Объектом исследования выступает импрессинг - феномен со сложной биосоциокультурный природой. Упоминания о нем в научной литературе, учитывая его «близкородственную» связь с импринтингом, вызывают прежде всего ассоциации с биосоставляющей его природы. Однако обращает на себя внимание возрастающий в последнее время интерес к импринтингу/импрессингу представителей широкого круга социально-гуманитарных дисциплин. Перенесение акцентов в биосоциокультурной природе импрессинга с его биосоставляющей на социокультурную становится очевидным и необходимым. Однако выход понятия «импринтинг/импрессинг» за пределы естественно-научного знания, как правило, не сопровождается какой бы то ни было рефлексией концептуально-теоретических оснований рассмотрения стоящего за ним феномена в социально-гуманитарном предметном поле. Соответственно предметом представленного исследования выступают концептуально-теоретические предпосылки рассмотрения импрессинга как социокультурного феномена. Анализу и синтезу подвергнуты современные научные представления о сложном единстве природы, общества, культуры и о месте человека в нем, могущие служить теоретической основой социокультурного исследования импрессинга. В разработке концептуальных основ изучения импрессинга, исходя из специфики современного социокультурного знания, применены дедуктивный, аксиоматический методы и метод аналогии. К основным результатам работы можно отнести, во-первых, выявленные тенденции в современном знании о культуре и человеке в ней, позволяющие утверждать, что социокультурный анализ импрессинга имеет под собой теоретико-методологические основания. Ключевой из описанных тенденций является представление о многогранном и неустойчивом взаимопроникновении природного начала, социальности и культуры. Особый акцент ставится на тенденции к рассмотрению культуры как продукта психики и психики человека как природно-культурного явления. Во-вторых, на основании тенденций, выявленных в современном социокультурном знании, и по аналогии с ними предложены концептуальные основания рассмотрения импрессинга как сложного биосоциокультурного феномена, в функционировании которого ключевую роль играет социокультурный компонент. Сделаны выводы о направлениях дальнейшего изучения импрессинга, которое предполагается дискуссионным, но необходимым. Рассмотрение концептуальных оснований исследования импрессинга как социокультурного феномена представляется новым и теоретически значимым для социогуманитарных наук в целом, поскольку открывает возможности более плодотворного многоаспектного осмысления малоизученного феномена.
Идентификаторы и классификаторы
Импрессинг – относительно новый предмет исследования для социогуманитарных наук. Интерес к нему является примером междисциплинарности современного научного знания. Истоки изучения импрессинга обнаруживаются в этологии, одним из предметов которой является феномен запечатлевания (обозначаемый термином «импринтинг»). Наиболее активно этот феномен исследуется в рамках психологических наук, откуда интерес к нему транслируется на систему социогуманитарного знания в целом. Подобный междисциплинарный переход приводит к довольно серьезным содержательным изменениям синонимичных терминов «импринтинг» и «импрессинг» и, более того, к их расхождению.
Список литературы
1. Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии. Вопросы философии. 2000. № 9. С. 29-45.
2. Bowlby J. Attachment. New York.: NY, Basic Books, 1999.
3. Баглюк С.Б. Социокультурная обусловленность творческой деятельности: дисс.... к.филос.н., 24.00.01. М., 2001.
4. Dilts R.B. Changing Belief Systems with NLP. Santa Cruz, California: Dilts Strategy Group, 1996.
5. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. М: Время знаний, 1995.
6. Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика // Биология. 2000. № 31. С. 5-11.
7. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
8. Фромм Э. Человек для себя. М.: АСТ, 2023.
9. Горюнков С.В. Введение в мифологическую теорию культурогенеза. Часть V. Программирующая функция культуры // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1.
10. Grof S. Realms of human unconscious: Observations from LSD research. New York: The Viking Press, 1975.
11. Гусельцева М.С. Культурно-психологический анализ в психологии и смежных науках // Психологические исследования. 2009. Т. 2. №4.
12. Hess E.H. Imprinting in birds // Science. 1964. No. 146. Pp. 1128-1139.
13. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
14. Horn. G. Memory, imprinting and the brain. An Inquiry into Mechanisms. Oxford: Clarendon Press Oxford, 1985.
15. Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: природа, типология, феномены. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2003.
