Статья посвящена реакции Республики Корея (РК) на заключение Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР. Рассматривается позиция правительства РК, а также анализируются взгляды южнокорейских исследователей на укрепление отношений между Москвой и Пхеньяном, в частности, их опасения в связи с подписанием договора, оценки перспектив российско-северокорейских отношений и рекомендации относительно действий РК в этой связи. Также представлена российская позиция относительно ситуации на Корейском полуострове и укрепления партнерства с КНДР.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
19 июня 2024 г. в ходе визита Президента Российской Федерации (РФ) В. В. Путина в Пхеньян был подписан Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, в котором, по словам российского президента, «поставлены масштабные задачи и ориентиры углубления российско-корейских связей на долгосрочную перспективу» в «политической, торгово-инвестиционной, культурно-гуманитарной области, а также сфере безопасности».
Список литературы
1. Асмолов К.В., Захарова Л.В. 2020. Отношения России с КНДР в XXI веке: итоги двадцатилетия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Т. 20. № 3. С. 585-604. EDN: KWBJKW
2. Choi Wooseon. 2024. The North Korea-Russia Alliance and Korea’s Policy. - IFANS. 31.12. Доступ: http://www.ifans.go.kr/knda/ifans/eng/pblct/PblctView.do?csrfPreventionSalt=null&pblctDtaSn=14428&menuCl=&clCode=P19&koreanEngSe=ENG&pclCode=&chcodeId=&searchCondition=searchAll&searchKeyword=&pageIndex=1 (проверено 11.07.2025).
3. Jung Seungho, Lee Jongmin. 2024. Economic Implications for North Korea of Strengthened Relations with Russia Amid the Russia-Ukraine War. - The Korean Journal of Defense Analysis. Vol. 36. No. 4. Pp. 449-473.
4. Lee Jong Eun, Sohn Hanbyeol. 2024. Whither Goes Russia-DPRK Partnership? Outlook through Five Scenarios. - Journal of Peace and Unification. Vol. 14. No. 4. Pp. 33-63.
5. 김성진. 2024. 러시아-우크라이나 전쟁과 러시아 외교안보정책 전망 - 슬라브학보. Ким Сон Чжин. Российско-украинская война и перспективы внешней политики и политики в области безопасности России. Vol. 39. No. 4. Pp. 1-32.
6. 김영환, 박민형. 2024. 북러 조약의 쟁점과 의미罗전망- 통일정책연구. Ким Ён Хван, Пак Мин Хён. Проблемы, значение и перспективы договора между Россией и КНДР. Vol. 33. No. 2. Pp. 171-195.
7. 서동주, 김정기, 이상준. 2024. 2024년 북러조약 체결: 전략적 의미와 한국의 대응 전략 - 국가안보와 전략. Со Дон Чжу, Ким Чжон Ги, Ли Сан Чжун. Договор между Северной Кореей и Россией 2024 года: стратегическое значение и стратегия реагирования Южной Кореи. Vol. 24. No. 4. Pp. 1-41.
8. 성기영. 2024. 트럼프 행정부 2기 미북 대화 가능성과 조건 분석. Сон Ги Ён. Анализ возможности и условий диалога США и Северной Кореи в период второго срока администрации Трампа). - INSS. Issue Brief. No. 640. Доступ: https://www.inss.re.kr/publication/bbs/ib_view.do?nttId=41037392&bbsId=ib&page=1&searchCnd=100&searc (проверено 15.07.2025).
9. 이상준, 서동주. 2024. 러우전쟁 이후 북러 밀착과 전략적 이해 - 러시아연구. Ли Сан Чжун, Со Дон Чжу. Тесные отношения и стратегическое взаимопонимание между Северной Кореей и Россией после российско-украинской войны. Vol. 34. No. 1. Pp. 203-235.
10. 이상준. 2024. 북罗러 조약 체결 이후 북罗러 관계 밀착의 특징과 영향- KDI 북한경제리뷰. 11월호. и Сан Чжун. Характеристики и влияние тесных отношений между Северной Кореей и Россией после заключения российско-северокорейского договора. Pp. 24-39.
