В статье исследуются этнополитические нарративы и технологии символической политики, использовавшиеся кандидатами в ходе президентских выборов 2024 года в Республике Северная Македония (РСМ). Основное внимание уделяется анализу предвыборных программ, публичных выступлений и символической визуализации политических стратегий, отражающих позиции кандидатов по вопросам национальной идентичности, евроинтеграции и межэтнических отношений. Предметом исследования выступают этнополитические (в том числе, идентичностные) нарративы, а также их воплощение в избирательной кампании посредством технологий символической политики. Акцент делается на политико-управленческих потенциалах института президентства в условиях развития этнополитических противоречий между македонским большинством и албанским меньшинством. Исследование показало, что ключевым нарративом кампании стала тема евроинтеграции, однако кандидаты по-разному интерпретировали ее последствия для македонской идентичности. Методологическая база включает системный и институциональный подходы для анализа политических механизмов РСМ; сравнительный этнополитический анализ, позволяющий сопоставить стратегии кандидатов в условиях этнической неоднородности страны; дискурс-анализ предвыборных программ и публичных выступлений; анализ приемов символической визуализации политических концептов (включая дизайн графического оформления материалов политической рекламы кандидатов); анализ вторичных статистических данных. Выводы статьи подчеркивают, что, несмотря на очевидную этнополитическую поляризацию, кандидаты от крупнейших политических партий, претендующие на победу, избегали радикальных заявлений, стремясь сохранить символико-политическую роль президента как гаранта единства гражданской нации. Кандидаты-македонцы стремились сохранить национальную идентичность, критикуя уступки в пользу Греции и Болгарии, в то время как кандидаты-албанцы делали акцент на консоциональной демократии и приоритете европейских ценностей. Действующий президент занимал компромиссную позицию, сочетая поддержку евроинтеграции с риторикой всемакедонского гражданского единства. Однако, при этом, избирательные программы претендентов отражали глубокие различия, существующие у этнических македонцев и албанцев, в понимании будущего страны, что свидетельствует о сохранении существенной этнополитической напряженности в македонском обществе.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
Важнейшим событием политической жизни Республики Северная Македония (далее – РСМ) в 2024 г. стали объединенные по времени парламентские и президентские выборы, не только повлиявшие на расстановку сил внутри республики, но и вызвавшие некоторое смещение акцентов во внешней политике.
Список литературы
1. Кудрявцева З.Г. Виды нарративов в политическом дискурсе // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2021. № 4 (43). С. 142-146. ;. DOI: 10.36622/AQMPJ.2021.60.37.021
2. Мусихин Глеб Иванович. Нарратив как смыслообразующий элемент политической символизации // Вопросы теоретической экономики. 2024. Т. 23. № 2. С. 116-133. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2024_2_116_133
3. Салаватова Анастасия Валерьевна. Европейская интеграция как фактор македонской национальной идентичности // Современная Европа. 2021. № 1. DOI: 10.15211/soveurope12021209218
4. Салиева Л.К. Нарративный анализ. История и современность. Сферы приложения // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2012. № 3. С. 116-128.
5. Тюрин Е.А., Савинова Е.Н., Голишевский М.Б. Попытки построения консоциональной демократии как этнополитическая проблема современной Македонии // Мировая политика. 2025. № 1. С. 24-36. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=73518. DOI: 10.25136/2409-8671.2025.1.73518
6. Фененко Алексей Валериевич. Исторический нарратив как вызов для национальных государств // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2023. № 3. С. 14-34. ;. DOI: 10.20542/afij-2023-3-14-34
7. Шейгал Е.И. Многоликий нарратив // Политическая лингвистика. 2007. Вып. 2 (22). С. 86-93.
8. Buthe T. Taking Temporality Seriously: Modeling History and the Use of Narratives as Evidence // American Political Science Review. 2002. Vol. 96. No. 3. P. 481-493. ;. DOI: 10.1017/S0003055402000278
9. Ku A.S.M. Narratives, Politics, and the Public Sphere: Struggles Over Political Reform in the Final Transitional Years in Hong Kong (1992-1994). 1st ed. Routledge, 1999. DOI: 10.4324/9780429451461
10. Schiff B. A New Narrative for Psychology // Explorations in Narrative Psychology. New York, 2017; online edn, Oxford Academic, 20 July 2017. DOI: 10.1093/oso/9780199332182.001.0001
11. Shenhav S.R. Thin and Thick Narrative Analysis // Narrative Inquiry. 2005. Vol. 15. No. 1. P. 75-99. DOI: 10.1075/NI.15.1.05SHE
12. Vasilev G.H., Treneska J., Smilevski T. Handbook on 2024 Presidential Elections in the Republic of North Macedonia. Konrad Adenauer Foundation, Institute for Democracy “Societas Civilis” Skopje, 2024. URL: https://izbornaarhiva.mk/wp-content/uploads/2024/04/belegexemplar-2024-handbook-on-2024-presidential-elections-eng-version.pdf.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современные профессиональные реалии, в которых нейросети генерируют код, а VR-терапевты корректируют психические состояния, ставят под сомнение адекватность традиционных классификаций профессий. В данном контексте предметом исследования выступает разработка психотехник диагностики профессиональных психотипов, учитывающих цифровизацию всех сфер труда. Основная научная задача заключается в модернизации авторской психологической типологии профессий путем введения параметра цифровой интеграции и создания соответствующих диагностических инструментов. Исходим из предположения, что такой подход не только сохранит базовые принципы классификации, но и позволит отразить новые гибридные формы профессиональной деятельности, возникающие на стыке цифровых и традиционных компетенций, что в конечном итоге обеспечит релевантную оценку профессиональных характеристик в условиях современной цифровой среды. Методология исследования органично сочетает классические подходы психологии труда с современными цифровыми концепциями. Междисциплинарный синтез объединил достижения когнитивной психологии, нейронауки, антропологии цифрового труда. Последовательно реализован методологический принцип исследования - диалектическое сочетание преемственности и изменчивости в эволюции профессиональных психотипов. Сохранена базовая структура авторской психологической типологии (21 психотип) с добавлением цифрового параметра. Научная новизна заключается в создании и валидизации авторских диагностических инструментов - модифицированного опросника профессиональной направленности и новой методики оценки цифровой вовлеченности. Проведенная на репрезентативной выборке (903 респондента) психометрическая проверка, включавшая конфирматорный факторный анализ, подтвердила высокую надежность и валидность методик. Особым вкладом стало обоснование параметра цифровой интеграции, который позволил выявить различные типы профессиональной адаптации к цифровой среде и зафиксировать новые гибридные формы профессиональной деятельности (аудиторы этики ИИ, медиаторы киберконфликтов), сохраняющие ядро традиционных метатипов при обновлении содержания деятельности. Сохраняя связь с традиционными профессиональными типами, они демонстрируют новое содержание деятельности, отражающее современные требования цифровой экономики. Практическая значимость исследования проявляется в создании эффективного диагностического инструментария, позволяющего оценивать уровень цифровой готовности специалистов, прогнозировать возможные кризисы профессиональной идентичности и разрабатывать персонализированные программы развития. Применение разработанных методик в организационной практике открывает новые возможности для кадровой работы, включая оценку цифровых компетенций, проектирование индивидуальных траекторий профессионального роста, оптимизацию процессов подбора персонала и профилактику профессиональной дезадаптации в условиях цифровой трансформации
