В статье рассматриваются этапы трансформации и содержание понятия национально-государственной идентичности современной России. В теоретико-методологической части исследование опирается на работы известных российских и зарубежных политологов, социологов и психологов. Эмпирической базой исследования служат документы стратегического планирования (стратегии национальной политики), послания федеральному собранию Президента России и его публичные выступления. Авторы отмечают, что современная российская национально-государственная идентичность представляет собой процесс конструирования идентичности как макрополитического явления, изучаемого с помощью междисциплинарного подхода на стыке политологии, когнитивистики, лингвистики и истории, что объясняет интерес к дискурсивным особенностям исследуемого феномена. Отдельное внимание в исследовании уделяется содержанию понятия национально-государственная идентичность, что позволяет определить этапы конструирования ее трансформации. Для обзора подходов к сущности национально-государственной идентичности используются общенаучные методы исследования: сбор, анализ, классификация и синтез информации. Взятая за методологическую основу исследования парадигма конструктивизма, позволила выявить особенности характерные для каждого этапа конструирования национально-государственной идентичности и определить ведущие инструменты политического дискурса, формы интерпретации и трансляции изучаемого понятия. В результате исследования были определены четыре этапа трансформации национально-государственной идентичности, каждому из которых соответствует ведущий нарратив. Первый этап (1991-1999) отличен от последующих ярко выраженным «критическим нарративом», где главной линией выстраивания диалога с «народом» является «неудачный опыт советского прошлого». Ведущим нарративом второго этапа (2000-2011) становится нарратив «тотальной преемственности», где «тысячелетний» опыт России и ее «цивилизационная миссия» являются основой трансляции национальной идеи. Третий этап (2012-2019) представляется центральной идеей о «государствообразующем русском народе». Закрепление «позитивных целей» России и ее роли «спасительницы» происходит на четвертом этапе (2020-2024), где фокус приходится на утверждение и трансляцию уже задекларированных духовно-нравственных ценностей. В заключении отмечается, что новый виток в конструировании национально-государственной идентичности в политико-управленческом измерении придется на 2025 год, когда будет принят обновленный вариант «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации».
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
В условиях геополитического противостояния и цифровой трансформации социальности перед государством стоит задача сохранения политического «мы». Как следствие, для многосоставного российского общества с неоднородным полиэтническим и многоконфессиональным социумом необходима выстроенная система ориентиров, смыслов и ценностей, являющихся основой для самоидентификации российского общества. Формирование и дальнейшее обеспечение функционирования «единого социально-культурного и политического организма» - является одной из стратегических целей, декларируемых на современном этапе политическим руководством современной России.
Список литературы
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. - М.: “КАНОН-пресс-Ц”, “Кучково поле”, 2001. - С. 43-57.
2. Ачкасов В. А. О проблемах российской идентичности // Вестник ПАГС. - 2016. - № 6 (57). - С. 42.
3. Брубейкер Р. Этничность без групп / пер. с англ. И. Борисовой; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - С. 127-148.
4. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер; перевод с английского Т. Бердиковой и М. Тюнькиной. - М.: Прогресс, 1991. - С. 21.
5. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-пресс-Ц.: Кучково поле, 2000. - С. 123-124.
6. Зорин В. Ю., Абрамов А. В. Государственная национальная политика, консолидация общества и политическая Наука в современной России // Российский социально-гуманитарный журнал. - 2018. - №1. - С. 10.
7. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль / под ред. В.И. Добренькова. - М.: Издательство Московского университета, 1994. - С. 319.
8. Малинова, О.Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России // ПОЛИС. Политические исследования. - 2010. - № 2. - С. 90.
9. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: Издательство Московского университета, 1994. - С. 225-234.
10. Най Д. С. Будущее власти: Как стратегия умной силы меняет XXI век. М.: АСТ, 2013. - С. 243.
11. Паин Э. Ксенофобия и национализм в эпоху российского безвременья // Pro et Contra. - 2014. - № 1-2. - С. 34-53.
12. Пантин В.И., Лапкин В.В. Этнополитические и этносоциальные процессы на постсоветском пространстве (на примере России, Белоруссии, Казахстана и Украины) // Полис. - 2015. - № 5. - С. 75-93.
13. Попова О.В., Гришин Н.В. Инструменты государственной политики идентичности в современном мире // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2024. - Т. 26, № 2. - С. 325-340.
14. Семененко И. С. Политика идентичности: Меняющаяся повестка дня // Символическая политика: Сб. науч. тр. Серия “Политология”. - М., 2017. - С. 21-41.
