Статья: Тыловая печать СССР в первый месяц Великой Отечественной войны: газета «Советская Сибирь» (2025)

Читать онлайн

В статье рассматривается работа средств массовой информации в тыловых районах страны. Территориальные рамки исследования ограничены пределами Новосибирской области, ставшей к началу войны одним из крупнейших сырьевых и промышленных центров, а в годы войны — местом размещения большого числа промышленных предприятий, материальных ценностей, а также населения, эвакуируемых из западных районов. Хронологические рамки включают первый месяц войны (с 23 июня по 23 июля 1941 г.). На примере областной газеты «Советская Сибирь» (Новосибирск) рассматривается деятельность средств массовой информации в начальный период Великой Отечественной войны. Ежедневные печатные издания стали главным средством доведения информации до населения, инструментом агитации и пропаганды. Возможности других источников информации ограничивалось требованиями военного времени, связанными с использованием радиотехники, и сеткой вещания. Ежедневные периодические издания позволяли многократное обращение в удобное для читателя время. Начало военных действий потребовало от периодической печати определенной перестройки работы, изменения способов пода-чи материала и оформления. Рассмотрены изменения в оформлении, структуре и содержание газет, выходящих в течение этого периода. Сделан вывод о наличии двух этапов адаптации газеты к условиям военного времени. На первом этапе (до 15 июня) доминирует агитационно-пропагандистская составляющая, характеризующаяся публикацией исторических материалов, увеличением количества иллюстраций пропагандистского содержания, формирующих уверенность в неизбежной и скорой победе. Такой подход соответствовал предвоенным настроениям, существовавшим в СССР. В дальнейшем, по мере продвижения противника вглубь страны, происходит адаптация и населения страны, и средств массовой информации к условиям военного времени. В областной газете на первое место выдвигаются темы развития народного хозяйства, увеличения объемов военной и сельскохозяйственной продукции, решения задач гражданской обороны, в связи с чем меняется оформление и стиль подачи материала.

Ключевые фразы: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, советский тыл в годы вой-ны, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, АГИТАЦИЯ, пропаганда, мобилизация населения
Автор (ы): Зубов Владимир Евгеньевич
Журнал: СИБИРЬ ГУМАНИТАРНАЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
История
УДК
94. Всеобщая история
Для цитирования:
ЗУБОВ В. Е. ТЫЛОВАЯ ПЕЧАТЬ СССР В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ГАЗЕТА «СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ» // СИБИРЬ ГУМАНИТАРНАЯ. 2025. № 1 (9)
Текстовый фрагмент статьи