Актуальность исследования метаресурса жизненной успешности и его взаимосвязи с ресурсами конструктивной жизни у сотрудников органов внутренних дел обусловлена рядом взаимообусловливающих факторов: необходимостью выявления и исследования таких личностных ресурсов, которые бы помогали современному человеку осуществлять конструктивную жизнь в современных условиях, перспективностью развития ресурсного подхода в психологии труда; необходимостью изучения ресурсных возможностей личности сотрудников органов внутренних дел в условиях современной реальности в связи с повышающимися требованиями к их профессиональной служебной деятельности. В статье представлено понимание и структурно-функциональная организация метаресурса жизненной успешности личности, обоснована его акцепторная функция. Уделено внимание системе личностных ресурсов, представлена точка зрения на организацию ресурсов конструктивной жизни личности. В исследовании приняло участие 892 сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, из них 388 женщин и 504 мужчины. Диагностические методики направлены на измерение таких ресурсов конструктивной жизни личности, как: мотивационные и психологические состояния; интегративные личностные характеристики, способствующие эффективному и успешному преодолению жизненных трудностей; характеристики субъектности. Основные результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что метаресурс жизненной успешности, как сложное многокомпонентное интегративное образование, имеет устойчивые взаимосвязи со многими показателями личностных ресурсов конструктивной жизни в исследуемой выборке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В результате проведения корреляционного анализа установлено большое количество значимых взаимосвязей компонентов метаресурса жизненной успешности с показателями личностных ресурсов конструктивной жизни. При этом компонент эмоциональные переживания (в частности, нравственные и бытийные переживания) имеет наименьшее количество значимых корреляций с показателями ресурсов конструктивной жизни. Метаресурс жизненной успешности, как сложное многокомпонентное интегративное образование, имеет устойчивые взаимосвязи со многими показателями личностных ресурсов конструктивной жизни в исследуемой выборке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Это позволяет сделать предположение о наличии в системе ресурсов респондентов определенных «ядерных» связей, которые участвуют в организации конструктивной жизни. Новизна и значимость полученных в представленном исследовании результатов заключается в том, что предложено понимание метаресурса жизненной успешности, основной функцией которого является акцепторная.
Актуальность исследования определяется распространенностью панических атак, их негативным влиянием на здоровье и качество жизни, а также необходимостью выявления психологических факторов, способствующих ночным приступам паники, которые в настоящее время остаются недостаточно изученными. В последнее время наблюдается увеличение числа больных с синдромом панических атак, в том числе подростков и студентов, что затрудняет процесс обучения и в целом снижает качество жизни и здоровья. Целью данного исследования является выявление индивидуально-психологических особенностей пациентов с паническим расстройством в качестве психологических предикторов ночных панических атак для повышения эффективности психологической помощи. Объектом исследования выступает клиничко-психологические особенности панического расстройства. Предметом исследования являются психологические предикторы панических атак при нарушениях сна. В исследовании участвовали 29 пациентов с установленными диагнозами «Паническое расстройство» (F41.0) и агарофобия (F40.0) в возрасте 21-43 лет. Длительность панических атак от одного года до двенадцати лет. Методы исследования: методы клинико-психологической диагностики (анкетирование, тестирование, проективные методы), методы математической статистики. Результаты исследования показали, что для пациентов с частыми приступами паники в ночное время характерно более тревожное переживание болезни, сопровождающееся выраженными страхами перед приступами паники, тревоге за свое будущее и отношением к социальному окружению как основному источнику тревоги, чем пациентов с редкими приступами паники в ночное время. Для пациентов с частыми приступами паники в ночное время характерно более выраженное смещение локуса контроля в сторону экстернальности в области межличностных отношений и в отношении здоровья. Для пациентов с частыми приступами паники в ночное время характерна интрапсихическая направленность личностного реагирования на болезнь, тогда как для пациентов с редкими приступами паники в ночное время характерна внутренняя картина болезни без выраженных нарушений психической и социальной адаптации. Перспективы исследования связаны с расширением выборки в аспекте изучения проявления панических атак у учащейся молодежи, проявлений совладающего поведения, а также создания комплексных программ психологической помощи и профилактики нарушений психического здоровья.
Объектом исследования в настоящей статье выступает диалектика развития цифровой информационной культуры личности обучающегося, предметом - её общие и специфические закономерности и противоречия. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях проникновения цифровой среды в жизнь людей на всех уровнях актуализируются вопросы развития цифровых качеств личности в том числе и в учебном процессе как уровне отдельных навыков, так и более сложных дидактических единиц. Цель исследования состоит в раскрытии закономерностей и противоречий влияния современной цифровой среды на информационную культуру личности как педагогически рассматриваемое и формируемое качество. Исследование основано на положениях фундаментальных работ, выдвинувших понятие информационной культуры в социальном и позже в педагогическом понимании на фоне эпохи компьютеризации, а также современных трудов, рассматривающих информационную культуру личности с междисциплинарных гуманитарных позиций. Основным методом исследования выступает диалектический анализ, позволяющий сопоставлять различные факторы развития цифровой информационной культуры личности; метод абстрагирования, позволяющий говорить о влиянии информации на развитие человека без привязки к её содержанию, и метод синтеза, благодаря которому формируются понимания разрешения возникающих противоречий. В работе обосновывается понимание цифровой информационной культуры как нового видового качества личности по сравнению с информационной культурой в традиционном понимании. Подчёркивается усиление влияния стихийной внеинституциональной информационной среды на интеллектуальные процессы обучающегося. Рассматриваются возможности разрешения обозначенных противоречий в условиях педагогического процесса. В результате исследования делается вывод о соответствии закономерностей и противоречий общей диалектике педагогического процесса, при которой взаимодействует индивидуальность человека и массовость образования, в том числе цифрового в современном контексте. Новизна работы заключается в рассмотрении развития информационной культуры с обобщённо-теоретических позиций влияния цифровой информации на обучающегося в условиях педагогических взаимодействий в противовес традиционно принятому рассмотрению формирования конкретных качеств с акцентом на технологическую сторону процесса.
