Институционально поддерживаемым. При этом тема собственно конструирования (а не только использования) межпредметных, междисциплинарных задач освещается лишь в небольшом количестве работ. Причин для этого, можно полагать, как минимум две. Далеко не все исследователи и практики, обращающиеся к междисциплинарным задачам и использующие их, сами их конструируют. И даже для тех, кто их конструирует, рефлексия, экспликация и обобщение своего опыта, стратегическое видение новых типов междисциплинарных задач - это особая метазадача, которую ставят единицы. Вероятно, никакая содержательная классификация путей конструирования межпредметных задач не может быть исчерпывающей. В этом конструировании может проявиться креативность разработчика междисциплинарных задач, результаты которой не впишутся в прежние классификации. Вряд ли можно описать и предсказать все возможные пути разумного связывания тех или иных дисциплин (в том числе будущих) и типы вопросов, основанные на этих связях. При этом такие классификации важны, полезны и эвристичны. Одним из важных возможных путей конструирования междисциплинарных проблем и задач может стать использование представлений об экологии различных видов знания Р. Т. Уильямса. Его метафора экологии знания позволяет анализировать разные типы и виды знаний, производимых в разных «экологических нишах», а также их «экологическое разнообразие». Введение в содержание междисциплинарных задач эксплицированных представлений о разных источниках и видах знаний может стать одним из важных направлений междисциплинарности в образовании в целом.
Идентификаторы и классификаторы
Принципиально важное значение для цивилизационного развития имеют деятельности, направленные на создание сложных объектов и систем различной природы. Особое место занимает здесь постановка, генерирование новых проблем и задач (Поддьяков, 2022). Мы рассмотрим такое направление конструирования сложности, как создание (изобретение, конструирование) междисциплинарных, межпредметных проблем и задач в образовательных целях. Термины «междисциплинарные задачи» и «межпредметные задачи» мы используем как синонимы
Список литературы
1. Антощенко, К. (2022, 1 февраля). Исследование: мозг показывает нам мир с задержкой в 15 секунд. Нож. https://knife.media/illusion-of-stability.
2. Ашкинази, Л. А. (2021). Межпредметные задачи. Lit.lib.ru. http://www.lit.lib.ru/a/ashkinazi_l_a/text_2750.shtml4.
3. Ашкинази, Л. А. (2022). Не пугайся, это - физика! 800 оригинальных задач. ДМК-Пресс.
4. Ашкинази, Л. А. (2020). Новое в мире задач. Lit.lib.ru. http://lit.lib.rU/a/ashkinazi_l_a/text_2600.shtml.
5. Васильева, Л. Н., Володина, Е. В., & Ильина, И. И. (2019). Междисциплинарные задачи как средство развития профессиональной компетентности студентов технических направлений. Проблемы современного образования, (6), 220-231. EDN: CBDCTF
6. Жук, О. Л. (2014). Междисциплинарная интеграция на основе принципов устойчивого развития как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов. Веснiк БДУ, (3), 64-70. EDN: THKRQF
7. Институт перспективных материалов и технологий НИУ МИЭТ. (2022, 9 июля). Сведения об образовательной программе ИПМ НИУ МИЭТ. VK.com. https://vk.com/@amt_miet-220301-materialovedenie-i-tehnologii-materialov.
8. Карпухина, Е. А. (2008). Межпредметные задачи как средство предпрофильной подготовки учащихся при обучении физике [Кандидатская диссертация, Московский педагогический государственный университет]. EDN: QDZEHT
9. Коклевский, А. В. (2018). Междисциплинарная задача как средство формирования полипрофессиональных компетенций будущих специалистов в целях устойчивого развития. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика, (1), 107-115. EDN: YSHXCX
10. Колесников, А. В., & Сиренко, С. Н. (2013). Междисциплинарная интеграция в процессе изучения веб-технологий и компьютерной графики. Открытое образование, (3), 68-77. EDN: OMNPFE
11. Леенсон, И. (2022). Четыре дамы и молодой человек в вакууме: Нестандартные задачи обо всем на свете. Альпина нон-фикшн.
12. Московская предпрофессиональная олимпиада. (n.d.). Архив заданий. Задания 2022-2023 года, https://predprof.olimpiada.ru/arhiv.
13. Московский государственный психолого-педагогический университет. (n.d.).
14. Олимпиада Национальной технологической инициативы (Олимпиада НТИ) 2018/19 учебного года. https://mgppu.ru/abitur/olympiads/nti_2018-2019_2.
15. Поддьяков, А. Н. (2023). Представления об экологии знания. Предисловие к статье: Уильямс, Р. Т. Сложность и новые экологии знания (ч. 1). Образовательная политика, 7(93), 7-8. https://edpolicy.ranepa.ru/slozhnost-i-novye-ekologii-znaniya-p-1.
