Актуальность. Исследование связи карьерной ориентации «служение» с комплексом социально-психологических особенностей личности студентов медицинского вуза позволяет выявить ценностные составляющие образа «Я» в структуре профессиональной Я-концепции у будущих врачей.
Цель: изучение связи социально-психологических особенностей и выраженности карьерной ориентации «служение» у студентов медицинского вуза. Предположительно, наличие связи карьерной ориентации «служение» с комплексом социально-психологических характеристик, отражающих особенности реализации межличностного взаимодействия, стилей саморегуляции, ценностных составляющих профессиональной деятельности, актуализации эго-позиций в условиях межличностного взаимодействия. Участники: студенты 1–4-го курсов Ставропольского государственного медицинского университета (N = 1540, из них 1200 девушек и 340 юношей; средний возраст M = 20,36 лет, SD = 6,72). Методы (инструменты): методика изучения мотивации профессиональной карьеры (Э. Шейн в адаптации В. А. Чикер) применялась для обнаружения ценностных составляющих профессиональной деятельности и выявления выраженности карьерной мотивации «служение»; опросник «Контроль за действием» (Ю. Куль в адаптации С. А. Шапкина), позволяющий обнаружить особенности проявления волевой регуляции при планировании действий, при их реализации и при неудаче; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова, Н. Г. Кондратюк) для выявления стилей саморегуляции и выраженности ее общего уровня; опросник межличностных отношений (В. Шутц в адаптации А. А. Рукавишникова) для диагностики коммуникативных особенностей личности; тест «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях» (Э. Берн) с целью выявления доминирующих эго-позиций, актуализируемых в условиях межличностного взаимодействия.
Результаты: карьерная ориентация «служение» у студентов-медиков связана с особенностями осуществления межличностного профессионального взаимодействия, саморегуляции, карьерной мотивации. Основные выводы: у студентов-медиков карьерная ориентация «служение» может актуализироваться в единстве с такими ценностными составляющими образа «Я», как значимость проявления участия к людям, сопереживание их проблемам, желание быть причастными к группе, способность к использованию много вариативных стратегий межличностного взаимодействия и стилей саморегуляции. Практическая значимость. Профессиональная социализация личности при освоении профессии врач может быть ориентирована на формирование ценностных составляющих образа «Я-профессионал», проявляющихся в системе ценностных ориентиров и определяющих цели и средства карьерной самореализации.
Идентификаторы и классификаторы
Изучение условий развития личности в процессе обучения в вузе, а также ценностных составляющих образа «Я-профессионал» остается на сегодняшний день актуальной задачей при подготовке специалистов помогающих профессий, так как в современных условиях развития общества к ним предъявляются все бóльшие требования, связанные с необходимостью актуализации не только профессиональных компетенций, но и способности к сопереживанию, восприятию личности «другого» как ценности. Успешная самореализация личности в профессии врач может быть связана с доминирующими карьерными установками, проявляющимися уже у студентов вуза.
