Обозначены эволюционно-исторические и философские повороты в представлениях о конструкте «Я» в европейско-американской традиции. В Европе становление «Я» восходит к религиозной идее о душе. Р. Декарт был первым крупным мыслителем, который использовал конструкт «Я» альтернативой душе. Для Р. Декарта главным был вопрос о том, как «Я», будучи нематериальным, вписывается в материальный мир, управляемый механическими законами. Хотя Декарт заменил понятие души понятием «Я», унитарные представления о душе были перенесены на «Я». Идея единого (унитарного) «Я» постепенно уступила место идеям дифференцированного «Я» и его интеграции. Слово «Я» (self) вошло в обиход английского языка независимо от Р. Декарта. Считается, что оно появилось впервые как существительное около 1300 г. и имело негативные коннотации, следуя религиозной традиции смотреть на человека как источник грехов. Фундаментальные изменения в представлениях о «Я» произошли во второй половине XIX в. Провозглашался дифференцированный и множественный взгляд на «Я». Он кореным образом вступал в конфликт с религиозным пониманием души, которая полагалась неделимой. У. Джеймс показал, что у человека есть столько «Я», сколько есть людей, которые узнают его и носят его образ в своем сознании. В американской психологии выделяются и анализируются три влиятельных направления: бихевиоральное, когнитивное и гуманистическо-экзистенциальное. Показано, что теории «Я» создаются в европейско-американской психологии в разных и широких контекстах, под углом разных парадигм. Рассматриваются бихевиоральные, когнитивные, гуманистические и экзистенциальные модели «Я». Общей особенностью исследований «Я» является парадигмальная фрагментация. Предполагается, однако, что ее сменят интегративные (транспарадигмальные) теории «Я».
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
В последние десятилетия интерес и внимание российских психологов к конструкту «Я» возрос [Аронова Е. А., Моросанова В. И., 2008; Василевская Е. Ю., Молчанова О. Н., 2016; Дорфман Л. Я., 2004; Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю., 2020; Карпинский К. В., 2010; Кон И. С., 1978; Леонтьев Д. А., 1997; Мерлин В. С., 1990; Петровский В. А., 2013; Столин В. В., 1983; Тхостов А. Ш., 1994]. В связи с этим важно изучить особенности исследований конструкта «Я» за рубежом. В отечественной психологической литературе вопросы зарубежных исследований «Я» освещаются [Василевская Е. Ю., Молчанова О. Н., 2016; Гершкович В. А., Фаликман М. В., 2018; Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф., 2017; Мазилов В. А., Слепко Ю. Н., 2018; Токарева Г. В., Дорфман Л. Я., 2014]. Однако эволюция зарубежных работ в области «Я» представлена в российской психологической науке недостаточно.
Список литературы
1. Аронова Е.А., Моросанова В.И. Типологическая структура самосознания и саморегуляции у старшеклассников // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1, № 1 С. 37-44. EDN: NCOOVF
2. Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Возможные Я: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, № 4. С. 801-815. DOI: 10.17323/1813-8918-2016-4-801-815 EDN: XWOPQT
3. Гершкович В.А., Фаликман М.В. Когнитивная психология в поисках себя // Российский журнал когнитивной науки. 2018. Т. 5, № 4. С. 28-46. EDN: HSKHLF
4. Джеймс У. Принципы психологии. Глава Х. Сознание Я / пер. с англ. В.Г. Николаева // Личность. Культура. Общество. 2018. Т. 20, вып. 1-2. С. 24-48. DOI: 10.30936/1606-951X-2018-20-1/2-24-48 EDN: UTQWBN
5. Дорфман Л.Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л.Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. С. 96-123.
6. Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Четырехфакторный опросник Я: его концептуальный и психометрический анализ // Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. С. 53-74. DOI: 10.17223/17267080/75/4 EDN: HEQBHM
7. Карпинский К.В. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики. Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2010. 140 с. EDN: LSWWWY
8. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. 367 с.
9. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М.: Смысл, 1997. 64 с.
10. Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф. Воплощенное познание (embodied cognition): основные направления исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Педагогика. 2017. Т. 7, № 4. С. 343-364. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2017.404 EDN: YOSINO
11. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Зарубежная психология в начале XXI века: Эскиз к портрету. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2018. 140 с. EDN: YNZVSP
12. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. Г.А. Балла, А.П. Попогребского. М: Смысл, 1999. 425 с.
13. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ин-та, 1990. 109 с.
14. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения / пер. с англ. О.С. Виноградовой, Е.Д. Хомской. М.: Прогресс, 1964. 238 с.
15. Петровский В.А. “Я” в персонологической перспективе. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013. 504 с. EDN: YHJEQT
16. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / пер. с англ. С. Комарова. 6-е изд. М.: Питер, 2006. 592 с. EDN: QXNTBH
17. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
18. Токарева Г.В., Дорфман Л.Я. Имплицитные процессы и их исследование в западной психологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 7, № 1. С. 17-27. EDN: RZCMPD
19. Тхостов A.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1994. № 2. С. 3-13.
20. Allport G.W. The productive paradoxes of William James // Psychological Review. 1943. Vol. 50, iss. 1. P. 95-120. DOI: 10.1037/h0057717
21. Anderson J.R. Cognitive psychology and its implications. 7th ed. N.Y.: Worth Publishers, 2010. 469 p.
22. Baars B.J. The cognitive revolution in psychology. N.Y.: Guilford Press, 1986. 443 p.
23. Barresi J., Martin R. History as prologue: Western theories of the self // The Oxford Handbook of the Self / ed. by S. Gallagher. N.Y.: Oxford University Press, 2011. P. 33-56. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199548019.003.0002
24. Behaviourism: The early years. Vol. 1: Reflex, habit and implicit response: The early elaboration of theoretical and methodological behaviourism 1915-1928 / ed. by R.H. Wozniak. London: Routledge/Thoemmes, 1994.
25. Benjamin L.T. A brief history of modern psychology. Malden, MA: Blackwell, 2007. 246 p.
26. Bergson H. Time and free will: An essay on the immediate data of consciousness. London: George Allen & Unwin Ltd., 1910. 280 p.
27. Bhar S.S., Kyrios M. The self-concept: theory and research // The Self in understanding and treating psychological disorders / ed. by M. Kyrios et al. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2016. P. 8-18. DOI: 10.1017/cbo9781139941297.003
28. Boring E.G. History of experimental psychology. 2nd ed. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1950. 777 p.
29. Bruner J.S. Actual minds, possible worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986. 222 p. DOI: 10.4159/9780674029019
30. Bruner J.S., Goodnow J.J., Austin G.A. A study of thinking. N.Y.: John Wiley & Sons, 1956. 330 p.
31. Cameron-Smith C. The story of the self: A grounded theory perspective. Doctoral diss. Rand African Yniversity, 2004.
32. Catania A.C. The operant behaviorism of B.F. Skinner // The Behavioral and Brain Sciences. 1984. Vol. 7, iss. 4. P. 473-475. DOI: 10.1017/s0140525x00026728
33. Chomsky N. “Verbal behavior” by B.F. Skinner: review // Language. 1959. Vol. 35, no. 1. P. 26-58. DOI: 10.2307/411334
34. Danziger K. Naming the mind: How psychology found its language. London: Sage, 1997. 224 p. DOI: 10.4135/9781446221815
35. Danziger K. The historical formation of selves // Self and identity: Fundamental issues / ed. by R.D. Ashmore, L.J. Jussim. N.Y.: Oxford University Press, 1997. P. 137-159. DOI: 10.1093/oso/9780195098266.003.0006
