Статья: Отношение к этическим и коммуникативным нормам в студенческих групповых чатах (по результатам социолингвистического опроса) (2025)

Читать онлайн

Цель статьи — проанализировать особенности трансформации этических и коммуникативных норм в жанре группового студенческого чата. Эмпирическую базу исследования составили данные социолингвистического опроса, проведённого в ноябре-декабре 2024 года с помощью Google Forms и состоящего из 5 разделов и 30 вопросов. В опросе приняли участие 95 студентов творческих специальностей двух возрастных групп: 1) от 17 лет до 21 года (89,47 %); 2) 22 года и старше (10,53 %). Предметом исследования в статье являются материалы двух начальных разделов опросника, характеризующие отношение респондентов к этическим и коммуникативным нормам русского языка. По результатам исследования сделан вывод о том, что в современной чат-коммуникации прослеживается ряд новых тенденций, в частности, нейтральное и положительное отношение к отсутствию приветствия и фразам «Заранее спасибо», «Я Вас услышал(а)». Выявлено, что ведущей коммуникативно-этической ценностью остаётся вежливость к адресату, при этом не все респонденты различают нейтральный (искренняя вежливость) и иронический (нарочитая вежливость) подтексты, что может приводить к коммуникативным неудачам. Отмечено, что в студенческом сообществе стремление соблюдать нормы письменной речи зависит от степени официальности беседы. Выявлена тенденция к разграничению делового и личного коммуникативного пространства.

Ключевые фразы: социолингвистический опрос, ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ, коммуникативные нормы, групповая чат-коммуникация, КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
Автор (ы): Тишина Елена Валерьевна, Захарова Мария Алексеевна
Журнал: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Языкознание
УДК
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Префикс DOI
10.24224/2227-1295-2025-14-3-81-100
Для цитирования:
ТИШИНА Е. В., ЗАХАРОВА М. А. ОТНОШЕНИЕ К ЭТИЧЕСКИМ И КОММУНИКАТИВНЫМ НОРМАМ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППОВЫХ ЧАТАХ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПРОСА) // НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ. 2025. ТОМ 14, № 3
Текстовый фрагмент статьи