминалистических рекомендаций при поддержании государственного обвинения, однако подходы к их определению должны быть взвешенными и более сосредоточенными на разработке тактики участия прокурора - государственного обвинителя в судебном следствии в типичных ситуациях, возникающих на данном этапе судебного разбирательства.
В статье уделено внимание понятию модели государственного регулирования экономики, приводится классификация мер государственного реагирования на введение санкционного режима рядом стран. Доказана необходимость изменения модели государственного регулирования экономики в сфере бизнеса. Проанализированы соответствующие меры по изменению модели государственного регулирования - частноправового и публично-правового характера. К таким мерам отнесены повышение роли унитарных предприятий в экономике России, расширение возможностей некоммерческих организаций по осуществлению предпринимательской и приносящей доход деятельности, более эффективное использование механизма страхования для защиты интересов предпринимателей, а также применение отступного как способа прекращения обязательств. Предложено введение в России системы предупреждения последствий, связанных с рисками, и системы предупреждения причинения вреда в строительстве.
Цель исследования. В обществе непрерывно формируются потребности, связанные с осуществлением различного рода сделок, формированием системы непрерывного заработка и пассивных доходов, проявлением личностных качеств в сети Интернет. Технологии обусловливают процессы трансформации денежных отношений. Обмен товарами, работами и услугами все чаще происходит в виртуальном пространстве, что приводит к необходимости государственного реагирования на такие процессы и принятия им действующих правовых норм, внедрения разнообразных расчетных инструментов, формирования цифровой финансовой экосистемы. Любые инновации, сопровождаемые юридическим инструментарием, не могут проявляться в абсолютно свободной форме. Для эффективного управления государство вынуждено устанавливать различные рамки, в которых предполагается осуществление деятельности участниками тех или иных общественных отношений, включая финансовые отношения инновационного типа. В статье анализируются вопросы обращения цифровой валюты и цифровых финансовых активов. Автор проводит сравнительный анализ понятий цифровой валюты и национальной цифровой валюты (в частности, цифрового рубля), делая вывод об их существенных различиях. Исследуются признаки цифровой валюты и цифровых финансовых активов. Уделяется внимание изменениям в законодательстве, которые так или иначе связаны с цифровой валютой и цифровыми финансовыми активами. В статье также проводится исследование, посвященное вопросам пределов правового регулирования отношений, связанных с выпуском и обращением цифровой валюты, цифровых финансовых активов. Выводы. Автором отмечается, что разграничения в понятийном аппарате цифровых экономических отношений приобретают все большую ценность в формулировании положений законодательства. Вместе с тем, в работе подчеркивается: требуется установление четкого разграничения полномочий Банка России с органами государственной власти, реализующими программы по оптимизации цифровой инфраструктуры, внедрению новых инновационных элементов в социально-экономические отношения, а также правоохранительными органами, перед которыми стоит задача охраны общественных интересов и недопущении нелегального обращения цифровых валют и цифровых финансовых активов в корыстных целях противоправного характера.
В статье отмечена актуальность на сегодняшний день проблем правоприменения в правоотношениях по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Автором затронуты экономические и правовые аспекты ОСАГО. Проанализирована судебная практика, выявлены пробелы в законодательстве, сделаны предложения по внесению соответствующих изменений. Выводы. По своей правовой природе субъективное право выбора, предоставленное законом потерпевшему, которое состоит в осуществлении ремонта транспортного средства, (несмотря на несоответствие требованиям) или в отказе от исполнения страхового обязательства в натуре, не является возможностью выбора способа исполнения, под которым понимается денежная или натуральная формы страхового возмещения. По этой причине страховое обязательство для данной категории потерпевших (граждане РФ, которые являются собственниками транспортных средств, зарегистрированных в РФ) не относится к альтернативным. В законодательстве необходимо установить четкие и исчерпывающие основания, которые и являются исключениями из общего правила о натуральной форме возмещения для определенной категории потерпевших (граждане РФ, которые являются собственниками транспортных средств, зарегистрированных в РФ). Страховое обязательство (речь идет, в том числе, и об ОСАГО) и правоотношение по возмещению вреда в той части, в которой он не покрыт страховым возмещением, являются по своей правовой природе самостоятельными обязательствами.