15. Сургуладзе В. Ш. Россия - государство-цивилизация: к вопросу о концептуальном видении роли страны в доктринальных документах государственного стратегического планирования // Власть. - 2023. - № 5. - С. 28.
16. Тишков В. А. Нация наций: о подходах к пониманию России. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2023. - С. 12-13.
17. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон; пер. с англ. А. Башкирова. - М.: АСТ, 2004. - С. 247-264.
18. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996. - С. 323.
19. Barth F. Preface // Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Cultural Difference. Bergen Oslo Universitets Forlaget. London: George Allen and Unwin, 1969. P. 9-58.
20. Marcia J. E., Development and validation of ego identity status // Journal of Personality and Social Psychology, 1966. № 3. P. 551-558.
21. Olzak, S. The Global Dynamics of Racial and Ethnic Mobilization. Stanford University Press, Stanford, 2006. - P. 128.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Провокации всегда были одним из самых мощных рычагов влияния в политике. В статье авторы дают обобщённое определение политической провокации как метода политической конфронтации, используемого политическими субъектами с целью спровоцировать ответные меры со стороны противника и использовать их последствия в интересах инициатора провокации. Обычно провокации применяются для дестабилизации ситуации, провоцирования политического кризиса, эскалации насилия, дискредитации политики государств, партий, лидеров и дезинформации общественности с помощью организованных действий подрывного характера. Именно поэтому в наши дни, в связи с развитием международного права и популяризацией санкций, их изучение привлекает всё больше внимания учёных, политиков и т. д. По этой причине в тексте упоминаются наиболее подробные и исчерпывающие работы по данной теме. Исследование основано на историко-сравнительном подходе и таких теоретических методах, как анализ, синтез и обобщение. В результате исследования была проведена современная классификация провокаций по различным критериям. Однако авторы отмечают, что наиболее популярной является классификация по функциональному назначению, включающая пять групп. В статье каждая группа проиллюстрирована конкретным историческим примером применения провокации и описанием её последствий. Авторы отмечают, что, хотя отношение общества к провокациям неоднозначно, потенциальная сила таких действий в плане влияния на политические результаты значительна. По этой причине провокационные методы остаются предметом значительного интереса и изучения для исследователей. Представляется неизбежным, что определённые группы в мировом сообществе будут продолжать использовать провокации в самых разных формах в своём стремлении к власти. В связи с этим авторы подчёркивают, что субъекты, стремящиеся повлиять на политическую ситуацию, должны понимать, как можно использовать провокацию в этих целях, и осознавать, что провокационные действия всегда сопряжены с риском неожиданных и неконтролируемых последствий.
Международный дискуссионный клуб «Валдай» является одной из немногих площадок, на которой не только обсуждают актуальные проблемы в сфере политики, экономики, общественной жизни, но и формируют стратегию развития на несколько лет вперед. Именно поэтому представляется актуальным проанализировать основные месседжи и смыслы, которые Россия будет в ближайшей перспективе активно транслировать на внешние аудитории. В данном исследовании было проанализировано выступление президента РФ В. В. Путина на Международном дискуссионном клубе «Валдай» в 2023 году. Объектом исследования выступают новые векторы международного имиджа России, а предметом - направления векторов международного имиджа России. Гипотеза исследования состоит в том, что направления векторов международного имиджа России значительно изменились после начала СВО на Украине. Методология исследования: при помощи программного обеспечения AntConc (v. 4.2.4) текст выступления президента РФ В. В. Путина на Международном дискуссионном клубе «Валдай-2023» был автоматически обработан согласно алгоритмам программы. Научная новизна заключается в исследовании смены векторов продвижения международного имиджа России. Если до 2022 года основной упор был сделан на создании позитивного имиджа России в европейских странах и в США, то в последнее время акцент смещается на продвижение имиджа России в большем количестве регионов, не менее приоритетными становятся другие регионы (Африка, Китай, Индия и Латинская Америка). При этом, Европа и США также продолжают занимать важное место во внешней политике России. Векторы продвижения имиджа России, направленного на внешнюю аудиторию, сместились и стали более разноплановыми. Ориентиры во внешней политике, обозначенные президентом РФ В. В. Путиным, будут основой для работы органов власти, отвечающих за формирование и продвижение имиджа России на внешнюю аудиторию.