36. Existential psychology / ed. by R. May. N.Y.: Random House, 1961. 126 p.
37. Fuchs A.H. Contributions of American mental philosophers to psychology in the United States // History of Psychology. 2000. Vol. 3, iss. 1. P. 3-19. DOI: 10.1037/1093-4510.3.1.3
38. Greenwood J.D. Neobehaviorism, radical behaviorism, and problems of behaviorism // Greenwood J.D. A Conceptual History of Psychology: Exploring the Tangled Web. 2nd ed. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2015. P. 410-453. DOI: 10.1017/CBO9781107414914.012
39. Harré R. The Second Cognitive Revolution // After Cognitivism: A Reassessment of Cognitive Science and Philosophy / ed. by K. Leidlmair. Dordrecht, NL: Springer, 2009. P. 181-187. DOI: 10.1007/978-1-4020-9992-2_11
40. Hattie J. Self-Concept. N.Y.: Psychology Press, 2014. 320 p. DOI: 10.4324/9781315802183
41. Hume D. An enquiry concerning human understanding / ed. by T.L. Beauchamp. Oxford, UK: Oxford University Press, 1999. 304 p.
42. Husserl E. Ideas: General introduction to pure phenomenology. N.Y.: Collier Books, 1962. 466 p.
43. James W. The principles of psychology. Vol. 1. London: Macmilian, 1890. 716 p. DOI: 10.1037/10538-000
44. Kernis M H., Goldman B.M. Stability and variability in self-concept and self-esteem // Handbook of self and identity / ed. by M.R. Leary, J.P. Tangney. N.Y.: The Guilford Press, 2003. P. 106-127.
45. Leary M.R., Tangney J.P. The self as an organizing construct in the behavioral and social sciences // Handbook of self and identity / ed. by M.R. Leary, J.P. Tangney. N.Y.: The Guilford Press, 2003. P. 3-14.
46. Malone J.C., Cruchon N.M. Radical Behaviotism and the rest of psychology: A review precis of Skinner’s About Behaviorism // Behavior and Philosophy. 2001. Vol. 29. P. 31-57.
47. Markus H.R., Wurf E. The dynamic self-concept: A social psychological perspective // Annual Review of Psychology. 1987. Vol. 38. P. 299-337. DOI: 10.1146/annurev.ps.38.020187.001503
48. Marschall C. Kant’s metaphysics of the self // Philosophers’ Imprint. 2010. Vol. 10, no. 8. URL: https://quod.lib.umich.edu/p/phimp/3521354.0010.008/-kant-s-metaphysics-of-the-self?view=image (accessed: 22.01.2024).
49. Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y.: Harper & Brothers, 1954. 411 p.
50. Maslow A.H. Existential psychology: What’s in it for us? // Existential psychology / ed. by R. May. N.Y.: Random House, 1961. P. 49-57.
51. Maslow A.H. Toward a psychology of being. N.Y.: Van Nostrand, 1962. 214 p. DOI: 10.1037/10793-000
52. May R. Intentionality, the heart of human will // The Journal of Humanistic Psychology. 1965. Vol. 5, no. 2. P. 202-209. DOI: 10.1177/002216786500500209 EDN: JNJPNP
53. May R. The discovery of being: Writings in existential psychology. N.Y.: W.W. Norton & Co., 1994. 194 p.
54. Mead G.H. A behavioristic account of the significant symbol // Journal of Philosophy. 1922. Vol. 19, iss. 6. P. 157-163. DOI: 10.2307/2939827
55. Mead G.H. Mind, self, and society / ed. by C.W. Morris. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1934. 440 p.
56. Mill J. Analysis of the phenomena of the human mind: in 2 vols. London: Longmans, Green, Reader and Dyer, 1869. 454 p., 403 p.
57. Miller G.A. The cognitive revolution: a historical perspective // Trends in Cognitive Sciences. 2003. Vol. 7, iss. 3. P. 141-144. DOI: 10.1016/s1364-6613(03)00029-9
58. Miller G.A., Galanter E., Pribram K.H. Plans and the structure of behavior. N.Y.: Holt, 1960. 236 p. DOI: 10.1037/10039-000
59. Neisser U. Cognitive psychology. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1967. 351 p.
60. Oxford English Dictionary / ed. by J. Simpson, E. Weiner. 2nd ed. Oxford, UK: Oxford University Press, 1989. Vol. 14. 1016 p.