В статье анализируются эффекты цифровой среды в системе современного образования. Изучаются документы, регламентирующие деятельность субъектов образовательного процесса в условиях использования цифровой среды. Приводятся вариативные мнения ученых о проблеме психологического влияния цифровой среды на подростков поколения альфа. Приводятся оценка целесообразности применения виртуальной среды и учет негативных психологических последствий. Целью данной статьи является изучение проблемы психологических эффектов на подростков в условиях применения цифровых образовательных ресурсов. Тема статьи является актуальной в связи с требованиями законодательства в области образования. Развитие рыночных отношений приводит к необходимости формирования навыков электронной коммуникации начиная со школьной скамьи. Школьная система образования должна отражать реальные потребности современного общества, поэтому внедрение и грамотное использование цифровых ресурсов поможет реализовать требующиеся нормативы в области интернет-коммуникаций. Научно-исследовательское изучение проводится в соответствии с принципами психологических наук. Базовой детерминантой в работе является процесс коммуникации между пользователями в среде интернет-технологий. В свою очередь конкретным методом исследования содержательных данных цифровизации современного образования является общенаучный анализ исследования по проблеме психологических аспектов в условиях реализации цифровой образовательной среды. Проведенный теоретический анализ демонстрирует выявление амбивалентного эффекта для пользователей цифровой среды. Примечательным является трансформация пространственно-временных особенностей онлайн коммуникации, искажение реальности и формирование предпочитаемого образа жизни за счет нигилизма существующих общественных ценностей и предпочтение в выборе авторитетов их круга публичных личностей. Результаты исследования сигнализируют о необходимости формирования психологической поддержки с целью минимизировать отрицательное влияние виртуального мира на неокрепшую личность подростков. Подростковая лабильность приводит к формированию негативных характеристик, сказывающихся на процессе коммуникации. взаимодействие может становится обезличенным, лишенным смысловых контекстов. Следует придерживаться норм нетикета и осознавать релевантность изучаемой информации. Предполагается создание благоприятной атмосферы внутри цифрового образовательного пространства и своевременное оказание психологической поддержки в случае получения негативного опыта.
Цвет в образовательной среде может как направлять внимание обучающегося, так и создавать нерелевантную учебным задачам когнитивную нагрузку. В этой работе обозреваются данные, опубликованные за последние десять лет, по проблеме поиска взаимосвязи между цветовым оформлением образовательных пространств и различными психическими и когнитивными характеристиками учащихся. Проблема исследования заключается в том, что контекст и среда современного обучения претерпевают значительные изменения, оказывая влияние на психическое состояние, когнитивные способности и образовательную успешность школьников и студентов. Целью работы являются сбор и систематизация знаний, определение тенденций и новых направлений в исследованиях цвета в образовательном пространстве, обзор перспективных идей для определения вектора дальнейшего изучения научной проблемы и прикладного применения полученных результатов. Особое внимание удаляется гибридному характеру современной образовательной среды. В процессе работы использовались методы сравнительного анализа, систематизации и обобщения. Были выделены две группы работ: исследования воздействия цвета в физической образовательной среде и в цифровом пространстве. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на русском языке были проанализированы научные публикации по проблематике цветового оформления образовательных пространств в контексте возможного влияния на эффективность обучения. На основе проведенного анализа были сформулированы следующие выводы: 1. Контекст обучения, где перед человеком стоят познавательные цели, в исследованиях цвета зачастую остается за рамками исследовательских задач. 2. Полученные в анализируемых работах результаты пока не дают возможности сделать окончательные выводы о влиянии цвета в образовательной среде на когнитивные способности, успешность и эмоции обучающихся. 3. За пределами исследовательского интереса остается обширный контекст современной образовательной среды. Накопленные данные о цветовом оформлении учебных классов видятся мало информативными в текущих условиях обучения, когда переход между цифровыми и физическими средами осуществляется все чаще и быстрее. 4. В силу методологических и ресурсных ограничений в фокус внимания исследователей попадают лишь определенные свойства цвета и ограниченная часть цветового спектра. 5. Мало данных для получения выводов о возрастной, гендерной и социокультурной специфике восприятия и роли цвета в образовательной среде.
Предметом данного исследования являются особенности проявления самодетерминации и ее взаимосвязи с контролем поведения у студентов первого и третьего курсов. Авторы подробно рассматривают теоретические основы самодетерминации в рамках теории Деси и Райана, включая базовые психологические потребности (автономия, компетентность, принадлежность). Особое внимание уделяется сравнительному анализу показателей самодетерминации и поведенческого контроля у студентов разных курсов. Авторы исследуют, как изменяются эти показатели в процессе обучения, и выявляют статистически значимые различия между группами. Показано, что студенты первого курса демонстрируют более высокий уровень автономии и волевого контроля, в то время как у третьекурсников наблюдается повышенная тревожность при совершении ошибок. Особый акцент делается на выявленных корреляциях между автономией и эмоциональным контролем, а также между тревожностью и чувством принадлежности. Эти результаты имеют важное значение для понимания психологических механизмов адаптации студентов к учебному процессу. Выборку исследования составили 41 студент в возрасте от 17 до 21 года. Психологические методики: Шкала удовлетворения базовых психологических потребностей (M. Gagne), опросник Контроль поведения (Е. А. Сергиенко и др.) и Шкала направленности мотивации при совершении ошибки (K. Schell). Методы математической статистики: критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ Спирмана. Новизна исследования заключается в комплексном изучении связи между уровнем самодетерминации, контролем поведения и отношением к совершаемым ошибкам у студентов первого и третьего курсов. Впервые выявлены различия в проявлении автономии, компетентности и принадлежности у первокурсников и третьекурсников, а также установлены их корреляции с эмоциональным и волевым контролем. Основными выводами проведенного исследования являются: у студентов первого курса показатели автономии и волевого контроля выше, чем у третьекурсников, что может быть связано с адаптацией к учебной среде; уровень самодетерминации коррелирует с эмоциональным контролем и мотивацией при совершении ошибок, но не зависит от возраста студентов; выявлена обратная связь между автономией и тревожностью по поводу ошибок, что подчеркивает важность развития самодетерминации для снижения стресса. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегий поддержки студентов в процессе обучения.
Исследование посвящено изучению феномена одиночества в современной психологической науке. Авторы проводят сравнительный анализ существующих концепций одиночества, представленных в отечественной и зарубежной литературе, подчеркивая многозначность и сложность данного понятия. Рассматриваются подходы различных научных школ - философия, социология, психология, каждая из которых предлагает свое понимание одиночества. Особое внимание уделяется историческому аспекту проблемы, начиная с античных времен и заканчивая современностью. Подчеркиваются различия в интерпретациях одиночества различными мыслителями, такими как Гегель, Маркс, Ницше, Сартр, Камю и другие. Авторы отмечают, что современная эпоха характеризуется новым уровнем восприятия одиночества благодаря глобальному распространению цифровых коммуникаций, которые влияют на социальное поведение и восприятие индивидуальности. Актуальность исследования определяется необходимостью углубленного изучения влияния одиночества на развитие личности и её психологическое благополучие, особенно среди подростков, чей внутренний мир оказывается уязвимым перед негативными последствиями чувства одиночества. Методология исследования включает литературный обзор отечественных и зарубежных публикаций, систематизацию и критический анализ существующих подходов к определению одиночества. Основной метод - аналитико-теоретический, позволяющий классифицировать представления ученых относительно одиночества и сформировать рабочую концепцию. Внимание уделяется формированию четкого рабочего определения одиночества, позволяющего глубже понимать механизмы возникновения и переживания одиночества. Научная новизна настоящего исследования состоит в попытке интеграции современных взглядов на феномен одиночества в едином теоретическом пространстве, что позволяет создать целостное представление о причинах, механизмах и формах переживания одиночества. Впервые проведен глубокий сравнительный анализ различных подходов к пониманию одиночества, включая культурологический, исторический и междисциплинарный контексты. Особенность исследования заключается в выделении ключевых факторов, определяющих возникновение и последствия одиночества в условиях цифровой эпохи, а также детальном изучении особенностей переживаний одиночества у подростков. Исследование дополняет существующие знания, предлагая новое определение одиночества, основанное на интегративном подходе, которое подчеркивает роль личностных качеств, социальных условий и индивидуальных предпочтений в формировании опыта одиночества. Полученные выводы расширяют перспективы дальнейших эмпирических исследований, направленных на разработку эффективных методов профилактики негативных последствий одиночества и поддержку молодых людей в период формирования личности.
