В статье рассмотрены теоретические аспекты инновационной деятельности организаций, представлены различные трактовки данного понятия российскими и зарубежными учёными. Ряд вопросов по определению перспективных направлений инновационной деятельности в сфере ритейла, которые связаны со стратегией развития компании, продвижением торговой политики, достижением показателей результативности, обеспечением финансовой устойчивости компаний, остаются актуальными и определяют новизну, практическую значимость и цель исследования. Для проведения исследования использовались методы системного и комплексного подходов, метод группировок, метод сравнительных оценок, статистический методы. В статье выделены направления инновационной деятельности участников рынка ритейла. Проведена оценка результатов инновационной деятельности по комплексу показателей эффективности в процессе введения инноваций. Платёжеспособность предприятия оценивалась по кругу комплексных показателей, отражающих ликвидность и обеспеченность активами. Авторами предложены направления инновационной деятельности ритейлера с целью улучшения своих позиций на рынке и повышения конкурентоспособности компаний.
Идентификаторы и классификаторы
В данный момент времени инновационную деятельность зачастую рассматривают в плане движения к получению преимуществ перед конкурентами в долгосрочной перспективе в процессе работы предприятий. По этой причине данный факт представляет особую важность для глубокого анализа термина «инновационная деятельность».
Многие учёные различным образом определяют понятие «инновационной деятельности». Например, Г. Г. Виногоров даёт этому термину следующее определение: «Коммерческая компонента, которая выражается в применении созданных технологий, продуктов, технических средств, способов организации и управления производством. Данная коммерческая составляющая приносит прибыль, вызывает эффект экологического, социального или другого характера» [5].
Список литературы
1. Аганбегян, А. Г. Социально-экономическое развитие России. Взлёты и паде-ния. Возможности и перспективы / А. Г. Аганбегян // Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Т. 18, № 6. - С. 14-46. DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-6-14-46 EDN: AUNOGA
2. Балакина, Ю. Ю. Теоретические аспекты инновационной деятельности и пути внедрения инноваций в организации / Ю. Ю. Балакина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - № 12(94). - С. 19. EDN: XUWQBH
3. Буртовой, М. Ю. Административно-правовое регулирование инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.14. - Челябинск, 2011. - 27 c. EDN: QSIZUH
4. Воробьева, С. А. Методические аспекты прогнозирования развития организации / С. А. Воробьева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - С. 240. EDN: ROFVLB
5. Виногоров, Г. Г. Методика анализа и оценки инноваций на промышленном предприятии / Г. Г. Виногоров // Бухгалтерский учет и анализ. - 2006. - № 4(112). - С. 12-15. EDN: OFMQJF
6. Власова, М. В. Анализ ассортимента и качества мармелада / М. В. Власова, Н. А. Батурина // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2024. - № 19. - С. 119-126. DOI: 10.36683/FP-19/119-126 EDN: JNPTTN
7. Волынкина, М. В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. - Москва: Аспект Пресс, 2007. - 274 с. EDN: QXJCYP
8. Думнова, Н. А. Значение венчурных инвестиций для инновационных предприятий / Н. А. Думнова, Е. И. Минакова, Е. И. Мосина // Форпост науки. - 2024. - Т. 18, № 1. - С. 75-80. DOI: 10.22394/sp241.75-80 EDN: SFGBBB
9. Еремина, И. А. Методологические основы организации оценки инновационных проектов на основе построения логико-структурной матрицы / И. А. Еремина, В. А. Полищученко // Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Т. 18, № 3. - С. 83-107. DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-3-83-107 EDN: DEGLGX
10. Иванов, В. В. Формирование инновационных систем в условиях трансформируемой экономики России: автореф. дис.. докт. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2003. - 52 c. EDN: NHHRJB
