Актуальность исследования обусловлена сложностью переживания выхода на пенсию, необходимостью его ментального освоения, конструирования прогнозов и планов.
Цель: изучение феноменов, характеризующих людей предпенсионного возраста, в зависимости от их нахождения на том или ином этапе планирования выхода на пенсию. Гипотеза. Феномены «стратегии проактивного совладания» и «долгосрочная ориентация личности» связаны с процессом пенсионного планирования. Социально-демографические факторы (уровень образования, наличие в семье иждивенцев) значимы в планировании пенсионного перехода. Участники: 202 респондента в возрасте 43–63 года (муж. = 49%; жен. = 51%), работающие, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Методы (инструменты): для изучения психологического времени личности использована краткая версия стэндфордского опросника временной перспективы «Zimbardo Time Perspective Inventory» (Ф. Зимбардо в адаптации Т. А. Нестика); проактивного совладания – «Проактивный копинг» (Proactive Coping Inventory) (Е. Грингласс в адаптации Е. П. Белинской, А. В. Вечерина, Е. Р. Агадуллиной); процесса планирования выхода на пенсию – «Шкала процесса планирования выхода на пенсию» («The Process of Retirement Planning Scale» (Дж. Г. Нуна, К. Стивенс и Ф. М. Альпасс).
Результаты. Выявлены значимые различия в выраженности проактивного совладания на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Подготовка к выходу на пенсию». Ориентация на будущее значимо менее выражена на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Решение о начале подготовки». Временная перспектива респондентов, находящихся на этапе «Решение о начале подготовки», значимо отличается от других групп фатализмом в восприятии настоящего. Возраст желаемого выхода на пенсию значимо превышает возраст планируемого выхода на пенсию. Выявлена значимость социально-демографических характеристик в пенсионном планировании. Основные выводы. Этап «Решение о начале подготовки» характеризуется фатализмом респондентов при восприятии настоящего. Фактор «проактивное совладание» проявляется на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Подготовка к выходу на пенсию». Социально-демографические показатели свидетельствуют о значимости наличия в семье иждивенцев, а также уровня образования предпенсионера в планировании пенсионного перехода. Практическая значимость. Данные могут быть реализованы в практике психологического консультирования предпенсионеров.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Факторы психологического благополучия людей после выхода на пенсию явились для психологической науки проблемой со многими неизвестными. Подходы к ее решению в мировой науке на протяжении более чем сорока лет возникали из разных теоретических источников (преодоление стресса, смена роли, целеполагание, принятие решения, идентичность, личностные особенности, образ Я и др.).
Список литературы
1. Szinovacz M. E. Contexts and pathways: Retirement as institution, process, and experience // Reasons, Processes, and Results / eds. G. A. Adams, T. A Beehr. New York: Springer, 2003. P. 6-52.
2. Post C., Schneer J. A., Reitman F., Ogilvie D. Pathways to retirement: A career stage analysis of retirement age expectations // Human Relations. 2013. Vol. 66, iss. 1. Р. 87-112. DOI: 10.1177/0018726712465657
3. Wang M., Shi J. Psychological Research on Retirement // Annual Review of Psychology. 2014. Vol. 65, iss. 1. Р. 209-233. DOI: 10.1146/annurevpsych-010213-115131
4. Zhan Y., Froidevaux A., Li Y., Wang M., Shi J. Preretirement resources and postretirement life satisfaction change trajectory: Examining the mediating role of retiree experience during retirement transition phase // Journal of Applied Psychology. 2023. Vol. 108, iss. 5. Р. 871-888. DOI: 10.1037/apl0001043 EDN: UNOWKR
5. Dendinger V. M., Adams G. A., Jacobson J. D. Reasons for working and their relationship to retirement attitudes, job satisfaction and occupational self-efficacy of bridge employees // The International Journal of Aging and Human Development. 2005. Vol. 61, iss. 1. Р. 21-35. DOI: 10.2190/K8KU-46LHDTW5-44TU