Предмет исследования. Ситуация онкологического заболевания ребенка связана с длительным психоэмоциональным напряжением родителя, которое сохраняется в период выхода заболевания в ремиссию и негативно влияет на качество жизни всех членов семьи. Тревога и беспокойство родителей негативно сказываются на качестве жизни как самого родителя, так и семьи в целом. Качество жизни, наряду с ответом опухоли и безрецидивной выживаемостью, является одним из показателей эффективности лечения детского рака. В статье представлены результаты исследования связи семейных отношений и оценки качества жизни родителей, воспитывающих подростков имеющих в анамнезе онкологические заболевания, находящиеся в ремиссии сроком до 5 лет на момент исследования. В группе родителей подростков (N=70) оценивались показатели качества жизни и семейной адаптации и сплоченности. Использовались опросник качества жизни SF-36 (Medical Outcomes Study - Short Form Health Survey) и шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3. Факторный анализ методом главных компонент позволил выявить 6 факторов семейных отношений, влияющих на жизнеспособность семьи и качество жизни: физическое функционирование (0,567), психическое здоровье (0,688), социальное функционирование (0,571), жизненная активность (0,634), сплоченность (0,730), гибкость (0,607). Впервые исследована связь семейных отношений и качества жизни родителей подростков с онкозаболеваниями в ремиссии. Полученные данные демонстрируют, что семейные отношения родителей подростков характеризуются высокой степенью сплоченности и взаимозависимости, а также гибкостью и некоторой хаотичности в процессе адаптации. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области психологии, медицины и социальной работы для создания программ социально-психологической реабилитации, направленной на улучшение качества жизни не только самого подростка, но и его семьи в целом. В качестве основных направлений психологических интервенций для семей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями в ремиссии необходимо рассматривать развитие целеполагания, внутренних опор родителей и семьи в целом.
Настоящее исследование направлено на анализ и сопоставление когнитивных профилей при расстройствах различного генеза: эндогенного, представленного случаями шизофрении, и экзогенного, обусловленного употреблением новых психоактивных веществ (НПВ), преимущественно синтетических катинонов и каннабиноидов. Объектом изучения являются особенности нарушений когнитивной деятельности, проявляющиеся в таких функциональных областях, как память, внимание и мышление. Исследование предполагает выявление различий в структуре, выраженности и потенциальной устойчивости этих нарушений, что приобретает особую значимость в контексте современной дифференциальной диагностики. Сравнительный анализ когнитивных характеристик при состояниях различного происхождения позволяет не только уточнить представления о закономерностях их формирования, но и заложить основы для индивидуализированного подхода к восстановлению когнитивных функций в рамках реабилитационной терапии, с учётом специфики нарушений в каждой из групп. Использовались шкала BACS, таблицы Шульте, методика «Исключение лишнего» и субтест «Недостающие детали» теста Векслера. В работе представлены систематизированные различия когнитивных характеристик пациентов с шизофренией и НПВ-индуцированными психозами. Установлено, что при шизофрении преобладают нарушения в области семантической обработки, вербальной памяти и устойчивого внимания, отличающиеся стабильностью. В группе НПВ-психозов доминируют регуляторные и исполнительные дефициты, включая ослабление произвольного контроля, снижение объёма рабочей памяти и ситуативные ошибки мышления. Эти нарушения, в отличие от шизофренического профиля, характеризуются большей лабильностью. Полученные данные уточняют представления о когнитивной организации психотических состояний разного происхождения и могут быть использованы в практике дифференциальной диагностики, а также при построении индивидуальных программ когнитивной коррекции. Несмотря на различия, обе группы показывают сходные трудности в гибкости мышления и внимании, что может затруднять дифференциацию в остром периоде. Выявленные профили позволяют точнее разграничивать психозы различного генеза и служат основой для построения индивидуализированных программ когнитивной коррекции с учётом специфики нарушений в каждой группе.
Технический прогресс навсегда изменил субъекта непрерывного образования и его ландшафт. Под влиянием цифровой среды формируется новая культура обучения, которая может быть успешно использована вузами при адаптации содержания, характера и форм организации ДПО к современным социокультурным условиям. Одним из направлений оптимизации ДПО становится подготовка учащихся к самостоятельной учебной деятельности в условиях непрерывного образования. Успешное решение этой задачи требует выявления способности личности взрослого учащегося к изменениям и самоизменениям. Психологическая устойчивость личности, вовлеченность в обучение и оптимальный опыт несколько десятилетий находятся в центре внимания зарубежных и отечественных психологических исследований, изучающих образовательное поведение взрослых людей в ситуации изменений, но понимание их роли в самостоятельной учебной деятельности взрослых людей учеными еще не достигнуто. Статья посвящена изучению ключевых подходов и направлений дискуссии, связанных с психологической устойчивостью личности, оптимальным опытом и академической вовлеченностью для определения их роли в развитии самостоятельности учебной деятельности взрослых учащихся. При проведении анализа и синтеза зарубежной литературы по проблеме исследования использованы дескриптивный метод, метод категоризации, сравнительно-исторический и герменевтический методы. Рассмотрены подходы к определению психологической устойчивости личности, а также концепции “потока” и “оптимального наилучшего”, ранее не представленной на русском языке. Проанализированы их роли в развитии самостоятельной учебной деятельности взрослых учащихся. Выдвинут тезис о том, что вовлеченность взрослых людей в ДПО целесообразно рассматривать как сложный, эмоционально значимый результат успешного преодоления учащимся психологических барьеров, возникающих в образовательном процессе. Способность учащегося совладать с собой или ситуацией, осознанно вовлекаться в обучение, сохраняя свои ценностные ориентации, несмотря на изменения в жизненном контексте, и достигать “потока” в учебной деятельности, обусловливают непрерывность образовательного опыта. Именно понимание психологической устойчивости личности как процесса, содержащего динамический баланс стабильности и изменчивости является наиболее продуктивным для разработки методик изучения личностных психологических ресурсов вовлеченности и невовлеченности взрослых людей в ДПО, а также разработке мер, направленных на развитие их самостоятельности в условиях непрерывного образования.
