Цель -анализ социально-политических аспектов воспитания современной российской молодежи в контексте формирования у молодого поколения российской гражданской идентичности, патриотизма, системы ценностных ориентаций и убеждений, выработки навыков политического участия и политической деятельности. Процедура и методы. В статье на основе методологии социологии воспитания рассматриваются теоретико-методологические аспекты политического воспитания молодежи. Предпринимается попытка измерения политического воспитания молодого поколения на основе аксиологического и деятельностного подходов. Показано, что результатом политического воспитания является уровень политической и правовой культуры личности, ее активная гражданская позиция. По итогам исследования авторы статьи отмечают, что назрела необходимость расширения спектра воспитательного компонента образовательных организаций на основе исторического и политического просвещения молодого поколения. Теоретическая значимость. Обосновано предположение о том, что в трансформирующемся обществе на первый план выходят политические и социокультурные аспекты происходящих изменений, поэтому вложения государства в человеческий потенциал общества (и прежде всего во всестороннее развитие российской молодежи) представляется приоритетом государственной политики. Проблемы теоретико-методологических аспектов политического воспитания как одного из важных социальных институтов требуют осмысления и разработки методологического инструментария.
Идентификаторы и классификаторы
Феномен воспитания привлекает внимание исследователей в разных областях социально-гуманитарного знания: философии и социологии, антропологии и педагогики, психологии и т. д. Возрастание интереса специалистов к антропологической составляющей явлений и процессов современного мира свидетельствует об актуальности изучения вопросов формирования новых качеств и свойств личности в условиях турбулентности социума. Модификация процессов социализации и воспитания на современном этапе общественного развития связана помимо прочего и со становлением информационного, сетевого в своей основе общества. В этой связи возрастает значимость развития личности, приобретения ею компетенций, востребованных в обществе нового типа, а также новых видов грамотности, что способствует продуктивной самореализации индивида.
Список литературы
1. Абрамов А.В., Воробьев А.Р. Проблемы политологического образования в современной России. Попытка количественного исследования // Обозреватель - Observer. - 2021. - № 7. - С. 96-110. - -. DOI: 10.48137/2074-2975_2021_7_96 EDN: GBHOOO
2. Аманова Л.М. Гражданское воспитание как компонент политической социализации // Вестник Омского университета. - 2012. - № 3. - С. 296-300. -. EDN: PGKTJZ
3. Брайнес А.А. Патриотическое, гражданское и политическое воспитание молодежи в современной России: соотношение понятий // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2023. - Т. 1. - № 2. - С. 26-38. - -. DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-26-38 EDN: GRDKNZ
4. Варфоломеева А. В., Чуйков О.Е. Влияние политологического образования на процесс социализации студенческой молодёжи // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Т. 10. - № 5. - С. 110-114. - -. DOI: 10.12737/14303 EDN: UZLQPR
5. Глухова А.В. Политическое образование в вузе и воспитание гражданина // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. - 2021. - № 2. - С. 34-39. -. EDN: BAPLCW
6. Дубицкий В.В. Э. Дюркгейм о социологических смыслах воспитания // Вестник Омского университета. - 2005. - № 2. - С. 78-81. -. EDN: WAHFPZ
7. Зуляр Ю.А. От редактора. Политическое воспитание студентов - актуальная задача современности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Регионоведение. - 2022. - Т. 41. - С. 3-6. -. EDN: WOONEG
8. Ильинский И.М. Образование. Молодежь. Человек. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2006. - 560 с. ISBN: 5-98079-234-1 EDN: QXZCML
9. Историческое сознание россиян: оценки прошлого, память, символы (опыт социологического измерения) / Под ред. М.К. Горшкова. - М.: Весь Мир, 2022. - 248 с. - 10.55604/. DOI: 10.55604/9785777709042.-ISBN978-5-7777-0904-2 ISBN: 978-5-7777-0904-2 EDN: HEUCDA
