Актуальность исследования обусловлена тем, что представление молодых людей об успехе характеризуют их сферу целеустремлений и выступают регулятором их концепции самоопределения и самореализации в условиях быстро и многообразно меняющейся социальной действительности. Ориентация на успех содержит оценочную интерпретацию результатов достижений и отношения к ним, обусловленных необходимостью решения как личностных, так и общественно значимых задач.
Цель: изучить структурно-содержательные характеристики социальных представлений студенческой молодежи об успехе. Гипотеза: представление студенческой молодежи об успехе достаточно четко структурированы; содержательные характеристики представлены сочетанностью ориентацией на экстериоризированный и интериоризованный успех. Участники: студенты бакалавриата (N = 108) вузов г. Саратова (СГУ имени Н. Г. Чернышевского, СГТУ им. Гагарина Ю. А.) в возрасте от 19 до 22 лет (M = 20,50; SD = 1,5), женского пола 58% и мужского 42%.
Методы (инструменты): ассоциативный эксперимент (К. Г. Юнг) (к слову-стимул «успех», написать не менее 5 слов), контент-анализ с последующей реализацией метода прототипического анализа П. Вержеса (P. Vergès).
Результаты: выявлена структура и содержание социального представления об успехе. Содержание ядерных компонентов характеризуется сочетанностью ориентаций на успех как результат достижения цели, обеспечивающий материальное благополучие; как социальное признание; как преодоление препятствий. Содержание периферической системы представлений включает профессионально-образовательные устремления, а также проявление личностных качеств (конкурентоспособность, гибкость, изворотливость), способствующих стабильному достижению успеха. Основные выводы: в представлении об успехе молодые люди ориентированы на экстериоризированный успех (социальное одобрение и внешние достижения: материальные, социальные, статусные) в сочетании с ориентацией на интериоризованный успех (успех как результат собственной деятельности, успех как преодоление препятствий, успех как психическое состояние). Практическая значимость: результаты могут быть реализованы в разработке молодежных программ, а также программ психолого-педагогического содействия продуктивной реализации стремления к успеху.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Социальные представления молодежи об успехе являются производной от процессов ее социализации в условиях современного российского общества, характеризующегося динамичностью и изменчивостью. С одной стороны, это предполагает не только «присвоение»/«усвоение» молодыми людьми опыта реализации различных модусов стратегии социального бытия (успех/удача), но и конструирование стратегий самореализации и прогнозирование собственного пространства эффективной самореализации на фоне ментального «освоения» социо-культурных, экономических и политических изменений, происходящих в стране.
Список литературы
1. Жоделе Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / под ред. С. Московичи. М.; СПб.: Питер, 2007. С. 372-394.
2. Шамионов Р. М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 26, № 27. С. 1-9. ,. DOI: 10.54359/ps.v6i27.725 EDN: QBGZPL
3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 301 с. EDN: QODLDH
4. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. 398 с. EDN: NOKVND
5. Бовина И. Б., Дворянчиков Н. В., Мельникова Д. В., Лаврешкин Н. В. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 3. C. 8-25. ,. DOI: 10.17759/sps.2022130302 EDN: JWMHBA
6. Бочарова Е. Е. Представление личности о культурно-исторических фактах и их роли в детерминации социальной активности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 22-35. ,. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-22-35 EDN: EALCMR
7. Moscovici S. Social representations: Explorations in social psychology / ed. by G. Duveen. New York: New York University Press, 2000. 328 p.
8. Doise W. Human rights studied as normative social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / ed. by K. Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. P. 96-112.
9. Jodelet D. Représentation sociale: Phénomènes, concept et théorie // Psychologie Sociale / Sous la dir. S. Moscovici. Paris: Presses Universitairesde France, 1989. P. 357-378.
10. Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: о философии поступка. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. 214 с.
11. Батурин Н. А. Психология успеха и неудач. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского ГУ, 1999. 100 с.
12. Корж Е. М. Некоторые критерии оценки достижения жизненного успеха // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2008. № 1. С. 31-47. EDN: MSNGUP
13. Теплинских М. В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 92-97. EDN: KNVTGF
14. Артамошина Ю. В. Представления об успехе и карьерные ориентации женщин, выполняющих традиционные и нетрадиционные профессиональные роли // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 6 (62). С. 295-299. EDN: JKFELZ
15. Сысоенко А. В. Научно-практический взгляд на категорию “Успех” // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 3. С. 46-48. EDN: MVBPYV
16. Лабунская В. А. Ефремова О. И. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах / под ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. С. 321-334. EDN: TFKHBH
17. Рикель А. М., Ермолаева Д. Д. Особенности представления об успехе у людей разных поколений // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2017. Т. 21. С. 65-77. EDN: ZHGOAR
18. Карапетян Л. В. Социально-демографические и психологические предикторы успешности профессионалов // Организационная психология. 2019. Т. 2, № 3. С. 20-34. EDN: HMEXXN
19. Waitley D. Psychology of success: Finding meaning in work and life. 6th ed. New York: McGraw-Hill Education, 2016. 407 p.
