Статья: Вазомания в раннем Венсенне-Севре: стиль, цвет и форма. От рококо к неоклассицизму (2024)

Читать онлайн

В центре внимания данного исследования находится динамика вазовых форм, характерная для раннего этапа развития фарфоровой мануфактуры Венсенна-Севра (Королевской мануфактуры). Показывается, что фарфоровые вазы, выпущенные этой мануфактурой в первые пятнадцать лет их производства, являются яркой иллюстрацией зрелого французского рококо, его последующей трансформации и перехода к неоклассицизму. Акцент в исследовании базируется на анализе эволюции формы и цвета, характерных для раннего вазового искусства ВенсеннаСевра (1749–1764). Исследование проводится на широком культурном фоне: движение стиля от зрелого рококо через так называемый греческий вкус (goûtgrec) к неоклассицизму соотносится с развитием научного искусствознания, а также и с определяющими историю Франции политическими событиями, такими как Семилетняя война. Итогом исследования стал следующий вывод: первые вазы Венсенна-Севра – малофункциональные, сложных и сверхсложных форм, несущие скорее художественную, нежели утилитарную ценность, в середине XVIII столетия не только имели статус культурной иконы, но и представляли собой не что иное, как арт-объекты. Увлечение такими вазами можно охарактеризовать как вазоманию, особого рода моду, характерную для всего XVIII столетия.

Ключевые фразы: XVIII век, Франция, севрская фарфоровая мануфактура, жан-клод дюплесси, фарфор, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, МОДА, СТИЛЬ, рококо, неоклассицизм
Автор (ы): ШАПИРО БЭЛЛА ЛЬВОВНА
Журнал: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Искусство
УДК
748. Художественное стекло и хрусталь
Префикс DOI
10.28995/2073-6401-2024-2-91-107
Для цитирования:
ШАПИРО Б. Л. ВАЗОМАНИЯ В РАННЕМ ВЕНСЕННЕ-СЕВРЕ: СТИЛЬ, ЦВЕТ И ФОРМА. ОТ РОКОКО К НЕОКЛАССИЦИЗМУ // ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи