Понятие физического пространства как абстрактной протяженности несвойственно менталитету древних исландцев и, соответственно, не было вербализовано и концептуализировано. Все лексемы, связанные с пространством, характеризуют его как ограниченное и обязательно обитаемое: heimr – «мир (один из многих), некая область как место обитания», и rúm – «пространство, занимаемое кем- или чем-либо; помещение, сидение и т. п.». Более конкретны обозначения определенного участка пространства: land («земля») и staðr («место»). В восприятии этих локальных пространств особенно важна была их соотнесенность с человеком. Понятие границы было связано с маркированием земельных владений, в том числе государственных, и выражалось большим количеством слов: mörk (также «[пограничный] лес»), landamæri, landamörk, endimörk (крайний), vébönd (кн.); за границей útland, útan, á útleið. Размеры локальных пространств, их протяженность (lengð, fjarlængð, vegalengð «длина, расстояние»), расстояния между конкретными объектами определялись днями пути, т. е. расстояние измерялось «человеческим фактором». Таким образом, пространство мыслилось как антропоцентрическое. Знакомство с пространством сопровождалось его доместикацией, которая осуществлялась на нескольких уровнях. Наиболее действенным способом «присвоения» пространства было наделение именем его самого и находящихся в нем объектов. В доместицированном, «своем» пространстве доминировали собственные, древнескандинавские наименования, в пространстве «чужом» – транслитерация местной номенклатуры. Особенно отчетливо топонимическая доместикация проявляется в скандинавской топонимии Восточной Европы. Локальное пространство структурировалось выделением центра власти и периферии (оппозиция inni: úti).
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Языкознание
- Префикс DOI
- 10.28995/2686-7249-2025-5-33-54
В мифологическом пространстве миров-обиталищ множество: в «Прорицании вёльвы» (Vǫluspá, 2) говорится о девяти «мирах», которые помнит вёльва, в «Речах Вафтруднира» (Vafþrúðnismál, 43) упоминаются девять «миров», которые посетил Вафтруднир, в «Речах Альвиса» (Alvismál, 9–34) приводятся названия земли, неба, луны и др. в разных «мирах», т. е. у людей, асов, ванов, турсов и др. (Die Edda 1922, S. 1, 45, 109–112;
Список литературы
1. Глазырина 1994 - Глазырина Г.В. Свадебный дар Ярослава Мудрого шведской принцессе Ингигерд (к вопросу о достоверности сообщения Снорри Стурлусона о передаче Альдейгьюборга / Старой Ладоги скандинавам) // Древнейшие государства Восточной Европы: Материалы и исследования: 1991 г. М.: Наука, 1994. С. 240-244.
2. Гуревич 1972 - Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 c.
3. Гуревич 2005 - Гуревич А.Я. Пространственно-временной континуум «Песни о нибелунгах» // Гуревич А.Я. История - нескончаемый спор: Медиевистика и скандинавистика: статьи разных лет. М.: РГГУ, 2005. С. 118-137.
4. Данилевский 2004 - Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М.: Аспект-Пресс, 2004. 370 с.
5. Джаксон 1994 - Джаксон Т.Н. Ориентационные принципы организации пространства в картине мира средневекового скандинава // Одиссей: Человек в истории. М., 1994. С. 54-64.
6. Джаксон 2001 - Джаксон Т.Н. Austr i Gǫrðum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. M.: Языки славянских культур, 2001. 208 c.
7. Джаксон 2012 - Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе: Тексты, перевод, комментарий. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2012. 779 с. (Древнейшие источники по истории Восточной Европы)
8. Древняя Русь 2012 - Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2012. 595 с.
9. Замятин 2006 - Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 487 с.
10. Коновалова, Мельникова 2018 - Коновалова И.Г., Мельникова Е.А. Древняя Русь в системе евразийских коммуникаций. М.: Весь мир, 2018. 276 с.
11. Лебедев 1985 - Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л.: Ленинградский ун-т, 1985. 285 c.
12. Лебедев 1986 - Лебедев Г.С. Балтийская субконтинентальная цивилизация // Х Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы Скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов. М., 1986. Ч. 1. С. 158-160.
13. Литовских 2018 - Литовских Е.В. Корова Броня: животный мир в «Книге о занятии земли» // Древнейшие государства Восточной Европы, 2016 год: Памяти Г.В. Глазыриной / отв. ред. Т.В. Гимон, Е.А. Мельникова, Т.Н. Джаксон, А.С. Щавелев. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2018. С. 124-133.
14. Мелетинский 1975 - Мелетинский Е.М. Скандинавская мифология как система // Труды по знаковым системам, VII. Тарту, 1975. Вып. 365. С. 38-51. (Ученые записки Тартуского государственного университета)
15. Мельникова 1977 - Мельникова Е.А. Восточноевропейские топонимы с корнем garð- в древнескандинавской письменности // Скандинавский сборник. Таллин, 1977. Вып. 22. С. 199-210.
16. Мельникова 1986 - Мельникова Е.А. Древнескандинавские географические сочинения: Тексты, перевод, комментарий. М.: Наука, 1986. 230 с. (Древнейшие источники по истории народов СССР)
17. Мельникова 1987 - Мельникова Е.А. Меч и лира: Англосаксонское общество в истории и эпосе. М.: Мысль, 1987. 263 с. (2-е изд. 2018).
18. Мельникова 1998 - Мельникова Е.А. Образ мира: Становление и эволюция географических представлений в Европе: V-XIV вв. М.: Ладомир, 1998. 254 с.
19. Мельникова 2001а - Мельникова Е.А. Древнескандинавские итинерарии в Рим, Константинополь и Святую Землю // Древнейшие государства Восточной Европы. 1999 г.: Восточная и Северная Европа в Средневековье / отв. ред. Г.В. Глазырина. М.: Восточная литература, 2001. С. 363-436.
20. Мельникова 2001б - Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи: Новые находки и интерпретации. М.: Восточная литература, 2001. 493 с.
21. Мельникова 2014 - Мельникова Е.А. Древнескандинавские представления о пространстве в зеркале языка // Книга картины Земли: Сб. статей в честь И.Г. Коноваловой / отв. ред. Т.Н. Джаксон, А.В. Подосинов. М., 2014. С. 177-191.
22. Мельникова 2015 - Мельникова Е.А. Договоры о границах (Англо-Саксонская Англия и Скандинавия) // Восточная Европа в древности и Средневековье: Государственная территория как фактор политогенеза: XXVII Чтения памяти... Владимира Терентьевича Пашуто, Москва, 15-17 апреля 2015 г.: Материалы конференции. М.: ИВИ РАН, 2015. Вып. 17. С. 189-195.
23. Стеблин-Каменский 1976 - Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука, 1976. 104 с.
24. Defining the Holy 2006 - Defining the holy: Sacred space in Medieval and Early Modern Europe / ed. by S. Hamilton, A. Spicer. L.: Routledge, 2006. 368 p.
25. Fellows-Jensen 2004 - Fellows-Jensen G. Scandinavian settlement in the British Isles and Normandy: What the place-names reveal // Scandinavia and Europe 800-1350: Contact, conflict, and coexistence / ed. by J. Adams, K. Holman. Turnhout: Brepols, 2004. P. 137-147.
26. Fjalldal 2005 - Fjalldal M. Anglo-Saxon England in Icelandic medieval texts. Toronto: University of Toronto Press, 2005. 162 p.
27. Frank 2000 - Frank J. Introduction // Spatial Change in English literature / ed. by J. Frank. Dordrecht: Springer, 2000. P. 9-23.
28. Gregory 1994 - Gregory D. Geographical imagination. L.: Wiley-Blackwell, 1994. 326 p.
29. Gurevich 1985 - Gurevich A.Ya. Categories of medieval culture / transl. by G.L. Campbell. L.; Boston: Routledge & Kegan Paul, 1985. 347 p.
30. Harrison 1998 - Harrison D. Skapelsen geografi. Förestälningar om rymd och rum i medeltidens Europa. Stockholm: Ordfront, 1998. 244 s.
31. Harrison 2001 - Harrison D. Invisible boundaries and places of power: Notions of liminality and centrality in the Early Middle Ages // The transformation of frontiers from Late Antiquity to the Carolingians / ed. by W. Pohl, I. Wood, H. Reimitz. Leiden: Brill, 2001. P. 83-93.
32. Hastrup 1985 - Hastrup K. Culture and history in medieval Iceland: An anthropological analysis of structure and change. Oxford: Clarendon press, 1985. 285 p.
33. Jackson 2019 - Jackson T.N. Eastern Europe in Icelandic sagas. Leeds: ARC Humanities Press, 2019. 228 p. (Beyond Medieval Europe)
34. Krag 1971 - Krag C. Landskapsnavn på -land og -rike // Historisk tidskrift. 1971. Bd. 50. No. 4. S. 341-354.
35. Melnikova 2023 - Melnikova T.A. The Mediterranean in the Old Scandinavian image of the world // Vikings in the Mediterranean. Proceedings of the International Conference, Athens, 27-30 November 2019 / ed. by N. Price, M.H. Eriksen, C. Jahnke. Athens: The Norwegian Institute in Athens, 2023. P. 35-52.
36. Michelet 2006 - Michelet F.L. Creation, migration, and conquest. Imaginary geography and sense of space in Old English literature. Oxford: Oxford University Press, 2006. 297 p.
37. Place, Space, and Landscape 2007 - Place, space, and landscape in medieval narrative / ed. by L.L. Howes. Knoxville: University of Tennessee Press, 2007. 207 p. (Tennessee Studies in literature; vol. 43)
38. Simek 1990 - Simek R. Altnordische Kosmographie. Studien und Quellen zu Weltbild und Weltbeschreibung in Norwegen und Island vom 12. bis zum 14. Jahrhundert. Berlin; N.Y.: Walter de Gruyter, 1990. 643 S.
39. Talmy 1983 - Talmy L. How language structures space // Spatial orientation: Theory, research, and application / ed. by H.L. Pick, L.P. Acredolo. N.Y.: Plenum Press, 1983. P. 225-282.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются две версии старофранцузской поэмы XIII в. «Рождение Рыцаря с лебедем», входящей в цикл о Первом крестовом походе, с точки зрения воплощения топоса «иного мира». В типологически более ранней версии «Элиокса» упоминается относительно определенная локализация королевства отца Рыцаря с лебедем, в то время как чертами «иного», чудесного мира, наделяется пространство, из которого приходит мать героя (гора, у подножия которой располагается источник). Действие поэмы «Беатрикс», сложившейся на более позднем этапе бытования сюжета, напротив, разворачивается в чудесном мире – сказочном королевстве на острове, окруженном морем.
В статье показана семантическая близость таких локусов как гора (у подножия которой могут быть расположены река или источник и на вершине которой может находиться замок) и остров (на котором располагается гора или замок). С этой целью рассматривается сюжет о Мелюзине, который сформировался примерно в то же время, что и «сюжет о Рыцаре с лебедем», и имеет с ним ряд сюжетных параллелей, а также романы Артуровского цикла, в которых топос «иного мира» включает в себя описание как горы, так и острова.
Делается вывод, что выбор одного из вариантов воплощения топоса «иного мира» зависит от того, где разворачивается действие – в самом сакральном мире или на границе «иного» и условно «исторического» миров. В поэме «Элиокса» мать Рыцаря с лебедем, спустившись с горы, покидает «иное» пространство и вступает в брак со смертным. Поскольку на относительно позднем этапе бытования «сюжета о Рыцаре с лебедем» сакральной природой наделяется сам герой и оба его родителя, в поэме «Беатрикс» «иной мир» описывается как остров, на котором расположен королевский замок и другие значимые для сюжета локусы.
В статье исследуется, как функционируют категории пространства и времени в западноевропейской литературе путешествий XIII–XV вв. Будучи основными координатами всякого путешествия, пространство и время, тем не менее, предстают в весьма различном виде в зависимости от жанровой модификации путевых заметок и, главное, от той «культурной роли», которую берет на себя ее автор и которая определяет модальность повествования. Соответственно, в отчетах миссионеров, купеческих записках, хрониках Крестовых походов и дневниках паломников эти категории имеют свои индивидуальные очертания. Анализ сочинений Одорико Порденоне, Джованни да Пьяно дель Карпини, Вильгельма де Рубрука, Марко Поло, Жоффруа Виллардуэна, Жана де Жуанвиля, Никколо да Поджибонси и других авторов паломнической литературы позволяет сделать вывод о том, что способы представления времени и пространства в средневековой литературе путешествий многообразны, они определяются теми задачами, которые ставит перед собой автор, его социальным статусом, уровнем образования, а также аудиторией, для которой предназначено его сочинение.
