С учетом адаптивности покупателей к устоявшимся маркетинговым стимулам возникает необходимость совершенствования способов продвижения текстильной продукции. Применение нейротехнологий позволяет определить потенциальные «якоря» в виде этнических орнаментов для сувенирной продукции. Исследование направлено на выявление нейромаркетинговых метрик потребительского восприятия этнических орнаментов для сувенирной одежды на основе искусственного интеллекта. Методологической базой работы послужили положения сенсорного маркетинга. Использовались общие маркетинговые и специальные нейромаркетинговые методы исследования. Информационную базу составил массив данных, полученных в рамках электроэнцефалографических экспериментов и фокус-группы, в которых участвовало 12 чел., и выборочного предварительного опроса, охватывающего 90 чел. Исследования были проведены в период с января по февраль 2024 г. Разработаны подходы к нейромаркетинговой потребительской оценке этнических орнаментов для сувенирной одежды, основанные на биометрических данных. Выявлены реакции потребителей на разные виды этнических орнаментов одежды. На базе электроэнцефалографического обследования и вербального опроса экспериментальной группы были выбраны наиболее сильные эмоциональные реакции на отдельные виды орнаментов. Полученные результаты были обработаны с помощью искусственного интеллекта для создания современного дизайна сувенирной продукции, в котором использованы этнические национальные узоры. Результаты исследования вносят вклад в понимание влияния ароматической нейростимуляции на восприятие элементов одежды, а также возможностей искусственного интеллекта в формировании обоснованных маркетинговых решений
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
В Национальной технологической инициативе России, утвержденной в 2017 г., предлагается развивать сквозные цифровые технологии в разных отраслях экономики1. Их название универсально, поскольку связано с широкими возможностями применения. Одним из видов сквозных цифровых технологий являются нейротехнологии и искусственный интеллект.
Список литературы
1. Григорьева М.Б., Акчурина-Муфтиева Н.М. (2020). Современный крымско-татарский народный костюм: преемственность и новаторство (на примере творчества крымских модельеров) // Культура и искусство. № 12. С. 1-13. DOI: 10.7256/2454-0625.2020.12.34339 EDN: JWGGIX
2. Дюк В.А., Кравчик М.Р., Сенкевич Ю.И., Цветков О.В. (2014). Эмпирико-статистическое исследование реакций ЭЭГ на воздействие цветовых стимулов // Биотехносфера. № 4 (34). С. 63-66. EDN: TZSBJH
3. Кириллова А.В., Панова С.А., Лесова Л.Д. (2006). Анализ влияния эфирного масла лаванды на психофизиологическое состояние человека // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Т. 19, № 4. С. 117-120.
4. Ярош О. Б., Калькова Н. Н. (2022а). Аромамаркетинг: асимметрия потребительского восприятия традиционных продуктов регионального происхождения // Управленец. Т. 13, № 3. С. 67-79. DOI: 10.29141/2218-5003-2022-13-3-6 EDN: WAQJMR
5. Ярош О. Б., Калькова Н. Н. (2022б). Роль сувенирной продукции в товарном позиционировании туристического региона // Регионология. Т. 30, № 3. С. 647-672. DOI: 10.15507/2413-1407.120.030.202203.647-672 EDN: QSZTIC
6. Amaro S., Ferreira B.M., Henriques C. (2019). Towards a deeper understanding of the purchase of souvenirs. Tourism and Hospitality Research, vol. 20, issue 2, pp. 223-236. DOI: 10.1177/1467358419848139
7. Berčík J., Gálová J., Vietoris V., Paluchová J. (2023). The application of consumer neuroscience in evaluating the effect of aroma marketing on consumer preferences in the food market. Journal of International Food & Agribusiness Marketing, vol. 35, no. 3, pp. 261-282. DOI: 10.1080/08974438.2021.1989102 EDN: FYNQYT
8. Caratù M., Cherubino P., Mattiacci A. (2018). Application of neuro-marketing techniques to the wine tasting experience. In: Proceedings of the 11th annual conference of the Euromed Academy of Business (pp. 290-298).