10. Клемешев А.П. Российское политологическое образование: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2014. - № 5. - С. 39-42. -. EDN: TQIGOB
11. Коваленко В.И. Политическая наука и политологическое образование в России: основные вехи // Вестник Пермского университета. Политология. - 2010. - № 4. - С. 101-105. -. EDN: NCDLCD
12. Коршунова О.С. Политическое воспитание и его сущностные характеристики // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - № 4. - С. 118-122. -. EDN: MUJWHT
13. Луков Вал. А. Воспитание // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 3. - С. 332-340. - -. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.29 EDN: UIWQUN
14. Луков Вал. А. Воспитание и глобализация: Проблемы социологии воспитания. 2007. - М.: Флинта: Наука. - 144 с. ISBN: 978-5-9765-0229-1 EDN: QOGUNP
15. Павлюк С.В., Таова М.М. Технологии социальной работы с молодежью // KANT. - 2015. - № 2 (15). - С. 68-70. -. EDN: TYVYLF
16. Перевезенцев С.В, Пучнина О.Е., Страхов А.Б., Шакирова А.А. К вопросу о методологических принципах изучения российских базисных традиционных ценностей // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2021. - Т. 27. - № 4. - С. 113-133. - -. DOI: 10.24290/1029-3736-2021-27-4-113-133 EDN: DEAYZJ
17. Рыбцова Л.Л. Э. Дюркгейм о взаимосвязи педагогики и социологии // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - № 4 (95). - С. 60-67. -. EDN: OOZUWJ
18. Селезнева А.В. Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2017. - № 38. - С. 200-208. - -. DOI: 10.17223/1998863X/38/20 EDN: ZBBDOF
19. Селезнева А.В., Азарнова А.А. “Рождение гражданина”: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. - 2020. - № 5. - С. 101-113. - -. DOI: 10.17976/jpps/2020.05.08 EDN: AIQFUR
20. Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) // Журнал политических исследований. - 2022. - Т. 6. - № 3. - С. 9-19. - -. DOI: 10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19 EDN: EGEABU
21. Хуторской А.В. Измерение воспитания // Народное образование. - 2018. - № 10. - С. 144-156. - ЕDN:. EDN: YTVEOT
22. Ушинский К.Д. Воспитание привычек и навыков / Материалы к третьему тому “Педагогической антропологии”. - М.: Директ-медиа, 2023. - 200 с. -. ISBN: 978-5-4499-3751-3
23. Щербинин, А. И. Политическое образование / А. И. Щербинин. - Москва: Весь мир, 2005. - 283 с. EDN: VGKPAH
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель работы заключается в эмпирическом социологическом анализе патриотизма как основы гражданской идентичности современной студенческой молодежи. Патриотизм иллюстрирует эмоциональную связь человека со своей родиной и чувство социальной и культурной связи со своими согражданами. В его основе лежат общечеловеческие ценности, в том числе открытость другим людям, забота и ответственность за общество, уважение к истории и национальной культуре. Происходящие политические, социальные и культурные изменения открывают новые грани любви к Родине, что актуализирует необходимость патриотического воспитания новых генераций. Данный концепт представляет собой социокультурный фактор интеграции людей, обеспечивающий их объединение на основе общих ценностей и любви к Родине. Свое проявление патриотизм находит в гражданственности, духовном единстве и осознанной активности личности в социуме, подтверждающими неразрывность человека с государством. Эмпирическая база исследования основана на результатах социологического опроса студентов вузов и колледжей города Орла (опрошено 652 респондента), проведенного методом анкетирования по заявленной проблематике в октябре 2022 года с использованием платформы «Яндекс. Формы». Репрезентативность выборки обеспечивается по полу и по форме обучения (студенческая молодежь). Благодаря характеру выборки авторы смогли обобщить результаты исследования с уровнем достоверности 97 %. Полученный материал исследования позволяет сформулировать следующие выводы и обобщения: с определенной оговоркой содержательно патриотизм для современной молодежи связан с особым историко-культурным наследием, глубоко связанным с любовью к Родине, готовностью с оружием в руках ее защищать и даже отдать жизнь за свободу нации (романтическое восприятие Отечества) и привязанностью к государству (с позитивистской точки зрения).