В статье рассматриваются три миниатюры, изображающие миф о рождении Зевса на острове Крит, из трех разных греческих рукописей. Оригинальное изображение находится в византийской рукописи XI в., содержащей античный текст дидактической поэмы об охоте Кинегетика Оппиана из Апамеи III в. н. э. Вторая миниатюра, которая является ее копией, находится в ренессансной итальянской рукописи XVI в. венецианского писца Бартоломео Занетти. Третья миниатюра, скопированная в Париже в 1554 г. анонимным миниатюристом, работавшим вместе со знаменитым каллиграфом критского происхождения Ангелосом Вергикиосом, с итальянской копии, кардинально меняет художественное решение протографа. В итоге миниатюра парижской рукописи превращается в настоящий картоид, вписывающий в мифологическое пространство Крита элементы его актуальной географии – крупнейшие города времени господства над островом Венеции. Византийское изображение перерабатывается в ренессансный мини-шедевр.
В статье рассматриваются хронотопические особенности сцен ожидания Страшного Суда, включенных в произведения древнеанглийского христианского эпоса. Обращение к данной теме предполагало описание будущих событий, что было не характерно для эпического повествования, основной объект которого – идеализированное прошлое. Нарушение эпической дистанции (доступность описываемых событий оценке с внеположенной им точки зрения) было характерно и для героического эпоса англосаксов. В данной работе показано, что христианский эпос предполагал не только возможность оценки событий, но и совмещение разных временных пластов, более конкретное, чем в героическом эпосе, описание плана будущего, а также включение в повествование плана настоящего, т. е. времени рассказывания эпоса. Такого рода изменение хронотопа отличает христианский эпос от героического и допускает возможность его выделения как самостоятельного жанра, учитывая условность жанрового деления в данной поэтической традиции.
В статье аргументируется предположение, что в поэтических вставках в Англосаксонскую хронику сочетаются различные способы изображения времени: абсолютное календарное время от Рождества Христова (Anno Domini); сакральное время, заданное церковными праздниками; относительное время, измеряемое правлением монарха от восшествия на престол до кончины; генеалогическое время, основанное на династических именованиях правителя и представителей его рода; пространственное время, определяемое хронотопом. Хронотоп выполняет композиционную функцию во всех поэмах Хроники: в «Битве при Брунанбурге» акцент на хронотопе позволяет расширить пространственно-временную перспективу и оценить значимость победы в масштабах вселенной; в «Завоевании пяти бургов» с помощью хронотопа легитимизируется освоение нового пространства и возвращение исконных земель; в поэтической вставке о коронации Эдгара Миролюбивого восшествие на трон земного монарха уподобляется благодаря хронотопу посвящению в чин духовного лица. Хронотоп поэмы о кончине Эдгара Миролюбивого приобретает апокалиптический символизм, устанавливая пространственно-хронологическую обусловленность природных катаклизмов и бедствий в стране кончиной короля. В поэме об убийстве Альфреда хронотоп получает аллюзивную функцию, наделяющую его ассоциациями с панегирической поэзией и позволяющую противопоставить былое величие англов их бесславному настоящему. Хронотоп в поэме о кончине Эдуарда Исповедника вводит контраст преходящей, временной власти над земным королевством и вечного спасения в мире ином. Изучение хронотопа в поэмах Англосаксонской хроники, проведенное в статье, позволяет пролить свет на восприятие времени и способы освоения пространства в средневековой Англии.