Миграция приводит к значительным изменениям в социальных ролях мужчин и женщин в современном Вьетнаме. Миграционный процесс не только отражает экономическое развитие, но и демонстрирует глубокие изменения в структуре семьи, гендерных отношениях и экономических обязанностях. Данная статья посвящена анализу влияния миграции на изменение социальных ролей мужчин и женщин на основе данных опроса и глубинных интервью в коммуне Винь Трач Донг, провинция Бак Лиеу. Основные методы, использованные в данном исследовании, включают анкетные опросы (N=811) домохозяйств, в которых молодые люди мигрируют из сельской местности в города, и глубинные интервью (N=20) жителей этих сообществ для уточнения анализа на основе наблюдения или сбора имеющихся данных. Сочетание количественных и качественных методов помогает прояснить изменения в трудовых ролях, семейных обязанностях и социальной осведомленности о гендере. Результаты исследований показывают, что женщины-мигранты берут на себя основную трудовую роль, а оставшиеся мужчины постепенно адаптируются к работе по уходу за семьей. Однако это изменение также усиливает давление на оба пола, тем самым создавая острую необходимость в политике поддержки и защиты трудящихся-мигрантов. Кроме того, в исследовании также предлагаются решения по повышению гендерного равенства, улучшению условий труда и оказанию психологической и социальной поддержки как мужчинам, так и женщинам в контексте растущей миграции во Вьетнаме. В частности, в статье подчеркивается, что миграционный процесс является не только экономическим явлением, но и основной движущей силой изменения традиционных представлений о гендере. Тот факт, что женщины играют ключевую экономическую роль, помогает им занимать более высокое положение в семье и обществе. Напротив, мужчины постепенно принимают на себя работу по дому и уходу за детьми, разрушая жесткую модель гендерного разделения труда. Эти изменения требуют гибкой адаптации со стороны заинтересованных сторон, и необходима долгосрочная политика для поддержки этого перехода на устойчивой основе.
Предметом исследования в данной научной статье является система оплаты труда сотрудников полиции в Российской Федерации, её влияние на их специальный правовой статус и систему оплаты труда, а также анализ причин текучести кадров, выявляя неконкурентоспособный уровень оплаты труда как один из ключевых факторов. Особое внимание уделяется разработке и обоснованию новой модели системы оплаты труда, направленной на стимулирование результативности и компенсацию за переработки, при этом учитывающей бюджетные ограничения и принципы добровольности, справедливости, прозрачности и экономической эффективности. Статья детально раскрывает структуру предлагаемой модели, включающей сохранение базовых элементов денежного довольствия и введение дополнительных выплат, а также обосновывает необходимость автоматизации процессов учета переработок и оценки результатов деятельности. В работе использованы общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, системный подход, а также специальные юридические методы, экономико-математическое моделирование и анализ статистических данных МВД России. Новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании концептуально новой модели системы оплаты труда сотрудников полиции, предлагающей комплексный подход к решению проблемы некомплекта без существенного увеличения бюджетных ассигнований. Особым вкладом автора в исследование темы является предложенный механизм перераспределения существующих бюджетных средств за счет оптимизации окладов и использования экономии от вакантных должностей для стимулирования результативности и компенсации переработок. Основными выводами проведенного исследования являются обоснование преимуществ предложенной модели, включающих повышение конкурентоспособности оплаты труда, снижение текучести кадров, усиление мотивации сотрудников и повышение справедливости системы оценки труда. Также определены потенциальные риски внедрения и предложены пути их минимизации, подчеркивая необходимость поэтапного внедрения и постоянного мониторинга системы. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной модели для совершенствования системы оплаты труда в органах внутренних дел и решения проблемы некомплекта личного состава.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время Президент России стал олицетворением государства как для населения, так и для мирового сообщества, выступает самым влиятельным политическим игроком в структуре государственной власти. Цель статьи - проследить персонификацию президентской власти в политической сфере в России на основе анализа стенограмм заседаний Государственной Думы. Объектом исследования выступает президентская власть. Предметом исследования является персонификация президентской власти в политической сфере в России. Автором был проведен анализ стенограмм заседаний Государственной Думы, так как, во-первых, Государственная Дума выражает интересы российского общества на основе принятия соответствующих законодательных актов. Во-вторых, будучи самостоятельным органом в своих решениях, разрабатывает политические «инновации», необходимые демократическому и правовому государству. Ведущим методом к исследованию проблемы выступает темпоральный подход А. Ю. Сунгурова к творческому процессу, согласно которому в государственной сфере выделяется два этапа с соответствующими ему фазами. Анализ 215 стенограмм Государственной Думы проводится на основе таких фаз: осознание проблемы и включение ее в повестку дня, подготовка проектов решений, принятие законопроекта. В статье представлены результаты исследования стенограмм заседаний Государственной Думы за 2017, 2020 и 2023 годы, по результатам которых выявлена активная поддержка и внедрение законодательной властью, в первую очередь, идей и взглядов президента. Материалы статьи представляют практическую ценность для приращения знаний и устранения противоречий в области государственного управления в России. Уникальность результатов исследования состоит в сделанных автором выводах, свидетельствующих о зависимой работе Государственной Думы, об отсутствии самостоятельности в разработке и принятии решений. Автор приходит к следующим выводам: - депутаты Государственной Думы не инициируют значимые для государства и общества законы, чаще всего они исходят от президента или правительства РФ (во исполнение поручений того же самого президента); - члены нижней палаты парламента не занимаются поиском самостоятельных действенных решений по разрешению тех или иных проблем; - отсутствует адекватная политическая полемика при продвижении и принятии законопроектов; - политические инновации не всегда могут реально воплотиться в жизнь.