11. 이태림. 2024а. 우크라이나 전쟁 발발 이후 러시아의 대(對)북 인식 변화: 동인, 특징, 쟁점 - 국제지역연구. Ли Тхэ Рим. Изменения в восприятии Северной Кореи Россией после начала украинской войны: мотивы, характеристики и проблемы). Vol. 28. No. 3. Pp. 1-26.
12. 이태림. 2024б. 최근 러시아의 대북 정책 평가 및 전망: 러시아 내 논의 동향을 중심으로 주요국제문제분석. Ли Тхэ Рим. Оценка и перспективы недавней политики России в отношении Северной Кореи: фокус на тенденциях в дискуссии в России. - IFANS. 2024-20. 14.08. Доступ: https://www.ifans.go.kr/knda/ifans/kor/pblct/PblctView.do?csrfPreventionSalt=null&sn=&bbsSn=&mvpSn=&searchMvpSe=&koreanEngSe=KOR&ctgrySe=&menuCl=P01&pblctDtaSn=14356&clCode=P01&boardSe= (проверено 12.07.2025).
13. 임을출. 2024. 북-러 포괄적 전략 동반자협정: 함의와 영향. Лим Ыль Чхуль. Соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и Северной Кореей: последствия и влияние. - IFES Brief 2024-11. Доступ: https://ifes.kyungnam.ac.kr/ifes/6578/subview.do?enc=Zm5jdDF8QEB8JTJGbWF0ZXJpYWwlMkZpZmVzJTJGMTg1NCUyRnZpZXcuZG8lM0Y%3D (проверено 15.07.2025).
14. 정덕성, 김용현. 2024. 대내罗외 정책 변화 요인이 추동한 북러 관계 연구: 김정은의 1罗2 차 방러를 중심으로- 사회융합연구. Чон Док Сон; Ким Ён Хён Исследование отношений между Северной Кореей и Россией, обусловленных изменениями во внутренней и внешней политике: фокус на первый и второй визиты Ким Чен Ына в Россию). Vol. 8. No. 1. Pp. 31-46.
15. 정성윤, 백승준, 이중구. 2024. 2025년 북핵 쟁점: 군축·군비통제 담론 대응 중심으로. KINU 연구총서 24-01- 서울: 통일연구원, 226쪽. Чон Сон Юн, Пэк Сын Чжун, Ли Чжун Гу. Северокорейская ядерная проблема в 2025 году: ответ на дискурс о разоружении и контроле над вооружениями. Исследовательская серия KINU 24-01).
16. 정성윤. 2025. 트럼프의 질주와 남북관계. Чон Сон Юн. Натиск Трампа и межкорейские отношения - KINU. Online Series. 12.03. CO 25-08. Доступ: https://www.kinu.or.kr/main/module/report/view.do?nav_code=mai1674786581&category=53&idx=128267 (проверено 10.07.2025).
17. 조정현. 2024. 2024년 「북러 포괄적 전략동반자관계조약」에 대한 국제법적 검토 - 외법논집. Чо Чжон Хён. Международно-правовой обзор Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Северной Кореей и Россией 2024 года. Vol. 48. No. 3. Pp. 193-216.
18. 차두현. 2024. 북러 밀착관계와 『북러 포괄적인 전략적 동반자관계에 관한 조약』의 함축성. Чха Ду Хён. Тесные отношения между Северной Кореей и Россией и последствия Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Северной Кореей и Россией. 31.07. - The ASAN Institute for Policy Studies. Issue Brief. 2024-19. Доступ: https://www.asaninst.org/contents/%EB%B6%81%EB%9F%AC%EB%B0%80%EC%B0%A9%EA%B4%80%EA%B3%84%EC%99%80%E3%80%8E%EB%B6%81%EB%9F%AC-%ED%8F%AC%EA%B4%84%EC%A0%81%EC%9D%B8-%EC%A0%84%EB%9E%B5%EC%A0%81%EB%8F%99%EB%B0%98%EC%9E%90%EA%B4%80 (проверено: 02.07.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется современное состояние российско-северокорейских обменов в области культуры, отмечаются успехи, достигнутые в последнее время, а также зоны роста, работать с которыми только предстоит. В частности, конкретные результаты уже можно наблюдать по линии музыкальных творческих коллективов, циркового искусства, художественных выставок, спорта, юношеских и молодёжных обменов. Однако сферы художественной литературы, кинематографа и некоторых других ещё ждут своего полноценного развития. В статье также предложены идеи по перезагрузке образа КНДР в российском общественном мнении в соответствии с современными реалиями.
Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР вызвал большой резонанс в мире, его последствия активно обсуждаются как среди политических кругов, так и среди ученых. Вместе с ним было подписано соглашение о строительстве автомобильного моста через реку Туманная. Данная статья анализирует возможные позитивные и негативные последствия от реализации данного проекта, учитывая экономическую и политическую составляющие. Автор приходит к выводу, что строительство автомобильного моста позволит расширить связи между Россией и КНДР, увеличить туристические потоки, привлечь инвестиции для регионального развития, а также снизить зависимость обеих стран от Китая. Новая логистическая артерия станет важным стратегическим объектом, который уже создает баланс сил в регионе.
В статье рассматриваются перспективы вовлечения России в хозяйственную деятельность в северокорейской торгово - экономической зоне «Расой», которые приобретают особую актуальность в контексте резкого подъема российско-северокорейского взаимодействия после подписания 19 июня 2024 г. «Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и КНДР». В 1993 г. Правительство КНДР приняло решение о создании на стыке границ с Китаем и Россией в районах порта Раджин и города Сонбон своего рода открытого торгово-финансового центра по типу Гонконга или Сингапура. Реализации проекта помешали распад СССР, разразившийся в КНДР экономический кризис и удушающие санкции, введенные международным сообществом в отношении ракетно - ядерной программы Пхеньяна. Радикальное изменение в геополитической обстановке и стремительное сближение Российской Федерации и КНДР создает предпосылки для превращения торгово-экономической зоны «Расой» в важный хаб российско- северокорейского взаимодействия. Не последнюю роль в реанимации данного проекта могло бы сыграть российско-северокорейское СП «РасонКонТранс», ставшее крупнейшей инвестицией в экономику КНДР за все годы после разрешения в стране совместного предпринимательства. При этом предполагается формирование в дельте реки Туманная новой региональной подсистемы международного разделения труда и цепочек добавленной стоимости. Проект мог бы реализовываться как в рамках специальной торгово-экономической зоны «Расой», так и в рамках активно обсуждаемого проекта создания в южной части Приморского края на территории, граничащей с КНДР и КНР, беспошлинной и безвизовой зоны с льготным налогообложением. Начало строительства в 2025 г. автомобильного моста через реку Туманная, призванного соединить российское Приморье с северокорейской торгово-экономической зоной «Расой», может стать генератором практического наполнения экономической составляющей «Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и КНДР». Создание на базе Расона российско-северокорейского кластера сотрудничества может иметь и «выход наружу». На базе этой «связки» может приобрести новое дыхание известная инициатива по созданию международного хаба в дельте реки Туманная с долгосрочными геополитическими последствиями при ведущей роли России.
В статье анализируются состояние и перспективы американо-северокорейских отношений в период второго президентского срока Д. Трампа в контексте его неоднократных высказываний как в ходе президентской избирательной кампании 2024 г., так и после возвращения в Белый дом в январе 2025 года, об умении лучше других «ладить» с северокорейским лидером Ким Чен Ыном. Показывается, что практические действия Трампа после возвращения к власти фактически продолжают линию предыдущей администрации Дж. Байдена и самого Д. Трампа в период его первого президентского срока (2016-2929 гг.) по оказанию максимального военно-политического давления КНДР. Однако в условиях радикальных перемен в геополитической обстановке, закрепления КНДР своего статуса как ядерной державы в конституции страны продолжать добиваться денуклеаризации этой страны, по мнению все большего числа американских экспертов, нереалистично. Администрации Трампа советуют вместо этого перейти к контролю над вооружениями и снижению рисков развязывания ядерного конфликта на Корейском полуострове. Сделан вывод о маловероятности достижения до конца срока второй администрации Д. Трампа договоренностей с КНДР по ядерной проблеме и другим ключевым вопросам двусторонних отношений.