16. Кабрин В.И. “Химеры объяснения” и постметодологическая перспектива психологии // Методология и история психологии. 2008. № 1. С. 153-164.
17. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. Л.: ЛГУ, 1991.
18. Каган М.С. Философия культуры. М.: Юрайт, 2024.
19. Киселев Р.А. Импринтинг // Вестник НЛП. 2014.
20. Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса // Общественные науки и современность, 1997. № 4. С. 134-142.
21. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования, 2000. №7. С. 3-12.
22. Leary Т. Chaos and Cyber Culture. California: Ronin Publishing, 2014.
23. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1998.
24. Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта. 1982. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev/dial_tvakt.php (дата обращения: 15.05.2024).
25. Markarian E.S. Capacity for World Strategic Management. Yerevan: Gitutgun, 1998.
26. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопросы философии, 1972. № 10. С. 106-120.
27. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983.
28. Межуев В.М. Проблемы теории культуры. М.: Политиздат, 1977.
29. McFarland D. Animal Behaviour: Psychobiology, Ethology and Evolution. New York: Longman Scientific and Technical Essex; Wiley, 1993.
30. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
31. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология Научного исследования. М.: Либроком, 2010.
32. Оконская Н.Б. Импринтинг как системный механизм эволюции общества // Философские науки. 2001. № 1. С. 114-124.
33. Перельман М. Психологические установки в развитии личностей и в истории народов // Семь искусств. 2010.
34. Перельман М.Е., Амусья М.Я., Пуговкин А.П. История и импрессинг поколений // Посев. 2004. № 11. С. 30-34.
35. Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатлевание). Л.: Наука, 1973.
36. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. СПб.: СПбГУ, 1999.
37. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.
38. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2021.
39. Тугаров А.Б. Философские основания социальных исследований // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. № 2. С. 77-85.
40. Шмерлина И.А. Биологические грани социальности. Очерки о природных предпосылках социального поведения человека. М.: Книжный дом “Либроком”, 2013.
41. Узилевский Г.Я. О сверхраннем обучении, классических принципах воспитания и обучения с позиций антропологической семиотики // Образование и общество. 2000. №5. С. 57-64.
42. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: Издательство Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), Смысл, 2003.
43. Викторова Е.В. Социокультурный подход к анализу природы импрессинга // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 253-262.
44. Viktorova E.V. The Programming Function of Culture in a Digital Society: Selected Tools // Digitalization of Education: History, Trends and Prospects. Published by Atlantis Press SARL, 2020.
45. Viktorova E.V. Imprinting and Impression Concepts in Contemporary Knowledge: Problems of Correlation and Interdisciplinary Applications // Complex Social Systems in Dynamic Environments. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham. 2023. Vol 365. Рр. 39-48.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом настоящего исследования выступает водевильный жанр в драматургии Бориса Рацера и Владимира Константинова, чье творчество пользовалось широкой популярностью у зрительской аудитории в советском театре 1970-1980-х гг., но при этом оставалось на периферии научного и критического внимания. Несмотря на наличие вклада этих драматургов в развитие отечественного театра, их пьесы редко становились предметом анализа, а жанровая специфика их произведений оставалась практически неизученной. В качестве предмета исследования выбрана пьеса «Стихийное бедствие», являющаяся типичным примером советского водевиля. Автор предпринял попытку восполнить пробел в изучении наследия соавторов, сосредоточив внимание на структурных и жанровых особенностях водевиля, представленного в творчестве Рацера и Константинова. В работе рассматриваются характерные черты комического и музыкального начала, взаимодействие сценического действия с элементами сатиры, а также особенности драматургического построения, отражающие специфику водевиля. Статья основана на использовании метода структурализма, культурно-исторического, сравнительно-исторического, описательного, аналитического и других методов. Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на изученность жанра водевиля XIX века и первой половины ХХ века театроведами, серьезным упущением является отсутствие внимания к драматургам второй половины ХХ века, в творчестве которых присутствует водевильная тематика и к которым, безусловно, относятся Владимир Константинов и Борис Рацер. Результатом исследования стали игровые стратегии указанных драматургов на сюжетном и стилевом уровнях, впервые обнаруженные и изученные в рамках данной статьи. В сюжетном плане соавторы использовали популярную водевильную тематическую группу (матримониальные отношения), в которой сочетали темы сватовства; ссоры любящих супругов; брака по расчету; ухаживания за невестой в состязательном ключе; взаимоотношения влюбленных, которым мешают внешние препятствия. Автор изучает как сюжетно-композиционную структуру пьесы, так и язык указанного водевиля, который стал необходимым компонентом создания комического эффекта. Легкость диалога, насыщенного каламбурами, метафорами, афоризмами, игрословием, который составляет основу в пьесе, дает необходимую искрометность и выразительность реплик героев. Репрезентация реприз Константинова и Рацера демонстрирует игру ума, которая находила выражение в игре слов.
