В статье приведена характеристика межнациональных отношений во Вьетнаме и политики государства в этой сфере. Показаны его этнический состав, гарантии равноправия, межнационального мира и согласия через развитие языков, письменности, культуры, свободу вероисповедания и участия в органах власти. Дана оценка проблемы национальной автономии и самоопределения. Раскрыты противоречивые тенденции, специфика межнациональных конфликтов, особенно их рост на антикитайской почве. Выявлены особенности реакции властей на попытки внешних сил внести раскол в общество по национальному и религиозному признаку.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
Национальная политика Вьетнам пока не стала темой серьезных исследований в России, а вьетнамскими учеными изучается выборочно, в основном в части общих достижений и социально-экономических задач.
Список литературы
1. XII съезд Компартии Вьетнама. Документы и экспертные оценки / под ред. Мазырина В.М. - М.: ИДВ РАН, 2016. 352 с. EDN: VXOFYM
2. Бабаев К.В., Самарина И.В. Язык май. Материалы российско-вьетнамской лингвистической экспедиции. - М.: ЯСК, 2018. Вып. 5. 576 с. EDN: GAKENE
3. Вьетнам - торговый и инвестиционный партнер. Справочник / под ред. Мазырина В.М. -М.: ИКСА РАН, 2022. 388 с. EDN: XZFOIZ
4. Григорьева Н.В. 2023. Трансграничная торговля как форма жизнеобеспечения: трансформации деловой активности в приграничных районах Северного Вьетнама. - Вьетнамские исследования, №4, с. 37-49. URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/624971. EDN: FLFXZQ
5. Григорьева Н.В. 2020. Этнические вьетнамцы (цзин) в Китае. История изучения и актуальные социокультурные процессы. - Вьетнамские исследования, №2, с. 47-57. URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/87014. EDN: SOGVZH
6. Мазырин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986- 2006 гг.). - М.: Ключ-С, 2007. 336 с. EDN: QPJAVX
7. Народы и религии мира. Энциклопедия / под ред. Тишкова В.А. 1998. Большая Российская Энциклопедия, 938 с.
8. Нго Т.Ч., Кондратенко Н.А, Шашкова С.Н. 2024. Доступность образования во Вьетнаме: социологический анализ. - Вьетнамские исследования. № 4, с. 68-80. URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/634269/pdf.
9. Поспелов Д.М., Степанов Е.Д. Пекин против Вьетнама (60-е - начало 80-х годов). - М.: Мысль, 1983. 206 с.
10. Современный Вьетнам. Справочник / под ред. Кобелева Е.В. - М.: ИД “Форум”, 2015. 366 с. EDN: WOEACR
11. Социалистическая Республика Вьетнам. Справочник / под ред. Глазунова Е.П. - М.: Наука, 1985. 288 с.
12. Чан В.Х., Нгуен Т.Т., Ле Т.М. 2020. Земельные конфликты среди этнических меньшинств горных районов Северного Вьетнама в 1986-2017 гг. - Вьетнамские исследования. № 1, с. 18-27. URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/86996/65178. EDN: IBBWXO
13. Australia MP Luke Simpkins Speaks Out on Persecution of Montagnards. 2011. - TH of Australia - Vietnam: Montagnards, Speech, July 06, by the Authority of House of Representatives.
14. Thayer, Carlyle A. The Vietnam People’s Army under Doi Moi. 1994. Regional Strategic Studies Program, Institute of South East Studies, pp. 5-33.
15. Vietnam’s economy. The period 1945-1995 and its perspectives by the year 2020. 1996. Hanoi, 406 р.
16. Vietnam on the move. 2006. Hanoi, 135 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Международное право всегда развивалось и будет развиваться. Созданный в послевоенный период международный правопорядок с центральной ролью ООН и универсальными международно-правовыми инструментами фактически приостановил свое действие в условиях системной конфронтации между Западом и Россией. Основные многосторонние договоры и соглашения, направленные на предотвращение ядерных испытаний, поддержание ядерного паритета, ограничение вооружений и опасной военной деятельности, практически прекратили свое действие вследствие выхода из них в одностороннем порядке США или приостановки действия в ответ на это с российской стороны. Следует ожидать резкого возрастания интереса и соперничества за ресурсы малоосвоенных регионов, в первую очередь Арктики. Следующими шагами станут «зашельфовые» пространства Мирового океана. Вместе с тем достижения в области технологий, особенно в таких областях, как искусственный интеллект, биотехнологии и возобновляемые источники энергии, будут продолжать формировать новую политэкономию глобального развития. В связи с этим в международном сообществе приходит понимание необходимости создания норм международного права, регулирующих международные отношения на новом этапе их развития.
Сингапур, будучи многонациональным государством, представляет собой уникальный пример успешной этнической и национальной политики. С момента обретения независимости в 1965 г., Сингапур стремился к созданию гармоничного общества. Одной из ключевых особенностей этнической политики Сингапура является принцип мультикультурализма. Этот подход не только способствует социальной гармонии, но и формирует уникальную идентичность Сингапура как многонационального государства. Одной из ключевых особенностей мультикультурализма в Сингапуре является его официальная поддержка на уровне государственной политики. Правительство внедрило ряд законов и инициатив, направленных на обеспечение равных прав для всех этнических групп.