Объектом данного исследования выступают карьерные представления юношей и девушек, обучающихся профессии педагога, предметом ˗ связь типов карьерных представлений с компонентами уверенности в себе у будущих педагогов. Цель исследования состоит в выявлении влияния уверенности в себе и ее компонентов на развитие типов карьерных представлений у будущих педагогов. Результатами работы являются данные о развитии отдельных типов карьерных представлений и компонентов уверенной в себе личности, а также связей между ними у юношей и девушек, будущих педагогов. Они могут стать основой для организации дальнейших исследований по проблеме развития карьерных представлений и уверенности в себе, а также практической работы по диагностике и развитию карьерных представлений и уверенности в себе у юношей и девушек. В работе использованы специально разработанная методика диагностики типов карьерных представлений; комплекс методик для диагностики компонентов уверенной в себе личности; методы математической статистики для обработки и анализа эмпирических данных. Новизна исследования состоит в выявлении возрастных особенностей в развитии типов карьерных представлений и установлении влияния уверенности в себе и ее психологических компонентов на развитие различных типов карьерных представлений у юношей и девушек. Полученные в работе результаты приводят к следующим выводам:1) у юношей и девушек, будущих педагогов, более всего развиты аттрактивный, социально-ориентированный, аффилиативный и авторитарный типы карьерных представлений и менее всего развиты прагматический и глористический типы; 2) все типы карьерных представлений у них в той или иной мере нуждаются в дальнейшем развитии; 3) у будущих педагогов наибольшую роль в развитии карьерных представлений играет самооценка способностей, затем по степени убывания этой роли идут оптимизм, самоэффективность, надежда, жизнестойкость, и автономная каузальная ориентация, склонность к риску и толерантность к неопределенности.
В условиях усиливающейся глобальной нестабильности и ускоряющихся процессов трансформации политико-правовых систем особенно остро встает вопрос о сохранении устойчивости государств через призму модернизации конституционных механизмов. Конституционные системы, традиционно выполнявшие роль стабилизирующего каркаса государственной власти, сегодня всё чаще сталкиваются с вызовами, порождаемыми не только внутренними социально-политическими противоречиями, но и внешними транснациональными факторами. Современный конституционализм, претерпевая качественные изменения, сталкивается с вызовами, обусловленными гибридизацией форм правления, усилением исполнительной власти и изменением природы политической легитимности. Предметом настоящего исследования выступают модифицированные формы конституционных механизмов, направленных на обеспечение устойчивости государств в изменяющейся нормативной и институциональной среде. Особое внимание уделяется институциональным, нормативным и функциональным аспектам трансформации конституционной стабильности. Анализ охватывает как общие закономерности, так и особенности отдельных правовых систем, демонстрирующих альтернативные модели устойчивости. Методология исследования основывается на междисциплинарном подходе, сочетающем доктринальный анализ, сравнительно-правовой метод и элементы политико-правовой герменевтики. Акцент сделан на выявлении устойчивых трендов и вариативных форм модернизации через сопоставление конституционных практик различных государств. Новизна исследования заключается в выявлении скрытых механизмов адаптации конституционного устройства к меняющимся условиям социально-политического существования. Автор предлагает концептуальное разграничение между формальной стабильностью и функциональной устойчивостью, акцентируя внимание на нелинейности этих процессов. В работе обосновано, что модификация конституционных механизмов становится не просто реакцией на вызовы, а формой институциональной эволюции, сопряжённой с изменением парадигмы конституционализма. Сделан вывод о формировании гибридных моделей стабильности, сочетающих элементы традиционных и инновационных решений. Параллельно с этим возрастает значение политической адаптивности как способности правовых и институциональных систем отвечать на вызовы без разрушения легитимной основы власти. Политическая адаптивность предполагает не только гибкость норм, но и способность институтов к внутренней перестройке, сохранению функциональности в условиях кризиса, а также к включению новых акторов и смыслов в правовое поле.
Конституционализм, в своей классической трактовке, базируется на универсальных и абстрактных принципах, таких как верховенство права, разделение властей, защита прав человека и гарантии правового порядка. Однако в свете растущей сложности современной государственной машины, универсализм этих принципов подвергается адаптации и конкретизации, что обуславливает необходимость осмысления специализированных форм конституционализма, таких как судебный, административный, финансовый и другие. Эти специализированные формы становятся не просто техническими средствами реализации общего конституционного порядка, но и важными индикаторами более глубоких трансформаций, происходящих в рамках конституционного устройства. В этой связи предметом исследования является специфика становления и функционирования этих специализированных форм в контексте адаптации универсальных принципов конституционализма к меняющимся условиям и дифференцированной структуре современной государственной власти. Методологическую основу работы составляют системный и институциональный подходы, позволяющие выявить закономерности эволюции публично-правовых механизмов. Применение методов юридической догматики и критического анализа обеспечивает теоретическую глубину осмысления специализированных форм конституционного регулирования. Новизна исследования заключается в концептуализации специализированных форм конституционализма как устойчивых адаптивных механизмов, поддерживающих целостность конституционного порядка в условиях его усложнения. Указывается, что специализированные формы не противопоставлены классическому конституционализму, а представляют собой его институциональное развитие. Делается акцент на том, что такие формы способствуют укреплению правовых гарантий, улучшению баланса властей и повышению гибкости системы публичного управления в современном обществе. Анализируется их проявления в различных правовых системах. В рамках исследования обосновывается тезис о том, что функциональная специализация является необходимым условием актуализации базовых ценностей конституционного правопорядка. Делается вывод о том, что специализированные формы конституционализма следует рассматривать как индикаторы зрелости и адаптивности публичной власти.
Предметом исследования является организация сотрудничества интеграционных межрегиональных объединений - парламентских объединений с экономическими ассоциациями взаимодействия субъектов Российской Федерации в федеральных округах в 2005-2012 гг. Рассматриваются вопросы формирования системы сотрудничества экономических ассоциаций и парламентских объединений, которая определялась необходимостью создания единых правил интеграционной политики для федеральных округов и унифицированной системы согласования параметров стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Федерации и федеральных округов. Основные контрольные функции реализации интеграционной политики в федеральных округах осуществляли полномочные представители президента, ключевым координирующими органами являлись Советы при полномочных представителях. Обращается внимание на специфичные условия формирования системы сотрудничества между межрегиональными объединениями в зависимости от приоритетов социально-экономического развития федеральных округов. В качестве методологической основы исследования были использованы историко-генетический, проблемно-аналитический и историко-сравнительный методы, а также структурно-функциональный анализ. Это позволило восстановить исторический контекст формирования системы сотрудничества между межрегиональными объединениями, оценить эффективность использования их интеграционного потенциала. Автором установлено, что формирование сотрудничества парламентских объединений субъектов Российской Федерации с экономическими ассоциациями взаимодействия в федеральных округах осуществилось в два этапа. В 2005-2007 гг. основанием для взаимодействия ассоциаций экономического взаимодействия и парламентских ассоциаций являлась разработка и реализация федеральных целевых и инициативных экономических программ. Функции координации сотрудничества за деятельностью межрегиональных объединений осуществляли полномочные представителями президента в федеральных округах, а контрольные функции - министерство регионального развития. В 2008-2012 гг. с унификацией основных подходов к стратегическому социально-экономическому планированию, задачи координации выполнения социально-экономических стратегий и программ осуществляло министерство регионального развития, а контрольные функции были переданы представителям президента. Парламентские ассоциации и ассоциации экономического взаимодействия, непосредственно аккумулирующие практический опыт реализации стратегий, определяются в качестве объединений, решающих задачи информационно-аналитического и организационно-технического характера. В целом, в 2005-2012 гг., организация сотрудничества между парламентскими объединениями и ассоциациями экономического взаимодействия имела управляемый характер и в условиях быстроменяющихся требований федеральной политики не была сформирована. Реализация задач федеральной повестки осуществлялось в федеральных округах на неунифицированной основе.