11. Карандеева, К. А. Актуальность подхода П.Друкера в отношение поиска источников инноваций современных компаний / К. А. Карандеева, Е. А. Разомасова // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство: Сборник научных статей по итогам девятой международной научной конференции, Казань, 31 октября 2019 года. Том Часть 2. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью “КОНВЕРТ”, 2019. - С. 209-210. EDN: OJEWHE
12. Климук, В. В. Политика реализации научно-инновационного потенциала молодёжи Беларуси: развитие институтов / В. В. Климук, С. А. Старостин // Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Т. 18, № 2. - С. 166-184. DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-2-166-184 EDN: SPVLLP
13. Комов, М. С. Овации для инноваций. Теоретические подходы к понятию “инновационный процесс” / М. С. Комов // Креативная экономика. - 2009. - № 10(34). - С. 113-116. EDN: KZIEEN
14. Лытнева, Н. А. Ретроспективный анализ нормативного регулирования иностранных инвестиций в управлении инвестиционной политикой государства / Н. А. Лытнева, Е. А. Кыштымова, Е. С. Кыштымова // Форпост науки. - 2023. - № 2(64). - С. 40-46. DOI: 10.22394/2949-0855-2023-2-64-40-46 EDN: ITFAJX
15. Макарова, Т. Н. Оценка влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия / Т. Н. Макарова, Л. А. Пашкевич // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2023. - № 18. - С. 33-42. DOI: 10.36683/2500-249X/2023-18/33-42 EDN: BURJXP
16. Максимова, Т. Г. Регрессионные модели взаимосвязи инновационной активности и интеллектуального капитала / Т. Г. Максимова, М. Чжан // Экономика. Право. Инновации. - 2023. - № 1. - С. 15-26. DOI: 10.17586/2713-1874-2023-1-15-26 EDN: RCEXSB
17. Мосиенко, О. А. Понятие инновационной деятельности и подходы к ее определению / О. А. Мосиенко, А. А. Мелентьев // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2011. - № 6. - С. 15-18. EDN: NWYQYF
18. Нерушева, Т. В. Особенности оценки приемлемости проекта и ошибки при его планировании в управленческой деятельности / Т. В. Нерушева, Н. Н. Зайцева // Форпост науки. - 2023. - № 1(63). - С. 47-54. DOI: 10.36683/2076-5347-2023-1-63-47-54 EDN: DIXMSO
19. Николаева, А. Н. Инновации - основа конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий / А. Н. Николаева, А. Е. Яковлев // Креативная экономика. - 2013. - № 11(83). - С. 42-45. EDN: RSHVBF
20. Плотников, А. П. Инновационное развитие и экономика предприятия / А. П. Плотников // Инновационная деятельность. - 2014. - № 1-1(28). - С. 47-53. EDN: SNUQQV
21. Полянин, А. Ю. Инновационная стратегия как основа среднесрочного развития предприятия / А. Ю. Полянин // Транспортное дело России. - 2013. - № 5. - С. 82-84. EDN: ROZWLZ
22. Санто, Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. - 2004. - № 2. - С. 5-15.
23. Скипина, Н. А. Инновационный потенциал предприятия и его составляющие / Н. А. Скипина // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2013. - № 15. - С. 92-96. EDN: RJRLMN
24. Скоробогатова, Т. Н. Теоретические основы функционирования сферы услуг на современном этапе / Т. Н. Скоробогатова, И. Г. Павленко // Исследование проблем экономики и финансов. - 2024. - № 1. DOI: 10.31279/2782-6414-2024-1-8 EDN: AMQCZA
25. Смердова, Д. В. Методика оценки уровня готовности розничной торговли в России к процессу цифровой трансформации / Д. В. Смердова, Д. С. Бурцев // Экономика. Право. Инновации. - 2024. - № 3. - С. 19-29. DOI: 10.17586/2713-1874-2024-3-19-29 EDN: HGBIHQ
26. Степаненко, Д. М. Инновационный процесс и инновационная деятельность: понятие, сущность, характеристики / Д. М. Степаненко // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 4(32). - С. 36-40. EDN: MVTXMH
27. Таранухин, Д. С. Инновационный фактор повышения эффективности общественного воспроизводства: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.01. - Краснодар, 2023. - 23 c.