В современном Иране насчитывается около 60 народов и национальных групп, и представлены все монотеистические религии, а также множество конфессий этих религий. Официальные данные показывают абсолютное преобладание мусульман, хотя фактически среди части молодого поколения наблюдается определенный отход от ислама и рост популярности христианства и зороастризма. Во время династии Пехлеви практиковалась силовая ассимиляция национальных меньшинств. После исламской революции от этой практики отошли, контроль над меньшинствами был ослаблен, но они по-прежнему добиваются реализации своих национальных и культурных прав. С избранием президента Масуда Пезешкиана в 2024 г. ситуация в сфере прав национальных меньшинств значительно улучшается.
В науке и информационном пространстве идёт дискуссия о причинах распада Югославии (СФРЮ). Большинство учёных и политиков разных стран придерживаются версии о большой роли внутренннего фактора, в том числе о вине сербов за возникновение конфликтной ситуации в СФРЮ в конце 80-х годов. Автор статьи приходит к выводу, что международный фактор играл определяющую роль в развале федерации. Именно он поддерживал выход республик из состава федерации, вёл информационную войну, подтасовывал решения международных организаций, принуждал к антисербским действиям, разжигал националистические настроения.
Индия сегодня - это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой и стабильной политической системой, основанной на принципах представительной демократии и федерализма. Индийское общество представлено индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и др. Индуисты разделены на множество каст и четыре варны. Конституция объявила дискриминацию на основе касты незаконной. Разобщенность индийского общества воздействует на общественное развитие. В основу единого федерального государственного устройства положен национально-территориальный принцип. Британские колониальные чиновники были убеждены в том, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Однако Конституция заложила основы единства страны, формирования республиканского строя и утверждения парламентской демократии. Она предусматривает сильный центр и автономные штаты, полномочия которых четко разграничены. В состав Индии вошли княжества; Джамму и Кашмир получил особый статус в соответствии со статьей 370 Конституции Индии. В 2019 г. эта статья была отменена и образованы две союзных территории - Джамму и Кашмир и Ладакх с целью большей интеграции их в состав Индии. В 1962 г. был создан Совет национальной интеграции для обсуждения проблем общинности, кастовой системы, терроризма, поликонфессиональности и языковой разобщенности. После прихода к власти БДП Совет фактически перестал существовать. Главным для индийского государства остается сохранение территориальной целостности и единства страны.
Китайская Народная Республика создавалась как единое многонациональное государство, в котором проживает 56 национальностей с подавляющим численным большинством ханьцев (китайцев). Вместе с другими национальностями ханьцы образуют «китайскую нацию», которая весьма разнообразна, а территория расселения неханьских национальностей охватывает не менее 60% всей площади республики. При создании новой китайской государственности лидеры КПК отказались от ленинского принципа права наций на самоопределение. Вместо него неханьским национальностям предоставлено право на создание автономных единиц различных ступеней с наделением их широкими правомочиями и правом на развитие своего языка, обычаев, традиций, религии. Все это позволило Китаю сохранить свою государственность от распада по примеру СССР, обеспечить мирное и гармоничное существование разных национальностей в рамках одного унитарного государства.
Теракт в «Крокус Сити Холле» стимулировал активную законодательную деятельность, направленную на ужесточение российской миграционной политики. При помощи анализа статистических данных и нормативно-правовой литературы, результатов социологических опросов, институционального и структурно-функционального подходов авторы показывают, что исключительно ограничительные инициативы в долгосрочной перспективе недостаточно эффективны, поскольку несут такие риски, как а) снижение темпов экономического роста; б) этническая анклавизация; в) усиление социальной и межнациональной напряженности. Избежать указанных рисков и интенсифицировать включение иммигрантов в российское общество позволят меры стимулирующего характера, в т. ч. домиграционная подготовка, организованный набор иностранной рабочей силы и адаптационные классы для детей-мигрантов.
Формула межнационального мира в нашей стране - результат многовековых усилий поколений наших соотечественников. Это величайшее наследие, которое мы обязаны сохранить и передать нашим потомкам. Российский народ формировался естественным путем, интегрируя и консолидируя многочисленные этносы, населявшие нашу страну, которая и сегодня остается самой большой по территории в мире. Многие страны Востока, с которыми у нас сложились прочные и взаимовыгодные партнерские отношения, имеют богатый позитивный опыт в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Этот гармонизирующий опыт очень важен в условиях нынешнего международного кризиса и роста напряженности. Знакомство с этой сферой государственного устройства стран-партнеров будет способствовать развитию наших отношений как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних институтов многополярного и справедливого мира.
Издательство
- Издательство
- РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ВЛАСТЬ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121108, город Москва, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- Юр. адрес
- 121108, г. Москва, р-н Фили-Давыдково, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- ФИО
- Цыпляев Сергей Алексеевич (ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1255491