В статье произведен анализ регулирования криптовалюты как объекта гражданских прав в России от начала введение в правовое поля до запрета на юридические действия. Проанализированы изменения в гражданском кодексе Российской Федерации, изучены федеральные законы затрагивающие регулирование цифровой валюты: «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дана правовая оценка законопроекту о внесении изменений в федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Дана оценка деятельности криптобирж и майнеров. Поднят вопрос об использовании цифровой валюты с целью обхода санкций, введенных на банковскую систему Российской Федерации и совершения платежей. Проанализирована судебная практика применения законодательства по спорам, связанным с отчуждением цифровой валюты. Сформирован вывод об использовании цифровой валюты в условиях санкций, связанных со сложностью валютных переводов за пределы России.
В связи с актуальностью и трансграничным характером цифровых прав, в статье исследуется порядок и механизмы коллизионного регулирования в российском законодательстве. Также упоминаются особенности зарубежного опыта установления digital law. Определение применимого права имеет большое значение для нормального поддержания функционирования трансграничного оборота в сфере цифровых правоотношений. Поэтому рассмотрение и анализ подходов ученых-цивилистов подтолкнет ко все более широкому интересу к обозначенной теме среди широкого юридического круга.
В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности при освоении и добыче полезных ископаемых на территории Арктики. Исследованы основные нормативно-правовые акты предпринимательской деятельности в Арктике. Выделены некоторые аспекты правового регулирования охраны и защиты окружающей среды, актуальные при разработке и освоении месторождений в Арктике для развития экономики и обеспечения экологической безопасности страны. Следует, принимать государственные меры для дальнейшего правового исследования охраны и защиты окружающей среды при добыче полезных ископаемых на территории Арктики, а также систематизировать нормативно-правовые акты в сфере освоения Арктического зоны Российской Федерации.
Предметом исследования автора статьи является правовая природа такого инструмента банковского контроля как запрос по 115-ФЗ, его форма, порядок направления клиенту и содержание, в том числе во взаимосвязи с ответом. На основании анализа сложившейся в этой части практики взаимоотношений поименованных сторон, обозначаются имеющиеся в этой части коллизии и пробелы правового регулирования и предлагаются варианты их разрешения. Цель данной работы - определить коллизии и пробелы правового регулирования взаимоотношений клиента и банка, обусловленные реализацией последним контрольных мероприятий по 115-ФЗ, показать необходимость установления четких требований к такому инструменту банковского контроля как запрос по 115-ФЗ, задать одно из направлений совершенствования правового регулирования банковского контроля.
В данной научно-аналитической работе изучаются и анализируются существующие и перспективные решения в сфере правового регулирования майнинга криптовалют в иностранных государствах и Российской Федерации. В рамках научно-аналитического аспекта данной работы рассматриваются юридические и социально-экономические аспекты правового регулирования майнинга криптовалют в России, а также даётся характеристика существующему законопроекту, призванному выстроить систему законодательства вокруг деятельности по майнингу криптовалют.
Цель исследования. В статье рассматриваются меры социальной помощи и поддержки мобилизованных граждан и их семей, систематизированы виды льгот, которые предоставлены законодательством в отношении данной категории граждан, выявлены проблемы их применения на практике, обусловленные в том числе отсутствием необходимого понятийного аппарата в сфере семейных отношений. Автором определено принципиально новое значение критериев, традиционно применяемых для назначения выплат социального вида, выявлены их особенности при использовании метода ситуационного регулирования социальных отношений в связи с необходимостью обеспечения защиты прав мобилизованных граждан в максимально короткие сроки. В статье предложен анализ предусмотренных законодательством мер поддержки семей мобилизованных, выявлены их преимущества и отдельные несовершенства, доказан их комплексный и межотраслевой характер, сформулирован вывод о практической конвергенции публичных и частных интересов в вопросах обеспечения защиты прав и интересов мобилизованных граждан и их семей.
Цель - анализ нормативной правовой основы проведения плановых проверочных мероприятий субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении ГКНиМК в условиях недружественных действий некоторых иностранных государств. Делается вывод, что в качестве регуляторных послаблений были внесены изменения в некоторые федеральные законы, в связи с чем в последние годы проводятся плановые проверки только в случаях, установленных законом. Обращается внимание на особый порядок, установленный при проведении плановых проверочных мероприятий субъектов МСП.