Предметом исследования является интеллектуальная культура представителей дворянского сословия Российской империи XIII - первой половины XIX в. Исследование являет собой попытку реконструкции культурных практик интеллектуальной элиты просвещенного нобилитета указанной эпохи на основе выявленных круга чтения и читательских практик. Особое внимание уделяется усадебным книжным собраниям, поскольку указанная эпоха знаменуется расцветом усадебной культуры, когда большая часть представителей дворянского сословия, получив личную свободу от необходимости нести государственную и военную службу, перемещается в загородные имения. Это приводит к перераспределению интеллектуального капитала внутри страны и возникновению нового уникального феномена “государств в государстве” - усадеб со своим часто замкнутым микрокосмом. В значительной степени автономная и фактически не коммуницирующая с церковной или академической интеллектуальными элитами, усадебная культура, однако, продолжает свое развитие, демонстрируя плоды установившихся внутрисословных интеллектуальных практик, в частности, непрерывного самообразования. Личные библиотеки с самого начала служившие основой данного процесса, меняются в соответствии с новыми потребностями представителей нобилитета. В основе проведенного исследования - метод культурной реконструкции, предполагающий восстановление элементов интеллектуальной культуры нобилитета в указанный период на материале каталогов усадебных библиотек, архивных и эго-документов (мемуаров, писем), а также материальных источников (интерьера усадеб). Методология исследования предполагает выявление и контент-анализ источников, компаративные исследования каталогов библиотек, биографический подход. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что, во-первых, усадебные библиотеки со второй половины XVIII в. стали центрами накопления житейского, практического, научного знания, способствуя поддержанию и развитию культуры дворянской интеллектуальной элиты, рассредоточившейся от столицы по всей территории Российской империи, во-вторых, развитие интеллектуальной культуры усадьбы с ведущей ролью личных книжных собраний приводило к возникновению меценатства, поддержке образования и научно-техническому развитию на разноудаленных от центра территориях страны. Новизна работы выявляется во введении в научный оборот новых источников, данных о нахождении в книжных собраниях усадебных библиотек тех или иных изданий, а также в интеграции результатов исследований и источников, прежде использовавшихся в отдельных областях различных наук.
Объектом исследования является военное искусство периода войны за испанское наследство (1701-1714 гг.). Предметом научного поиска выступают отдельные аспекты военного дела эпохи: разработка замысла и определение плана кампании, стратегия и тактика ведения боевых действий, формы и методы достижения оперативных целей. Автор уделяет особое внимание роли маневра и полевого боя, а также обеспечению надежной логистики и линий сообщения между войсками и тылом. Целью статьи является выявление особенностей европейского военного искусства начала XVIII века. В центре статьи - боевые действия между франко-испанской армией герцога Ж. Вандома и имперскими войсками Евгения Савойского в Северной Италии летом - осенью 1705 года. Методологической базой исследования выступает историко - системный подход, который предполагает анализ объекта исследования, как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Методологической базой исследования выступает историко - системный подход, который предполагает анализ объекта исследования, как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна заключается в том, что в статье с привлечением мемуарно-эпистолярных и военно-исторических источников представлена отдельная военная кампания, до сих пор не нашедшая отражения в отечественной историографии. В результате исследования автор пришел к выводу, что в военных действиях в Ломбардии в 1705 г. проявились как типичные, так и специфические черты военного искусства эпохи. Особенность проявилась в активном решительном характере военных действий, в настойчивости и целеустремленности таких военачальников, как герцог Л.-Ж. Вандом, принц Евгений Савойский. Типичными чертами стали склонность к сковывающему методизму и шаблону в управлении, доминирование логистики над оперативными задачами, преобладание маневрирования на коммуникации противника над полевым сражением, позиционный характер войны.