28. Курпаяниди, К. И. Теоретические аспекты инноваций и инновационной деятельности в условиях трансформации // UzBridge электрон журнали. - 2023. № 1. - С. 122-129. 10.5281/zenodo.8050800. - URL: https://www.researchgate.net/publication/371650071_Teoreticeskie_aspekty_innovacij_i_innovacionnoj_deatelnosti_v_usloviah_transformacii. DOI: 10.5281/zenodo.8050800.-URL
29. Бабурина, О. Н. Типологизация инноваций: от Й. Шумпетера до наших дней / О. Н. Бабурина // Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Самара, 07 апреля 2015 года / Инновационный центр развития образования и науки. Том Выпуск II. - Самара: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. - С. 79-82. EDN: TRCSUN
30. Тхабит, А. Ф. К вопросу о понятии инновационного потенциала корпорации / А. Ф. Тхабит // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-1. - С. 161-166. EDN: SHRFYN
31. Хацкелевич, А. Н. Моделирование товарного ассортимента кондитерских изделий сети фирменных магазинов (на материалах ООО “Хлебозавод “Кондитер № 8” г. Перми) / А. Н. Хацкелевич, К. Е. Вахренева // Научные записки академии. - 2023. - № 3(47). - С. 15-25. EDN: NJSDQA
32. Danylovych, O. Methodological principles for evaluating the effectiveness of infrastructure support for innovative activities of enterprises / O. Danylovych, O. Yemelyanov // International scientific journal Internauka. Series: Economical Sciences. - 2023. - No. 5(73). DOI: 10.25313/2520-2294-2023-5-8911 EDN: BZDMBO
33. Digitalization of investment-innovative activities of the trade business entities in network IT-System / N. V. Trusova, D. V. Yeremenko, S. V. Karman [et al.] // Estudios de Economía Aplicada. - 2021. - Vol. 39, No. 5. DOI: 10.25115/eea.v39i5.4912 EDN: MTOGZF
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается проблема усиления конкуренции на рынке финансовых услуг, связанная со всё более активным участием маркетплейсов в их оказании. Актуальность исследования обусловлена ростом рыночной силы маркетплейсов, когда на долю двух крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon приходится в настоящий момент свыше 80 % онлайн-заказов. Более чем двукратное увеличение с 2019 года доли онлайн-заказов, приходящихся всего на два универсальных маркетплейса, накладывается на общий тренд в розничной торговле по данным Росстата, который также связан с постоянным ростом доли продаж через интернет в общем объёме оборота розничной торговли. Вопросы управления рисками участников экономических отношений на финансовом рынке, переживающем цифровую трансформацию, в настоящий момент недостаточно исследованы. Поэтому выявление состава финансовых услуг, оказываемых крупнейшими отечественными универсальными маркетплейсами, проведение оценки структуры представленности услуг, их влияния на конкурентную среду и потенциальных рисков, связанных с увеличением участия нефинансовых компаний, представляется актуальным. Оценки произведены на основе анализа доступной информации в отчётах и обзорах, а также с использованием обобщения существующих исследований по участию маркетплейсов в оказании финансовых услуг и связанных с этими процессами рисков в финансовом секторе. Результаты проведённого анализа могут быть использованы для выработки механизмов взаимодействия с новыми участниками рынка финансовых услуг и регулирования их присутствия на этом рынке, в том числе за счёт выработки специальных нормативов Банком России для финансовых организаций и банков, доля предоставляемых услуг которых клиентам и/или поставщикам маркетплейса превышает определённое пороговое значение.
В статье исследуются предпосылки трансформации содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в современных условиях. Освещена проблема снижения экономического потенциала молодёжи вследствие отказа молодыми гражданами от получения профессионального образования. С другой стороны, молодые граждане, получившие высшее образование, не намерены работать в своем регионе присутствия и/или трудоустраиваться на работу по специальности, полученной в высшем учебном заведении. В этой связи особенно актуальным является исследование содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в современных условиях. Целью статьи является обоснование трансформации содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в обеспечении их вклада в экономику региона. В основу проведения исследований положены общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также графический метод, метод сравнительного анализа, метод контент-анализа. Речь идёт об интеграции человеческого капитала молодого специалиста в экономику региона на основе совокупности базовых ориентиров, таких как укрепление и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей; профессиональное развитие молодёжи, содействие её занятости, трудоустройству; привлечение талантливой молодёжи в сферу НИОКР для решения стратегически значимых задач развития России.