61. Rogers C.R. Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston, MA: Houghton Mifflin, 1951. 560 p.
62. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework // Psychology: A Study of a Science. Vol. 3: Formulations of the Person and the Social Context / ed. by S. Koch. N.Y.: McGraw Hill, 1959. P. 184-256.
63. Rogers C.R. On becoming a person. Boston, MA: Houghton Mifflin, 1961. 420 p.
64. Rogers C.R. The emerging person: A new revolution // Carl Rogers: The man and his ideas / ed. by R.I. Evans. N.Y.: E.P. Dutton & Co, 1975. P. 147-175.
65. Rumelhart D.E., McClelland J.L. et al. Parallel distributed processing: Explorations in the micro-structure of cognition. Vol. 1: Foundations. Cambridge, MA: MIT Press, 1986. 567 p. DOI: 10.7551/mitpress/5236.001.0001
66. Schultz D.P., Schultz S.E. A history of modern psychology. 10th ed. Belmont, CA: Wadsworth Cengage Learning, 2011. 432 p.
67. Self and identity: Fundamental issues / ed. by R.D. Ashmore, L.J. Jussim. N.Y: Oxford University Press, 1997. 256 p. DOI: 10.1093/oso/9780195098266.001.0001
68. Shlein J.M. The Self concept in relation to behavior: Theoretical and empirical research //·Dynamic Social Psychology / ed. by D.G. Dean. N.Y.: Random House, 1969. P. 9-31.
69. Shotter J. Toward a third revolution in psychology: From inner mental representations to dialogical social practices // Jerome Bruner: Language, Culture, Self / ed. by. D. Bakhurst, S.G. Shanker. London: Sage, 2001. P. 167-183. DOI: 10.4135/9781446217634.n11
70. Siegel J. The idea of the Self: thought and experience in Western Europe since the seventeenth century. N.Y.: Cambridge University Press, 2005. 734 p. DOI: 10.1017/cbo9780511818141
71. Skinner B.F. About behaviorism. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1974. 256 p.
72. Skinner B.F. Science and human behavior. N.Y.: Macmillan, 1953. 461 p.
73. Spencer H. The principles of psychology. London: Longman, Brown, Green, and Longmans, 1855. 620 p. DOI: 10.1037/14065-000
74. Staats A.W. A Psychological behaviorism theory of personality // Handbook of psychology. Vol. 5: Personality and Social Psychology / ed. by T. Millon, M.J. Lerner, I.B. Weiner. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2003. P. 135-158. DOI: 10.1002/0471264385.wei0506
75. Todes D. Pavlov’s physiology factory: Experiment, interpretation, laboratory enterprise. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2001. 512 p. DOI: 10.56021/9780801866906
76. Tolman E.Ch. Behavior and psychological man. Berkeley, CA: University of California Press, 1951. 286 p. DOI: 10.1525/9780520344822
77. Watson J.B. Behaviorism. N.Y.: W.W. Norton & Co, 1930. 304 p.
78. Watson J.B. Psychology as the behaviorist views it // Psychological Review. 1913. Vol. 20, iss. 2. P. 158-177. DOI: 10.1037/h0074428
79. Wong P.T.P. Existential and humanistic theories // Comprehensive Handbook of Personality and Psychopathology / ed. by J.Ch. Thomas, D.L. Segal. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2005. P. 192-211.