20. Shoja M. M., Shane T. R., O’Brien D. Defining and Re-Defining Success // A Guide to the Scientific Career: Virtues, Communication, Research and Academic Writing. Hoboken, 2020. P. 3-13. DOI: 10.1002/9781118907283.ch1
21. Nagaoka J., Farrington C. A., Ehrlic S. B., Heath R. D. Foundations for Young Adult Success: A Developmental Framework. Chicago: University of Chicago Consortiu m on School Research, 2015. 110 p.
22. Johnson B. Soft Skills-Essential for Succes // BMH Medical Journal. 2021. Vol. 8, № 3. P. 99-102.
23. Lyubomirsky S., King L. The Benefi ts of Frequent Positive Affect: Does Happiness Lead to Success? // Psychological Bulletin. 2005. Vol. 131, № 6. P. 803-855. DOI: 10.1037/0033-2909.131.6.803
24. Григорьева О. В. Психофизиология состояния успеха // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 43-45. EDN: TEHNSD
25. Lewin K. Field Theory and Learning // Teachers College Record. 1942. Vol. 43, iss. 10. P. 215-242. DOI: 10.1177/016146814204301006
26. Анцыфирова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. 512 с. EDN: QXPMHV
27. Гусельцева М. С., Асмолов А. Г. Скрытое лидерство и разнообразие моделей успеха в современном обществе // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2 (32). С. 14-23. 10.33065/2307-1052- 2020-2-32-14-23,. DOI: 10.33065/2307-1052-2020-2-32-14-23 EDN: GEMCWX
28. Paszenda W. Success in everyday life // Hermeneutics, Social Criticism and Everyday Education Practice / ed. by R. Włodarczyk. Wrocław: Instytut Pedagogiki uniwersytetu Wrocławskiego, 2020. P. 187-204.
29. Whitehall A. P., Hill L. G., Yost D. M., Kidwel K. K. Being smart is not enough to ensure success: Integrating personal development into a general education course // The Journal of General Education. 2016. Vol. 65, iss. 3-4. P. 241-263. DOI: 10.5325/jgeneeduc.65.3-4.0241
30. Деева Н. А. Жизненная успешность как метаресурс в системе саморегуляции личности студентов, получающих среднее специальное и высшее образование // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, № 3. С. 297-307. EDN: UYPPYG
31. Толстоухова И. В. Представления о жизненном успехе магистрантов: социологический аспект // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социальноэкономические науки. 2023. № 2. С. 107-118. DOI: 10.15593/2224-9354/2023.2.8 EDN: FXBMLE
32. Vergès P. L’Evocation de l’argent: Une méthode pour la défi nition du noyau central d’une représentation // Bulletin de Psychologie. 1992. T. XLV, № 405. P. 203-209. DOI: 10.1590/1413-82712018230403
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность исследования обусловлена растущей меж- и внутригрупповой напряженностью, снижению которой может способствовать прощение.
Цель: выявить эффект личностно-группового фактора на прощение в меж- и внутриэтническом взаимодействии представителей разных этноязыковых групп. Гипотеза: личностно-групповые факторы, представленные субъектными качествами в согласовании с особенностями менталитета и культурными ценностями представителей разных этноязыковых групп, оказывают значимый эффект на прощение в меж- и внутриэтническом взаимодействии. Участники: студенты Короленковского университета (Глазов, Удмуртская Республика) в возрасте от 17 до 30 лет (N = 249, М = 20,3; SD = 2,8, из них мужчин – 88, женщин – 161), сгруппированные в три выборки в соответствии с этноязыковым статусом: славянская (n = 105), финно-угорская (n =71), тюркская (n = 73).