В настоящий момент вопросу развития высокотехнологичных и инновационных малых и средних предприятий уделяется большое внимание со стороны Правительства Российской Федерации. Цель написания статьи состоит в формировании дефиниций высокотехнологичные, инновационные субъекты малого и среднего предпринимательства, так как невозможно предпринимать меры по поддержке и развитию указанных субъектов малого и среднего предпринимательства без выявления их отличительных черт. В действующих нормативных документах и программах не отражена специфика деятельности высокотехнологичных и инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства. В законодательстве определена лишь одна категория «малые инновационные предприятия». Таким образом, в государственной поддержке малого и среднего высокотехнологичного, инновационного предпринимательства отсутствует адресность. Была рассмотрена новая программа поддержки № 469 от 25.03.2022 о предоставлении льготных кредитов малым и средним предприятиям высокотехнологичных производств. Выводы, полученные в ходе исследования позволили сформировать понятия высокотехнологичные предприятия, инновационные субъекты малого и среднего предпринимательства.
Цель исследования. В статье рассматривается один из проблемных и неоднозначных вопросов, возникающих у саморегулируемых организаций в строительной сфере - это переход на электронный документооборот и хранение документов в электронном виде. Актуальность данной проблематики обусловлена цифровизацией многих сфер деятельности и, как следствие, необходимостью решения вопросов, возникающих при использовании и хранении электронных документов в саморегулируемых организациях строительной сферы. Кроме того, архив саморегулируемой организации постоянно пополняется, его содержание требует существенных затрат. Основная цель данной работы- проанализировать законодательство, регулирующее правовой статус электронных документов, а также проблемные вопросы хранения дел членов саморегулируемых организаций и сформулировать возможные их решения. Выводы. Вопросы хранения дел членов саморегулируемых организаций в строительной сфере, защиты персональных данных работников членов таких саморегулируемых организаций требуют реформирования на законодательном уровне.
Цель исследования. В статье раскрываются особенности реализации корпоративной социальной ответственности в банковском секторе. Автором оценивается существующее правовое регулирование в области устойчивого развития. Целью исследования являются выявление взаимного влияния системы корпоративного управления в кредитной организации и факторов, связанных с окружающей средой и обществом. В статье исследуется польза от внедрения целей устойчивого развития и учета ESG-факторов в деятельности кредитных организаций. Автор отмечает необходимость учета социальной и экологической повестки при принятии кредитной организацией управленческих решений. В статье отражаются следующие аспекты учета целей устойчивого развития и ESG-факторов: в хозяйственной деятельности кредитных организаций и во взаимоотношениях с контрагентами, в процессе управления рисками, в рамках инвестиционной деятельности. Выводы. В статье представлены механизмы внедрения вопросов устойчивого развития и ESG-факторов в корпоративное управление кредитными организациями, в том числе за счет реформирования системы внутренних органов, закрепления целей и ценностей в локальных актах организации, эффективного раскрытия нефинансовой информации. Автор подчеркивает активную роль совета директоров в реализации ESG-стратегии. В статье делается вывод о необходимости партнерства кредитной организации и широкого круга заинтересованных лиц для эффективного и полноценного учета целей устойчивого развития и ESG-факторов в деятельности кредитной организации.
Цель - анализ содержания Федерального закона «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», раскрываются понятия «недружественные действия», «политические и экономические санкции» и др., в качестве вывода предлагаются дополнения в анализируемый закон, способные повысить эффективность его применения, уточняется субъектный состав лиц, на которых распространяются недружественные действия.
В статье рассматриваются отдельные случаи и проблемы взыскания имущества и других активов лиц, ранее контролирующих деятельность кредитных организаций (банков) и привлеченных к ответственности за убытки, причиненные банкам по их вине. Особое внимание уделено анализу существующих механизмов взыскания имущества, находящегося за рубежом, включая поиск такого имущества, направление судебных запросов и исполнение судебных решений в других государствах. Кроме того, рассмотрены проблемы взаимодействия по теме с так называемыми «недружественными государствами» в обстановке международных санкций и ограничений.