80. Woodward W.R. Lotze, the self, and American psychology // Annals of the New York Academy of Sciences. 2006. Vol. 291, iss. 1. P. 168-177. DOI: 10.1111/j.1749-6632.1977.tb53068.x
81. Yalom I.D. Existential psychotherapy. N.Y.: Basic Books, 1980. 544 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
При изучении практик добровольной помощи необходимо учитывать как мотивацию разных категорий волонтеров, так и особенности организаций, которые являются бенефициарами этой помощи. Исследование, представленное в настоящей статье, фокусируется на участии родителей в деятельности скаутской организации. На ресурсы, исходящие от родителей, рассчитывают разные формальные и неформальные детские организации и учреждения. Гипотеза настоящего исследования состояла в том, что установка на помощь со стороны родителей скаутскому отряду опирается на интеграционное замыкание, под которым понимается система значимых для них взаимоотношений внутри сообщества. Эмпирическая база исследовательского кейса скаутского отряда «Лесные коты» из Ижевска опирается на данные групповых интервью и опроса (n = 91). Тип мероприятий скаутского отряда (приключения, походы, соревнования) способствует вовлечению родителей и других членов семьи. Привлечение родителей к помощи во время мероприятий приводит к появлению устойчивого сообщества, в котором родители хорошо знают друг друга и детей. При поддержке членов сообщества потенциальные волонтеры переходят к проведению регулярных занятий с группами скаутов. По материалам опроса, родители демонстрируют типичную мотивацию относительно волонтерской работы с преобладанием ценностей причастности к общему делу и стремлением к деятельности, объединяющей семью. Трудности, о которых сообщают респонденты, связаны с ресурсными ограничениями: недостатком времени и неуверенностью в своих умениях и навыках. При этом родители, имеющие опыт добровольческой помощи, сообщили о сложившейся установке на взаимную поддержку внутри родительского сообщества.
В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования агентности пожилых и молодых групп населения. В исследовании мы рассматриваем, как отличаются особенности проявления агентности двух групп населения в рамках подхода к лечению, отношения к ограничительным мерам и отношения к возможностям современной медицины в преодолении новой коронавирусной инфекции. Целью статьи выступает выявление отличий в формировании подобной агентности у двух групп населения и определение ее особенностей. Эмпирической базой исследования послужили полуструктурированные интервью с молодыми и пожилыми жителями Санкт-Петербурга. Всего было собрано 20 интервью с молодыми и пожилыми информантами. В рамках сравнительного исследования источников авторы подчеркивают, что в формировании агентности пожилых и молодых людей наблюдаются отличия, а также отмечают, что различные повседневные сюжеты по-разному способствуют проявлению агентности у молодых и пожилых. Исследование позволило сделать вывод, что для молодых людей важным было формирование агентности независимо от пандемийных ограничений и обладание свободой, позволяющей им не соблюдать подобные ограничения. Во время лечения заболевания молодые люди старались следовать проверенным траекториям и не искать возможные альтернативные пути в лечении, также пренебрегали поиском способов сделать лечение более эффективным, в отличие от пожилых людей, которые проявляли бо́льшую конформную агентность в соблюдении ограничительных мер, но при этом старались контролировать свое лечение и максимально проявлять проактивную позицию. В статье нами выделены и существенные отличия в понимании общего контекста пандемии и возможностей ее преодоления посредством развития сферы медицины и технологий.
Представленность национальных языков в цифровой среде может оказать противодействие языковому сдвигу в эпоху глобализации и цифровизации. Цифровая среда, где информация, услуги в основном выдаются на языке большинства, считается «неблагосклонной» к языкам национальных меньшинств. В результате в течение нескольких поколений может произойти языковый сдвиг, иными словами, переход коммуникации на язык большинства. Результаты социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время можно говорить о доминировании интернет-ресурсов и социальных сетей над традиционными печатными СМИ. Исследователи отмечают, что государственные национальные СМИ выполняют важную функцию по сохранению и развитию языков в интернет-пространстве. Так, благодаря государственной поддержке в Республике Саха (Якутия) (РС(Я)) и своевременной трансформации традиционных печатных СМИ, функционируют сайты на якутском языке, производится контент в социальных сетях и мессенджерах. Основываясь на данных социологического исследования «Медиаландшафт Республики Саха (Якутия) - 2023», а также на результатах экспертного интервью по прогнозу изменения медиапотребления на якутском языке, можно сделать вывод о недостаточной востребованности и объемах потребления контента на якутском языке в Интернете. Исследование подтверждает беспокойство экспертного сообщества перспективой медиапотребления на якутском языке. Беспокойство вызывает низкая потребность в медиапотреблении на якутском языке среди молодежи. При реализации языковой политики Республики Саха (Якутия) предлагается учитывать различную степень влияния каналов информирования, их лояльные аудитории, уровень популярности различных медиа для разных возрастов. Создание эффективных государственных механизмов поддержки национальных региональных СМИ на федеральном и региональном уровнях, использование новых медиа и современных цифровых технологий при передаче информации на родных языках, вовлечение молодого поколения в потребление информации на родных языках в цифровой среде будет способствовать развитию межнационального согласия и культурно-духовного разнообразия российского общества.
