В статье рассматриваются события, связанные с противостоянием советских и германских войск в первые месяцы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено анализу осенне-зимних сражений за столицу СССР, победа в которых имела огромное значение для обоих воюющих государств. Для Германии было важно подтвердить в военном противостоянии с СССР уже в первый год свою военную силу, которую она применила или демонстрировала ее накануне нападения в отношении Австрии, Франции, Польши, Чехословакии и ряда других стран. А СССР было чрезвычайно важно не допустить германского блицкрига, и прежде всего падения столицы Родины - Москвы.
В связи с этим автор на основе предшествующей литературы и опубликованных и неопубликованных источников предпринял попытку реконструировать обстановку на фронтах сражений сторон, проследить направления отдельных военных ударов при проведении конкретных операций, методы ведения войны и применявшиеся воюющими сторонами средства вооружения. В итоге сделан вывод о том, что после поражения под Москвой командование германского вермахта было вынуждено перейти от быстрой к длительной войне с СССР, противником, который оказался сильнее, чем представлялся в воображении германского военно-политического руководства накануне военного нападения на Советский союз. В связи с этим сделан вывод о том, что первые семь месяцев Великой Отечественной войны стали прологом коренного перелома в победе СССР над фашистской Германией.
Идентификаторы и классификаторы
18 декабря 1940 года в секретной директиве № 21 ставки германского фюрера Адольфа Гитлера, адресованной вооруженным силам, категорично указывалось, что «германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии (“Вариант Барборосса”)» [1, с. 44].
Список литературы
1. 941: Документы и материалы: К 70-летию начала Великой Отечественной войны / сост.: Ю. А. Никифоров и др. В 2 т. Т. 1. Санкт-Петербург: Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, 2011. 415 с.
2. Дашичев В. И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки, документы и материалы / отв. ред. чл.-кор. АН СССР А. М. Самсонов. В 2 т. Т. 2. Агрессия против СССР. Падение “Третьей Империи”. 1941-1945 гг. Москва: Наука, 1973. 664 с.
3. Василевский А. М. Дело всей жизни. Москва: Воениздат, 2010. 512 с.
4. Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование / В. М. Андроников, П. Д. Буриков, В. В. Гуркин и др.; под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. Москва: Воениздат, 1993. 415 с.
5. Рейнгардт К. Поворот под Москвой / пер. с нем. Г. М. Иваницкого. Москва: Вече, 2010. 400 с. EDN: QINRQK
6. История Второй Мировой войны 1939-1945. В 12 т. Т. 4. Фашистская агрессия против СССР. Крах стратегии “молниеносной войны” / ред. колл.: Н. Г. Андроников (гл. ред.). и др. Москва: Воениздат, 1975. 536 с.
7. Русский Архив: Великая Отечественная. Т. 15(4-1). Москва: TEPPA, 1997. 464 с.
8. Невзоров Б. И. Оборона на дальних и ближних подступах к Москве // 50-летие победы под Москвой: Материалы военной научной конференции. Москва: Издательство Института военной истории Министерства обороны, 1993. С. 11-28.
9. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: Военно-исторические очерки. Кн. 1. Суровые испытания. Москва: Наука, 1998. 544 с.
10. Козлов М. В боевых рядах 13-й армии (Из записок члена военного совета) // Военно-исторический журнал. 1964. № 5. С. 53-61.
11. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 16. Оп. 946. Д. 41.
12. Хазанов Д. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. Москва: Техника-молодежи, 1999. 128 с.
13. Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. Москва: Олма-Пресс, 2001. 608 с.
14. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 500. Оп. 12462. Д. 578.
15. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 2 т. Т. 2. Москва: Олма-Пресс, 2002. 415 с.