9. Chiselev A. (2022). The role of “folk” costume in the sustainable development of ethnic communities from Tulcea County, Romania. Case study: Ukrainians and Russian Lipovans. Culture. Society. Economy. Politics, vol. 2, no. 1, pp. 60-83. DOI: 10.2478/csep-2022-0006 EDN: IGHLJU
10. Gordon B. (1986). The souvenir: Messenger of the extraordinary. Journal of Popular Culture, vol. 20, no. 3, pp. 135-146. DOI: 10.1111/j.0022-3840.1986.2003_135.x
11. Goudineau Y. (2003). Laos and ethnic minority cultures: Promoting heritage. UNESCO Publications, pp. 66-73. https://doi.org/978-92-3-103891-4. EDN: QOTJZB
12. Hu B., Yu H. (2007). Segmentation by craft selection criteria and shopping involvement. Tourism Management, vol. 28, no. 4, pp. 1079-1092. DOI: 10.1016/j.tourman.2006.07.006
13. Kalaganis F.P., Georgiadis K., Oikonomou V.P., Laskaris N.A., Nikolopoulos S., Kompatsiaris I. (2021). Unlocking the subconscious consumer bias: A survey on the past, present, and future of hybrid EEG schemes in neuromarketing. Frontiers in Neuroergonomics, vol. 2, pp. 1-13. DOI: 10.3389/fnrgo.2021.672982 EDN: QOWTUI
14. Kim S., Littrell M.A. (1999). Predicting souvenir purchase intentions. Journal of Travel Research, vol. 38, no. 2, pp. 153-162. DOI: 10.1177/00472875990380020 EDN: JOFQNR
15. Kim S., Littrell M.A. (2001). Souvenir buying intentions for self versus others. Annals of Tourism Research, vol. 28, no. 3, pp. 638-657. DOI: 10.1016/S0160-7383(00)00064-5
16. Le C.C., Dong D.X. (2017). Factors affecting European tourists’ satisfaction in Nha Trang city: Perceptions of destination quality. International Journal of Tourism Cities, vol. 3, no. 4, pp. 350-362. DOI: 10.1108/IJTC-04-2017-0022
17. Le F.S., Ryan C. (2018). Souvenir shopping experiences: A case study of Chinese tourists in North Korea. Tourism Management, vol. 64, pp. 142-153. DOI: 10.1016/j.tourman.2017.08.006
18. Lehto X.Y., Oh J.Y.J., Cheng C.K., O’Leary J.T. (2004). Predictors of tourists’ shopping behaviour: Examination of socio-demographic characteristics and trip typologies. Journal of Vacation Marketing, vol. 10, no. 4, pp. 308-319. DOI: 10.1177/135676670401000403 EDN: JTJKKR
19. Magosso E., De Crescenzio F., Ricci G., Piastra S., Ursino M. (2019). EEG alpha power is modulated by attentional changes during cognitive tasks and virtual reality immersion. Computational Intelligence and Neuroscience, pp. 1-19. DOI: 10.1155/2019/7051079
20. Paraskevaidis P., Andriotis K. (2015). Values of souvenirs as commodities. Tourism Management, vol. 48, pp. 1-10. DOI: 10.1016/j.tourman.2014.10.014
21. Pehlivan S., Akbugday B., Akan A., Sadighzadeh R. (2022). Detection of olfactory stimulus from EEG signals for neuromarketing applications. In: 2022 30th Signal Processing and Communications Applications Conference (SIU) (pp. 1-4). IEEE.
22. Ram Y., Björk P., Weidenfeld A. (2016). Authenticity and place attachment of major visitor attractions. Tourism Management, vol. 52, pp. 110-122. DOI: 10.1016/j.tourman.2015.06.010
23. Smith S.L., Reid L.J. (1994). Souvenirs of tourism scholarship. Annals of Tourism Research, vol. 21, no. 4, pp. 855-857. DOI: 10.1016/0160-7383(94)90097-3
24. Soukhathammavong B., Park E. (2019). The authentic souvenir: What does it mean to souvenir suppliers in the heritage destination? Tourism Management, vol. 72, pp. 105-116. DOI: 10.1016/j.tourman.2018.11.015
25. Sourov I.H., Ahmed F.A., Opu M.T.I., Mutasim A.K., Bashar M.R., Tipu R.S., Islam M.K. (2023). EEG-based preference classification for neuromarketing application. Computational Intelligence & Neuroscience, 4994751, pp. 1-14. DOI: 10.1155/2023/4994751 EDN: LJDFDZ
26. Sowndhararajan K., Kim S. (2016). Influence of fragrances on human psychophysiological activity: With special reference to human electroencephalographic response. Scientia Pharmaceutica, vol. 84, no. 4, pp. 724-752. DOI: 10.3390/scipharm84040724
27. Suttikun C., Meeprom S., Gupta M. (2021). Examining the effect of perceived quality of authentic souvenir product, perceived value, and satisfaction on customer loyalty. Cogent Business & Management, vol. 8, no. 1, pp. 1-19. DOI: 10.1080/23311975.2021.1976468 EDN: XKHSQO
28. Swanson K.K., Horridge P.E. (2004). A structural model for souvenir consumption, travel activities, and tourist demographics.