6. Wang M., Henkens K., van Solinge H. Retirement adjustment: A review of theoretical and empirical advancements // American Psychologist. 2011. Vol. 66, iss. 3. Р. 204-213. DOI: 10.1037/a0022414
7. Blekesaune M., Skirbekk V. Can personality predict retirement behaviour? A longitudinal analysis combining survey and register data from Norway // European Journal of Ageing. 2012. Vol. 9, iss. 3. Р. 199-206. DOI: 10.1007/s10433-011-0212-62012-6 EDN: VSEMIA
8. Hershey D. A., Henkens K., van Dalen H. P. Mapping the minds of retirement planners // Journal of CrossCultural Psychology. 2007. Vol. 38, iss. 3. Р. 361-82. DOI: 10.2139/ssrn.907281 EDN: JTBLWH
9. Feldman D. C., Beehr T. A. A three-phase model of retirement decision making // American Psychologist. 2011. Vol. 66, iss. 3. Р. 193-203. DOI: 10.1037/a0022153
10. Noone J., Earl J., Stephens Ch., Rafalski J., Allen J., Alpass F., Topa G. An Application of the ResourceBased Dynamic Process Model in the Context of Retirement Planning // Work, Aging and Retirement. 2022. Vol. 8, iss. 3. P. 225-240. DOI: 10.1093/workar/wab006 EDN: JKTHZP
11. Reis M., Pushkar D. Retirement, Personality, and Life Satisfaction: A Review and Two Models // Journal of Applied Gerontology. 1993. Vol. 12, iss. 2. Р. 261-282. DOI: 10.1177/073346489301200209 EDN: JMYXER
12. Forster P., Morris M. Successful transition to retirement in Australia // Social Sciences Directory. 2012. Vol. 1, № 1. Р. 4-12. DOI: 10.7563/SSD_01_01_01
13. Tsotsoros C. E., Hershey D. A., Kiso H., Koposko J. L. Racial differences in anticipated satisfaction with life during retirement // Work, Aging and Retirement. 2019. Vol. 5, № 3. P. 236-254. DOI: 10.1093/workar/waz002
14. van Solinge H., Damman M., Hershey D. A. Adaptation or Exploration? Understanding Older Workers’ Plans for Post-Retirement Paid and Volunteer Work Work // Aging and Retirement. 2021. Vol. 7, iss. 2. P. 129-142. DOI: 10.1093/workar/waaa027 EDN: JVWMWQ
15. Ang A., Chen C., Kalyani M. Retirement experience, retirement satisfaction and life satisfaction of baby boomers // Journal of Applied Psychology. 2022. Vol. 27, iss. 3. P. 177-190. 10.1108/ WWOP-03-2022-0014. DOI: 10.1108/WWOP-03-2022-0014
16. Prakash K. C., Virtanen M., Törmälehto S., Myllyntausta S., Pentti J., Vahtera J., Stenholm S. Changes in life satisfaction during the transition to retirement: Findings from the FIREA cohort study // European Journal of Agеing. 2022. Vol. 19, iss. 4. Р. 1587-1599. DOI: 10.1007/s10433-022-00745-8
17. Kiso H., Rudderow A. L., Wong J. D. Financial and Parental Stress as Predictors of Retirement Worry // Journal of Financial Therapy. 2019. Vol. 10, iss. 1. Р. 30-44. DOI: 10.4148/1944-9771.1165
18. Ugwu L. E., Enwereuzoret I. K., Nwankwo B. E., Ugwueze S., Ogba F. N., Nnadozie E. E., Elom C. O., Ezeal A., Arinze M. Proactive personality and social support with pre-retirement anxiety: Mediating role of subjective career success // Frontiers in Psychology. July 2, 2021. Vol. 12. Article number 569065. 15 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.569065
19. Ogunsemi J., Akinnawo E. O., Akinbobola O. I., Olajire O. O., Olusa A. O., Okunola J. L. Personality traits and retirement anxiety among university’s staff in Niger ia // Journal of Education and Health Promotion. 2023. Vol. 12, iss. 1. Р. 96-106. DOI: 10.4103/jehp.jehp_1034_22 EDN: KWRZMI
20. Hansson I., Buratti S., Thorvaldsson V., Johansson B., Berg A. I. Disentangling the mechanisms of retirement adjustment: Determinants and consequences of subjective well-being // Work, Aging and Retirement. 2020. Vol. 6, iss. 2. Р. 71-87. DOI: 10.1093/workar/waz021
21. Hansson I., Buratti S., Johansson B., Berg A. I. Beyond health and economy: Resource interactions in retirement adjustment // Aging & Mental Health. 2019. Vol. 23, iss. 11. P. 1546-1554. DOI: 10.1080/13607863.2018.1506745
22. Shultz K. S., Wang M. Psychological perspectives on the changing nature of retirement // American Psychologist. 2011. Vol. 66, iss. 3. Р. 170-179. DOI: 10.1037/a0022411
23. Shultz K. S. Bridge employment: Work after retirement // Reasons, Processes, and Results / eds. G. A. Adams, T. A Beehr. New York: Springer, 2003. P. 214 -241.