Формирование префигуративной культуры вызвано становлением цифрового общества, породившего потребность в передаче опыта электронных коммуникативных связей от младших к старшим по возрасту. Ускорение темпов социального развития приводит к тому, что адаптация к инновациям у старших поколений носит запаздывающий характер и связана с усвоением опыта и образцов поведения самого молодого поколения в культуре. Уменьшение значимости телесной организации в идентичности индивида происходит в виртуальной реальности. В Сети циркулируют чистые мысли в виде знаков, которые отличаются лишь формой и стилем. За экраном остаются реальные телесные характеристики. Но одновременно Сеть предполагает наличие особой телесности, виртуального образа, логика развития которого репрезентируется этапами симуляции, описывающими процесс отхода от оффлайн телесного образа индивида. Потеря целостности и стабильности телесной идентичности в виртуальной среде появляется не только в результате расхождения между сущим и желаемым, но и процессуальности желаемого. Нарушение стабильности телесной устойчивости наносят медицинские практики омоложения, поскольку в префигуративной культуре модно быть молодым. Угрозы человеческой телесности возникают в результате неспособности разграничения виртуальной и традиционной реальности, в переносе опыта конструирования желаемого телесного образа из Сети в действительность. Осознание угрозы существованию человеческой телесности способствует ее сохранению.
В представленной статье намечаются возможные пути рецепции философии Шопенгауэра в теоретических работах Малевича и проводится сравнительный анализ философских воззрений данных мыслителей по ряду ключевых вопросов. В свете многочисленных попыток обнаружить исток философских взглядов Малевича, предпринятых за последние два десятилетия в современном малевичеведении, подобное исследование представляется не только актуальным, но и новым, поскольку версия о влиянии Шопенгауэра до сих пор не получила в отечественных исследованиях достаточной разработки. Материалами для данного исследования послужили теоретические трактаты и программные статьи Малевича разных лет, а также его письма, записи и заметки. В качестве ведущего метода при подготовке исследования был выбран компаративистский метод, а также были использованы такие методы, как историко-философское обобщение и реконструкция. В первой части исследования автор, опираясь на анализ ряда писем и записок Малевича к М. О. Гершензону, а также на макеты первого выпуска журнала «Супремус» и переводы рукописей Малевича, подготовленные А. фон Ризеном для публикации в серии книг издательства «Баухауз», документально подтверждает версию о длительном влиянии философии Шопенгауэра на генезис теоретических взглядов Малевича в период с 1918 по 1927 г. Во второй части исследования, опираясь на результаты сравнительного анализа философских работ Малевича и Шопенгауэра, автор указывает на ряд проблемных сюжетов, таких как проблема взаимоотношения интуитивного и рационального познания, искусства и науки, воли и интеллекта, мистики и эстетики, в которых следы влияния Шопенгауэра на теоретические построения Малевича наиболее очевидны. В заключении на основании полученных результатов автором намечается ряд перспективных направлений для проведения дальнейших исследований по данной проблеме.