Предметом изучения является культурное содержание ходьбы и бега и особенности исторической трансляции метафизических составляющих указанных “техник тела”. Исследование практически направлено на популяризацию данных видов локомоции как общедоступных средств развития физической культуры личности. В статье предлагается различать пять целевых видов бега, опирающихся на соответствующие им разновидности ходьбы: ходьба/бег для удовольствия; ходьба/бег для здоровья; ходьба/бег для личностного развития; ходьба/бег для достижения политических целей; ходьба/бег как спортивные практики. Названия представленных видов движения конкретизируют выражение их гуманистического потенциала, а способом его сохранения и развития в истории человечества является культурная преемственность, которая осмысливается с опорой на содержание понятий «(телесно) воплощенная память», «универсалии культуры», «традиции», «актуализация традиции», «новации». В первой части статьи эксплицированы гуманистический потенциал и культурная преемственность двух первых видов ходьбы/бега. В качестве методологии предметной области исследования были использованы исторический метод, метод категоризации, дескриптивный метод, метод анализа. Установлено, что бег для удовольствия формируется на основе свободного (не вынужденного практически) пешего движения, перешедшего в игровую форму, то есть осуществляемого исключительно ради достижения порождаемых беговой локомоцией и не обретаемых вне ее телесно-психических состояний, которые нравятся человеку. Преемственность здоровьеформирующих ходьбы и бега заключается в том, что оптимально подобранная беговая активность интенсифицирует оздоровительные свойства ходьбы, позволяя за тоже время движения добиться большего терапевтического эффекта. Своеобразие положительного воздействия бега на организм человека усматривается в прыжковой составляющей данного вида локомоции (что отсутствует в других циклических видах движения), благодаря которой бегун достигает значительного биомеханического резонанса, имеющего выраженный оздоравливающий эффект. В рамках здоровьеформирующих ходьбы и бега осмысляется и массово практикуется промежуточная форма движения - бег трусцой (jogging), отчетливо проявляющая как физическую, так и культурную связь этих видов перемещения. Автор приходит к выводу, что историко-культурный процесс преемственности различных целевых разновидностей ходьбы и бега имеет вектор движения ко все большему достижению человеком телесно-духовного совершенства и расширению сфер свободы личности, в чем усматривается значительный гуманистический потенциал рассматриваемых видов локомоции.
Предметом изучения является культурное содержание ходьбы и бега как антропологически универсальных видов локомоции и особенности исторической трансляции метафизических составляющих указанных “техник тела”. В статье исследуются пять видов бега, опирающихся на соответствующие им разновидности ходьбы: ходьба/бег для удовольствия; ходьба/бег для здоровья; ходьба/бег для личностного развития; ходьба/бег для достижения политических целей; ходьба/бег как спортивные практики. Названия представленных видов движения конкретизируют выражение их гуманистического потенциала, а способом его сохранения и развития в истории человечества является культурная преемственность, которая осмысливается с опорой на содержание понятий «(телесно) воплощенная память», «универсалии культуры», «традиции», «актуализация традиции», «новации». Во второй части статьи эксплицированы гуманистический потенциал и культурная преемственность ходьбы и бега, используемых для личностного развития, для достижения политических целей и в качестве спортивных практик. В исследовании были использованы исторический метод, метод категоризации, дескриптивный метод, а также метод анализа. В аспекте личностного развития фиксируется наиболее глубокая конкретизация понятия «гуманистический потенциал ходьбы/бега», достигаемая на основе исследования особого рода опыта, открывающегося человеку посредством длительного цикличного телесного напряжения и не доступного «чистому» сознанию. Политическое содержание ходьбы эксплицируется на основе трех предпосылок пешеходного движения: борьбы за увеличение досугового времени, за доступ к территориям для прогулок и за свободу перемещения. Политическое измерение беговых практик обеспечили такие свойства беговой локомоции (в сравнении с ходьбой), как более выраженные энергозатратность и скорость, игровое начало и заметность бегущего. Спортивное содержание ходьба приобретает в конце XVIII века, когда становятся популярными денежные пари на пешее преодоление значительных открытых (а позже - шестисуточных закрытых) дистанций, демонстрирующие выдающуюся выносливость представителей выходящей на арену мировой истории буржуазии. Наследующая стайерскому пешеходству современная увлеченность сверхмарафонскими дистанциями становится частью новой культуры потребления, ориентированной на придание уникальности собственному жизненному проекту и разделяемой в основном представителями среднего класса, в системе ценностей которого укоренилось удовольствие от дисциплинированного тела, здоровье стало сферой индивидуальной ответственности, а успех понимается перфекционистски - как достижение новых ступеней совершенства и расширение своих возможностей.