24. Wang M. Profi ling retirees in the retirement transition and adjustment process: Examining the longitudinal change patterns of retirees’ psychological well-being // Journal of Applied Psychology. 2007. Vol. 92, iss. 2. Р. 455-474. DOI: 10.1037/0021-9010.92.2.455
25. Muratore A. M., Earl J. K. Improving retirement outcomes: The role of resources, preretirement planning and transition characteristics // Ageing and Society. 2015. Vol. 35, iss. 10. Р. 2100-2140. DOI: 10.1017/S0144686X14000841 EDN: VGBIHV
26. Bai X., Liu Ch., Song Ya., Sörensen S. Adaptation and validation of the preparation for future care needs scale for chinese older adults in Hong Kong // The Gerontologist. 2022. Vol. 62, iss. 7. Р. 357-368. DOI: 10.1093/geront/gnab089 EDN: EVGWCI
27. Hershey D. A., Mowen J. C. Psychological determinants of fi nancial preparedness for retirement // The Gerontologist. 2000. Vol. 40, iss. 6. Р. 687-697. DOI: 10.1093/geront/40.6.687
28. Емельянова Т. П., Викентьева Е. Н. Переживание будущего: жизненные перспективы людей предпенсионного возраста // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14, № 2. C. 116-133. ,. DOI: 10.17759/sps.2023140208 EDN: PHDBLI
29. Noone J. H., Stephens C., Alpass F. The Process of retirement planning scale (PRePS): Development and validation // Psychological Assessment. 2010. Vol. 22, iss. 3. Р. 520-531. DOI: 10.1037/a0019512
30. Rafalski J., Noone J., O’Loughlin K., Andrade A. Assessing the Process of Retirement: Cross-Cultural Review of Available Measures // Journal of Cross-Cultural Gerontology. 2017. Vol. 32, iss. 3. P. 255-279. DOI: 10.1007/s10823-017-9316-6J
31. Нестик Т. А. Социально-психологические предпосылки и типы долгосрочной ориентации: результаты эмпирического исследования // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 4. С. 28-39. ,. DOI: 10.31857/S020595920016008-4 EDN: KZPPZF
32. Белинская Е. П., Вечерин А. В., Агадуллина Е. Р. Опросник проактивного копинга: адаптация на неклинической выборке и прогностические возможности // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7, № 3. C. 192-211. ,. DOI: 10.17759/psyclin.2018070312 EDN: VKMVIH
33. Scholnick E. K., Friedman S. L. The planning construct in the psychological literature // Developmental Psychology of Planning: Why, How, and When Do We Plan? / eds. S. L. Friedman, E. K. Scholnick. Mahwah, New Jersey; London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1997. P. 3-14.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность исследования определяет необходимость содействия поиску инструментов, повышающих эффективность психологического сопровождения и адаптации иностранных студентов в российских вузах, что стало главной идеей межрегионального круглого стола «Психологическое сопровождение иностранных студентов в российских вузах» (Пензенский государственный университет, 25 апреля 2024 г.).
Цель: аналитический обзор выступлений участников межрегионального круглого стола «Психологическое сопровождение иностранных студентов в российских вузах».