16. Кульков Е. Н., Мягков М. Ю., Ржешевский О. А. Война 1941-1945. Факты и документы. Москва: Олма-Пресс, 2001. 478 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены проблемы формирования суверенной национальной модели образования на основе традиционной системы морально-нравственных ценностей, в которой одним из ключевых критериев состоятельности образовательной системы наряду с трансфером знаний и технологий являются ее аксиологические характеристики. Проанализировано влияние государства на образовательную сферу в связи с развитием рыночных реформ. Отмечено, что ценность образования как такового в настоящее время измеряется уровнем адаптивности как образовательного учреждения, так и выпускника к условиям жизни, определенным рыночными законами. Этому способствовали новая система финансирования учебных заведений, изменение статуса научно-педагогических работников, изменение системы управления наукой и образованием. Не умаляя значения ряда несомненных достижений реформирования образования в современной России, автор обращает внимание на целый ряд уже сформировавшихся угроз и противоречий, которые требуют своего разрешения; в частности, критически оцениваются сложившиеся практики выравнивании ролевых позиций преподавателя и обучающегося в образовательном процессе и наращивания горизонтальных связей обучающихся. На смену принципа индивидуализма и потребительски-достиженческим ориентирам в жизнь возвращаются в первую очередь нравственные императивы и традиционные смыслы. Современная парадигма сохранения российской государственности и народосбережения выводит миссию образовательных учреждений по воспитанию молодого поколения на новый уровень сложности. Важнейшую роль в трансформации системы образования играет академическая культура вуза. Она представляет собой сложное и многоуровневое взаимодействие всех участников образовательного процесса, в котором существует набор практик обучения и формируется ценностно-смысловой мир выпускника как специалиста, индивидуума и гражданина. Исследованы узловые проблемы академической культуры в современных российских вузах с точки зрения аксиологии.
В статье представлены основные понятия, применяемые в исследовании: мотивация, формирование мотивации, стимулирование поведения, мотивы, факторы стимулирования мотивации, индивидуальность, динамичность и разнообразие мотивационных факторов. Проанализирована сеть российских вузов, занимающихся подготовкой специалистов в области таможенного дела. В основу исследования положены материалы социологического опроса, проводимого коллективом преподавателей кафедры «Таможенное дело» Сибирского государственного университета путей сообщения. Опрос проводился регулярно, в течение пяти лет, с 2019 по 2023 г., в первый месяц после зачисления студентов в вуз. В данном социологическом проекте приняли участие 243 респондента. В ходе анкетирования рассматривались вопросы, связанные с географией регионов, из которых поступили студенты для обучения на выбранную специальность; определены преобладающие регионы. Запрашивались источники получения респондентами информации о вузе и выбранной специальности. С учетом реалий развития медийного пространства, как преобладающего по значению источника получения информации, появилась новая задача - развитие медиапространства кафедры «Таможенное дело». Проанализированы мотивы предпочтительного выбора специальности «Таможенное дело» при завершении обучения в средних образовательных учебных организаций, показавшие разброс и слабую осведомленность учащихся школ о специальности «Таможенное дело». Изучены места работы, предполагаемые по завершению процесса обучения, и предложения по улучшению системы информирования потенциальных абитуриентов.
Результатом научно-практического исследования является систематизация основных направлений мотивации и стимулирования выпускников школ по выбору специальности «Таможенное дело». Отмечен индивидуальный характер мотивационных факторов для каждого студента, принявшего участие в анкетировании. Сформулированы основные направления организации профориентационных мероприятий, направленных на привлечение потенциальных абитуриентов.