Цель статьи заключается в рассмотрении перспектив внедрения механизма инновационного транспортного обслуживания в сфере туризма и рекреации. Описаны ключевые тренды в развитии транспортных технологий, их влияние на туристическую отрасль и потенциал для повышения качества и доступности туристических услуг. В числе основных методов исследования применялись такие методы как дискуссионный анализ, метод обобщения информации, системный метод и метод сравнительно-сопоставимого анализа. В статье подробно изучаются различные аспекты инновационного транспортного обслуживания, включая применение электромобилей, беспилотных транспортных средств и других экологически чистых технологий, развитие интегрированных транспортных систем, объединяющих различные виды транспорта, внедрение умных технологий для оптимизации маршрутов, повышения безопасности и удобства пассажиров, создание инновационных платформ для бронирования и оплаты транспортных услуг. Статья также анализирует экономические, социальные и экологические последствия внедрения инновационных транспортных решений в сфере туризма и рекреации. В заключении предлагаются практические рекомендации по развитию и реализации механизма инновационного транспортного обслуживания для достижения устойчивого развития туристической отрасли.
Необходимость проведения многосторонних комплексных исследований при формировании и реализации стратегии цифровой трансформации сельскохозяйственной отрасли в условиях глобальных трендов ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности определяется целым рядом причин: отраслевой спецификой; высокой зависимостью от природно-климатических условий; особенностями производственно-технологических и организационно-экономических процессов сельскохозяйственного производства; низким уровнем развития технологической инфраструктуры; высокой зависимостью от импорта ИТ-решений; низким уровнем цифровой компетентности и доверия к инновациям со стороны пользователей. Анализ опубликованных исследований позволил выделить наиболее востребованные и предпочтительные для внедрения в сельскохозяйственное производство цифровые технологии. Моделирование процесса трансформации стратегических направлений цифровизации сельского хозяйства в конкурентные преимущества позволило определить ключевых участников, без тесного взаимодействия которых невозможно достижение поставленных целей. Выявленные в процессе исследования недостатки методологических подходов к формированию стратегических инициатив на макро-, мезо- и микроуровнях обусловили актуальность поиска новых подходов, позволяющих повысить обоснованность принятия решений по формулированию ключевых положений стратегии. В рамках исследования проведён SWOT-анализ внедрения цифровых технологий в произ-водственно-технологические и организационно-экономические процессы сельскохозяйственного производства, результаты которого могут быть использованы в качестве информационного поля для выработки стратегических альтернатив.
Современное сельское хозяйство сталкивается с необходимостью повышения производственной эффективности в условиях растущей конкуренции, изменения климата и современных геополитических вызовов. Повышение эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий является ключевым фактором для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития аграрного сектора. В статье рассматриваются актуальные методы повышения эффективности производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий, включая внедрение инновационных технологий, оптимизацию управленческих процессов и улучшение использования ресурсов. Приводится авторский подход к формулировке определений и трактовке концептуальных положений по заявленной теме исследования. Дается оценка развития производственного потенциала сельского хозяйства Орловской области за 2015 - 2023 гг., в частности - динамики объемов производства продукции сельского хозяйства, в том числе в отраслях растениеводства и животноводства. Сделан вывод, что в регионе установилась положительная тенденция в повышении эффективности использования производственного потенциала сельского хозяйства, которая связана с привлечением инвестиций в аграрный сектор. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут служить базой для дальнейшего развития методологии оценки эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий; разработки концептуальных подходов к прогнозированию необходимого объема целевого финансирования, позволяющего повлиять на результативность производственной деятельности. С практической точки зрения, развитие и совершенствование механизма и методов оценки развития производственного потенциала в аграрном бизнесе будет стимулировать инновационную и инвестиционную активность его финансово-хозяйственной деятельности. Применение на практике результатов исследования обеспечит устойчивый рост доходности и эффективности сельскохозяйственного производства.