Результаты: Участники, среди которых были представители вузовских структур, ответственных за организацию адаптационного процесса иностранных студентов, представители общественных организаций, иностранные студенты, преподаватели вузов, обсудили вопросы теории и практики психологического сопровождения иностранных студентов, получающих образование в российских вузах. Оригинальность и новизна: межрегионального круглого стола были определены форматом проведения мероприятия, содержанием докладов и составом участников. В работе круглом столе приняли участие представители Российской Федерации, Казахстана, Китая, Индии, Марокко, Египта, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
Актуальность исследования обусловлена развивающимися в системе российского образования тенденциями обновления подходов и принципов педагогической деятельности на основе тьюторских идей. Становление новой педагогической профессии «тьютор» в массовой образовательной практике объективировало проблемы, которые связаны с единообразным пониманием педагогическим сообществом ключевых категорий тьюторства, определяющих сущность и особенности профессиональной тьюторской деятельности.
Цель: выявить ценностно-смысловые характеристики тьюторской позиции педагога, раскрывающие специфику тьюторского взаимодействия с обучающимися и выделяющие профессию «тьютор» среди других педагогических профессий. Методы (инструменты): теоретический анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, схематизация и систематизация материалов по исследуемой проблеме. Методологической базой исследования стали научные труды, авторы которых рассматривают категории «позиция» и «профессиональная позиция», изучают сущность и особенности тьюторской позиции педагога.
Результаты: определено понятие «позиция» как система взглядов, принципов, отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в его поведении и поступках. Одним из значимых аспектов позиции человека выступает профессиональная позиция, обусловливающая траектории жизненного и профессионального пути. Сопоставительный анализ взглядов исследователей на профессиональную позицию в аспекте педагогической деятельности позволил выявить взаимосвязь педагогических позиций с уровнем профессионального развития. Как особая культура педагогической деятельности, опирающаяся на идеи антропологизации и индивидуализации образования, рассматривается тьюторская позиция педагога. Предложено авторское понимание категорий «педагог-тьютор», «педагог с тьюторской позицией», «педагог с тьюторской компетенцией», на основе которого выделяются базовые векторы профессионального становления в области тьюторства. Основные выводы: выявленные и теоретически обоснованные ценностно-смысловые характеристики тьюторской позиции педагога позволяют ее идентифицировать в ряду других педагогических позиций и ролей, определить место и назначение новой профессии «тьютор» в условиях современного образования. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в качестве содержательно-смысловых ориентиров при построении системы профессионального образования в области тьюторства и разработке образовательных программ профессиональной подготовки педагогов-тьюторов.
Актуальность. Для реализации гуманитарной политики России на африканском континенте одним из действенных средств установления дружественных двусторонних отношений является интеграция африканских учащихся в российское культурно-образовательное пространство. Важным средством сотрудничества может стать педагогическое образование, когда иностранных студентов включают в программы высшего образования и они продолжают деятельность в образовательных центрах за рубежом. В Республике Гана такой центр открыт с 2023 г., где занимаются продвижением российской культуры среди учащихся. Однако более глубокой интеграции в образовательную систему с этой целью, прежде всего систему подготовки педагогических кадров, будет способствовать понимание организации педагогического образования: её внутреннего устройства, задач, содержания, управления, актуальных направлений развития на её исторических основаниях.
Цель: анализ современной системы педагогического образования в Республике Гана. Методология соответствует культурологическому подходу, сочетая в себе методы сравнительно-педагогического, историко-педагогического, теоретического анализа научной литературы, государственных образовательных документов, отчётов Министерства образования и международных организаций, дополненные наблюдениями за образовательной практикой Ганы и интервью с представителями ганийского профессионального образования. В результате исследования охарактеризована система подготовки кадров в Гане, представлена её современная структура, выявлены органы управления педагогическим образованием и их основные функции, проанализирована образовательная политика в отношении подготовки педагогических кадров, выявлены принципы организации национального педагогического образования.
Выводы: система подготовки педагогов в Республике Гана находится на этапе активного обновления, а для национального образования типичен принцип развития в соответствии с государственными интересами, но на основе зарубежной консультативно-методической и финансовой поддержки; следовательно, в настоящий момент для сотрудничества в педагогическом образовании Гана максимально открыта. Практическая значимость: исследование представляет интерес для организации Центром открытого образования в Гане и создания совместных программ подготовки кадров в рамках реализации Концепции гуманитарной политики РФ за рубежом, а также может быть использована в курсе сравнительной педагогики в вузе.