16. Поддьяков, А. Н. (2022). Создание проблем и задач как инициативное усложнение мира. Образовательная политика, 2(90), 35-40. https://edpolicy.ranepa.ru/sozdanie-problem-i-zadach-kak-iniciativnoe-uslozhnenie-mira. EDN: HGHZUT
17. Подходова, Н. С., & Аранова, С. В. (2012). Межпредметные задания. Матричный классификатор межпредметных заданий. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, (6), 143-152. EDN: PUPSGZ
18. Рогонян, Г. С. (n. d.). Теория аргументации. Программа учебного курса. https://www.hse.ru/edu/courses/389935359.
19. Сиренко, С. Н. (2013). Расширение предметного поля учебной дисциплины на основе идей междисциплинарной интеграции (на примере дисциплины “Основы информационных технологий”). Инновационные образовательные технологии, (3), 19-27. EDN: XWQZGR
20. Спиридонов, В. Ф. (2022, 24 мая). Задача (в психологии мышления). Большая российская энциклопедия. https://bigenc.ru/c/zadacha-v-psikhologii-myshleniia-7e0068.
21. Спиридонов, В. Ф. (2022, 24 мая). Проблема (в психологии мышления). Большая российская энциклопедия. https://bigenc.ru/c/problema-v-psikhologii-myshleniia-ff394a.
22. Стасевич, К. (2022, 2 февраля). Мозг видит настоящее в прошедшем. Наука и жизнь. https://www.nkj.ru/news/43345.
23. Cурчалова, Л. В. (2001). Междисциплинарные задачи как средство повышения качества обучения лицеистов (на примере изучения информатики и синергетики) [Кандидатская диссертация, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского].
24. Уильямс, Р. Т. (2023a). Сложность и новые экологии знания. Часть 1. Образовательная политика, 7(93), 7-14. https://edpolicy.ranepa.ru/slozhnost-i-novye-ekologii-znaniya-p-1. EDN: CYOKEL
25. Уильямс, Р. Т. (2023b). Сложность и новые экологии знания. Часть 2. Образовательная политика, 4(96), 10-21. https://disk.yandex.ru/i/5izdG1Z17LmATA. EDN: EWEHTP
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Оксфордский справочник по сверхразнообразию» состоит из пяти частей и тридцати двух глав.
В последние десятилетия стало обычным преуменьшать значение того, что Лев Выготский, Александр Лурия и Алексей Леонтьев составляли союз в стиле трех мушкетеров (Martins, 2013; Yasnitsky, van der Veer, 2016). Например, подзаголовок статьи Мартинса звучит так: «“Тройка” — существовала ли она вообще?». Чтобы ответить на этот вопрос, Мартинс опирается в основном на свидетельства Александра Лурии и Антона Ясницкого (Martins, 2013).
Очевидно, что достижение технологического суверенитета невозможно без национальных (отечественных) кадров. Этот факт осознают не только экономисты, но и, что не менее важно, управленцы и бизнес-сообщество. Так, согласно исследованию, проведенному Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), 70–75 % опрошенных бизнесменов признают, что в современных условиях кадровая проблема даже важнее финансовой
Статья предлагает краткий обзор эволюции идеи вечного мира - от эпохи Возрождения до нашего времени. Особое внимание уделяется трактату Иммануила Канта «К вечному миру», где великий философ предпринимает попытку преодолеть политико-правовые ограничения миротворческой мысли своих предшественников. Кант приходит к парадоксальному для XVIII века и чрезвычайно актуальному для XXI века выводу: «Либо вечный мир будет достигнут в действительности, либо он наступит на кладбище человечества». В ХХ веке поднятая на поверхность читательского интереса идея вечного мира стала представляться предметом философских размышлений, нуждающимся в проверке на прочность. Выдержал ли кантовский трактат такую проверку? Ответ на этот вопрос мы, вероятно, получим в течение жизни одного-двух поколений. Так, кантовское миротворческое наследие из, казалось бы, безнадежной утопии превратилось в теорию, наметившую путь к спасительной необходимости. Автор статьи приходит к выводу, что в сложившейся за последнее десятилетие ситуации жизненно необходимо запустить заглохший мотор кантовского миротворчества. У нас просто нет другого выбора.
Автор исходит из того, что человек является творческим по природе существом. Выдвигается тезис о том, что способность творить и потребность в творчестве является не исключением, а нормой бытия. В связи с этим подчеркивается различие статистического понимания нормы и ее аксиологического понимания, характерного для гуманитарной психологии. С тем фактом, что творчество является нормой, а его дефицит или отсутствие - опасной по своим последствиям патологией, связана востребованность терапии творчеством, в первую очередь арт-терапии. Ставится вопрос о том, в какой мере существующие арт-терапевтические практики опираются на специфические возможности искусства как такового. Автор полагает, что приобщение к искусству и художественному творчеству благотворно воздействует на человека в двух взаимосвязанных измерениях -вертикальном и горизонтальном. В первом случае речь идет о преодолении оторванности человека от его собственной творческой природы, разрыва повседневного самосознания и высшего творческого «я». Во втором преодолевается чувство изолированности, отчуждение от окружающего мира, противопоставленность «я» и «не-я». На основании собственных исследований автор утверждает, что дети обладают благоприятными возрастными предпосылками художественно-творческого развития, и потому ранний опыт художественного творчества может послужить профилактикой психологического неблагополучия в их дальнейшей жизни. Ставится вопрос о том, при каких условиях воздействие искусства может быть целительным для человека.