Методы (инструменты): для диагностики объективных критериев этнической принадлежности использовалась «Методика диагностики выраженности этничности» (В. Ю. Хотинец), для диагностики способности прощать в меж- и внутриэтническом взаимодействии применена русскоязычная версия «Шкалы прощения Хартланд» (С. К. Нартова-Бочавер, А. А. Адамян), для исследования личностно-групповых факторов использовались «Методика исследования самоотношения» (С. Р. Пантилеев), «Короткий опросник Тёмной триады» (D. Paulhus, K. Williams, адаптация М. С. Егорова, М. А. Ситникова, О. В. Паршикова), опросник «PEN» (H. Eysenck, S. Eysenck, адаптация А. Г. Шмелёва), «Самоактуализационный тест» (E. Shostrom, адаптация Л. Я. Гозман, М. В. Кроз), «Толерантность к неопределенности» (S. Budner, адаптация Г. У. Солдатовой), «Дифференциальный тип рефлексии» (Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин).
Результаты: принятие ценностей самоактуализирующейся личности и системная рефлексия являются универсальными детерминантами прощения в межэтническом взаимодействии. Специфическими детерминантами прощения «других» в славянской этноязыковой группе являются субъектность, активность, целостность; в финно-угорской группе – независимость традиционных ценностей и моделей поведения от воздействия извне; в тюркской группе – уровень зрелости личности и системная рефлексия. Во внутриэтническом взаимодействии в славянской группе детерминантами прощения являются проактивность, агентность; в финно-угорской – просоциальная направленность; в тюркской – эмоциональный самоконтроль, просоциальная направленность и рефлексивность. Основные выводы: прощение в согласовании с менталитетом и культурными ценностями референтной этнической группы является проявлением проактивного поведения рефлексирующей личности. Практическая значимость: результаты могут быть использованы в работе специалистов, занимающихся социкультурной и социально-психологической адаптацией беженцев и релокантов.
Актуальность исследования суверенности психологического пространства личности в условиях полузакрытой учебной группы обусловлена ее ролью как показателя соотношения индивидуального и группового и ее регулятивной функцией.
Цель: изучить выраженность параметров суверенности психологического пространства личности и их связь с социально-психологическими характеристиками в учебных группах полузакрытого типа на разных уровнях обучения (кадеты и курсанты).
Гипотеза: кадеты как более младшая возрастная группа переживают ситуацию обучения в полузакрытой группе тяжелее, чем курсанты, что приводит к снижению выраженности параметров суверенности. Участники: 222 респондента, проживающие и обучающиеся в г. Москва (n = 107 кадет, в возрасте 15–17 лет, M = 15,9, SD = 0,69, 75% юноши и n = 115 курсантов, в возрасте 17–21 года, M = 18,4, SD = 1,88, 87% юноши).
Методы (инструменты): для изучения суверенности применен опросник «Суверенность психологического пространства – 2010» (С. К. Нартова-Бочавер); для анализа социально-психологических характеристик использованы: методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова), методика определения индекса групповой сплочённости (К. Сишор), методика диагностики психологической атмосферы коллектива (А. Ф. Фидлер).
Результаты: показано, что курсанты переживают бóльшую травматизацию суверенности психологических границ личности, чем кадеты. «Нормальный» уровень суверенности связан с ценностными ориентациями, индивидуальным опытом, сплоченностью и групповой атмосферой. Основные выводы: параметры суверенности психологического пространства личности в учебной группе полузакрытого типа обусловлены организационно-образовательной средой учреждений разного уровня обучения (среднее и высшее образование); социально-психологические характеристики выполняют роль поддержки суверенности в ситуации обучения в полузакрытой группе. Практическая значимость: результаты могут быть использованы с целью психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся психологами кадетских и военных образовательных учреждений.
Актуальность исследования связана с изучением нового феномена – субъектности горожан, включением понятия в тезаурус социальной психологии города.
Цель: сформулировать понятие «субъектность горожан», выполнить его операционализацию. Гипотеза: существует связь интернальной ответственности за позитивные изменения в жизни города и установок на активность горожан в ее разных проявлениях (онлайн, обсуждения, физические действия). Участники: 324 респондента в возрасте от 18 до 75 лет (M = 43, SD = 18), проживающие в г. Москве (49% женщин и 51% мужчин). Методы (инструменты): для выявления установок на активное участие в общественной жизни города применяли опросник «Готовность к активному участию в жизни города» (Т. П. Емельянова, Т. В. Дробышева, Е. Н. Викентьева, С. В. Тарасов) с целью анализа выраженности ответственности за происходящее в городе применяли опросник «Атрибуция ответственности горожан» (Т. В. Дробышева), для изучения социо-демографических характеристик респондентов применяли анкетирование.