Список литературы
1. Волкова Н. В., Чикер В. А. Особенности карьерной мотивации в контексте теории поколений: результаты эмпирического исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. 2016. №4. С. 79-105. EDN: VLHYJT
2. Волкова Н. В., Чикер В. А. Карьерные установки студентов стратегически перспективных направлений обучения // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 1. С. 90-107. ,. DOI: 10.17759/sps.2018090107 EDN: YUMZNV
3. Терновская О. П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: автореф. дис. … канд. псхол. наук. М., 2006. 20 с. EDN: NKDTVX
4. Голенкова Л. А., Черняева В. В. Специфика карьерных установок у студентов высших учебных заведений // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-4. С. 1017-1021. EDN: QASRSP
5. Ложечкина А. Д., Бакунова И. В., Ткаченко А. В. Динамика карьерных сценариев студентов вуза с разной профессионализацией // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 4, ч. 2. С. 156-161. ,. DOI: 10.23670/IRJ.2017.58.134 EDN: YKMPSF
6. Schein E. H. Career Anchors Revisited: Implications for Career Development in the 21st Century // NHRD Network Journal. 1996. Vol. 1, № 4. P. 27-33. DOI: 10.1177/0974173920070407
7. Кучеренко С. В. Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник трудов Международной научно-практической конференции “XV Левитовские чтения”: 3 т. (Москва, 15-16 апреля 2020 г.). М.: Перо, 2020. Т. 3. С. 795-801. EDN: IVWQKQ
8. Князев Е. Б., Соловьева В. А., Сергеев А. С., Барсукова М. И., Рамазанова А. Я., Иноземцева Н. П., Долгова Л. В. Депрессивное настроение и якоря карьеры у российских студентов-медиков // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 2. С. 309-324. ,. DOI: 10.15507/1991-9468.111.027.202302.309-324 EDN: FIUOWG
9. Комолкина О. И. Исследование ведущих карьерных ориентаций студентов медицинского колледжа // Психологическая наука и практика: инновации в образовании: материалы Пятой конференции психологов образования Сибири (Иркутск, 20-22 июня 2018 г.) / ФГБОУ ВО “ИГУ”; редкол.: З. В. Диянова [и др.]. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. C. 330-335. EDN: FRYBLB
10. Крячкова Л. В. Факторы, влияющие на карьерную ориентацию студентов-медиков // Актуальные проблемы медицины. 2019. Т. 1. С. 92-95.
11. Урываев В. А., Тарасова А. А. Субъективное благополучие и структура защитных реакций личности студентов медицинского вуза // Сибирский психологический журнал. 2011. № 41. С. 58-63. EDN: OPWXWX
12. Бирюкова Н. В. Самореализация и саморазвитие обучающихся в условиях медицинского профильного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. С. 30. ,. DOI: 10.17513/spno.32069 EDN: WNLEWZ
13. Рощевская Е. В. Акмеологические особенности профессионального становления студентов-медиков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2013. 23 с. EDN: SUZBVJ
14. Сторожева Ю. А. Акмеологические аспекты профессионального самоопределения студентов-медиков // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2016. № 4. С. 105-109. EDN: LLEBMR
15. Чумаков В. И., Чумаков И. В. Саморазвитие студента - будущего врача в условиях образовательной среды медицинского вуза // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 5S. C. 23-29. DOI: 10.15829/1728-8800-2022-3500 EDN: KQHIZP
16. Майсак Н. В., Ильин В. А. Психолого-акмеологические девиации представителей социономических профессий // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 1. С. 59-70. ,. DOI: 10.31857/S020595920002250-1 EDN: YZRDCH
17. Декина Е. В., Шалагинова К. С. Социально-психологическая адаптация студентов-медиков к учебно-воспитательному процессу колледжа: диагностика и современные направления работы // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 2. URL: https://mir-nauki.com/issue-2-2021.html (дата обращения: 01.04.2024). EDN: VARMTB
18. Костина Л. А., Миляева Л. М. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 112. С. 433-437. EDN: RRHCVH
19. Костина Л. А., Кубекова А. С. Уровень невротизации и фрустрации как показатель социально-психологической адаптации студентов медицинского вуза // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 230-235. EDN: FSPPNV
20. Доника А. Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. М.: Изд-во “Академия естествознания”, 2009. 126 с. EDN: QLULXX
21. Доника А. Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминанты: автореф. дис. … д-ра социол. наук. Волгоград, 2010. 48 с. EDN: QFDBOP
22. Нукештаева К. Е., Кубекова А. С. Современные ценностные ориентации студентов-медиков // Медицина и экология. 2019. № 2 (91). С. 12-18. EDN: PQQBRA