Олимпиадное движение в России развивается с 30-х годов прошлого столетия. Многолетняя история математических олимпиад имеет свои традиции. Система организации и проведения олимпиад школьников и студентов изменялась за время их существования в соответствии с требованиями времени. С каждым годом увеличивается количество олимпиад, совершенствуются системы их проведения, расширяется список вузов, проводящих интеллектуальные состязания, многие олимпиады становятся ежегодными. Разнообразие форм проведения позволяет вовлечь в олимпиадное движение все больше участников. На данный момент олимпиады по математике - это часть образовательной системы, которые способствуют лучшему пониманию математических дисциплин, развитию логического мышления, формированию исследовательских навыков и творческих подходов к поиску методов решения, играют важную роль в становлении личности, ее социализации, помогают лучше овладеть профессиональными компетенциями. Олимпиадное движение в России имеет богатую историю. Начиналось оно с олимпиад школьников, со временем развивалось и совершенствовалось. Студенческие интеллектуальные соревнования стали проводиться гораздо позднее, на начальном этапе их организация учитывала опыт школьных олимпиад. В статье проанализирована преемственность школьных и студенческих олимпиад, их общие и отличительные характеристики. На примере участия студентов СибГУТИ в математических олимпиадах с 2002 по 2023 годы продемонстрировано развитие студенческого олимпиадного движения - значительное увеличение количества вузов, проводящих олимпиады, появление новых форм и форматов.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления отраслевыми вузами профессиональной турбулентности в связи с развитием технологий пятой промышленной революции, которую отличает когнитивный характер. Такого рода турбулентность, вызываемую сближением человеческого и машинного интеллектов, будет усиливать исторически тесная связь с конкретными отраслями производства. Причина заключается в том, что инновационное развитие отраслевых корпораций предусматривает конвергентную эволюцию, порождающую корпоративные и промышленные метавселенные. Цель статьи - показать один из возможных путей эволюции отраслевого вуза в преддверии когнитивной эпохи. В исследовании раскрывается сущность эволюции отраслевого вуза в связи с периодизацией когнитивных революций сферы образования. Подчеркивается, что этот процесс предполагает развитие в отраслевой научно-образовательный комплекс по модели «фабрика знаний». Важными элементами гибридной среды данного комплекса рассматриваются искусственные интеллектуальные агенты, которые выполняют не просто вспомогательные функции, а являются ключевой составляющей когнитивных процессов преподавателей и студентов. На концептуальном уровне интеграция человека и машины обеспечивается посредством разделяемых отраслевых онтологий. Более отдаленное будущее, связанное с созданием метавселенной отраслевого научно-образовательного комплекса как взаимоувязанных в экосистему цифровых платформ, не отрицает онтологического подхода. В основу такой экосистемы полагаются метаонтологии, позволяющие объединить сквозные технологии в единую инфраструктуру. Очевидно, что реализация описанной модели отраслевого вуза требует существенных изменений компетентностной модели преподавателя. Таким образом, вывод на передний край эволюции отраслевого вуза категории «знание» будет стимулировать проведение научных исследований, посвященных разработке онтологий в интересах высокотехнологичных и наукоемких отраслей производства.
В статье рассматривается воспитательное значение монгольских народных сказок. Каждый народ издревле воспитывал своих детей посредством сказок. Сказки подходят для всех возрастов. Маленькие дети, которые растут, слушая сказки, воспитываются трудолюбивыми, смелыми, честными, умеющими различать хорошее и плохое. Сказки также важны для развития речи и мышления детей. Сказки о животных и птицах подходят для детей младшего возраста, волшебные и героические истории - для средних классов, а юмористические истории - для старших классов.
Молодых людей сказки учат правилам дружбы, достойному образу жизни, и в конечном счете - жизненной мудрости. Из сказок мы узнаем о гармонии дружбы и братском согласии. В одной из монгольских народных сказок два брата поддерживают друг друга в создании государства. Младший брат становится ханом, а старший брат помогает ему править, преодолевая препятствия и поддерживая начинания. Так сказка дает пример братского согласия и нерушимого социального порядка, достигаемых в единстве.
Пожилые люди тоже любят сказки. Люди старшего возраста могут по-настоящему понять красоту истории и ее ценностное содержание, сохранить важные идеи в связи поколений. Культура, которую монголы передают своим детям через сказки, является семейной культурой. Помимо отражения разнообразных событий человеческой жизни, важнейшим содержанием сказок являются высшие идеалы нравственности и эстетики. Сказки становятся способом воспитания в людях стремления к семейному сотрудничеству, любви и заботы, братства, родственного единства и гармонии.