29. Journal of Travel Research, vol. 42, no. 4, pp. 372-380. DOI: 10.1177/0047287504263031
30. Swanson K.K., Horridge P.E. (2006). Travel motivations as souvenir purchase indicators. Tourism Management, vol. 27, no. 4, pp. 671-683. DOI: 10.1016/j.tourman.2005.03.001
31. Swanson K.K., Timothy D.J. (2012). Souvenirs: Icons of meaning, commercialization and commoditization. Tourism Management, vol. 33, no. 3, pp. 489-499. DOI: 10.1016/j.tourman.2011.10.007
32. Vecchiato G., Astolfi L., Fallani F.D.V., Toppi J., Aloise F., Bez F., Babilon F. (2011). On the use of EEG or MEG brain imaging tools in neuromarketing research. Computational Intelligence and Neuroscience, 643489, pp. 1-13. DOI: 10.1155/2011/643489 EDN: PLOHBL
33. Wilkins H. (2010). Souvenirs: What and why we buy. Journal of Travel Research, vol. 50, issue 3, pp. 239-247. DOI: 10.1177/0047287510362782
Выпуск
Другие статьи выпуска
With the advancement of technology, many habits of people have changed. One of these is the habit of ordering food. While people used to place food orders through traditional means such as phone or email, nowadays, they can do so more quickly and easily through mobile food ordering applications (MFOAs). The increasing use of MFOAs has necessitated the exploration of factors influencing individuals’ intention to reuse these applications. The aim of this study is to investigate the factors influencing individuals’ intention to reuse MFOAs. The study is based on marketing theory and the Unified Theory of Acceptance and Use of Technology 2 (UTAUT2) model. In addition to the seven variables proposed by UTAUT2, variables related to the characteristic features of MFOAs, such as online reviews, online ratings, and online order tracking, have been added to the same model. The research data were obtained from surveys conducted with 441 MFOA users between December 2021 and March 2022. The collected data were analyzed using structural equation modeling in the R Software. As a result, it was observed that online ratings, effort expectation, online order tracking, price value, habit, and hedonic motivation variables have a significant and positive impact on the intention to reuse MFOAs. Social influence, facilitating conditions, performance expectation, and online reviews were found to have no effect on customers’ reuse intentions toward MFOAs. The findings of the study provide insights into understanding consumer preferences and purchase intentions, offering a prediction for MFOA service providers competing for a larger market share.
Проблематика «зеленого» маркетинга и его влияния на потребительское поведение, а также вопросы эволюции собственных торговых марок (СТМ) розничных сетей достаточно хорошо освещены, но до сих пор нет комплексных исследований, посвященных взаимосвязи этих трех аспектов. Статья направлена на изучение факторов, влияющих на решение потребителей о приобретении «зеленых» СТМ, и определение характеристик товаров, которые российские потребители воспринимают как «зеленые», то есть безопасные для самого потребителя и окружающей среды на всех стадиях производственного, реализационного и утилизационного циклов. Методология работы опирается на теории маркетинга отношений, потребительского выбора, восприятия ценности (value perception theory) и концепцию устойчивого развития. Информационной базой для эмпирического исследования послужили глубинные экспертные интервью с представителями розничных сетей и результаты анкетирования 373 респондентов. Полученные данные обработаны с помощью методов корреляционного и регрессионного анализа, контент-анализа. Результаты исследования показали, что цена СТМ не является единственным фактором потребительского выбора: на него влияют как социально-демографические характеристики респондентов, так и различные дополнительные свойства СТМ, в числе которых – набор «зеленых» характеристик, информативность упаковки, социальная ориентация СТМ и др. Полученные выводы могут быть востребованы в планировании маркетинговых кампаний по продвижению собственных торговых марок сетей
На российском рынке маргариновой продукции наблюдаются изменения моделей потребительского поведения, отрасль столкнулась с падением продаж ряда брендов. Исследование направлено на выявление новых трендов на рынке масложировой продукции и проверку гипотез о сокращении потребления маргарина конечными потребителями по причине популярности здорового образа жизни, быстро растущего спроса на готовую еду и выпечку, высокой чувствительности покупателей к цене. Методологическую основу исследования составили теории бренд-менеджмента и маркетинга. Использованы методы кабинетного и полевого маркетинговых исследований, опрос, статистические методы анализа. Расчеты проведены с помощью статистического программного обеспечения SPSS и JASP. Для оценки брендменеджмента компаний применялись индекс лояльности бренду, показатель знания брендов в Яндекс Wordstat. Информационную базу работы составили панельные данные Nielsen по ритейл-аудиту на рынках товаров повседневного спроса за 2021–2023 гг., аналитической платформы QlickView, отчет ООО «Профи Исследования» по итогам полевого исследования брендов маргарина в ноябре 2023 г., материалы опроса, проведенного авторами в ноябре – декабре 2023 г. Получен вывод о сокращении доли маргарина в общем объеме производства и продаж твердых жиров. Подтвердились гипотезы об уменьшении покупок маргаринов из-за стремления к здоровому образу жизни и по рекомендации врача. Выявлено, что цена является ключевым фактором при выборе маргариновой продукции.