23. Лесин А. М., Кузнецова Л. М., Качанова Е. В. Ценностные ориентации студентов медицинского университета, обучавшихся в период пандемии COVID-19 // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции (Евпатория, 11-12 декабря 2020 г.). Симферополь: ООО “ИТ “Ариал”, 2021. С. 267-271. EDN: LYETTJ
24. Смахтина Т. А., Кубекова А. С. Жизненные ценности у студентов медицинского вуза // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 1А. С. 99-104. ,. DOI: 10.34670/AR.2021.13.26.012 EDN: AABEPH
25. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 4. С. 99-111. ,. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111 EDN: ECVEPI
26. Марьин М. И., Никифорова Е. А. Трансформация мотивов и ценностей студентов высших образовательных организаций в условиях пандемии (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 1. С. 92-101. ,. DOI: 10.17759/jmfp.2021100109 EDN: DCILKH
27. Аксютина З. А., Удалова Т. Ю., Мордык А. В. Профессиональные ценности будущих педагогов и медиков в университетском образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. Т. 4, № 79. С. 9-23. ,. DOI: 10.26105/SSPU.2022.79.4.001 EDN: LSQLPL
28. Nasabi N. A., Bastani P., Yusefi A. R., Bordbar N. Career Development in Nursing: Identifying the Career Anchors of Nurses at Shiraz University of Medical Sciences // Quarterly Journal of Management Strategies in Health System. 2021. Vol. 6, № 3. P. 248-259. DOI: 10.18502/mshsj.v6i3.8042 EDN: ZVDGJE
29. Самойленко Н. В., Дьяченко Е. В. Образ пациента как составляющая образа мира студентов при обучении в медицинском вузе // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1. С. 122-138. ,. DOI: 10.17759/psyedu.2020120109 EDN: PWXOMY
30. Решетников А. В. Социология медицины. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 256 с. EDN: QLPKDT
31. Тарарышкина М. А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 27 с. EDN: NIPOLD
32. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2004. 172 с. (Практикум по психодиагностике). EDN: QXKELP
33. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл, 1997. 140 с. EDN: YIKVFL
34. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г. Опросник В. И. Моросановой “Стиль саморегуляции поведения - ССПМ 2020” // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155-167. EDN: XLPKCR
35. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений. Ярославль: НПЦ “Психодиагностика”, 1992. 47 с.
36. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. СПб.: Братство, 1992. 229 с. EDN: VRSHRT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа, обобщения, интеграции традиций и инноваций в развитии научно-образовательной деятельности Педагогического института Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (СГУ): трансформации научных школ, изменении характера аудиторной и внеаудиторной работы, количественно-качественном преобразовании практической подготовки, формировании единого учебно-воспитательного пространства, межведомственном взаимодействии.
Цель: определить направления и стратегии развития научно-образовательной деятельности Педагогического института СГУ. Методы (инструменты): ретроспективный и сопоставительный анализ данных научно-библиографических источников.
Результаты: представлены стратегии научно-образовательной деятельности Педагогического института СГУ через анализ методологических исследований основоположников педагогической, психологической, дефектологической, методической школ, их содержательного и технологического наполнения в контексте современных вызовов высшего педагогического образования. Выстроен научно-образовательный кластер института: обозначена инфраструктура, определён круг актуальных научнометодических интересов преподавателей.
Заключение: обобщен опыт трансформации педагогического образования в Саратовском государственном университете. Выявлены стратегии и перспективы развития, обусловленные общественным запросом и актуальной социокультурной ситуацией. Определена единая образовательная, воспитательная и научно-исследовательская повестка Педагогического института СГУ, направленная на синтез глубокого предметного знания и инновационных методик обучения, практикоориентированных аудиторных занятий и внеаудиторных событий, тесного сотрудничества и взаимодействия с образовательными организациями, способствующая формированию традиционных ценностей, профессионально-личностных качеств и проактивного поведения педагогов, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Практическая значимость: тиражирование опыта Саратовской школы высшего педагогического образования.