Представленный текст даёт развернутый очерк политического аспекта 75-летних взаимоотношений КНР и КНДР, делая акцент на правлении Ким Чен Ына. Во взаимоотношениях Китая и Северной Кореи встречали и взлёты, и падения, однако после «олимпийского потепления» 2018 года они остаются на высоком уровне. Пекин и Пхеньян снова говорят об исторической дружбе, скреплённой кровью китайских добровольцев во время Корейской войны 1950-53 гг. и не зависящей от мировой политической конъюнктуры: две страны, строящие социализм, и их правящие партии вместе строят светлое будущее. Две стороны постоянно обмениваются благопожелательными посланиями и оказывают друг другу политико-дипломатическую поддержку. К нынешнему времени отношения КНР и КНДР можно описать как тактический союз, объединенный общей угрозой и обусловленный трендами глобальной турбулентности и повышением конфронтации Китая и Запада. И хотя в двусторонних отношениях есть трудности, они имеют меньший приоритет, чем вынужденная реакция на внешнее давление, которое, с учётом тренда на усиление противостояния КНР и США, останется важным фактором региональной архитектуры безопасности. Заключение Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и последующее резкое сближение Москвы и Пхеньяна вызывает в Китае некоторое раздражение, но раздражение это распространено скорее в обществе, в том числе среди некоторых экспертов. Признаков официального недовольства и релевантных мер давления - нет. В перспективе союз продолжится, так как международная обстановка будет удерживать Китай и Северную Корею «в одном окопе». Более того, весьма вероятно, что рано или поздно Китаю придётся идти на больший уровень сближения со своими союзниками.
Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, подписанный между РФ в КНДР 19 июня 2024 г., заложил прочную основу для дальнейшего укрепления сотрудничества между нашими странами во всех областях, в том числе и в торгово-экономической. В результате растет объем товарооборота, постепенно расширяется товарная номенклатура, увеличивается количество совместных проектов и мероприятий, в том числе дан старт значимому логистическому проекту по строительству моста через реку Туманная, подписан ряд стратегически важных документов по расширению партнёрства в разных сферах, в том числе в инновационной. В статье анализируется современная ситуация в двустороннем экономическом сотрудничестве, возможности для расширения партнерства между РФ и КНДР в этой сфере, рассматриваются проблемы и предлагаются пути для их решения.
Подписанный 19 июня 2024 г. Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и КНДР поднял отношения между РФ и КНДР на новый уровень, вернул их к естественному состоянию, которые основаны на принципах международной справедливости и многополярного мира, мира и равной безопасности. Договор отражает совпадение коренных интересов наших двух стран. Совпадение коренных интересов одного из крупнейших капиталистических государств мира и небольшой социалистической страны представляет собой феномен, требующий теоретического и практического обоснования. Настоящая статья посвящена исследованию данного феномена.
Новый договор между Россией и КНДР открывает возможности, на которые мы обращали внимание много лет. Отношения между нашими странами не вопрос политической конъюнктуры, а исторический выбор наших народов. Поэтому приоритет нашего сотрудничества - взаимная помощь, а не поиск моментальной выгоды.
Сегодня мы возобновляем то партнерство, которое между нашими странами существовало после Второй мировой войны, после нашей общей Победы, в 40-е, 50-е, 60-е годы. Это не только возвращение к тому уровню отношений, но и совершенно новый уровень и новое содержание отношений между Россией и Северной Кореей, поскольку сегодня они развиваются по целому ряду новейших направлений, в числе которых, прежде всего, военное и военно-техническое партнерство, сотрудничество в экономике, научной и гуманитарной сфере.
Год назад в Пхеньяне Председатель государственных дел КНДР товарищ Ким Чен Ын и уважаемый Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин провели историческую встречу, в результате которой подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. И это стало политическим событием, которое мы, как оцениваем, дало двум нашим народам 100-летний план на развитие наших отношений и светлое будущее.
Исполнился год с момента подписания Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой лидерами наших стран - Владимиром Путиным и Ким Чен Ыном. Он стал продолжением и развитием соглашений между нашими странами от 1961 и 2000 годов и явился правовой основой участия северокорейского контингента в освобождении Курской области. Теперь фактор нашей военной взаимопомощи вынуждены будут учитывать США и их союзники, которые десятилетиями пытались навязывать силой свою волю независимым государствам.
Издательство
- Издательство
- РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ВЛАСТЬ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121108, город Москва, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- Юр. адрес
- 121108, г. Москва, р-н Фили-Давыдково, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- ФИО
- Цыпляев Сергей Алексеевич (ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1255491