В статье осуществлён сравнительный анализ предвыборной программы Коммунистической партии Российской Федерации на выборах в Государственную Думу VIII созыва 2021 г. и предвыборной программы кандидата на пост Президента Российской Федерации, представителя КПРФ Н. М. Харитонова на выборах 2024 г. Методологической основой исследования являются компаративный анализ, исторический метод, ивент-анализ, кейс-метод, количественный контент-анализ. Анализ политических программ осуществлён по следующим положениям: реформирование системы государственного управления; действия по модернизации российской экономики; шаги по усовершенствованию социальной политики в стране; политика в области принятия нормативно-правовых актов; комплекс мер в области мировой политики и международных отношений. Как показал анализ, как в предвыборной программе Н. М. Харитонова, так и в программе КПРФ значительное место уделено таким ценностям, как социализм, патриотизм, коллективизм, плановая экономика, социальное равенство, интернационализм, антиглобализм, национальный суверенитет. Обе программы уделяют особое внимание вопросам социальной справедливости, поддержке малообеспеченных слоёв населения, отстаиванию национальных интересов, национализации средств производства, созданию крупного государственного сектора в экономике. В то же время ни в программе КПРФ, ни в программе Н. М. Харитонова нет упоминания о классовой борьбе, установлении диктатуры пролетариата, пролетарской революции, упразднении частной собственности, и других положений классического марксизма, что позволяет классифицировать КПРФ не как коммунистическую, а как реформистскую социал-демократическую партию.
Предметом статьи выступают аспекты формирования доверия новшествам технического характера в избирательном процессе в России, внедрение которых осуществляется в соответствии с государственной политикой управления электоральными инновациями. Цель статьи - на основе выводов проведенного экспертного опроса выявить и систематизировать факторы, которые могли бы способствовать формированию доверия внедряемым техническим комплексам и технологическим процессам у участников электорального пространства в России. Реализованная типология инноваций, применяемых в избирательном процессе в России на актуальном этапе, является одной из первых попыток систематизировать мероприятия государственной электоральной политики. Восполнение дефицита исследований проблемы доверия инновациям в избирательном процессе и в особенности техническим новшествам может способствовать совершенствованию мероприятий органов администрирования выборов по управлению электоральными новшествами. Теория диффузии инноваций позволяет выявить кросс-культурные и кросс-национальны аспекты формирования. Теория информационных сетей позволила анализировать доверие с точки зрения требований, предъявляемых к объектам информационной инфраструктуры. Теория динамики мнений обеспечивает анализ доверия как динамическую характеристику, на которую влияют факторы субъективного и объективного характера. Экспертный опрос основан на нестандартизованном интервью. Ключевые факторы, влияющие на доверие электоральным инновациям, связаны с показателем явки, степенью понимания новшества и доступностью информации о нем, состоянием цифровой грамотности участников процесса и инфраструктурной обеспеченности избирательной системы. Доверию препятствует наличие устойчивых деструктивных стереотипов, включая целенаправленное мифотворчество со стороны системных и внесистемных субъектов. Актуальные мероприятия в области информирования, разъяснения и просвещения участников избирательного процесса не в полной мере отвечают задаче обеспечения доверия техническим инновациям. Аргументирована целесообразность трансформации коммуникативных подходов, в частности возрождения экспертных советов при органах администрирования выборов и изменения подхода к формированию пула экспертов. Предложенная типология инноваций может способствовать реализации адресного подхода в государственной политике по управлению электоральными нововведениями. Дальнейшие исследования диффузии инноваций могут быть сконцентрированы на проблеме диффузии стереотипов, распространяющихся параллельно с новшеством, а также на реализации факторного анализа для уточнения аспектов, от которых зависит доверие электоральным новшествам.
Статья посвящена анализу процесса цифровой трансформации в России, предметом исследования является цифровизация деятельности органов местного самоуправления. Современные глобальные вызовы, к которым относятся санкционное давление, киберугрозы и необходимость импортозамещения, влияют на цифровизацию государственного и муниципального управления, делая её не просто трендом, а стратегической необходимостью. В условиях сложившейся геополитической обстановки цифровые технологии позволяют повышать эффективность госуправления, обеспечивать прозрачность процессов и устойчивость работы органов власти. Особое внимание уделяется процессу импортозамещения: оно снижает зависимость от иностранных решений, укрепляет кибербезопасность и помогает оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям. В ходе исследования представлена актуальность процесса цифровой трансформации муниципальной власти, для сотрудников администрации города Нижнего Новгорода была разработана анкета, охватывающая актуальные специализированные темы, связанные с информационными технологиями. В работе использован метод анкетирования: 100 муниципальных служащих прошли анкетирование на тему цифровизации, включавшее в себя 23 вопроса. Также использовались методы синтеза, анализа и обобщения статистических данных, анализа нормативных правовых актов. Новизна исследования заключается в проведении уникального специализированного опроса среди сотрудников органа власти, позволяющего выявить ключевые особенности и определить ранее невыявленные проблемы и вызовы в области цифровой трансформации. По итогам обработки ответов муниципальных служащих на вопросы анкеты были представлены результаты о хорошем состоянии IT-инфраструктуры в муниципальном образовании. При этом прошедшие анкетирование отметили ряд проблемных зон, в первую очередь связанных с нестабильной работой некоторых цифровых сервисов и сложностями, возникающими при работе в офисных программах, которые были внедрены в работу в рамках проведения курса на техническое и программное импортозамещение. Была получена обратная связь от сотрудников, представивших собственное видение использования передовых сквозных технологий, таких как искусственный интеллект, и предложили изменения, которые, по их мнению, положительно повлияют на процесс цифровой трансформации органов власти. Анализ результатов исследования дал возможность выявить наиболее острые проблемы и потенциальные направления развития процесса цифровой трансформации в России.
Статья посвящена исследованию роли исторической памяти как важного элемента культурного суверенитета Российской Федерации. Автор акцентирует внимание на необходимости комплексного подхода к этой теме. В центре внимания находится проблема исторической памяти, особенно в контексте празднования в 2025 году 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Историческая память рассматривается не только как основа национальной безопасности и самоидентификации, но и как фактор, способствующий сплочённости общества и консолидации государственных и гражданских институтов. В статье также рассматриваются вопросы историко-культурного наследия в рамках государственной культурной политики в эпоху цифровизации как внутри страны, так и за её пределами. Международное сотрудничество в данной области, особенно под эгидой ЮНЕСКО, играет важную роль, как и диалог между культурами, который способствует сохранению исторической памяти в условиях глобального мира. В статье применялся междисциплинарный подход, сочетающий анализ правовых источников, культурологическое и социологическое изучение коллективной памяти для всестороннего раскрытия темы. Такой подход позволил всесторонне раскрыть тему исследования и обосновать роль исторической памяти как ключевого элемента культурного суверенитета России в контексте празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Научная новизна заключается в комплексном осмыслении взаимосвязи исторической памяти и культурного суверенитета России, подкреплённом анализом актуальных социальных, правовых и технологических аспектов сохранения памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В заключение следует отметить, что принцип «без права на забвение» - это не просто лозунг, а жизненная необходимость, призывающая нас помнить и передавать память от поколения к поколению о тех, кто защищал мир и свободу. Этот принцип также служит основой для создания мирного будущего, основанного на уважении к истории и культуре всех народов, проживающих на территории России. Теоретико-правовой анализ подтверждает важность укрепления культурного суверенитета как нравственного императива российского общества, который опирается на исторические факты и культурные традиции, для успешного развития человеческой цивилизации в XXI веке. Данное исследование имеет междисциплинарный характер и включает элементы философии, социологии, культурологии, политологии и информационного права.