Актуальность исследования определяет необходимость изучения мотивационных механизмов снижения внутреннего напряжения и становления идентичности геймеров в условиях массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр (ММОРПГ).
Цель: изучить роль игровой мотивации в процессах виртуальной идентичности и жизнестойкости молодых геймеров. Гипотеза: игровая мотивация сопряжена со снижением внутреннего напряжения и процессами становления виртуальной идентичности в виртуальном жизненном пространстве геймеров. Участники: N = 120 в возрасте от 18 до 25 лет (nмуж = 72; nжен = 48; M = 20,4; SD = 2,5), проживающих в центральном регионе Российской Федерации. Методы (инструменты): для оценки игровой мотивации применен опросник мотивации игры в массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры (ММОРПГ) (N. Yee в адаптации Н. В. Богачевой, В. Е. Епишина, А. В. Мильянской); для оценки жизнестойкости использована краткая версия теста жизнестойкости (С. Мади в адаптации Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой); для оценки статусов виртуальной идентичности использована методика «Статус ВИ» (М. В. Клементьева); для оценки игровой умелости использована «Game Experience Questionnaire» («Анкета игрового опыта»), «Оценка игровой умелости» (W. A. IJsselsteijn, Y. A. W. de Kort, K. Poels в адаптации М. В. Клементьевой, М. В. Кургузова).
Результаты: выявлены значимые различия в выраженности показателя «жизнестойкости» геймеров: более высокие значения зафиксированы в игре. Обнаружены значимые связи между показателями игровых мотивов, жизнестойкости, игровой умелости и виртуальной идентичности: демонстрируя без барьерную реализацию игровой мотивации и совершенство игровой умелости, геймеры испытывают внутреннее напряжение, беспомощность в реальной жизни и стремятся уйти от действительности, формируют виртуальную идентичность, основанную на образах игровых аватаров. Основные выводы: в онлайн-игре молодые геймеры способны более эффективно справляться с внутренним напряжением по сравнению с реальной средой, поддерживать идентичность, успешно реализовывать игровые мотивы. Практическая значимость: материалы исследования могут использоваться в разработке программ по укреплению жизнестойкости и развитию идентичности молодых геймеров.
Актуальность: в условиях экономической нестабильности и неопределенности особую актуальность приобретают вопросы изучения субъектных качеств личности предпенсионеров, среди которых выделяется финансовая автономность. Представленная статья посвящена проблеме ее измерения в условиях планирования выхода на пенсию как одного из показателей экономико-психологической зрелости личности. Цель работы: выполнить психометрическую проверку авторского опросника «Шкала финансовой автономности личности» (Т. В. Дробышева, И. В. Ларионов, С. В. Тарасов). Гипотеза: шкала финансовой автономности личности имеет одномерную структуру и связана с интернальным локус-контролем и автономностью как независимостью личности. Участники: 215 предпенсионеров (от 45 до 63 лет), проживающие в разных регионах РФ; из них: 108 женщин и 107 мужчин, 49% – работающие и 51% – неработающие. Методики (инструменты): субшкала «Автономность» методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т. Д. Шевеленковой, Т. П. Фесенко), опросник «Уровень субъективного контроля» (сост. Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд); обработка результатов проводилась с помощью пакета программ IBM SPSS.22.0, IBM AMOS 19.0, Jamovi 2.4.11.
Результаты: проведена первичная стандартизация опросника. Выполнена проверка на нормальность и внутреннюю согласованность. Оценивались факторная структура, дискриминативность и конвергентная валидность опросника. Показано, что опросник «Шкала финансовой автономности личности» имеет однофакторную структуру и отличается высокими показателями психометрической надежности. Основные выводы: опросник «Шкала финансовой автономности личности» является надежным инструментом, измеряющим финансовую автономность как способность личности независимо от мнения окружающих управлять своими финансами, принимать соответствующие решения, нести за них ответственность, осуществлять контроль за своим финансовым положением. Описаны различия в выраженности автономности в разных группах предпенсионеров. Практическая значимость выполненной работы определяется необходимостью оказывать целевую помощь предпенсионерам в планировании ими выхода на пенсию, основываясь на измеренных показателях их финансовой автономности.