The introduction of new technologies provides consumers with additional shopping opportunities and allow them to test new products. The study was conducted to determine the effects of brand experience on customer inspiration and behavioral intention and to establish the mediating role of openness to experience. The theoretical framework of the study resides in the theory of marketing and cognitive appraisal theory. Convenience sampling method and structural equation modelling were used within the study. The population of the study consists of customers who order from the online takeaway portal yemeksepeti. com. The data were gathered using questionnaires collected online in June, 2023. A total of 416 valid responses were received. Smart PLS 4 statistical program was used to test the hypotheses. As a result of the tests, it was found that brand experience has a positive effect on customer inspiration and openness to experience. It was also determined that openness to experience has a positive effect on customer inspiration by partially mediating the positive effect between brand experience and inspiration. Furthermore, the hypothesis that customer inspiration positively affects behavioral intention was also confirmed. The research will contribute to expanding the literature on consumer inspiration and openness to experience. Among possible directions for further research is to test the proposed model in relating industries or using statistical data from other countries
Тенденция старения населения обусловливает необходимость анализа поведения так называемых серебряных потребителей. Одной из ключевых особенностей этого поведения является низкая готовность к совершению онлайн-покупок. Статья посвящена оценке роли индивидуальных характеристик, воспринимаемых выгод и рисков в онлайн-покупках лиц старшего возраста. Методологическую базу исследования составила концепция воспринимаемых выгод и рисков. В качестве методов использовались качественные интервью, количественный опрос, факторный анализ и моделирование структурными уравнениями. Информационной базой исследования послужили материалы 10 интервью и 244 анкет потребителей в возрасте 50 лет и старше. По результатам анализа впервые выявлены значимые предикторы интернет-покупок российских потребителей старшей возрастной группы. Так, риск оценки, производственный и финансовый риски снижают вероятность покупок онлайн, а разнообразие ассортимента повышает намерение совершать такие покупки в будущем. При этом наличие опыта покупок в интернете снижает восприятие рисков и повышает восприятие выгод. Значимую роль играют и навыки пользования интернетом: чем они лучше, тем выше вероятность онлайн-покупок. Также выявлено положительное влияние разницы биологического и когнитивного возраста: чем моложе ощущает себя индивид, тем выше вероятность совершения покупок в интернете. Полученные результаты позволяют онлайн-ритейлерам скорректировать практики работы с потребителями старшего поколения.
Переход рынка торговых центров в стадию зрелости трансформирует поведение покупателей и требует пересмотра подходов к их сегментации. Статья посвящена объяснению покупательского поведения россиян при совершении покупок в торговых центрах, их отношения к ценности шопинга и атрибутам торгового центра с учетом поколенческой и гендерной разницы для обоснования подхода к сегментации покупателей на стадии зрелости рынка. Методология исследования строится на теориях поколений и потребительской ценности. В качестве методов обработки данных использовались частотный, факторный, регрессионный, дисперсионный и кластерный анализ. Информационная база включает данные онлайн-опроса 531 респондента, проведенного в декабре 2023 г. – январе 2024 г. Результаты исследования показывают, что принадлежность покупателей к поколенческой когорте оказывает статистически значимое влияние на их поведение и отношение к атрибутам торгового центра. Гендерная разница лишь частично объясняет поведение потребителей при покупках. Поколенческие и гендерные различия выявлены в отношении гедонистической ценности шопинга: статистически значима реакция молодых покупателей и покупателей-женщин. Уровень дохода не определяет разницу в поведении потребителей. Кластерный анализ доказал, что основой сегментации покупателей являются психографические переменные – отношение к ценности шопинга и важность атрибутов торгового центра. Демографические факторы сегментации демонстрируют общую вторичность в условиях перехода рынка торговых центров в стадию зрелости. На первый план выходят психографические факторы: утилитарная и гедонистическая ценности шопинга, важность гигиенических и опытных атрибутов торговых центров
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/