Результаты: на основе теоретического анализа сформулировано понятие «субъектность горожан», выделены основные показатели (активность, ответственность) и эмпирические референты (проявления активности и ответственности горожан); осуществлены подбор методик и их первичная психометрическая проверка, результаты которой позволили выделить те вопросы, которые наилучшим образом раскрывают интернальную ответственность горожан и разные формы активности в городской среде, направленные на улучшение качества жизни в городе. Выявлена взаимосвязь показателей интернальной ответственности горожан, принимавших участие в работе, за происходящее в городе и их готовности к участию в общественной жизни. Основные выводы: субъектность горожан понимается как способность личности, принимая ответственность за происходящее в городе, направлять свою активность на преобразование городской среды с целью улучшения условий городской жизни. Эмпирически подтверждено, что принятие на себя ответственности за происходящее в городе связано с готовностью респондентов принимать как непосредственное участие в работах по благоустройству, так и обсуждать проблемы городской жизни с другими жителями. Практическая значимость: результаты могут быть полезны для сотрудников муниципалитетов, разрабатывающих программы активного привлечения населения к работам по благоустройству города.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания вклада разных аспектов образа жизни в структуру представления о старении у взрослых с целью последующей работы над конструированием продуктивной старости населения.
Цель: изучение влияния компонентов здорового образа жизни и психологического благополучия на позитивное представление о старении. Гипотеза: здоровый образ жизни (ЗОЖ) и психологическое благополучие способствуют формированию позитивного представления о старении. Участники: N = 92 в возрасте от 22 до 64 лет (Mвозраст = 34,5; SD = 12,9). Респонденты проживают в разных регионах Российской Федерации, 27,2% из них – мужчины, 72,8% – женщины. Методы (инструменты): методика для определения представления о старении, основанная на зарубежном опроснике «Восприятие старения» / The Ageing Perceptions Questionnaire (APQ) (M. Barker, A. O’Hanlon, H. M. McGee, A. Hickey, R. M. Conroy); для исследования аспектов образа жизни использован опросник «Профиль здорового образа жизни» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая, И. Р. Муртазина); шкала психологического благополучия (К. Рифф в адаптации Е. Г. Трошихиной, Л. В. Жуковской) для определения выраженности компонентов психологического благополучия.
Результаты: посредством ANOVA выявлены различия по параметрам «физическая активность», «внутренний рост», «управление стрессом» и общему показателю Про ЗОЖ, а также по параметру психологического благополучия «компетентность» в сторону большей выраженности в группе с осознанным подходом к образу жизни. По параметрам представления о старении статистически значимых различий не выявлено. Произведена оценка параметров представления о старении, ЗОЖ и психологического благополучия в зависимости от возраста и степени осознанности образа жизни. Выявлена структура связей между параметрами ЗОЖ, а также психологического благополучия с представлением о старении. Основные выводы. Подход к образу жизни играет значимую роль для позитивного представления о старении посредством включения компонентов ЗОЖ; психологическое благополучие стабилизирует детерминирующую роль старения в жизни человека и влияет на «положительный контроль». Практическая значимость: выявленные особенности могут быть использованы в индивидуальной психологической работе для формирования позитивного восприятия старения и конструирования продуктивной старости посредством коррекции образа жизни у взрослого населения.
Актуальность исследования: социально-психологическое благополучие детей редко становится предметом исследования в связи с трудностью выделения показателей данного вида субъективного благополучия, их изменчивостью на разных стадиях первичной социализации. Частичное решение данной проблемы возможно посредством разработки понятия «социально-психологическое благополучие личности» (СПБЛ), его операционализации и психометрической проверки модели на конкретной возрастной выборке.
Цель: психометрическая проверка структуры социально-психологического благополучия. Гипотеза: существует связь показателей в трех компонентах СПБЛ, при этом все показатели компонента «самоотношение» будут положительно связаны со всеми показателями двух других компонентов СПБЛ, в то время как не все показатели компонентов «отношения со значимыми другими» и «субъектность» связаны междусобой. Участники: 116 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 7 лет (M = 6,1; SD = 0,40), 50% муж. пол; все жители г. Москва.
Методы (инструменты): для изучения эмпирических референтов «самоотношения» использована методика «Типология субъектной регуляции ребенка» (С. В. Хусаинова, Г. С. Прыгин) и проективная методика «Нарисуй историю» (Р. Сильвер); «отношения с другими» изучено посредством методик «Секрет» (Т. А. Репина), «Семья в представлениях детей» (Т. В. Дробышева, И. Н. Микиева), «Рисунок семьи» и уточняющей беседы; показатели «субъектности» выявлены посредством методики «Особенности проявления воли дошкольников» (Р. М. Геворкян); анкета, направленная на фиксацию социально-демографических характеристик детей.
