Статья: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. ПРОФИЛЬНАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СМЕНА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (2023)

Читать онлайн

Создание условий для раннего профессионального самоопределения школьников, а также непрерывности образовательных траекторий учащихся по модели «школа - вуз / СПО - предприятие» рассматривается сегодня в дискурсе государственной образовательной политики как один из способов наращивания человеческого капитала. Значимая роль в этой деятельности отводится в том числе университетам, которые традиционно осуществляют активную профориентационную работу со школьниками. Формат университетских профильных образовательных смен сегодня рассматривается, с одной стороны, как инструмент реализации профориентационной повестки, с другой - как инструмент реализации социальной политики в регионе (через «третью миссию» высшей школы). Однако в научной литературе отмечается дефицит объективных данных об эффектах такой модели, ее влиянии на формирование образовательных стратегий и профессиональных траекторий учащихся. Исследование, проведенное на базе Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета весной-осенью 2022 года во время трех профильных смен для школьников из Санкт-Петербурга и регионов России, позволяет предложить подходы к оценке профориентационных эффектов таких смен и дает основания для разработки предложений по совершенствованию модели университетской профильной образовательной смены для дальнейшего масштабирования.

Creating conditions for early professional choice of schoolchildren, as well as ensuring continuity of educational path from school to college/university and further to professional occupation are considered today in the framework of the state policy in the sphere of education as a tool for human capital development. An important role in this activity is played by universities. Traditionally they put a lot of effort into execution of career guidance activities for schoolchildren. The format of career guidance shifts arranged by universities is now considered, on the one hand, to be a measure for implementing the career guidance agenda, on the other - the way of social policy implementation in the region (through the «third mission» of higher education). Still there is a shortage of objective data on effects of such shifts and their impact on educational strategies of schoolchildren. The study conducted on the basis of the Graduate School of Management of St. Petersburg State University in spring - autumn 2022 during three career guidance shifts for schoolchildren from St. Petersburg and regions of Russia allows to identify approaches to assessing the effectiveness of the suggested model of the career guidance shift, and also provide grounds for developing proposals for its improvement for further scaling

Ключевые фразы: человеческий капитал, ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, профильные смены, университетская профильная образовательная смена, отраслевое образование, дополнительное образование детей, третья миссия университета
Автор (ы): Зенкин Михаил Александрович, ФАРРАХОВ Айдар Анисович, КОЛГАНОВА Анна Александровна
Журнал: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
37. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Для цитирования:
ЗЕНКИН М. А., ФАРРАХОВ А. А., КОЛГАНОВА А. А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. ПРОФИЛЬНАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СМЕНА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. 2023. № 1 (93)
Текстовый фрагмент статьи