Статья посвящена личностной работе человека при встрече с художественным текстом. Автор опирается на психологию искусства Л. С. Выготского, в частности на его тезисы о том, что восприятие произведения искусства, во-первых, требует творчества и, во-вторых, продвигает нас по пути личностного развития. Встает вопрос о практиках, которые могут способствовать творчеству восприятия и активизировать внутреннюю работу личности при встрече с произведением. Одной из таких практик является разрабатываемый автором статьи метод драматической импровизации по мотивам художественных произведений. Метод соединяет в целостном процессе групповой работы: а) совместное чтение художественного текста, б) его обсуждение, в) творческую ролевую игру по мотивам прочитанного и г) психологическую работу, направленную на создание в группе безоценочной, принимающей, психологически безопасной и доверительной атмосферы. В статье описываются ключевые моменты метода и рассматриваются результаты выполненного под руководством автора статьи исследования, в котором сравниваются личностные итоги восприятия одного и того же художественного текста при его простом чтении и при работе с ним в группе драматической импровизации. Ни у кого из респондентов, просто прочитавших текст, он не вызвал сколько-нибудь глубокого личностного отклика. Напротив, участников драматической импровизации работа с текстом побудила не только к размышлениям на темы нравственности, но и к «чтению самих себя» и осмыслению своих поступков, переживаний и способов поведения. В статье также рассматривается предполагаемый механизм активизации личностной работы в группе драматической импровизации, отличающий описываемый метод от других практик работы с художественным текстом.
В статье рассматривается синтез искусств в свете становления и функционирования неклассической культурной парадигмы. Вскрываются его мистериальные корни в традиционной культуре, а также прослеживается связь идеи синтеза в модернизме с кризисом просвещения и позитивизма с одной стороны и религиозного сознания с другой. Синтез как поиск «большого стиля» в культуре, утратившей стилевое единство, связан с категорией мифа и имеет целью прорыв к тотальности бытия. Антропологическое измерение феномена синтеза в неклассической культуре связано с потребностью в преодолении «частичности» человека как субъекта познания, а также проблемы атомизации индивидов в обществе. На основе компаративистского анализа неклассических художественных практик и философских установок проанализирована логика движения романтизма, неоромантизма, символизма, стиля модерн и авангарда через мифологизаторство и миростроение к новому тотальному синтезу. Указанные направления проанализированы с точки зрения синтетизма формы и общности метафизических, антропологических и эстетических установок. Обнаружена общая темпоральная составляющая в культуре модернизма, объединяющая разные его течения и выступающая основой синтеза как на содержательном, так и на формальном уровне.
В статье рассматриваются взаимоотношения психологии и искусства в разные исторические периоды. Уже в момент возникновения психологии как науки наблюдалась ее тесная связь с эстетикой. Как психология, так и эстетика своим предметом называли чувственный опыт и чувственную сферу. Из обращения к анализу объектов искусства родилась во многом и культурно-историческая психология. По мнению Л. С. Выготского, произведение искусства выступает инструментом трансформации чувств, и в процессе его восприятия возникают культурные формы переживания. Однако подлинный синтез психологии и искусства возникает в новых художественных практиках в XX веке. В это время художественный поиск расширяет границы искусства и эстетического. Предполагается, что искусство призвано менять жизнь людей и быть ее частью, а жизнь должна строиться по законам искусства. Меняются и сами художественные задачи. Предметом искусства становится акт восприятия, живая реакция человека на воспринимаемый мир. В центре внимания оказывается не предметная реальность, а психологическая - реальность сознания. Произошло обращение к выразительным характеристикам отдельных элементов художественного языка - линиям, точкам, геометрическим фигурам, цвету, звуку, движению. В ходе экспериментов со звуком и цветом были обнаружены феномены синестезии. Также было показано, что явление интермодальности при восприятии может развиваться в ходе специальных упражнений. В основу новых художественных практик легла идея перевода впечатлений из одной области искусства в другую или из одной модальности в другую. Так, звучащая музыка или стихотворение переводятся на язык движения. Это не формальный перевод, а творческий процесс, в котором возникает новое произведение. Найденные приемы в дальнейшем стали использоваться в тренингах по инициации творчества, в методах эстетического воспитания, в психотерапии, что раскрывало психологический, психотехнический и педагогический потенциал данных практик.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832