Результаты: на основе теоретического анализа сформулировано понятие СПБЛ детей, обоснована его структура. Эмпирически подтверждено предположение о трехкомпонентной структуре СПБЛ, установлена высокая согласованность показателей СПБЛ внутри каждого из компонентов.
Выводы: в структуре СПБЛ самоотношение выполняет ведущую роль, связывая между собой два других компонента – «субъектность» и «отношения со значимыми другими». Удовлетворенность респондентов отношениями с другими зависит от непротиворечивости их самооценок и модальности самоотношения. Позитивное самоотношение актуализирует субъектные качества детей (проявление ими инициативы, самостоятельности и выдержки во взаимодействии со сверстниками). Практическая значимость: результаты могут быть применены в практике психологического обследования детей, организации просветительской работы, психологического консультирования родителей.
Актуальность исследований в исторической психологии обусловлена, с одной стороны, самим потенциалом данного направления в психологии – на сегодняшний день недостаточно раскрытого, но имеющего прогностическую функцию, что может иметь практическую значимость в объяснении современной действительности. С другой стороны, востребованность психолого-исторических исследований объясняется недостаточностью теоретико-методологических работ в исторической психологии.
Цель: описать психологическое содержание исторических событий в рамках исторической психологии. Историческая психология как междисциплинарная наука может развиваться благодаря наполнению психологическим содержанием категорий исторической науки. Показано, что категория «событие» в истории и психологии имеет разное содержание, однако их взаимосвязь, взаимовлияние необходимо учитывать при исследовании в рамках исторической психологии. Категория «историческое событие» является одной из главных в исторической науке, а задача исторической психологии – рассматривать психологическое содержание исторических событий.
Результаты: раскрыто содержание понятия «историческое событие» в гуманитарных науках и понятие «событие» в психологии, подобный анализ показал обязательную включенность человека в любое историческое событие. Анализ мотивов поведения, целей, ценностей, мировоззрения людей конкретного исторического времени может способствовать поиску детерминант исторических событий, а изучение коллективных чувств на события может способствовать описанию психологического состояния общества под воздействием тех или иных исторических событий.
Выводы: проведенное исследование позволило выявить несколько необходимых критериев для анализа психологического содержания исторических событий в исторической психологии: анализ поведения участников события, их мотивы, цели, способы действия; участие исторических личностей в событии; описание исторического события с учетом языка исторического времени; событие как идея; чувства, коллективные чувства, связанные с историческим событием. Практическая значимость: отражение влияния исторических событий на отдельного человека и общество в целом проявляется в исторической памяти народа, определяет принадлежность человека к той или иной исторической общности, способствует консолидации общества, формируя общие коллективные переживания на исторические события, значимые для данного общества и транслируемые от поколения к поколению.
Актуальность исследования обусловлена подготовкой высококвалифицированных специалистов с инженерным мышлением, необходимых для развития научно-технического потенциала страны. Процесс подготовки такого специалиста с разносторонним и гибким мышлением начинается еще со школьной скамьи, где главную роль в подготовке играет учитель.
Цель: выявление эффективных методик, подходов и практик, способствующих развитию инженерного мышления будущих учителей физики и информатики и применения их в практике подготовки выпускников педагогических вузов. Гипотеза: если учебный процесс в педагогических вузах будет опираться на диверсифицированные подходы и стратегии, то это будет способствовать формированию у студентов инженерного мышления. Методы (инструменты): теоретическое исследование и анализ публикаций в научных журналах по проблеме формирования инженерного мышления; синтез; методы логических обобщений; анкета, направленная на изучение готовности будущих педагогов к формированию инженерного мышления обучающихся (O. Р. Шeфeр, Т. Н. Лeбeдeва, С. В. Крaйнeва, Г. С. Кочеткова).
Результаты: через оценку потенциала в формировании инженерного мышления в процессе подготовки будущих учителей описан опыт работы факультета математики, физики, информатики «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по формированию данного типа мышления. Анкетирование показало, насколько будущие учителя физики и информатики готовы формировать инженерное мышление у обучающихся. Основные выводы: использование возможностей технологических инструментов предметных лабораторий технопарков, моделей инженерных исследований, практико-ориентированных задач позволяет будущим учителям физики и информатики более эффективно работать с информацией, содержащей инженерные решения и достигать планируемых результатов в формировании инженерного мышления. Практическая значимость: применение опыта деятельности по формированию инженерного мышления в образовательном процессе педагогических учебных заведений. Результаты могут быть использованы для планирования и оптимизации системы профессионального развития и переподготовки педагогов.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/