Целью данной работы является анализ взаимосвязи между формой государственного устройства и типами партийных систем. В рамках этого исследования планируется дать определение таких понятий, как «доминирующая партия» и «партия власти». Также будет рассмотрена степень зависимости типов партий от государственных институтов и политических лидеров, выявлены и описаны основные внутрипартийные тенденции, характерные для двух анализируемых типов политических партий. За счёт своего ключевого положения в политическом процессе правящая партия оказывает решающее воздействие на формирование и эволюцию политической картины. Автор определяет доминирующую партию как политическую силу, занимающую лидирующие позиции в партийной системе на протяжении длительного периода, при сохранении признаков политической конкуренции. Появление таких партий, по мнению автора, связано с желанием политической элиты укрепить свое влияние в законодательной власти и чаще всего наблюдается в государствах, проходящих «догоняющую модернизацию». Исследование основано на теоретических подходах к анализу партийных систем и эмпирических данных о функционировании доминирующей партии в конкретном политическом контексте. В рамках настоящего исследования была применена комплексная методология, интегрирующая эмпирические и теоретические подходы к изучению роли доминирующей партии в трансформации политического ландшафта: критический концептуальный анализ, институциональный анализ, исторический анализ, системный метод. Синтез указанных методов обеспечил всесторонний анализ роли и влияния доминирующей партии на политическое пространство. Данная работа посвящено анализу роли доминирующей партии в трансформации политического пространства. Исследование фокусируется на выявлении новых аспектов её влияния и формулировании соответствующих выводов. В статье рассматриваются различные интерпретации сущности доминирующей партии и основные механизмов, посредством которых она формирует политическое пространство. В тексте предложены критерии, свойственные доминирующей партии. Также указаны основные черты такой партии и обоснованы достоинства партийной системы, в которой доминирует одна партия. Сформулированы критерии, присущие политическим партиям, доминирующим в государствах постсоветского пространства. Анализируются примеры партийного доминирования в Мексике, Японии и Индии. Несмотря на различия в политических режимах этих стран, автор выявляет общие характеристики, присущие доминирующим партиям. Особое внимание уделяется принципиальному различию между понятиями «партия власти» и «доминирующая партия».
Предметом исследования выступает биополитический инструментарий, который задействуют современные российские элиты в контексте построения макрополитической идентичности россиян. Данный процесс отличает комплексный характер. Реализуемая в постсоветское время политика идентичности учитывает необходимость укрепления межкультурного и межэтнического единства в обществе. В этой связи построение особой макрополитической идентичности происходит в пространстве не только политики памяти и в широком смысле символической политики, но и в пространстве биополитики. Биополитика позволила унифицировать принципы управления на основе свойственных человеку от природы физиологических и социальных проявлений. Особый исследовательский интерес вызывает проблема использования биополитических методов в контексте построения макрополитической идентичности - особой формы самоидентификации, которая преодолевает религиозные, культурные и этнические различия в обществе. В России данный процесс особенно актуален, так как в условиях поликультурного и полиэтничного государства процесс построения разделяемых в обществе форм идентичности задает фундамент общества. Мы предлагаем к рассмотрению примеры использования биополитики в рамках построения этой идентичности. Методология исследования включает в себя анализ динамики российского законодательства и биополитического инструментария, который раскрывается на примере отдельных кейсов и политических технологий, применяемых политическими элитами в ходе построения макрополитической идентичности россиян. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении принципов и инструментов биополитики через призму макрополитической идентичности россиян. Она основана на идентификации с более широким сообществом, которая предполагает наличие солидарности поверх границ, связанных с политическими и идеологическими предпочтениями. Мы подробно исследуем то, как современная биополитика в исполнении российских элит позволяет преодолеть данные предпочтения и использовать биологическую сущность человека в решении задач, связанных с политической солидаризацией общества. Отдельно был проведен анализ законодательных норм и практических кейсов, на примере которых продемонстрировано многообразие биополитических инструментов, используемых в современной России. В результате исследования мы приходим к выводу о том, что биополитика может быть эффективно использована в качестве меры противодействия националистическим тенденциям в обществе. Также формулируется вывод о необходимости внедрения биоэтики, т. е. морального измерения тех политических и технологических процессов, которые реализуются в политическом пространстве современной России.