Актуальность. Системные изменения сферы образования, происходящие под влиянием цифровой трансформации, обусловливают разработку методологии исследования процесса трансформации в контексте постнеклассической научной парадигмы. Цель состоит в обосновании методологических оснований исследования, ориентированного на качественное изучение педагогической реальности с последующим применением сценарного прогнозирования.
Методы: анализ (теоретический, дискурсивный), ранжирование результатов опроса преподавателей (N = 800) университетов и институтов, принимающих участие в реализации образовательных программ подготовки педагогов (Волгоград, Вологда, Москва, Омск, Санкт-Петербург, Саратов, Тобольск, Ульяновск), обобщение. Основные результаты. Трансформация рассмотрена как системное обновление сферы образования, развивающееся под влиянием внешних факторов. Представлена методологическая рамка исследования трансформации сферы образования, обусловленная особенностями современного этапа развития науки, «новой» ролью и ответственностью субъекта исследования, опытом проведения коллективных исследований и контекстностью протекания трансформационных процессов в разных вузах. Показано, что изучение трансформации педагогического образования невозможно в отрыве от исследований трансформации общего образования. Обосновано, что трансформация педагогического образования может быть изучена с позиций феноменологического подхода, позволяющего выявить объективные и субъективные характеристики педагогической действительности. Педагогическое образование рассматривается как самоорганизующаяся социальная система, обладающая неустойчивостью и динамичностью, что вызывает необходимость реализации в исследовании принципа участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решений, затрагивающих их судьбу. Это предполагает также использование гуманитарной экспертизы и сценарного прогнозирования. Изучение практики трансформации в конкретном контексте позволяет выбрать сценарий (аналоговый, адаптационный, инновационный) и построить проспективную оценку выбранного варианта.
Выводы. Методология исследования трансформации высшего педагогического образования, основанная на феноменологической рефлексии, реализуется приоритетно с использованием методов качественного анализа, предусматривает ответственность исследовательского коллектива за научные результаты и их интеграцию в деятельность научного сообщества, должна быть адаптирована к условиям проведения исследования в конкретном вузе. Практическая значимость. Методология актуальна при построении коллективных исследований и исследовательских программ трансформации педагогического образования в различных вузах.
Актуальность исследования обусловлена наличием в науке терминологической путаницы относительно понятия «метакогнитивизм», природы взаимосвязей между различными метакогнитивными параметрами, получившими широкое распространение в психологической науке, а также влияния профессионального опыта военнослужащих Росгвардии, полученного в условиях введения современного боя на организованность структуры метакогнитивной подсистемы ментальных моделей взаимодействия военнослужащих.
Цель: изучение метасистемного аспекта коллективных ментальных моделей взаимодействия военнослужащих Росгвардии, включающего анализ влияния боевого опыта на организацию структуры метакогнитивной подсистемы ментальных моделей. Гипотеза: структура метакогнитивной подсистемы у военнослужащих, имеющих боевой опыт специальной военной операции (СВО) будет более интегрирована по сравнению с курсантами. Участники: военнослужащие Росгвардии, участники СВО (N = 161) в возрасте от 21 до 43 лет (M = 33; SD =1,57), курсанты третьего года обучения (N = 340) в возрасте от 20 до 24 лет (M = 22; SD =1,02) НВИ войск национальной гвардии РФ (Новосибирск) (n =188), СПВИ войск национальной гвардии РФ (Санкт-Петербург) (n = 152). Методы (инструменты): опросник «Определение уровня рефлексивности» (А. В. Карпов, В. В. Пономарева) применен для фиксации уровня рефлексии личности; с целью исследования контроля самопознания использован опросник «Метакогнитивная включенность в деятельность» (Г. Шроу, Р. Дэнисс в адаптации А. В. Карпова, И. М. Скитяевой); для анализа метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности индивида применен опросник «Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности» (М. М. Кашапов, Ю. В. Скворцова).