Целью данной работы является артикуляция структурных связей между расщепленным субъектом в рамках фрейдовского и лакановского психоанализа и децентрированным дискурсом в рамках (пост)структуралистского философствования на материале работ Деррида. Как психоанализ, так и проект Деррида оказываются особого рода не-регионалистскими (в смысле региональных онтологий) проектами, пытающимися артикулировать и продемонстрировать то, что упускается в классической метафизике присутствия. Как психоанализ, так и деконструкция направлены на то, чтобы вырвать у присутствия примат его трансцендентности, показать, что «центральный» элемент письма является эффектом самого этого письма, но не точкой референции, к которой это письмо якобы отсылает. Субъективность также оказывается не точкой самоналичия и самотождественности, а эффектом структуры. Субъективность обнаруживает себя в пространстве письма, а само письмо оказывается топосом субъективности. Обнаружить следы психоанализа в работах Деррида можно посредством сопоставления концепта différance Деррида и понятия последействия Фрейда: именно через особую трактовку темпоральности как прошлого, которое никогда не было настоящим, можно осуществить акт деконструкции как акт разрушения всякого акта (поскольку акт оказывается отнесенным к субъекту). Результатом работы является определенная рационализация différance, которое оказывается «сердцем» деконструкции у раннего Деррида, и такая рационализация осуществляется через сопоставление с функционированием последействия в структуре травмы. Субъект тем самым оказывается принципиально разорванным, и этот разрыв является конститутивным для субъективности как таковой, субъект обнаруживает в письме след себя самого, но никогда не может обрести полного, чистого самоналичия. Новизна данной работы заключается в том, что проработке этой структурной взаимосвязи на уровне понятий, как правило, не уделяют должного внимания; в данной работе предлагается такая интерпретация, которая прослеживает взаимосвязь между деконструкцией и психоанализом не в общем, а на уровне связи концептов différance и последействия (а также бессознательного вообще), что позволяет прояснить употребление этих понятий во взаимосвязи, а также проливает свет на смежные понятия субъекта и письма.
В статье излагается взгляд на релятивистскую составляющую психоаналитических концепций Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. В данном контексте обращается внимание на изначально негативное, но при этом входящее в противоречие с базовыми установками данного направления отношение к релятивизму основателя психоанализа. Высказывая мнение, что постулирование наличия скрытой части психической системы значительно расширило область применения психиатрии и психологии и релятивизировало понимание «душевных расстройств», автор вместе с тем утверждает, что, оставаясь преданным ключевой позитивистской установке, Зигмунд Фрейд последовательно отвергал все прочие, кроме науки, методы познания, считая их спекулятивными и потому не заслуживающими доверия. Отношение Фрейда к релятивизации научной истины сравнивается в статье с позицией Юнга, который, последовательно преодолевая мировоззренческие рамки классического психоанализа, по мнению автора, стал тем, кто продолжил развитие идей его основателя в их естественном направлении. В частности, как глубоко релятивистская по духу автором характеризуется ключевая юнговская концепция коллективного бессознательного, поскольку принцип его действия - материализация автономного содержания в явлениях самого различного рода - фактически подразумевает такое мироустройство, в котором и роль человека, и его возможности весьма относительны. Автор также высказывает мысль о том, что принципы проявления коллективного бессознательного по Юнгу базируются на релятивистском понимании пространственно-временного фактора, тогда как акаузальный характер проявлений автономного содержания подразумевает деабсолютизацию представлений о времени и пространстве; на этой основе делается вывод о взаимопроникновении концептуальных установок аналитической психологии и релятивистской физики (теории относительности и квантовой механики).
В современной физике распространенным является утверждение о возникновении Вселенной из «ничто» («ничего»). Это непосредственным образом делает актуальным в философии не только интерпретацию проблемы происхождения Вселенной, но и проблему небытия. Мировоззренческая для физики проблема небытия требует решения, прежде всего, в самой философии. Ситуация в отечественной философии такова, что естественнонаучные способы решения проблемы предлагаются в двух крайних формах - категория небытия либо отрицается, либо рассматривается в значении «абсолютное небытие». Речь идет о диалектическом материализме в традиционной форме и «философии небытия», в которых под субстанцией понимаются соответственно материя и «абсолютное небытие». Эти подходы используют диалектическую методологию, поэтому являются альтернативными друг для друга. Отсутствие обоснованного философского решения проблемы отражается на физическом уровне понимания. Отмечается существование в физике искаженного понимания смысла категории небытия, что проявляется в некорректном использовании категорий «ничто» и «ничего». Выявляется физическая интерпретация категории небытия, которая говорит о неправомерности претензий «философии небытия» на легитимизацию своей концепции физическими представлениями. Указывается, что категория «абсолютное небытие» в физической картине мира не имеет смысла. Констатируется существование в «философии небытия» категориальной избыточности и, как следствие, путаницы при осмыслении категории небытия. Делается вывод о необходимости адекватного диалектико-материалистического решения философской проблемы небытия, что требует ее пересмотра. Темой дальнейших исследований может стать поиск общепринятого онтологического определения материи, без которого решение проблемы небытия не может быть законченным.