В данной статье рассматривается важность формирования механизма устойчивого развития промышленных предприятий через реализацию корпоративной социальной ответственности (КСО). Эволюция подходов к корпоративной социальной ответственности демонстрирует изменения в общественном сознании - от начального понимания социальной ответственности и до активного внедрения социальных программ и инициатив. Основное внимание уделяется влиянию социальных программ на удовлетворённость сотрудников, а также недостаточной оценке их результативности. Целью исследования является анализ действующей социальной политики сотрудниками промышленного предприятия в рамках реализуемой внутренней корпоративной социальной ответственности. Методика исследования включает метод анкетирования сотрудников крупной промышленного предприятия Республики Татарстан. Опрос позволил диагностировать уровень осведомлённости сотрудников о социальных инициативах и их удовлетворённости социальной политикой компании. Результаты показали, что, несмотря на общее удовлетворение социальной политикой, сотрудники имеют низкий уровень осведомлённости о социальных инициативах, что свидетельствует о необходимости повышения информированности и вовлечённости работников. Выводы исследования подчёркивают важность коллегиального договора как инструмента регулирования социальных отношений и указывают на потенциал в развитии информационного сопровождения социальной политики предприятий. В заключение предложены рекомендации по улучшению коммуникации и повышению результативности социальной политики, что будет способствовать устойчивому развитию компании.
Развитие малого предпринимательства является стратегией устойчивого социально-экономического развития страны и её регионов. Для оценки текущего состояния и перспектив развития предпринимательства, привлечения молодёжи в предпринимательскую среду необходимо проведение межрегионального анализа функционирования предприятий малого бизнеса. Анализ осуществляется на основе официальных статистических и аналитических данных с использованием современного аналитического инструментария. Цель исследования связана с проведением межрегионального экономического анализа, суть которого состоит в проведении сравнительного анализа малого бизнеса между различными регионами России. Такие методы межрегионального анализа, как сравнение, сопоставление, лучшие оценки, рейтингование, динамические ряды, сегментирование и прочие, формируют современный инструментарий информационно-аналитического обеспечения процессов управления предпринимательской сферой в менеджменте, экономико-математическом анализе, региональной экономике. Отдельные компоненты аналитического инструментария нашли своё отражение в статье на основе актуальных аналитических данных, полученных из официальных источников базы данных о предпринимательстве в России. Дан обзор публикаций, которые отражают важность аспектов проведения анализа состояния и динамики развития малого и среднего бизнеса с упором на особенности и характеристики функционирования и регулирования деятельности предприятий в новых экономических реалиях. Проведён анализ текущего состояния и перспектив развития малых предприятий в регионах страны и в новых субъектах Российской Федерации на основе методов сравнения, сопоставления, построения динамических рядов. Исходя из выявленных тенденций и закономерностей, сформулированы важные направления национальной политики в сфере предпринимательства.
В статье представлены этапы регулирования электронных муниципальных услуг, обозначены проблемы электронного взаимодействия в процессе оказания муниципальных услуг в моногородах. К таким проблемам отнесены: обязательность электронного канала связи, технические сложности из-за интернет-доступа, низкие цифровые навыки заявителей, формальные ограничения. Активное регулирование цифровизации государственного сектора обеспечило непрерывный формат оказания большинства государственных и муниципальных услуг и доступное для граждан функционирование МФЦ. Анализ показал, что использование цифрового контента при предоставлении государственных и муниципальных услуг в стране увеличивается. При выполнении исследования задействованы общенаучные методы (дедукция, индукции, анализ, синтез, методы классификации и другие) и специальные (системный подход, сравнительный статистический анализ и другие). Авторами рассмотрены предпосылки, технические и интеллектуальные возможности для открытия на базе муниципальных библиотек Цифровых центров обслуживания населения для расширения функционала предоставляемых цифровых услуг. Предложена систематизация и интеграция мер регулирования и поддержки развития портфеля муниципальных услуг для повышения качества жизни населения моногородов.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832