Актуальность заявленной темы продиктована всё нарастающим информационным и военным противостоянием РФ и Запада и необходимостью в этих условиях мониторинга уровня общественной консолидированности, во многом зависящей от социально-медийного сопровождения солидаризирующего воздействия на российский социум. Цель исследования - выявить ключевые характеристики когнитивных карт информационных потоков, репрезентирующих установки на консолидацию и деконсолидацию российского общества. Задачами анализа служат идентификация контекстов, триггеров, дискурсов, целевых аудиторий, акторов, технологий формирования общественных установок, определение пула акторов и авторов консолидационного и деконсолидационного контента российского сегмента социальных медиа. К числу характеристик консолидационного потока отнесены паттерны использования коллективной безопасности как основания солидарности, сохранения ценностного консенсуса, позитивной национально-государственной идентичности, сохранение суверенитета как базовой ценности. Признаки деконсолидационных потоков - эксплуатация социальной депривации для подрыва общественного доверия власти, обесценивание значимости независимости и государственного суверенитета, инструктивное, иррациональное и манипуляционное воздействие на общественное мнение. В заключении в качестве одного из результатов исследования представлены меры по информационному сопровождению консолидационной работы в социальных медиа.
Становлению политических режимов в республиках бывшего СССР помогает проведение активной символической политики, которая содействует легитимации власти в большинстве образовавшихся после 1991 года государств. В представленной статье отражены научные теории и подходы к феноменологии символической политики как суммы знаков и значений во взаимодействии политической власти новых политий и социальных слоев и групп населения этих государств. Актуальность избранной темы статьи состоит в исследовании алгоритма реализации символической политики, влияющего на легитимацию и укрепление политической власти в новых государствах. Цель статьи - представить и обосновать авторское определение и феноменологию символической политики постсоветских государств в русле научных теорий и подходов к пониманию роли государств и государственной политики. Предмет исследования - сущностные характеристики символической политики в процессах легитимации политических режимов республик бывшего СССР. В результате исследования, проведенного автором на основе научных теорий о государственной политике, структурирована сущность проводимой в государствах постсоветского пространства символической политики. Постановка проблемы: продуманная символическая политика в большей части новых государств на постсоветском пространстве с опорой на конструируемую коллективную историческую память и политическую мифологию, которая реализуется государственными институтами и лояльными политическому режиму негосударственными структурами при наличии постоянно ужесточающихся внешних и внутренних условий к функционирующим новым государствам, обеспечивает: 1) легитимацию политической власти в данных политиях; 2) успешность формирования гражданской идентичности и конструирования политической нации. Исследование успешных образцов символической политики новых государств (с точки зрения смыслов, нарративов и технологий ее реализации) имеет шансы на практическое применение и в Российской Федерации с учетом особенностей и наличия условий.
Целью статьи является анализ актуальных направлений взаимодействия общества и государства в решении задач по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, по формированию преемственности поколений на основе усвоения и воспроизводства базовых для общества традиционных ценностей, которые являются необходимым условием культурной и цивилизационной идентичности. Обозначена специфика взаимодействия государства и структур гражданского общества в системе общественных отношений и политической социализации молодежи в реализации общегосударственной политики, направленной на обеспечение национальных интересов. В заключении авторами делается вывод, что для решения этих задач необходимо развивать модель взаимодействия, которая объединяла бы усилия государства, общества и отдельных личностей. В качестве элементов этой модели на уровне органов публичной власти и государственных служащих обозначается следующее: необходимость освоения и совершенствования компетенций, опирающихся на использование возможностей цифровой коммуникационной среды; повышение уровня ответственности служащих при их взаимодействии с гражданами; руководствование при выполнении своих служебных обязанностей принципами патриотизма и служения обществу; выстраивание открытых, доверительных отношений через реализацию совместных проектов, направленных на решение социально значимых задач; исключение любых возможностей некорректного отношения к гражданам и общественности, которые способны спровоцировать негативное формирование общественного мнения и снизить эффективность формируемой органами власти системы общественных отношений.