Рассмотрено культурологическое понятие традиции. Показано, что основное содержание традиции состоит в передаче от одних субъектов к другим паттернов внешних и внутренних действий и тем самым в обеспечении воспроизводства определенных форм деятельности в культуре. Функции традиций в культуре состоят в том, что они выступают как основание деятельности, позволяя осуществлять новации на уже имеющейся базе; консолидируют сообщества на всех уровнях, от малых групп (семейные традиции) до цивилизационного единства; служат механизмом интеграции индивида в культуру и формирования его идентичности. Дано описание формирования традиций в культуре с позиций социального конструктивизма. Традиции могут целенаправленно создаваться и внедряться в жизнь общества, вплоть до практики «изобретения традиций», но станет ли традиция частью культуры, зависит от ряда факторов, важнейшим из которых является органичность предлагаемой формы социального действия общему укладу и базовым ценностям культуры. Успешно приживаются традиции, которые отвечают уже сформировавшимся потребностям сообщества, например, в социально поддерживаемом и общезначимом способе выражения тех или иных эмоциональных переживаний. Таким образом, традиция является объективно-субъективным феноменом, обладающим как целевой, так и ценностной рациональностью, причем при длительном существовании традиции в культуре приоритетной становится именно ценностная рациональность. На этой основе предложено определить некоторые традиции отечественного образования как соответствующие его базовым ценностям.
В статье рассматривается общественно-политическая деятельность одного из ярких представителей революционного народничества 1870-х гг. в России Дмитрия Александровича Клеменца. После возвращения из эмиграции, где он скрывался от преследования полиции в связи со своей активной пропагандистской антиправительственной деятельностью, в Россию Д. А. Клеменц начал активное сотрудничество в главном печатном органе революционных народников 1870-х гг. - журнале «Земля и Воля», фактически став его главным редактором. Его перу принадлежали передовые статьи, фельетоны. Также Дмитрий Александрович писал статьи и делал переводы с иностранных языков для легальных изданий и даже участвовал в организации побега члена организации «Земля и Воля» Веры Засулич. После нескольких неудачных попыток разыскать и арестовать Д. А. Клеменца усилия полиции увенчались успехом: в 1879 г. он был арестован. На протяжении более двух лет велось дознание и следствие. Дмитрий Александрович обвинялся в активной антиправительственной пропаганде в связи с ранее прошедшим «процессом 193-х», а также в руководстве изданием нелегального журнала «Земля и Воля». Он содержался в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. После покушения А. К. Соловьева на Александра II Д. А. Клеменца также привлекли к этому делу в качестве обвиняемого. Оба дела, по которым он привлекался, объединили в одно - «дело 58-ми». В результате Д. А. Клеменц был приговорен к высылке в Восточную Сибирь под надзор полиции.
Первая мировая война, революционные события 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война 1918-1920 гг. оставили неизгладимый след в истории России. Эти годы отличались крайней противоречивостью и полнотой драматизма. В орбиту этих событий были вовлечены многие народы Российской империи, в том числе и туркмены, которые принимали непосредственное участие в этих драматических событиях. Однако, несмотря на важные перемены, произошедшиe на туркменской земле после ее включения в состав Российской империи, сами туркмены в своем развитии продолжали оставаться почти на стадии общинно-родового строя. В силу этого туркменская элита не всегда понимала суть происходивших вокруг военно-политических событий. Поэтому в начальный период Гражданской войны подавляющее большинство туркмен выступало за старую власть, так как к ней уже успели привыкнуть, а наименьшая ее часть - за власть большевиков. В статье на основе ранее неопубликованных источников из фондов государственных и ведомственных архивов прослеживается жизненный путь одного из активных участников Гражданской войны в Туркменистане 1918-1920 гг., народного вождя из Тедженского оазиса Эзис хана Чапыкова (1887-1919), в биографии которого до сих пор присутствует немало «белых пятен». На основе этих материалов уточнены отдельные детали биографии указанного деятеля, связанные с его участием в братоубийственном противостоянии и трагической гибели в 1919 г. Теоретическая основа исследования -сочетание военной антропологии, проблемного и сравнительно-исторического методов. Подводя итоги, автор дает оценку личности Эзис хана на фоне противоречивой эпохи, в которую жил этот военный и политический деятель.
Издательство
- Издательство
- СГУПС
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630049, Новосибирская обл, г Новосибирск, Заельцовский р-н, ул Дуси Ковальчук, д 191
- Юр. адрес
- 630049, Новосибирская обл, г Новосибирск, Заельцовский р-н, ул Дуси Ковальчук, д 191
- ФИО
- Манаков Алексей Леонидович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@stu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://www.stu.ru/