В статье осуществлён сравнительный анализ предвыборной программы Либерально-демократической партии России на выборах в Государственную Думу VIII созыва 2021 г. и предвыборной программы кандидата на пост Президента Российской Федерации Л. Э. Слуцкого на выборах 2024 г. Анализ политических программ осуществлён по следующим положениям: реформирование системы государственного управления; действия по модернизации российской экономики; шаги по усовершенствованию социальной политики в стране; политика в области принятия нормативно-правовых актов; комплекс мер в области мировой политики и международных отношений. Кроме того, в настоящей статье осуществлён контент-анализ наиболее употребляемых в обеих программах терминах. Как показал контент-анализ, как в предвыборной программе Л. Э. Слуцкого, так и в программе ЛДПР значительное место уделено таким вопросам, как отстаивание интересов русского народа и других народов России; защита интересов Русского мира; возвращение в состав России территорий бывшего СССР мирным путём; централизация страны, укрупнение регионов, переход от федеративной модели государственного устройства к унитарной. Методологической основой исследования являются компаративный анализ - проведение сопоставления общих и особенных черт, а также количественный контент-анализ - анализ текста документов с целью выявления частоты употребления тех или иных терминов. В статье делается ряд выводов: как предвыборная программа ЛДПР, так и программа Л. Э. Слуцкого носят заведомо общий, популистский и лозунговый характер; обеим программам присущи такие черты, как радикализм, национализм, патриотизм, утопизм; неконкретный характер обеих избирательных программ преследует цель привлечения электората своих потенциальных конкурентов, прежде всего из левого политического спектра; будучи партией вождистского типа, ЛДПР после смерти своего основателя В. В. Жириновского переживает кризис. Кроме того, на основании итогов последних электоральных кампаний делается вывод о том, что в последнее время популярность Либерально-демократической партии России падает уже в течение нескольких последних лет, и это обстоятельство ставит под вопрос дальнейшие политические перспективы ЛДПР.
Предметом исследования является влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на формирование и развитие политической экосистемы общества. В статье анализируются и сравниваются два ключевых подхода - сетевой и экосистемный, раскрывающие разные аспекты цифровой трансформации социально-политических процессов. Особое внимание уделяется необходимости интеграции этих подходов для более глубокого и комплексного анализа политической экосистемы в условиях цифровизации. Автор предлагает теоретическую модель, объединяющую сетевые и экосистемные концепции, что позволяет учитывать как динамику горизонтальных взаимодействий, так и устойчивость системы. Исследование охватывает вопросы гражданской идентичности, децентрализации власти и самоорганизации, демонстрируя, как цифровые платформы и патриотический контент способствуют укреплению социальной сплоченности и трансформации политической среды. Работа предлагает авторское определение политической экосистемы общества, отражающее сложность и многомерность социальных процессов в эпоху цифровизации. Методология исследования основана на сравнительном анализе сетевого и экосистемного подходов с целью их интеграции для создания комплексной модели политической экосистемы. Используется анализ теоретических концепций, представленных в трудах ведущих исследователей, а также концептуальное моделирование, направленное на формирование авторской модели политической экосистемы общества. Новизна исследования заключается в разработке и обосновании интегрированной модели политической экосистемы, которая сочетает в себе принципы сетевого и экосистемного подходов. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в формировании горизонтальных политических структур, обеспечивая децентрализацию власти и самоорганизацию гражданского общества. Особым вкладом автора в исследование темы является формулирование авторского определения политической экосистемы как динамичной системы, где центральное место занимают информационные потоки и межсетевые взаимодействия. Важным результатом исследования является выявление факторов, обеспечивающих устойчивость и адаптивность политической системы в условиях цифровизации. Практическая значимость работы проявляется в возможности использования разработанной модели для анализа современных политических процессов, прогнозирования их развития и формирования стратегий цифрового взаимодействия между государственными институтами и обществом.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______