П о оценкам авторитетного историка экономики А. Мэддисона, еще в X I I I в. Китай был одновременно самой населенной и самой богатой страной в мире с доходами на душу населения, превышающими аналогичный показатель стран Западной Европы [1]. О днако впоследствии Европа переживает динамичное социально-экономическое развитие, а в Китае начался застой, трансформировавшийся в XIX в. в упадок.
Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как проблема патриотического воспитания в России в период с 1990-е по 2000-е гг., когда отсутствовала единая государственная политика в области патриотического воспитания детей и молодёжи, и последствия его отсутствия. При этом внимательно исследуется вопрос о возможной взаимосвязи между указанным пробелом в государственной политике и протестных настроений и мероприятий в российском обществе, которые активно себя проявили в ходе серии митингов на Болотной площади в Москве в 2011 г. и в последующие годы. Также автор уделил особое внимание современному состоянию государственной патриотической политики и её взаимосвязи с внутренним укреплением российского общества в настоящий момент. В основу исследования легли статистические данные, которые были выявлены в рамках социологических исследований, о демографических показателях лиц, участвовавших в протестных движениях, а также относящих себя к патриотам, а также сравнительный анализ данных. Новизной проведённого исследования является выведение закономерности между отсутствием единой государственной политики в области патриотизма в период между 1990-ми и 2000-ми гг. и ряда событий в виде серии митингов, начиная с Болотной площади, заканчивая митингами, направленными против проведения специальной военной операции. Так же в качестве вывода автор отметил, что для устойчивого развития государства необходимо проведение патриотической политики, которая консолидирует общество и делает его более устойчивым от внешних и внутренних деструктивных идей и движений. Современная политика патриотического воспитания явно даёт свои положительные результаты, она обусловлена закономерностями развития общества. Эти результаты наглядны прослеживаются в увеличении количества лиц, которые причисляют себя к патриотам страны, а также увеличении числа волонтёров, которые готовы оказать реальную поддержку и помощь без какого-либо вознаграждения. Тем не менее актуальным видится придание системности этой работе на всех уровнях власти.
Миграционный кризис остается наиболее острым вопросом средиземноморского вектора внешней политики Италии. Статья исследует стратегию экстернализации миграционного контроля Италии в период 2022-2024 гг., реализуемую правительством Джорджии Мелони через сотрудничество с третьими странами. Фокус анализа сосредоточен на трех ключевых направлениях: традиционное партнерство с Ливией (продление Меморандума 2017 г.), новая модель сдерживания с Тунисом (соглашение ЕС-Тунис 2023 г.), радикальный эксперимент с Албанией (экстерриториальные центры обработки убежищ). Цель работы заключается в оценке эффективности, правовых рисков и этических последствий данных механизмов в контексте рекордного роста прибытий в 2023 г. (157 тыс.) и их резкого снижения в 2024 г. (66 тыс., -58%). Применены качественный анализ трех отчетов IAI (2022-2024) и сравнительно-исторический метод изучения эволюции соглашений в рамках системного подхода. Научная новизна: впервые проведено комплексное сравнение трех моделей экстернализации за 3 года правления Мелони, выявлен феномен «гибридной миграции» (легальный въезд в Ливию → нелегальная переправа) как ключевой фактор снижения прибытий в 2024 г. Ключевые выводы заключаются в том, что: снижение на 58% - результат смещения потоков (60% → Ливия), а не эффективности политики; сотрудничество с Ливией/Тунисом сопряжено с системными нарушениями прав мигрантов; албанский проект заблокирован судами из-за юридической несовместимости с правом ЕС; экстернализация игнорирует потребность Италии в легальной трудовой миграции. Рекомендуется переход к сбалансированной политике: реформа системы убежища, расширение легальных каналов, приоритет правам человека в соглашениях с третьими странами.
Кыргызская Республика занимает стратегически важное географическое положение на стыке межрегиональных интеграционных платформ. В связи с этим гуманитарное пространство в Республике наполнено актами “мягкой силы”, нацеленными на содействие политико-экономическим проектам зарубежных стран. В условиях ограничения деятельности НКО особое значение приобретают межгосударственные образовательные организации, интегрированные в национальную образовательную систему и способные оказывать влияние изнутри. В исследовании обоснована стратегическая важность Кыргызско-Российского Славянского университета в политико-экономическом и гуманитарном контексте, рассмотрена национальная образовательная система Кыргызстана на уровне высшего образования и подготовки кадров высшей квалификации, а также основной проект России в данной системе, его модель функционирования, актуальные направления развития и целевые ориентиры. Объектом предлагаемой статьи является национальная система высшего образования Кыргызской Республики. Предметом - деятельность Кыргызско-Российского Славянского университета в Кыргызстане с 2023 г. Цель исследования - выявить институциональное значение КРСУ в системе высшего образования Кыргызстана. Методологическую основу исследования составляют: системный метод, исторический метод, институциональный подход, контент-анализ, метод включенного наблюдения. Новизна исследования заключается в рассмотрении межгосударственной образовательной организации как элемента национальной системы высшего образования в рамках современных процессов ее трансформации, в том числе обусловленной влиянием внешних акторов в контексте геополитического значения Кыргызстана. Дана характеристика национальной образовательной системы Кыргызстана как системы этноса-носителя государственного языка с диаспоральными чертами, преобладающей научной ориентацией обучения и светским характером воспитания. На основании проведенного анализа институциональных оснований национальной системы высшего образования Кыргызстана и стратегических документов выявлены сдерживающие факторы и особенности целевой модели развития. Проведен анализ нормативно-правовой основы функционирования Кыргызско-Российского Славянского университета на территории Кыргызстана. На основе историко-политического рассмотрения выявлены целевые ориентиры и ключевые направления деятельности университета. Согласно сделанному выводу значение университета в национальной системе высшего образования заключается в представлении его российской стороной в качестве типовой модели развития кыргызских вузов с целью ориентирования на формирование единого образовательного пространства по российскому образцу.