В статье рассматривается вопрос о смысле бытия как процесса восстановления всеединства мира и роли человека в этом процессе. Миссия человека, по мысли русских религиозных философов «серебряного века», заключается в организации жизни таким образом, чтобы обеспечить собирание мира в единую, цельную социальную систему. Именно человек является проводником идеи всеединства в природном мире. Такое духовное преобразование мира под руководством человека должно достигаться в результате органического субъектно-объективного или духовно-материального единения всего миропорядка. В статье рассмотрен закон всеединства как единство всего сущего, особая модель построения мира. Всеединство есть принцип тождества двух миров (божественного и природного). Воплощение Божества в человечество входит в общий план мироздания. Цивилизационный процесс направлен на достижение всеединства. Показаны этапы исторического развития. Исторический процесс рассматривается как процесс теогонический. Для восстановления внутреннего единства человек должен пройти все этапы религиозного развития, которые представляют три эпохи теогонического процесса, соответствующие трем эпохам мирового процесса. Иерархическая структура человека отражает все ступени космического бытия. Человек представляет микрокосмос, связанный с макрокосмосом. Трансцендентное средоточение человеческого бытия есть Бог, таким образом, человек творит историю, реализуя замысел Бога. Методом достижения всеединства во всех сферах деятельности человек является устремленность к достижению высшего нравственного состояния человека и общества.
Проанализирована полемика между Н. Г. Чернышевским и М. Н. Катковым о статье П. Д. Юркевича «Из науки о человеческом духе». В частности, анализируются статьи М. Н. Каткова «Старые боги и новые боги» и «По поводу “полемических красот” в “Современнике”», опубликованные в «Русском вестнике», и работа Н. Г. Чернышевского «Полемические красоты», опубликованная в «Современнике». Отмечено, что по форме спор похож скорее на перебранку, чем на научную дискуссию, но содержательно в ходе спора Н. Г. Чернышевского и М. Н. Каткова были выражены философские основания разногласий между теорией школы Чернышевского и взглядами М. Н. Каткова и П. Д. Юркевича. Указывается, что принцип партийности философии не сводится к разделению мыслителей только на материалистов и идеалистов в онтологии, но также гласит о гносеологическом различии между монизмом и дуализмом. Дискуссия между М. Н. Катковым и Н. Г. Чернышевским рассматривается как особенное, в котором отражается всеобщее. Другими словами, в эпизодическом споре между мыслителями выражена основная суть всей дискуссии 1860-х гг. об антропологическом принципе. Начертаны возможные пути преодоления ситуации, в которой под видом диалога ведется два несвязанных друг с другом монолога. Намечены перспективы налаживания философского диалога между представителями разных философских школ, разных точек зрения на фундаментальные вопросы онтологии и теории познания. Отмечено, что в XIX в. в России материализм как философское учение был менее разработан, чем идеализм, представленный немецкими классиками, в связи с чем могла возникать недооценка этого учения оппонентами.
Издательство
- Издательство
- ПГНИУ
- Регион
- Россия, Пермь
- Почтовый адрес
- 614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Букирева, 15
- Юр. адрес
- 614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Букирева, 15
- ФИО
- Германов Игорь Анатольевич (И.о. ректора)
- E-mail адрес
- rector@psu.ru
- Контактный телефон
- +7 (342) 2396326
- Сайт
- http://www.psu.ru