Предметом исследования в данной статье является исторический процесс трансформации Сицилии в конце I века до н. э., охватывающий период правления Секста Помпея и последующую административную реорганизацию, проведенную Октавианом Августом. Рассмотрены последствия гражданских войн Римской республики для социально-экономического положения острова, включая разрушения городов, упадок сельского хозяйства и демографический кризис. Анализируются меры, предпринятые Октавианом после поражения Секста Помпея, включая конфискацию имущества, депортацию оппозиционных элементов, основание римских колоний, изменения налоговой системы, социальные и административные реформы. Исследование направлено на выявление закономерностей перехода Сицилии от состояния политического и экономического упадка к интеграции в административную систему Римской империи, с учетом культурных и экономических аспектов. Методологическая основа исследования включает анализ античных письменных источников, археологических данных, сравнительный анализ литературы, а также историко-системный и структурно-функциональный подходы для выявления закономерностей переходного периода Сицилии от республиканского к имперскому управлению. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии проводится комплексный анализ переходного периода в истории Сицилии, когда правление Секста Помпея сменилось административной реорганизацией, проведенной Октавианом Августом. Подробно прослежены взаимосвязи между политической нестабильностью, экономическим упадком и восстановительными реформами, а также оценены масштабы влияния этих реформ на социально-экономическую и культурную структуру острова. В работе показано, что карательные меры Августа сочетались с программой колонизации, введением фиксированных налогов и восстановлением инфраструктуры, что позволило Сицилии восстановиться и интегрироваться в административную систему Римской империи. Особое внимание уделено сочетанию репрессивных и созидательных мер в стабилизации региона, обеспечении его долгосрочной устойчивости и формировании новой социальной базы.
Предметом данного исследования выступает искусство хорового дирижирования как одно из актуальнейших в современной музыкальной культуре Китая. Объектом исследования является рассмотрение методов творческой и педагогической работы профессорско-преподавательского состава Московской консерватории с китайскими студентами - хоровыми дирижерами. Целью настоящей статьи является изучение путей формирования профессии хорового дирижера в Китае и определение роли Московской консерватории в данном процессе. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как культурное взаимодействие СССР и КНР в ХХ и XXI веке, прослеживая историю влияния крупнейшего музыкального ВУЗа России на формирование в Китае школы хорового дирижирования. Выявляется ряд ключевых фигур советских и российских музыкантов, внесших в указанный процесс наибольший вклад. Особое внимание уделяется освещению музыкально-педагогической деятельности педагогов Льва Тумашева и Василия Балашова, работавших в Китае в 1950-е годы, а также ряда хоровых дирижеров, обучавших китайских учеников в стенах Московской консерватории во второй половине ХХ века и в настоящее время. Методология заключается в синтезе историко-теоретического и хороведческого метода. На его основе выявлена история обучения китайских студентов в Московской консерватории. Отдельное внимание уделено самостоятельной исполнительской и педагогической деятельности выдающихся хоровых дирижеров Китая. Исследовательский опыт направлен на установление взаимосвязей между русской школой хорового дирижирования и развитием современного китайского хорового искусства. Основным выводом проведенного исследования становится парадигма глубокого взаимовлияния и взаимообогащения в музыкальном искусстве России и Китая. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающего объектом специального исследования современного состояния образовательного процесса обучающихся из Китая на кафедре хорового дирижирования в Московской консерватории. Новизна исследования заключается в том, что впервые представлены материалы об обучении ныне выдающихся хоровых деятелей Китая: У Линфэн, Янь Лянкуня, Цао Тунъи, Ван Чао. В статье автором акцентируется внимание на необходимости изучения исторических аспектов становления национальной школы хорового дирижирования в Китае, связанным с традиционным для Китая музыкальным мышлением и поворотом к освоению русской дирижерско-хоровой традиции.