Статья исследует процесс институционализации памяти о сталинских политических репрессиях в постсоветской России, с акцентом на роль государственных и частных организаций в формировании исторического нарратива. Представлен сравнительный анализ деятельности государственных и общественных организаций в современном российском обществе. В работе рассмотрены теоретические концепции коллективной памяти М. Хальбвакса, Я. Ассмана и А. Ассман, а также политика памяти П. Нора. Особое внимание уделено динамичному процессу институционализации памяти, который включает как «проработку», так и «преодоление» прошлого. В контексте сталинских репрессий это выражается в создании музеев, мемориалов и исследовательских организаций, а также в формировании институциональной поддержки государственного нарратива о репрессиях. Основной акцент сделан на различиях между официальными и альтернативными институциями памяти, таких как Российское историческое общество и общественные организации, включая «Мемориал». Охарактеризованы ключевые особенности их деятельности, в том числе влияние государственной политики на научные исследования и общественные инициативы. Исследование основывается на междисциплинарном подходе, интегрирующем методы историографии, социологии памяти и критического дискурс-анализа. На этой базе исследуется типология организаций памяти и их роль в формировании коллективных представлений о репрессивном прошлом. По результатам проведённого анализа показано, как институционализация памяти о репрессиях стала важным инструментом формирования гражданской идентичности в условиях политической трансформации России. Выявлены механизмы коммеморации, роль социальных и политических институтов в сохранении исторической памяти и их влияние на общественное сознание. Установлено, что государственные организации ориентированы на трансляцию официальной интерпретации исторических событий, в то время как частные структуры стремятся к критическому переосмыслению репрессивного опыта и его инкорпорации в общественное сознание с целью превенции аналогичных явлений. Результаты исследования демонстрируют амбивалентность процесса институционализации памяти в условиях конкурирующих нарративов о советском прошлом и свидетельствуют о необходимости диалога между различными акторами политики памяти для формирования консенсусного представления о травматическом историческом опыте.
Объектом исследования выступают глобализационные процессы, активно происходящие в мировой экономике в конце XX - начале XXI вв. Предметом исследования являются социально-экономические и политические последствия глобализационных процессов для мирового развития. Целью данной работы выступает системное теоретическое исследование глобализационных процессов и их последствий для мировой экономики. В настоящей работе авторами проанализированы издержки глобализации, проявившиеся в усилении межстрановой дифференциации по уровню социально-экономического развития, маргинализации отдельных государств и регионов, замедлении темпов их экономического роста, нарастании конфликтогенности и связанных с ней военных расходов, обусловившие активизацию деглобализационных тенденций в мире. Информационной основой для написания работы послужили официальные данные Всемирного банка, международной информационной платформы Statista, международных аналитических центров, информация, опубликованная в периодических научных изданиях, Интернет-ресурсы. Исследование выполнено на основе системного подхода к изучению многоуровневых и иерархических социально-экономических систем. В процессе разработки проблематики исследования авторами использованы динамический, структурный, компаративный анализ, критический концептуальный анализ, институциональный анализ. Теоретической основой представленного исследования явились фундаментальные аналитические работы, посвященные анализу глобализационных процессов в мировой экономике. Авторами раскрыты этапы развития глобализационных процессов, представлен их теоретический фундамент. Авторами сделан вывод, что не смотря на существовавшие убеждения о том, что глобализация должна привести к более высоким темпам роста и обеспечить повышение уровня жизни, на практике этого не произошло. Если отдельным странам удалось извлечь выгоду из глобализации, экономическое положение в других странах практически не изменилось или даже ухудшилось. Систематизированы издержки глобализации: маргинализация отдельных стран и регионов, сопровождающаяся ростом безработицы, бедности, неравенства; нарастание конфликтогенности в мире и связанных с ней военных расходов. Обоснован вывод о значительном замедлении динамики мировой торговли и прямых иностранных инвестиций после 2008 г. при одновременном росте тарифных и нетарифных торговых ограничений, широком использовании санкций в международных отношениях. Установлена тенденция к динамично развивающейся регионализации, представляющей собой фрагментацию глобального экономического пространства.
Предметом исследования выступает эволюция политики протекционизма, включая ключевые этапы и тенденции в историческом и аналитическом контексте. Протекционизм представляет собой один из ключевых инструментов, используемых правительствами для контроля и защиты национальной экономики. Он применяется как для обеспечения экономической безопасности, так и для поддержки ключевых отраслей. Историко-политическое исследование концепции протекционизма особенно актуально после возникновения асимметричных угроз безопасности, вызванных международными факторами, которые привели к возвращению протекционистских практик после десятилетий глобализации, экономической либерализации и проведения торговой политики. В период становления внешнеторговой стратегии, базировавшейся на принципах протекционизма, меркантилизм выступал в качестве теоретической основы. Соответственно, цель исследования состоит в комплексном анализе ключевых исторических этапов и тенденций становления и развития концепции протекционизма. В рамках данного исследования осуществляется комплексный анализ теоретических концепций, изложенных в работах представителей меркантилизма и протекционизма. Дополнительно применяется методология концептуального моделирования для формализации авторского определения термина «протекционизм». Ключевым методологическим принципом является интеграция теоретических и практических аспектов, определяющая направленность и содержание аналитической работы. Анализ эволюции представлений меркантилистов позволяет сделать вывод о том, что в протекционистской политике произошёл сдвиг акцентов от использования монетарных инструментов к инструментам, стимулирующим внутреннее производство и экспорт. Протекционизм активно применяется в условиях экономической нестабильности. Научная новизна исследования состоит в переосмыслении традиционных представлений о протекционизме как исключительно негативном или позитивном явлении, с учётом его сложного и многогранного характера. Протекционистская политика рассматривается не как способ поддержки новых отраслей промышленности, а как современный инструмент, направленный на поддержку и развитие национальной экономики в условиях усиливающейся экономической и геополитической нестабильности, смены технологических укладов, сопровождающихся политическими, социальными и институциональными изменениями, возникновения новых вызовов, угроз и рисков для экономической безопасности государств.
По мере укрепления статуса Китая в качестве глобальной державы западные страны принимали и продолжают принимать множественные меры, направленные на сдерживание роста влияния КНР в регионе и мире. Данные условия требуют от Китая постоянного совершенствования стратегий внешней политики. Так, создание аналитических центров становится одним из ключевых инструментов, которыми оперирует публичная дипломатия КНР XXI века. Объектом данного исследования являются китайские аналитические центры. Предметом исследования является публичная дипломатия Китая. Особое внимание автор уделяет значению аналитических институтов в рамках реализации инициативы «Пояс и путь», а также их роли в борьбе со стигматизацией Китая в мире во время и после пандемии COVID-19. Также рассматривается и вклад “мозговых центров” в организацию различных международных мероприятий. Целью данного исследования является анализ той роли, которую аналитические центры играют в реализации «мягкой силы» современного Китая. Для достижения этой цели использовался хронологический метод, позволяющий выявить эволюцию роли «мозговых центров» КНР в публичной дипломатии страны. Основными выводами, к которым приходит автор, являются: государственная значимость аналитических центров в Китае постепенно возрастает уже в 2010-х гг., при этом в 2020-х подобная тенденция не только сохраняется, но и усиливается. После пандемии COVID-19 для Китая особенную важность приобретает задача формирования и регулирования международного имиджа страны. Аналитические центры сегодня являются ключевым звеном в процессе реализации этой комплексной задачи. Также их деятельность способствует обеспечению более слаженного регионального сотрудничества со странами-партнерами Китая. Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении изменения роли китайских аналитических институтов под влиянием инициативы «Пояс и путь», в рамках борьбы с последствиями пандемии COVID-19 и в процессе укрепления дружественных связей со странами-партнерами КНР, а также в выдвижении гипотезы о будущем данных центров в рамках страны.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______