Статья: "ЭКОНОМИКА ЖЕЛАНИЙ" И "ЭКОНОМИКА ДАРА": СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (2024)

Читать онлайн

Введение. В статье впервые проводится сравнительный анализ двух моделей экономики, отражающих ранее малоизученные аспекты процессов обмена и потребления. Устанавливается связь между архаичной парадигмой изобилия и постмодернистской теорией неограниченно производящего капитализма.

Теоретический анализ. Согласно Д. М. Беллу (“The Economy of Desire: Christianity and Capitalism in a Postmodern World”) экономика желания основывается на преодолении дефицитарного подхода к процессам производства и обмена. Основной задачей такой экономики становится формирование стремлений к потреблению, а не создание благ. Описанный Беллом подход исходит из идеи изобилия ресурсов. Это сближает его с экономикой дара, которая, как пишет Ж. Батай («Проклятая доля»), нацелена на избавление от привязанности к материальным благам с помощью трансцендирования. Акт дарения является растратой, на которую способен только тот, кто не боится дефицита.

Заключение. Формулируется вывод, согласно которому экономика желания, хотя и преодолевает дефицит, направлена на имманирование, поскольку желания заставляют сосредоточиться на себе и своих актуальных состояниях. В современном мире две эти модели одновременно соперничают, так как в них есть несовместимые друг с другом установки и сосуществуют, поскольку капиталистическая система становится более разнообразной и требует новых способов взаимоотношений субъектов.

Ключевые фразы: экономика дара, экономика желания, потребление, ПОТРЕБНОСТИ, капитализм, дар, постмодернизм
Автор (ы): ВОРОБЬЕВА АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВНА
Журнал: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
141.319. Неосхоластика
33. Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Для цитирования:
ВОРОБЬЕВА А. Д. "ЭКОНОМИКА ЖЕЛАНИЙ" И "ЭКОНОМИКА ДАРА": СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. 2024. Т. 24 № 3
Текстовый фрагмент статьи