Статья: Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование) (2024)

Читать онлайн

Введение. Категория наименований одежды представляет собой обширный пласт лексических единиц, обозначающих предметы одежды, обувь, головные уборы и т. п., которая является существенным артефактом человеческой деятельности и играет важнейшую роль в истории общества и культуры. Это одна из основных предметных категорий человеческого бытия, чрезвычайно важная в культурологическом и социальном отношении. Цель исследования состоит в том, чтобы определить ядро значений лексем, обозначающих наименования одежды в современных американских СМИ. Достижение цели планируется путем решения следующих задач: сформировать список существительных – наименований одежды, релевантных для англоязычной (американской) лингвокультуры; провести извлечение контекстов, содержащих заданные наименования; проанализировать контекстные значения отобранных существительных в репрезентативном лингвистическом корпусе новостных текстов CNN.

Материалы и методы. Материалом исследования послужил лингвистический корпус новостных текстов CNN (37 864 предложения или 982 107 токенов), собранный во второй половине 2023 года с помощью авторского программного обеспечения «Генератор сбалансированного лингвистического корпуса и корпусный менеджер» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023683209, Роспатент). В качестве методов исследования привлекаются индуктивный анализ (для решения 1-й задачи), корпусный эксперимент (2-я задача) и контекстный анализ (3-я задача).

Анализ. Для трех наиболее часто встречающихся существительных – shoes, dress, clothes – представлен анализ их конкретных значений, распределенных по рубрикам, выделенным в ходе мысленной интерпретации контекстов.

Результаты. Определена частотность употребления 15 лексем – наименований одежды в лингвистическом корпусе новостных текстов CNN, обозначены доминанты значений указанных лексем, предоставлены авторские переводы изученных контекстов. Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные данные, а также разработанная методика анализа могут быть использованы при изучении иных категорий предметных имен в английском и других языках.

Ключевые фразы: ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА, наименование одежды, базовая категория, ЛИНГВОКУЛЬТУРА, частотность употребления, имя существительное, лингвистический корпус, корпусный менеджер
Автор (ы): Бондарчук Галина Григорьевна, ГОРОЖАНОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
Журнал: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Языкознание
УДК
811.111. Английский язык
Префикс DOI
10.37493/2409-1030.2024.4.22
Для цитирования:
БОНДАРЧУК Г. Г., ГОРОЖАНОВ А. И. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КАТЕГОРИИ НАИМЕНОВАНИЙ ОДЕЖДЫ В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ (КОРПУСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) // ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2024. ТОМ 11, № 4
Текстовый фрагмент статьи