Результаты: сравнение матриц интеркорреляций метакогнитивных параметров в выборках военнослужащих с боевым опытом, полученным в ходе СВО, и курсантов (военнослужащих без боевого опыта) свидетельствует об их гетерогенности (экспресс-метод χ2-Карпова). Основные выводы: структура организованности метакогнитивной подсистемы у курсантов менее когеррирована, чем у участников СВО, что демонстрирует качественные различия в матрицах интеркорреляций между метакогнитивными параметрами. Это отражает ассимиляцию профессионального опыта у военнослужащих как формирование подобия ментальной модели взаимодействия в процессе выполнения служебных задач в реалиях введения современного боя. Практическая значимость: полученные результаты вскрывают необходимость в процессе профессиональной подготовки курсантов включения в образовательный процесс отработки кейсов, направленных на решение смоделированных служебно-боевых ситуаций с целью активации и усиления интеграции структурных компонентов метакогнитивной подсистемы ментальных моделей.
Актуальность исследования стрессоров в организационном контексте обусловлена изменениями в организациях, трансформацией роли женщин в современном социуме.
Цель: анализ стрессоров, воздействующих на современного работника с учетом гендерных особенностей восприятия стрессоров, а также в контексте существующих угроз. Гипотеза: стрессоры организационной среды специфичны для мужской и женской групп работников, детерминанты профессионального выгорания у мужчин и женщин различаются. Участники: работники предприятий Саратова в возрасте от 18 до 35 лет, 277 мужчин и 119 женщин (M = 27,3; SD = 5,8). Методы (инструменты): для диагностики актуальных стрессоров применена методика диагностики трудового стресса (С. Б. Величковская); уровень профессионального выгорания определен посредством методики «MBI» C. Maslach, S. E. Jackson в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой; использована социально-психологическая анкета для выявления в рабочей среде угроз увольнения (А. Ю. Смирнова).
Результаты: обнаружены значимые различия в действии факторов-стрессоров в мужской и женской выборках. Женщины менее чувствительны к стрессам: сверхурочная работа, несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений, борьба за продвижение по службе. Стрессоры, проанализированные посредством факторного анализа, сгруппированы в два фактора: «справедливость организационных процедур и коммуникации» и «пресс времени и ответственности», в действии фактора-стрессора «пресс времени и ответственности» различий в мужской и женской выборках нами не обнаружено, в мужской выборке фактор «справедливость организационных процедур и коммуникации» более выражен.
Основные выводы. Стрессоры организационной среды специфичны для мужчин и женщин. Женщины менее чувствительны к действию фактора «справедливость организационных процедур и коммуникации», склонны оценивать организационные процедуры и коммуникацию как более удовлетворительную и справедливую. Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы в разработке тренинговых программ формирования навыков управления стрессом.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием методики, позволяющей измерить удовлетворенность потребности личности в безопасности как одной из базовых психологических потребностей. Цель: разработка и валидизация методики измерения удовлетворенности базовой потребности личности в безопасности. Гипотеза: предложенный инструмент в достаточной степени надежен, валиден и позволяет измерить и оценить удовлетворенность базовой потребности личности в безопасности. Участники: курсанты (N = 500; муж. пол = 100%) Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Саратов), в возрасте от 17 до 26 лет (M = 20,2; SD = 1,7).
Методы (инструменты): методика, направленная на измерение удовлетворенности базовой потребности личности в безопасности (В. О. Акбутаев); для проверки внешней валидности предложенного инструмента применены методика удовлетворенности базовых психологических потребностей (Э. Л. Деси, Р. М. Райан) и методика диагностики ценностных ориентаций (Ш. Шварц).
Результаты: установлено, что представленный инструмент является надежным, внутренне согласованным и валидным, позволяет качественно измерить удовлетворенность базовой потребности личности в безопасности. Основные выводы: подтверждён тезис о том, что потребность в безопасности является значимой потребностью и может рассматриваться в качестве одной из базовых психологических потребностей; выделены три шкалы удовлетворенности потребности в безопасности. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы для более объективной и детализированной оценки удовлетворенности базовой потребности личности в безопасности.