Актуальность исследования. Профессионализм будущих офицеров проявляется в таком качестве, как умение адаптироваться к быстро изменяющимся новым обстоятельствам, к смене условий и предъявляемым требованиям, связанным с прохождением военной службы. Значимость педагогического сопровождения адаптации курсантов в условиях военного вуза определяется требованиями к повышению качества профессиональной подготовки кадров – будущих офицеров Вооруженных Сил РФ – для эффективного решения задач, связанных с выполнением профессиональных обязанностей и боевой службы.
Цель: обобщение и демонстрация разнообразия подходов к определению сущности понятия «адаптация курсантов», прослеживание тенденции к его трактовке в контексте специфики взаимодействия курсанта и ориентированного на военно-профессиональную подготовку реального образовательного пространства военного вуза, определение в отношении курсантов этапов прохождения и содержания педагогического сопровождения их адаптации в указанном учреждении. Методы: аналитический, в связи с изучением литературы по теме; теоретический синтез, в связи с обобщением и демонстрацией подходов к понятию «адаптация курсантов», объяснением разнообразия его трактовок учёными; описательный, в связи с фиксацией этапов и содержания педагогического сопровождения.
Результаты. Показаны сущность, особенности, слагаемые и проблемы адаптации курсантов к условиям военного вуза. Предложены этапы (диагностический, преобразовательный) и содержание педагогического сопровождения адаптации курсантов в условиях военного вуза. Для успешной диагностики на первом этапе рекомендованы к реализации на практике соответствующие методы, методики, опросники. На втором преобразовательном этапе педагогическое сопровождение адаптации курсантов предложено осуществлять с учётом выделенных составляющих адаптационного процесса: психофизиологической, социально-психологической, учебно-профессиональной, служебно-функциональной и культурно-бытовой. Основные выводы: для реализации требований к качеству профессиональной подготовки кадров – будущих офицеров Вооруженных Сил РФ – предлагается содержание поэтапно реализуемого педагогического сопровождения в начальный период освоения ими учебно-профессиональной деятельности. Практическая значимость определяется возможностью использования в образовательной деятельности военного вуза.
Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС начального общего образования, в которых зафиксированы метапредметные образовательные результаты, включающие овладение такими навыками сотрудничества, как: определение цели совместной деятельности и путей ее достижения, распределение ролей, взаимный контроль, оценка собственного поведения и поведения окружающих, конструктивное разрешение конфликтов.
Цель: определение характеристик образовательной среды, в которой учащиеся демонстрируют высокий уровень навыков сотрудничества. Гипотеза: предполагается, что учащиеся демонстрируют более высокий уровень навыков сотрудничества в среде, предоставляющей возможности для их свободной активности, самостоятельного выбора, опоры на личностные интересы, независимости суждений и поступков, структурированной и психологически безопасной, т. е. удовлетворяющей потребности ребенка в автономии, компетентности и связанности с другими. Участники: четвероклассники (N = 1384) и управленческие команды из 37 общеобразовательных школ в 21 регионе РФ. Методы (инструменты): для оценки навыков сотрудничества использован инструмент мониторинга «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация), разработанный в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, содержащий задания сценарного типа в компьютерной форме; характеристики среды определялись посредством методик векторного моделирования и оценки количественных параметров образовательной среды (В. А. Ясвин).
Результаты. Показана связь уровня сотрудничества учащихся с типами среды, выделенными на основе шкал «свобода–зависимость» и «активность–пассивность», а также количественными параметрами среды.
Выводы. Определены характеристики среды, связанные с высоким уровнем навыков сотрудничества в начальной школе: преобладание активных и свободных типов среды, структурированность, безопасность, широта и интенсивность. Практическая значимость. Управленческим и педагогическим командам образовательных организаций может быть рекомендовано учитывать полученные результаты при выборе приоритетов проектирования и организации личностно-развивающей среды.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/