Цель настоящей работы состоит в политологическом осмыслении концепта «мировые империи». В статье конкретизируется понятие «империя» в контексте построения нового мирового порядка в условиях глобализации, анализируется осмысление имперских стратегий в отечественном и зарубежном научных дискурсах ХХ - ХХI столетий. Для достижения этой цели были использованы эволюционный, компаративистский, диалектический подходы, а также метод экстраполяции. В статье систематизируются основные научные представления о типичных чертах и сущности политической субъектности государства имперского типа в условиях развития международного геополитического процесса. Авторами обосновывается мысль, что релятивистская позиция экспертного и научного сообществ в лице идейных атлантистов обусловлена политической мифологией периода холодной войны и попытками искусственно сформировать образ «империи зла» по итогам ангажированного осмысления внешней политики СССР. В настоящее время такие разработки находят продолжение в стремлении доказать традиционный характер «российского империализма», наряду с чем аргументируется нацеленность исследователей России и зарубежных стран к объективному осмыслению феномена имперских тенденций в международном процессе становления постбиполярного мирового порядка. По итогам проведенного исследования формулируется вывод о возможности научного объяснения феномена империй в узком и широком значениях. Во-первых, под империей в науке понимается особый тип автократической государственности. Во-вторых, империей следует считать специфический тип международной политической субъектности, предполагающей продвижение экспансионистских внешнеполитических проектов на основе идеологических доктрин мессианской направленности.
Цель статьи - исследование трудового потенциала России как стратегического фактора развития страны в целях повышения эффективности его использования. Основные задачи: 1) проанализировать состояние и динамику трудового потенциала; 2) оценить соответствие трудового потенциала текущим и перспективным условиям развития России; 3) предложить перспективный подход к трансформации трудового потенциала страны. Проблема рассматривается в контексте актуальной политической повестки дня, связанной с обеспечением экономической и социально-политической безопасности, технологического и экономического суверенитета России. Анализ показывает, что, несмотря на определенные усилия со стороны государства, негативные процессы в социально-трудовой сфере по-прежнему доминируют и даже усиливаются. Возрастает дефицит трудовых ресурсов, обостряется проблема их качества и несбалансированности в отраслевом и региональном распределении, усиливается кадровый дисбаланc на уровне компаний и предприятий. Это обусловливает необходимость перехода к новой модели социально-экономической политики на основе человекоцентричности, охватывающей все сферы деятельности, связанные с воспроизводством трудового потенциала, рассмотрение его в качестве главного источника богатства и укрепления страны с акцентом на массовой подготовке высококвалифицированного персонала (прежде всего для технологически передовых сфер деятельности). Определены базовые условия реализации такой политики, которая также предполагает приоритет и усиление горизонтальных взаимодействий заинтересованных акторов. Это позволило бы минимизировать издержки, характерные для иерархической традиционной модели политического управления, на основе более сбалансированных и комплексных политических решений, затрагивающих разные уровни и стороны проблемы роста трудового потенциала России.
Цель статьи - определить основные тенденции в изменении региональной дифференциации уровня жизни населения России за период 2005-2022 гг.
Методы: оценка проводится на основе результатов анализа динамики показателей доли населения с доходом ниже величины прожиточного минимума (ВПМ) и соотношения среднедушевого дохода (СД) и ВПМ с применением индексного метода и выявлением характера региональной асимметрии.
Результаты: Показано, что динамика региональной дифференциации показателей уровня жизни в течение 2005-2011 гг. имела сглаживающий характер, показатель доли населения с доходами ниже ВПМ в течение 2013-2022 гг. - асимметричный характер изменения, изменения значений соотношения СД и ВПМ в 2011-2017 гг. относились к нейтральному, с 2018 г. - к асимметричному типу. Распределение субъектов РФ по группам значений комплексных индексов доходов показало устойчивое повышение числа регионов с высокими и средними значениями показателя, сокращение - входящих в низкодоходные группы, при этом выраженная внутрирегиональная асимметрия наблюдалась в небольшом числе субъектов РФ. Среди основных факторов, определяющих направление региональной дифференциации, автор выделяет социетальные, социально-экономические, социально-управленческие. Особое внимание уделяется исследованию влияния субъективного административного фактора, принятию управленческих решений в изменении методики расчета показателей дохода
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832