В статье рассматриваются пространственно-временные координаты повествования в пяти древнеанглийских житиях: девы мученицы Юлианы (аллитерационная поэма Кюневульфа, VIII–IX вв.), дев-мучениц Агаты и Агнес (проза Эльфрика Грамматика, конец X в.), жития святого епископа Николая Мирликийского и отшельника-аскета Эгидия (анонимная проза XI в.). Выделяется три вида координат, которые определяют жанровую специфику произведения: мир земной, мир сакральный (библейский) и мир трансцендентный. В житии святого епископа земной план превалирует над двумя другими, что отвечает характеру его деятельности и власти. В рассказе о жизни отшельника-аскета значительное место занимает отсылка к библейским, особенно евангельским событиям (прообразующим поступки святого), а также его контакты с миром трансцендентным. В житиях дев-мучениц трансцендентный мир выдвигается на первый план, в то время как земные координаты сведены к минимуму, а библейские аллюзии выполняют назидательную роль. В поэтическом житии девы-мученицы Юлианы заметно влияние германской мифоэпической традиции, которое проявляется в эпизации и гиперболизации описаний благодаря использованию героико-эпических мотивов и фразеологии.
Исландские генеалогии, дошедшие до нас в средневековых нарративных источниках (в первую очередь в родовых сагах и в «Книге о занятии земли») имеют формализованную структуру. В текстах они представлены в виде поколенных росписей. Однолинейных (только нисходящих или восходящих) генеалогических перечней в источниках крайне мало, в большинстве случаев в них учитываются родственники как по мужской, так и по женской линии. Порядок перехода с одной генеалогической линии на другую в поколенных росписях был достаточно строго регламентирован, для описания смены счета родства использовались различные глаголы (heita, vera и eiga в pret.). В результате проведенного анализа видно, что с помощью глагола heita обозначались люди, как правило, жившие на момент действия сагового сюжета (или – для «Книги о занятии земли» – заселения острова), поскольку они так или иначе принимали участие в его развитии; а жившие ранее описываемых в саге событий обозначались при помощи глагола vera. Следовательно, эти два глагола можно использовать в качестве дополнительных хрономаркеров для уточнения как времени фиксации поколенных росписей, так и времени действия в сагах.
Статья посвящена проблеме жанровой классификации древнеисландской саги. Сага представляет собой уникальный жанр словесности и распадается на несколько видов, или под-жанров, которые исследователями определяются по-разному. Преимущественно используется традиционная схема, основанная на тематико-хронологическом принципе, выделяющая «королевские саги», посвященные истории Норвегии с древнейших времен до конца XIII в.; «родовые саги», описывающие историю исландских родов с момента заселения Исландии в конце IX в.; «саги о древних временах», повествующие о событиях в Скандинавии до конца IX в.; «саги о епископах», т. е. жизнеописания исландских епископов; комплекс саг о событиях в Исландии в XII–XIII вв. «Сага о Стурлунгах», а также «рыцарские саги», представляющие собой прозаические пересказы рыцарских романов, и аналогичные им собственно скандинавские саги; жизнеописания святых; переводы исторической и псевдоисторической литературы. Параллельно существует деление саг на «саги о современности», «саги о прошлом» и «саги о древности». С конца прошлого века саговеды активно привлекают к обсуждению жанровых особенностей саг сформулированную М. М. Бахтиным теорию «хронотопа» – единства временны́х и пространственных отношений, отразившегося в литературе. На примере «саг о древних временах», и в частности «Саги об Ингваре Путешественнике», в статье показано, что одного хронотопа для создания классификации саговых под-жанров недостаточно, что саги по своей внутренней организации гораздо сложнее, а их отличительной чертой является «гибридность» – соединение в каждой отдельной саге характерных черт под-жанров традиционной классификации.
В статье практически впервые в историографии анализируются известия о народе ромеев, обозначаемых как «греки», в оригинальной («непереводной») древнерусской литературе XI–XII вв. Народ греков представлен у древнерусских авторов как носитель высокой культуры, владеющий исключительными духовными (прежде всего истинная православная вера и неповторимая по красоте обрядность) и материальными ценностями. Типичный грек описывается как обладатель уникальных знаний, умений и технологий (философии, риторики, виноделия, лечения, иконописи и др.). Греки выступают как учителя «нового христианского» народа русь. Одновременно греки отличаются тем, что зачастую используют свои навыки во зло: философию и риторику – для обмана и манипулирования, вино – для отравления и т. д. Это провоцирует у руси недоверие к ним и их технологиям. Амбивалентность древнерусского этнического стереотипа грека отражает двойственность взаимоотношений руси и ромеев, которые, с одной стороны, являлись единоверцами и часто оказывались союзниками, а с другой – не менее часто были военными противниками и конкурентами в разных областях.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/