Предметом настоящего исследования стали нормы российского финансового законодательства и научные источники, содержащие в себе сведения позволяющие определить формы и направления поведенческого надзора Банка России, в частности, по защите прав потребителей финансовых услуг. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении банковского надзора и поведенческого надзора Центрального Банка Российской Федерации. Автор подробно рассматривает формы поведенческого надзора Центрального Банка Российской Федерации, а также анализирует одно из направлений их реализации это защита прав потребителей финансовых услуг. Особое внимание уделяется, формам поведенческого надзора и как они реализуются по направлению защиты прав потребителей финансовых услуг. Основные выводы проведенного исследования - это установление из совокупности доктринальных взглядов и эмпирического опыта классификации форм и направлений поведенческого надзора Банка России. Новизна исследования заключается в том, что ранее до автора тема форм и направлений поведенческого надзора Банка России конкретно не рассматривалась. Автор предпринимает попытку определить классификацию форм и направлений явления, заявленного в теме статьи.
В последнее время актуализировалась проблема применения машиноцентрического концепта в целях определения авторства на результат, созданный с помощью технологий искусственного интеллекта. На основе анализа правовой доктрины автор приходит к выводу о том, что машиноцентрический концепт не соотносится с теоретическими обоснованиями авторского права, так как все теоретические обоснования авторских прав относятся к конкретному субъекту - автору-человеку. Также автор анализирует последнюю судебную практику в рассматриваемой сфере. В заключении автор работы приходит к выводу, что анализируемые теоретические и практические аспекты позволяют выявить в большей степени отрицательный подход к решению вопроса о том, может ли в качестве автора результата быть названа система искусственного интеллекта. Автор видит возможность закрепления прав на результаты, созданные с помощью технологий, при условии формирования новых теоретических обоснований. В частности, ответом на данный запрос может быть антропоцентрическая концепция, предполагающая возможность использования технологий в качестве инструмента человека.
В статье рассматриваются вопросы законодательной регламентации правовых категориях, характеризующие преступления, совершаемые в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Анализируется законодательство, регламентирующее сферу закупок и механизмы уголовно-правовой охраны. Целью исследования является выявление и анализ особенностей правовой регламентации таких понятий как «закупка», «контрактная система» и другие. Это необходимо для определения основных направлений развития российской системы законодательства. Вывод. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что использование в уголовно-правовой норме специальных понятий отраслевого законодательства или терминов широкого толкования без учета их специфики и унификации для целей уголовного законодательства создает понятийную неопределенность. Не является исключением для данного утверждения и действующий механизм уголовно-правовой охраны отношений в сфере государственных и муниципальных закупок, что отражается в подходе к определению объективных и субъективных признаков составов таких преступлений.
Цель исследования. В статье рассматриваются проблемы конституционно-правового регулирования права собственности в России. Анализируется действующее законодательство, регламентирующее правовой статус различных форм собственности. Целью исследования является выявление основных тенденций и особенностей регулирования данного права в отечественном законодательстве и наиболее значимых положений, определяющих положение собственности в правовой системе, роль права собственности и различия между его субъектами. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что закрепленная Конституцией РФ равная защита всех форм собственности в юридическом смысле не может быть реализована ввиду расширения перечня объектов государственной и муниципальной собственности в сравнении с частной, а также отличий в способах приобретения прав собственности в зависимости от субъекта. Выявляются различия в правовом статусе публичного и частного собственника. Раскрывается возможность ограничения права частной собственности в случаях, предусмотренных законодательством. Выделяется интеллектуальная собственность в качестве отдельной категории, не входящей в систему имущественных прав вследствие особенностей в форме ее существования и правомочиях субъектов.
Цель исследования. В статье рассматриваются правовые проблемы функционирования сферы и разработки механизмов в области охраны, сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Целью исследования является выведения путей решения возникающих проблем и дальнейшие перспективы развития национального законодательства и появления механизмов международного сотрудничества. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что правовое обеспечение охраны, сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия требует совершенствования документов стратегического планирования и механизмов их практической реализации. Генезис правового регулирования этих отношений свидетельствует о необходимости устранения пробелов и коллизий, существующих в национальном природоохранном законодательстве России и КНР. Проблема сохранения биологического разнообразия носит транасграничный характер, что обусловливает высокую степень значимости перспектив международного сотрудничества в данной области.
Цель исследования. Каждый год число потребляемых ресурсов растёт, следовательно, увеличивается и количество производимых отходов. Подобная проблема присуща не только для России, но и для всего мира в целом. В статье анализируются: концепция устойчивого развития, цели устойчивого развития, эффективность одного из индикаторов устойчивого развития - управления отходами, а также «мусорная» реформа. Цель исследования - выявить наличие или отсутствие эффективности управления отходами в Российской Федерации на сегодняшний день. Выводы. В результате исследования автор приходит к выводу о тесной взаимосвязи компонентов концепции устойчивого развития: экологического, социального и экономического. Эффективное управление отходами возможно только в случае сознательного снижения уровня потребления и применения экологичных технологий при переработке и утилизации отходов. Индикатор управления отходами адаптирован в России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. Одно из главных и крупных мероприятий по управлению отходами - проведение «мусорной» реформы. В рамках проведения реформы удалось добиться определённых показателей: повышение уровня сортировки твёрдых бытовых отходов, создание единой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Цель исследования. Поправки 2020 г. к Конституции нашей страны имеют важное значение. Их объем, характер, сущность свидетельствуют, с нашей точки зрения, фактически о новой редакции Основного закона РФ. Поправки в той или иной мере коснулись практически всех важнейших государственно-правовых институтов. Это в полной мере касается и такого из них как парламентаризм. И именно анализ здесь новшеств является целью данной статьи. Представлено прежде всего авторское лаконичное определение парламентаризма - верховенство парламента. Подчеркнуто, что отношение к данному институту в нашей стране было различно. Так, при социализма он фактически отрицался. Возрождение парламентаризма началось в 90-е годы прошлого века, что нашло свое наиболее яркое отражение в Конституции РФ 1993 г. В Поправкам к ней 2020 г. новшества касающиеся парламентаризма нашли свое выражение в первую очередь в положениях касающихся организации верховного народного представительства России - Федерального Собрания РФ, в особенности статуса его членов; функций отечественного парламента, и в первую очередь давно сложившегося контрольного полномочия; формирования ряда важнейших государственных органов. В центре внимания главный вопрос парламентаризма - взаимоотношения парламента и правительства. ВЫВОДЫ. Анализ Поправок 2020 г. к Конституции РФ свидетельствует о том, что парламентаризм есть и будет одним из главнейших институтов отечественной государственности. Он важнейший гарант обеспечения верховенства Федерального Собрания - парламента России. Поправки идут по пути повышения статуса парламентаризма, его совершенствования, и в первую очередь в сфере его контрольных полномочий. При подготовки статьи использованы прежде всего три основных научных метода исследования-догматический, исторический, сравнительный.
Цели исследования. Целью статьи является определение закономерностей в рамках эволюции налогообложения имущества в исторической ретроспективе. Особое внимание уделяется роли налога на имущества в механизме налогообложения в целом. Выводы. Правовая основа имущественного налогообложения фактически была сформирована лишь в XV-XVI веках. После формирования Московского централизованного государства роль имущественных налогов была превалирующей, так как земля рассматривалась как ключевая ценность. Проблемой обложения земли являлось отсутствие единой системы оценки в целях определения размера налогов. В свою очередь, результатом реформ Петра I можно выделить унификацию подходов в обложении имущества, уменьшающего возможность субъективизма. Механизм взимания налогов на имущество вплоть до советского периода предполагал значительную роль местных органов власти, в полномочия которых входило определение характеристик конкретного имущества в целях его обложения. Установление правового регулирования налогообложения имущества пришлось на XIX век. Именно в данный исторический период произошло разделение движимого и недвижимого имущества, законодательно урегулированы все элементы налогообложения, а также определены льготы при уплате налогов на имущество, закреплена налоговая база, зависящая от ценности земли. Наблюдается взаимосвязь видов налогообложения доходов и имущества, используемых при этом принципов подворовых, подушных, подоходных, поимущественных. Применяемая в XX веке система налогов на имущество не отличалась стройностью и последовательностью, что объясняется достаточно существенными изменениями в государственной политике (например, при переходе от новой экономической политике к коллективизации и индустриализации). Кроме того, налоги на имущество утрачивали свое экономическое значение при сосредоточении всех материальных ресурсов в руках государства.