Актуальность исследования обусловлена запросом общества на выявление и поддержку одаренных людей, представляющих собой неотчуждаемый капитал и ресурс его инновационного развития, а также важностью определения детерминант и механизмов одаренности в онтогенетическом, социокультурном и социально-психологическом контекстах. Представлен анализ трансформационной одаренности личности, которая предполагает устойчивую амплификацию природного дара, уровня мастерства и самосовершенствования, артикуляцию нового профессионального видения, создание новаторского языка, продуктивное воздействие на профессиональное преобразование Других и конструктивное влияние на культуру в целом.
Цель: выявление многомерных доминантных динамических личностных образований, выступающих необходимой основой для трансформации таланта личности в преобразующую одаренность в рамках определенного социокультурного хронотопа. В качестве исследовательского кейса трансформационной одаренности предлагается «архитектура жизни» Константина Степановича Мельникова – выдающегося русского архитектора мирового уровня, новатора, значительно опередившего время, предложившего новый взгляд на смысловое наполнение архитектуры и ее философию, пережившего «золотой сезон» своего триумфа и десятилетия забвения. Феноменологический анализ проводится на основе нарративов самого Мельникова, через реконструкцию его субъективных репрезентаций и понимания себя и мира.
Результаты: выявлены два важнейших интрапсихических регулятора трансформационной одаренности, которые выступают необходимой основой превращения ресурса дарования в трансформационную одаренность – устойчивая профессиональная идентичность, связанная с глубокой вовлеченностью и субъективной удовлетворенностью выбранной ролью и сформированным духовно-ценностным отношением к профессии; субъектность, определяющая уровень самоуправления и жизнетворчества личности в социальной среде.
Выводы: для достижения синергетического эффекта от интеграции профессиональной идентичности и субъектности личности как необходимых предпосылок трансформационной одаренности важен социокультурный контекст, в рамках которого создаются условия для ее проявления и амплификации, а сама одаренная личность выступает субъектом культуры. Практическая значимость: результаты теоретической рефлексии могут служить основой для разработки технологий психологического сопровождения одаренной личности, фасилитации ее субъектности и формирования устойчивой профессиональной идентичности.
Актуальность исследования: необходимость методического сопровождения государственной политики по внедрению проектного управления в сферу образования обусловливает потребность в разработке принципиально новой модели проектной подготовки руководителей.
Цель: методическое обеспечение создания организационнопедагогических условий для формирования управленческих и проектных компетенций руководителей сферы образования, а также для развития их лидерских способностей и личностного развития. Предметом разработки являются организационно-педагогические и методические условия проектной подготовки руководителей сферы образования. Педагогическое проектирование осуществлялось на основе комплекса методологических принципов, прежде всего, принципа концептуального единства проекта, принципа целостного проектирования педагогического процесса, принципа историзма, принципа развития педагогического явления и др.
Методы: литературный, документальный, структурный и функциональный анализ; социально-педагогическое, психолого-педагогическое и образовательное проектирование; структурное, педагогическое и графическое моделирование. Новизна проекта заключается в поэтапном погружении каждого обучающегося в различные социальные роли (абитуриента, слушателя, мастера, лидера и эксперта) при его постоянном индивидуальном интерактивном психологическом сопровождении.
Результаты: создание и применение социально-педагогического проекта, обеспечивающего формирования управленческих и проектных компетенций руководителей сферы образования, а также их личностного развития, представленного в виде педагогической и графической модели. Основные выводы: разработана и обоснована гибкая модель подготовки управленческого состава в сфере образования, являющаяся основой для формирования управленческих и проектных компетенций, лидерских способностей и личностного развития руководящего персонала. Практическая значимость данной модели заключается в универсальности её применения в процессе профессиональной подготовки руководителей любого уровня и педагогического состава в сфере образовании, а также управленческого состава и специалистов, задействованных в других сферах народного хозяйства при соответствующей методической доработке.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/