В статье раскрывается тема «городского пейзажа», формулируется основные особенности, на примере работ художников. В современной академической живописи совсем не много изображений, в которых гармонично соединяются жанровые сюжеты и городские виды. Среди выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств есть множество художников, которых увлекают «живые» аспекты городской среды: А. Горланов, К. Мальков, а также П. Тютрин, А. Макаров, И. Тупейко. Они находят вдохновение во всем, что видят вокруг себя (в прохожих на улицах, в праздничных событиях на площадях и бульварах). Тонкость восприятия художников сфокусирована на занятных мелочах и сюжетности. В творчестве этих пейзажистов обыденная жизнь Северной столицы воспринимается как бесконечно меняющийся мотив. Предмет исследования - городской пейзаж Санкт-Петербурга. Для изучения данной темы применены методы исследования такие, как культурно-исторический и формально-стилистический анализ. Исследование обусловлено малой степенью изученности современного петербургского городского пейзажа в научно-теоретической области искусствоведения. Городской пейзаж мастерски балансирует между двумя принципами изображения действительности: натурным, реалистическим, и условным, декоративным. В современной академической живописи в жанре городского пейзажа показано различное взаимодействие человека с городской средой: изображения могут передавать органичное существование в динамике строгой геометрии города, одиночество и изоляцию, контраст между историей и современностью. В практике современного академического искусства новые подходы к пейзажу во многом синтезируют привычные зрителю жанровые формы. Пейзажные образы могут присутствовать в портретах, натюрмортах, бытовых сценах, где природа или городской фон служат для создания определённого настроения, символики или композиционного решения. Городской пейзаж в современной академической живописи занимает значительное место, поскольку он позволяет художникам передавать динамику городской жизни и её внутренние противоречия.
Предметом настоящего исследования является критический анализ конфуцианского канона «Ли цзи» с феминистской точки зрения, опирающейся на философию Эммануэля Левинаса. Исследование сосредоточено на этическом статусе женщины в конфуцианской ритуально-нравственной системе и раскрывает, каким образом женская субъектность оказывается структурно исключённой из пространства этического высказывания. В центре внимания находятся как текстуальные механизмы закрепления гендерной инаковости, так и формы женского отклика, одновременно пронизанные эмоциональностью и нормативной дисциплиной. Используя левинасовскую концепцию Лица и Другого, работа стремится показать, что женщина в «Ли цзи» функционирует как этический носитель, но не как признанный субъект, способный призывать к ответственности. Таким образом, исследование вносит вклад в осмысление возможности женского голоса как начала этического отношения в рамках патриархального канона. В работе используется сравнительно-философский метод, сочетающий критическое прочтение конфуцианского текста с феминистским анализом и понятийным аппаратом левинасовской этики, с целью выявления гендерных асимметрий в структуре морального признания. Научная новизна исследования заключается в междисциплинарной интерпретации конфуцианского канона «Ли цзи» на пересечении феминистской критики и этической философии Эммануэля Левинаса. В качестве основных методов использованы герменевтический анализ, интертекстуальный подход и критико-дискурсивное прочтение ключевых понятий, таких как «ритуал», «послушание» и «различие». Исследование показывает, что несмотря на активное участие женщины в ритуально-этической практике, её статус как Лица остаётся невидимым и непризнанным в рамках моральной структуры. Работа демонстрирует, как нормативная логика текста порождает эффект этического молчания, структурно закрепляя женщину в позиции ответствующего субъекта, но исключая её из возможности быть инициатором морального призыва. Такой гендерный перекос в конфуцианской модели требует философской деконструкции. В качестве вывода подчёркивается необходимость переосмысления самой основы этического отношения и утверждения женского голоса как равноправного и автономного источника этической субъектности и морального высказывания.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______