Технологическая революция и ее социальные последствия к настоящему времени исследуются в основном в парадигме философии, истории, социологии. Однако в юридической науке до сих пор не выработано системного взгляда на значение, проблемы и перспективы влияния технологического развития общества на процессы правового регулирования общественных отношений, влияние технологической революции на правосознание, правовую систему, структурные элементы права, вследствие чего для данной отрасли научного познания проблематика технологической революции сохраняет новизну. Целью настоящей статьи является исследование технологической революции как явления, оказывающего непосредственное влияние на развитие права, анализ причин, последствий, сущности и прогрессивных сторон технологической революции. По результатам проведённого исследования автор приходит к выводу о том, что на современном этапе технологическая революция, оказывая всеохватывающее воздействие на правовые институты, выступает ведущим правообразующим фактором, а в контексте юридической науки данное явление может выступать предметом юридических исследований.
Целью статьи является изучение недостатков нормативно-правовой базы использования специфических автономных транспортных средств (роботов-доставщиков), несмотря на зрелость лежащей в их основе технологии. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, связанные с разработкой и эксплуатацией роботов-доставщиков с автономным управлением. При этом предметом исследования являются нормативные правовые акты, лежащие в основе разработки и функционирования автономных беспилотных роботов. В рамках методологии исследования с использованием сравнительно-правового метода осуществлен анализ основных этапов развития и становления технологий использования роботов-доставщиков. Особое внимание уделено изучению различных исследований по определению основных преимуществ использования автономных беспилотных роботов. Роботы-доставщики с автономным управлением разрабатываются во всем мире, и первые прототипы тестируются уже в России. Автоматические доставщики также используются в Германии, Великобритании и Соединенных Штатов Америки (США), где они обеспечивают многообещающее решение проблемы непосредственной доставки потребителю товаров, которую принято называть доставкой «последней мили». Связанные с этим вопросы регулирования простираются от защиты данных и ответственности за совершение правонарушений до таких обыденных областей, как правила дорожного движения, которые должен учитывать поставщик логистических услуг.
Цель статьи заключается в концептуальном анализе подходов в российском антитеррористическом законодательстве к минимизации последствий терактов и иных проявлений терроризма и теоретическое обоснование авторского правового понятия контртеррористической операции. В результате исследования выявлена коллизия в законодательстве между ограниченным содержанием легального понятия и другими нормами российского законодательства о противодействии терроризму. Теоретически обоснована и аргументирована необходимость внесения изменений в законодательное определение контртеррористической операции для устранения неопределенности в праве в части расширения условий проведения деятельности по минимизации последствий.
Цель исследования. В данной статье исследуется проблема развития государственного суверенитета в контексте господствующей ныне идеологии неолиберализма. Дело в том, что в этой парадигме государственный суверенитет рассматривается как рудимент прошлой системы международных отношений. Она не решает проблемы социальные, моральные и т. д., делит мировое сообщество на «золотой» и прочие миллиарды. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что в современном мире существует проблема укрепления государственного суверенитета, которая связана с негативным влиянием господствующей ныне неолиберальной идеологии на международные отношения. Впрочем, в настоящее время от укрепления и развития государственного суверенитета Российской Федерации зависит ее национальная безопасность. В настоящее время она находится под экономическими санкциями и в состоянии конфликтного взаимодействия с другими государствами.
Цель исследования. В данной статье исследуется проблема государственного суверенитета. Для этого анализируются особенности современных глобализационных процессов. Цель исследования - установить, что государственный суверенитет других стран сейчас целенаправленно разрушается в интересах Соединенных Штатов, используя такое явление современной политико-правовой жизни, как глобализация. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что стремление США к уничтожению государственного суверенитета других стран обусловлено их попытками сохранить свое мировое господство, которую они теряют. Однополярный мир становится многополярным. Специальная военная операция на Донбассе меняет современный мир в сторону осознания ценности государственного суверенитета как надежного инструмента против грабежа национального богатства стран, народов, доступа к их национальным ресурсам. В данной связи между государствами могут возникать конфликты с непредсказуемыми последствиями для человеческой цивилизации.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ЮР-ВАК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119607, г. Москва, ул. Раменки, 21 / 282
- Юр. адрес
- 121069, г Москва, р-н Арбат, ул Поварская, д 23А, кв 21
- ФИО
- Ястребова Елена Владимировна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______